Йоси Гольдштейн
![]() | Судя по всему, основной автор этой статьи тесно связан с ее предметом. ( Август 2022 г. ) |

Йоси Гольдштейн (ивр. Йоси (Йосеф) Гольдштейн, родился в 1947 г.) [ 1 ] ) — израильский историк и биограф. Исследования Гольдштейна сосредоточены на современной еврейской истории, истории сионизма и истории государства Израиль . Гольдштейн — профессор факультета социальных наук и гуманитарных Университетского центра Ариэля . [ 2 ] Он опубликовал биографии Эли Горовица , [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Леви Эшколь , [ 6 ] Ицхак Рабин [ 7 ] [ 8 ] и Голда Меир . [ 2 ] [ 9 ]
Биография
[ редактировать ]Йозеф (Йосси) Гольдштейн родился в Хайфе . Он служил в кадровой армии парашютистом , а в 1974 году получил степень бакалавра искусств (BA) по русистике в Еврейском университете в Иерусалиме . Работая в магистратуре Еврейского университета, Гольдштейн написал диссертацию на тему «Отношения Израиля с ООП , 1964-1969 годы». В 1982 году он получил докторскую степень в Еврейском университете в Иерусалиме на основе своих исследований сионистского движения в России в 1897-1904 годах. [ 10 ] В 1984—1999 годах Гольдштейн преподавал в Хайфском университете . В 1977—1992 годах преподавал в Открытом университете Израиля . Гольдштейн — профессор факультета социальных наук и гуманитарных Университетского центра Ариэль . [ 1 ]
Гольдштейн женат на психологе Оре Тамар, урожденной Фоа. У Гольдштейна пятеро детей, одна из них, журналистка Тани Гольдштейн, от первой жены, художницы Сары Сапан, и четверо от Оры: танцовщица Авигайль Илан; художница Анат Берман; Ури Гольдштейн, студент; и музыкант Йонатан Гольдштейн .
Современная еврейская история
[ редактировать ]Гольдштейн выделяет пять событий, важных для современной еврейской истории. Все они переплетены и оказали решающее влияние на затруднительное положение евреев со второй половины XVIII века: эмиграция , эмансипация , культурная революция, антисемитизм и сионизм. Каждое из этих событий оказало драматическое влияние на последующие события еврейской истории. В книге Гольдштейна «Еврейская история в наше время» [ 11 ] пять событий рассматриваются подробно. Эмиграция изменила географическое распространение еврейской диаспоры , в течение последних двух столетий вытеснив главный центр евреев из Восточной Европы – из России и Польши – в Соединенные Штаты и Государство Израиль. Гольдштейн утверждает, что эмиграция была вызвана финансовыми соображениями, равноправием, антисемитизмом, сионистским движением и рождением государства Израиль.
Гольдштейн также исследует рост и развитие еврейской общины в США , зарождение сионизма, антисемитизма и взаимное смешение религии и национализма в еврейском обществе. Эмансипация или равные права, которые были предоставлены евреям в европейских странах в течение десятилетий после Французской революции , наряду с культурной революцией, которую они пережили после этих изменений, способствовали их интеграции в европейское и американское общество. Первичным результатом этих процессов стала секуляризация еврейского общества, начало которой относится еще к периоду Хаскалы ( еврейского Просвещения ) в первой половине XVIII века. Это стало основой еврейского существования как в культурном, так и в социальном плане в течение двадцатого века. Ортодоксальная община внутри еврейского общества сокращалась, становясь все более и более меньшинством. Современный антисемитизм объясняется Гольдштейном как развитие, связанное с тремя процессами:
I. Историческое прошлое евреев, их рассеяние в диаспоре и их экономическая деятельность, а также встреча между христианской и иудейской религией ;
II. модернизация европейского общества и особенно некоторые сопутствующие ей события, которые становились все более и более выраженными, начиная с 1870-х годов, такие как усиление секуляризирующих процессов, прогресс современной науки и демократизация европейского общества;
III. драматические изменения в еврейском обществе , которые были связаны с экономической деятельностью евреев и растущей секуляризацией . Все это вместе составило основу современного антисемитизма, который достиг своего апогея во время Холокоста европейского еврейства во время Второй мировой войны .
