Джон Хольцманн
Джон Хольцманн | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 28 апреля 1914 г. | ( 31 год
Тело обнаружено | Москва , Российская Империя |
Место отдыха | Вайсензее |
Другие имена | Сенна Хой |
Уголовное наказание | Пятнадцать лет каторжных работ |
Йоханнес Хольцманн (30 октября 1882 — 28 апреля 1914) — немецкий писатель-анархист и активист, обычно известный под псевдонимом Сенна Хой .
Ранняя жизнь и Берлин
[ редактировать ]Хольцман родился 30 октября 1882 года в Тухеле , Пруссия (ныне Тухола, Польша ), происходил из буржуазной еврейской семьи. Переехав в Берлин, он сначала стал учителем религии. Как и многие интеллектуалы на рубеже веков, он чувствовал себя угнетенным ограничительной моралью, царившей тогда в немецком обществе. Он оставил преподавание в 1902 году и основал Лигу прав человека ( Bund für Menschenrecht , на немецком языке) в 1903 году. [ 1 ]
Он решил полностью посвятить себя писательской деятельности и политической активности с анархистской точки зрения. В 1904 году он опубликовал буклет под названием «Das dritte Geschlecht» («Третий пол»). В нем он атаковал гомофобию, возложив большую часть вины на религию. Прежде всего, текст был задуман как образовательный и охватывал эволюцию, биологию и проблемы, с которыми тогда сталкивались гомосексуалы. С 1904 по 1905 год Хольцман редактировал журнал Der Kampf: Zeitschrift für gesunden Menschenverstand ( «Борьба: Журнал за здравый смысл »). Хотя журнал не издавался какой-либо конкретной организацией, он имел анархистские взгляды. Помимо художественных рассказов, Der Kampf публиковал статьи на различные темы, в том числе многие о гомосексуализме. Среди его авторов были Эльза Ласкер-Шюлер , Герварт Вальден , Франц Пфемферт , Петер Хилле и Эрих Мюзам , и, в лучшем случае, его тираж достигал 10 000 экземпляров. За это время Хольцманн написал статью под названием «Die Homosensität als Kulturbewegung» («гомосексуальность как культурное движение»). Он утверждал, что право на неприкосновенность частной жизни предполагает, что «никто не имеет права вмешиваться в частные дела другого человека, вмешиваться в его личные взгляды и ориентации, и что, в конечном счете, никого не касается, что делают в своих домах двое взрослых по добровольному согласию». ." Он напал Параграф 175 немецкого уголовного кодекса, устанавливающий уголовную ответственность за гомосексуальные действия. [ 2 ]
Для него борьба против запрета гомосексуальных действий была частью более широкой борьбы за эмансипацию. Он не согласился с основным социалистическим движением, а именно с Социал-демократической партией Германии (СДПГ), которая считала отмену параграфа 175 второстепенной проблемой. Он также выступил против тактики СДПГ по насильственному изгнанию геев, такой как сталелитейный магнат Фридрих Альфред Крупп , с целью добиться отмены параграфа 175. Он назвал эту тактику «непристойным оружием», заявив, что любой, кто ее применяет, «готов убрать почву из-под своих ног, практикуя ту самую несправедливость, против которой он выступает». Он также не согласился со многими другими немецкими активистами за права геев, такими как Адольф Бранд , который не рассматривал их борьбу как часть более широкого движения. [ 3 ] Взгляды Хольцмана не были полностью бесспорными и в немецком анархистском движении. Макс Неттлау и Густав Ландауэр , оба известные анархисты, подвергли критике Der Kampf . сексуальную политику [ 4 ]