Гольдштейн объясняет возникновение сионизма и его успех частью развития европейского национализма и основания современных национальных движений в период после Французской революции, наряду с экономическим развитием евреев и ростом современного антисемитизма. Эти события привели к созданию « Ховевей Цион », первого еврейского национального движения, а также к созданию сионистского движения, основанного Теодором Герцлем . Возникновение сионистского движения наряду с эмиграцией, секуляризацией и антисемитизмом ускорило реализацию на практике сионистской идеи и создание государства Израиль.
История сионизма
[ редактировать ]Другой корпус исследовательских работ Гольдштейна посвящен истории сионизма в его начальный период с упором на сионистское движение, развившееся в Восточной Европе . По утверждению Гольдштейна, основа еврейского национального движения возникла именно в царской России и нигде больше. Действительно, именно Герцль, воспитанный в лоне немецко-центральноевропейско-еврейской культуры, посредством шагов, предпринятых им для создания Сионистской организации, был тем, кто основал движение, которое в конечном итоге легло в основу роста сионизма и создания государства Израиль.
Однако большинство членов движения были выходцами из России, и Россия была местом, где разворачивалась наиболее важная деятельность движения. Со времен Герцля лидеры движения, от Хаима Вейцмана до Давида Бен-Гуриона , родились и выросли в царской империи . Культура черты оседлости глубоко укоренилась в их существе. В девяти книгах и десятках статей, которые он опубликовал, Гольдштейн с разных точек зрения рассматривает, как рост сионизма в России превратил это движение в движение, которое в конечном итоге привело к основанию Государства Израиль.
В опубликованной докторской диссертации о первых годах сионистского движения в России [ 12 ] и в десятках статей, [ 13 ] Гольдштейн описывает причины роста сионизма в России после первоначального основания движения, идеологию, принятую членами движения, и особенно их вклад в Сионистскую организацию. Суть аргумента, который раскрывает Гольдштейн, исходит из того, что развитие движения именно в черте еврейских поселений, а не где-либо еще, было продиктовано конкретными социальными и экономическими процессами, которые затронули евреев, живших там в то время. Это сочеталось с особым отношением царских властей к евреям, о котором говорит Гольдштейн в своей книге « Меморандум Лопухина ». [ 14 ]
Гольдштейн показывает, что идеология, свойственная сионистам России, развилась после основания сионистского движения. Это был « практический сионизм » в отличие от « политического сионизма » Герцля. Эта восточноевропейская идеология, возникшая в результате затруднительного положения еврейской общины черты оседлости, оказала влияние как в социальном, так и в культурном отношении, а также повлияла на руководство. Биография Менахема Усышкина , [ 15 ] выдающегося российского сионистского лидера того времени, а также многочисленные статьи, написанные Гольдштейном, разъясняют различия между двумя идеологиями, а также подробно описывают практическую и политическую деятельность, которой занимались «практики-сионисты». В рамках той же дискуссии в написанной им биографии Ахад Ха-Ама : [ 16 ] в своей книге об Ахад Ха-Аме и Герцле, [ 17 ] и в многочисленных статьях Гольдштейн обнаруживает, что культурные различия, которые кристаллизовались между российскими членами движения ( Ост-Юден ) и сионистами Центральной Европы, возглавляемыми Герцлем ( Западные Юден ), создали далеко идущий культурный барьер между две группы. Это ясно выдвинулось на первый план в глубоком политическом кризисе, возникшем в связи с « Предложением Уганды ». [ 18 ]
История Государства Израиль
[ редактировать ]Третий блок исследований посвящен истории Государства Израиль в ранний период. Гольдштейн написал биографии семи важных фигур с первых дней существования государства: трех премьер-министров – Леви Эшколя , [ 19 ] Голда Меир , [ 20 ] и Ицхак Рабин [ 21 ] – занимал должность в разное время в 1963–1995 годах; и четыре дополнительные биографии выдающихся деятелей политики, экономики, промышленности и науки Государства Израиль. [ 22 ]
Гольдштейн написал учебники для разных возрастов и уровней, начиная с учащихся младших классов средней школы, заканчивая старшими классами и, наконец, удовлетворяя потребности студентов колледжей.
Публикации
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Ю. Гольдштейн, Бен цион ле-ционут, толдот ха-тенуах ха-циёнит, 1881–1914 [Между Сионом и сионизмом: история сионистского движения, 1881–1914], тома 1–5, Тель-Авив: Открытый университет Израиля, 1979-1981 гг.
- Ю. Гольдштейн, редактор, введение и комментарии, Dat u-leumiyut ba-tenuah ha-tziyonit, 1881–1912 [Религия и национализм в сионистском движении, 1881–1912], Тель-Авив: Открытый университет Израиля, 1982. (395 страниц).
- Ю. Гольдштейн, М. Юнгман, изд., введение и комментарии, Йехудей артцот-ха-брит, 1820–1880, Шаар I [Евреи США, 1820–1880, Часть I], Тель-Авив: Открытый университет Израиль, 1986 (105 страниц).
- Ю. Гольдштейн, М. Юнгман, изд., введение и комментарии, Иехудей артцот-ха-брит, 1880–1914, Шаар II [Евреи США, 1880–1914, Часть II], Тель-Авив: Открытый университет Израиль, 1986 г. (240 стр.).
- Ю. Гольдштейн, Sineat yisrael ve-antishemiyut [Ненависть к евреям и антисемитизм], тома 1–5, Тель-Авив: Открытый университет Израиля, 1986–1987.
- Ю. Гольдштейн, Тазкир Лопухин [Меморандум Лопухина], Иерусалим: Издательство Динур-Центра, Еврейский университет Иерусалима, 1988 (академическое издание, 188 страниц).
- Ю. Гольдштейн, Бен ционут мединит ле-циёнут маасит, ха-тенуах ха-циёнит бе-руссия бе-решитах [Между сионизмом политическим и практическим: первые годы сионистского движения в России], Иерусалим: Магнес Пресс, Ха-сифрия ха-ционит, 1991 (256 страниц, мягкая обложка, твердый переплет).
- М. Циммерман, Ю. Гольдштейн, Historiyah shel ha-meah ha-esrim, ha-olam ve-ha-yehudim ba-dorot ha-acharonim, 1880-1914 [История двадцатого века: мир и евреи в новейшие времена, 1880–1914], Иерусалим: Центр Залмана Шазара, 1992 (370 страниц).
- Ю. Гольдштейн, Ахад ха-Ам, биография [Ахад Ха-Ам: Биография], Иерусалим: Keter Publishers, 1992 (511 страниц).
- Ю. Гольдштейн, Бен цион ле-циёнут – толдот ха-тенуах ха-циёнит 1881–1914 [Между Сионом и сионизмом: история сионистского движения, 1881–1914], тома 1–4, Тель-Авив: Открытый университет Израиль 1994-2000 гг.
- 2005, (Дж. Гольдштейн, Еврейская история в наше время, Брайтон: Sussex Academic Press, 1996 (224 страницы, твердый переплет, мягкая обложка 2005 г.).
- Мекимим Медина [Создание государства], изд. Н. Барзель, Тель-Авив: Ха-кибуц ха-меухад, 1997, стр. 9–64.
- А. Думка, изд., Ха-олам ве-хаехудим ба-дорот ха-Ахароним, 1920–1970 [Мир и евреи в новейшие времена, 1920–1970], Часть I, Иерусалим: Центр Залмана Шазара, 1998 (287) страниц, из них около 150 написаны Ю. Гольдштейном).
- А. Думка, изд., Ха-олам ве-хаехудим ба-дорот ха-Ахароним, 1920–1970 [Мир и евреи в новейшие времена, 1920–1970], Часть II, Иерусалим: Центр Залмана Шазара, 1999 (333) страниц, из них около 100 написаны Ю. Гольдштейном).
- (Ю. Гольдштейн, Усышкин, биографии [Усишкин: Биография], Часть 1, Иерусалим: Магнес Пресс, 1999, (308 с.
- Ю. Гольдштейн, Усишкин, биографии [Усишкин: Биография], Часть 2, Иерусалим: Magnes Press, 2001 (240 страниц).
- Yosef Goldstein, Istoriya sionistkogo dvizheniya, 1881-1914, Kniga 1-5 [History of the Zionist Movement, 1881-1914, Books 1-5, Rus. transl.], Tel-Aviv: The Open University of Israel, 2001-2006.
- Ю. Гольдштейн, Ха-бегида бе-эрец ха-бехира [Предательство Земли выбора], Иерусалим: Keter Publishers, 2002 (272 страницы).
- Ю. Гольдштейн, Эшколь, биографии [Эшколь: Биография], Иерусалим: Keter Publishers, 2003 (789 страниц).
- Ю. Гольдштейн, Рабин, биографии [Рабин: Биография], Тель-Авив: Schocken Books, 2006 (590 страниц).
- Ю. Гольдштейн, изд., Manhigut be-itot milchamah [Лидерство во время войны], Яд Хаим Вейцман, Публикации Министерства безопасности, 2008 г. (229 страниц).
- А. Думка, Ю. Гольдштейн, Х. Урбах, Ц. Гольдберг, Ха-леумиют, решит ха-дерех [Национализм: вступая в путь], учебник для старших классов, Иерусалим: Центр Залмана Шазара, 2008.
- А. Думка, Х. Урбах, Ц. Гольдберг (авторы: Ю. Гольдштейн, М. Голани, Ю. Дрор, Ю. Витц, Х. Саадон), Боним мединах ба-мизрах ха-тихон, ха-леумийт II [Построение государства на Ближнем Востоке: Национализм II] , учебник для старших классов средней школы, Иерусалим: Центр Залмана Шазара, 2009.
- Ю. Гольдштейн, редактор, Йосеф Даат, Мечкарим Бе-История Иегудит Модернит Мугашим Ле-Профессор Йосеф Салмон Ле-Чаг Йовло, Университет Беэр-Шева, 2010.
- Йоси Гольдштейн, Арье Даян, Кареу ло яп, Яаков Арнон, бен Амстердам ли-иерушалаим [Его звали Яап: Яаков Арнон между Амстердамом и Иерусалимом], Тель-Авив: Хакибуц Ха-Меухад, 2010 (262 страницы).
- Ю. Гольдштейн, Ахад ха-ам ве-герцль: Ха-маавак аль офйах ха-полити ве-ха-тарбути шел ха-циёнут бе-цель «паршат альтнеуланд» [Ахад ха-Ам и Герцль: Борьба за политическую и Культурный профиль в тени «Эпизода Альтнойланда»], Иерусалим: Издательство Динур-Центра, Центр Залмана Шазара, 2011 (237 страниц).
- Ю. Гольдштейн, Эли Горовиц, Тель-Авив и Иерусалим: Schocken Books, 2012.
- Ю. Гольдштейн, Голда, биографии [Голда: Биография], Университет Бен-Гуриона, 2012 (649 страниц).
- Ю. Гольдштейн, Ану хайину ха-ришоним, толд хибат цийон, 1881-1918 [Мы были первыми: История Ховевей-Циона, 1881-1918], принято Моссадом Бяликом, 2016 г. (420 страниц).
- Ю. Гольдштейн, Майкл Села , Schocken Books (принято издательством Schoken, 2013).
- Йоси Гольдштейн, Бен-Гурион, Биография, два тома. бар Илан Университетское издательство 2019
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Биография автора: Йосси Гольдштейн (на иврите). Книги Кетер.
- ^ Перейти обратно: а б Хаим Левинсон. Левые взгляды не мешают профессорам преподавать в Ариэле . Гаарец. 17 августа 2012 г.
- ^ Йорам Габисон. Эли Гурвиц: История победителя . 18 июня 2012 г.
- ^ Ривлин, Йоси. Эли Горовиц (обзор книги). Глобальный отчет. 09.11.2012
- ^ Гали Вайнреб, Янив Магал. Гурвиц отстранил Макова после неудавшегося путча Тевы, утверждает биография . Глобусы. 14 июня 2012 г.
- ^ Майкл Бар-Зохар. Он потянул за веревочки . Гаарец. 2007 год
- ^ Профессор Йехиам Вайц. Биография / Случайный герой . (Рецензия на книгу). Гаарец. 2007.
- ^ Мрачная картина Рабина . Гаарец. 2007 год
- ^ Один после Бен-Гуриона Гаарец. 2003. (На иврите)
- ^ Дж. Гольдштейн, Сионистское движение в России, 1897-1904, иврит, 485 стр., 1982. Консультанты: профессор Шмуэль Эттингер, профессор Йонатан Френкель, Еврейский университет.
- ^ Дж. Гольдштейн, Современная еврейская история (на английском языке), Sussex Academic Press, Брайтон, 2005 г. (224 страницы, твердый переплет)
- ^ Дж. Гольдштейн, От политического к практическому сионизму, Начало русского сионизма, Magnes Press, Публикация сионистской библиотеки, Иерусалим, 1991 (256 страниц).
- ^ См., например: 2. Дж. Гольдштейн, «Дело Уганды — дальнейшие аспекты», Zion, 48, 4 (1983), стр. 407-425.;5. Дж. Гольдштейн, «Некоторые социологические аспекты российского сионистского движения в его зарождении», Еврейские социальные исследования, XLVII, № 2 (1985), стр. 167-178; 9. Дж. Гольдштейн, «Герцль и русские сионисты: неизбежный кризис?», [на английском языке], Исследования современного еврейства, II (1986), стр. 208-226; 16. Дж. Гольдштейн, «Начало сионистского движения в Конгрессе Польши: победа хасидов над сионистами?» [английский язык], Polin, 5 (1990), стр. 114-130.
- ^ Дж. Гольдштейн, Меморандум Лопушина, Отчет российской тайной полиции о сионистском движении (1897-1902), Dinur Center Press, Еврейский университет, Иерусалим, 1980 (270 страниц, мягкая обложка).
- ^ Дж. Гольдштейн, Биография Усишкина, том 1: Русский период, 1863-1919, The Magnes Press, Еврейский университет, Иерусалим, 1999 (308 страниц, твердый переплет); Дж. Гольдштейн, Биография Усишкина, том 2: Эрец Исраэль, 1919–1941, The Magnes Press, Еврейский университет, Иерусалим, 2001 г. (239 страниц, твердый переплет).
- ^ Дж. Гольдштейн, Ахад Хаам, Биография, Keter Press, Иерусалим, 1992 (511 стр.), твердый переплет.
- ^ Дж. Гольдштейн, Ахад Хаам и Герцль: борьба за политическую и культурную природу сионизма в тени «дела Альтенеуланда», Центр еврейской истории Залмана Шазара, Иерусалим, 2011 г. (235 страниц)
- ↑ См., например: Гольдштейн Дж. «Отношения между «Одесским комитетом» и сионистским движением и Герцль: Яблоко падает недалеко от дерева?» Хазионут 10 (1985), стр. 33–52; Дж. Гольдштейн, «Герцль и русские сионисты: неизбежный кризис?», [на английском языке], Исследования современного еврейства, II (1986), стр. 208–226; Дж. Гольдштейн, «Статус Ахад Хаама до тех пор, пока Герцль не подал иск о клевете против Маргалита», Сион, 52, 4 (1987), стр. 481-487; Дж. Гольдштейн, «Ахад Хаам: политический провал?» [англ.] Jewish History, 4 (1990), стр. 33-48; Дж. Гольдштейн, «Бней Моше: История тайного ордена», Сион, 57, 2, (1992), стр. 175–205; Дж. Гольдштейн, «Ахад Хаам в исторической перспективе» [на английском языке], Исследования современного еврейства, VIII (1994), стр. 168–180. Опубликовано также на немецком языке: «Ахад Хаам в Historischer Sicht», Judischer Almanach, 3, 1994, стр. 42–61; Ю. Гольдштейн, «Восточные евреи против западных евреев: спор Эхад Хаам – Герцль и его культурные и социальные последствия», Jewish History, 24 (2010), стр. 355-377.
- ^ Дж. Гольдштейн, Эшколь, Биография, Издательство «Кетер»**, Иерусалим, 2003 г. (789 страниц, твердый переплет).
- ^ Дж. Гольдштейн, Голда, Биография, , Университет Бен-Гуриона, Негев Пресс, Беэр-Шева, 2012 (649 стр.),
- ^ Дж. Гольдштейн, Рабин, Биография, Издательство Schocken, Иерусалим и Тель-Авив, 2006 г. (680 страниц, твердый переплет).
- ^ Дж. Гольдштейн, Предательство земли обетованной, Издательство Кетер, Иерусалим, 2002 г., 272 стр; Дж. Гольдштейн, Арье Даян, Его звали Яап, Джейкоб Арнон из Амстердама в Иерусалим, Хакибуц Хамеухад, Тель-Авив, 2010 г. (262 страницы); Дж. Гольдштейн, Эли Гурвиц, Биография, издательство Schocken, Иерусалим и Тель-Авив, 2012 г. (368 страниц); Дж. Гольдштейн, Майкл Села, биография, издательство Schocken, Иерусалим и Тель-Авив (368 страниц).