Во время своего пребывания в Берлине он знал ряд известных писателей и представителей богемы . Он был очень близким другом Эльзы Ласкер-Шюлер, известной поэтессы-экспрессиониста. Именно она дала ему прозвище Сенна Хой , противоположное его имени, но также придумала для него несколько других домашних кличек. Эрих Мюзам также очень уважал Хольцмана, хотя иногда критиковал его за «несколько причудливое и авантюрное поведение». Австрийский анархист Пьер Рамус называл его «самым неутомимым богемным пролетарием немецкоязычного анархистского движения». [ 5 ] Работы Хольцмана неоднократно подвергались цензуре со стороны прусских властей. Из 25 номеров Der Kampf 11 были запрещены. В 1905 году Хольцманн бежал из Пруссии и переехал в Цюрих, Швейцария. Источники расходятся во мнениях относительно того, что заставило его бежать. По словам Вальтера Фэндерса, профессора немецкой литературы, это произошло потому, что он написал короткий текст, который можно было интерпретировать как изображение гомосексуального контакта. Оно должно было быть опубликовано в Der Kampf . Однако выпуск был запрещен и конфискован, поскольку был признан непристойным. В то же время и по той же причине правительство конфисковало рисунки обнаженной натуры художника Фидуса и запретило стихотворение «Die Freundschaft» («Дружба») Фридриха Шиллера , одного из самых известных поэтов в истории Германии. Хольцмана приговорили либо к уплате штрафа, либо к шести дням тюремного заключения. Вместо этого он решил бежать из Пруссии и переехать в Швейцарию. [ 6 ] Однако, по словам журналиста Стефана Отто, за ним следила полиция. Раздраженный этим, он написал письмо начальнику берлинской полиции, угрожая ударить по лицу следующего человека, которого он поймает на шпионаже за ним. За это его приговорили к четырем месяцам тюремного заключения, но он решил бежать, а не отбывать наказание, по словам Отто. [ 7 ]
Цюрих
[ редактировать ]Оказавшись в Цюрихе, он работал в газете Der Weckruf ( «Тревожный звонок» ). Его снова арестовали и депортировали. Он тайком вернулся в Швейцарию. Он пытался скрываться, инсценировав собственную смерть. Он написал себе некролог, утверждая, что был убит во время побега заключенных. После того, как это было разоблачено, он был опозорен даже на анархической сцене. Поэтому он решил покинуть Цюрих. Проведя пару месяцев в Париже, он решил переехать в Россию. [ 8 ]
Россия и смерть
[ редактировать ]Он выбрал Россию, сообщив о русской революции 1905 года в Der Kampf , потому что считал, что будущее Европы зависит от исхода революционных событий в этой стране. Он присоединился к анархистской федерации в Польше, тогда входившей в состав Российской империи. Он помогал этой организации в течение нескольких недель, грабя богатых торговцев, чтобы финансировать деятельность группы. В июне 1907 года его поймали и приговорили к пятнадцати годам каторжных работ. Вернувшись в Германию, адвокаты и друзья Хольцмана начали кампанию по обеспечению его свободы, прежде всего Эльза Ласкер-Шюлер. Она также собирала деньги, чтобы поехать в Россию и навестить его. Она сделала это в 1913 году. Ей удалось встретиться с ним в сумасшедшем доме под Москвой. Его сторонникам, которые годами боролись за его освобождение, наконец удалось убедить российские власти отпустить его. Однако немецкие власти отказались впустить его обратно в страну, поэтому он был вынужден оставаться под стражей в России. Тем временем здоровье Хольцмана ухудшилось. Он страдал от недоедания и тифа и умер 28 апреля 1914 года. [ 9 ]
После смерти Хольцмана Карл Либкнехт , лидер социалистов и член рейхстага , начал парламентское расследование того, почему Хольцману не разрешили вернуться в Германию. Франц Пфемферт номер социалистического журнала Die Aktion посвятил Хольцману . Ласкер-Шюлер написала о своем визите стихотворение под названием «Дер Малик». Тело Хольцмана было возвращено в Берлин и похоронено на еврейском кладбище Вайсензее . [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Фендерс, Вальтер (1995). «Анархизм и гомосексуальность в Германии Вильгельма: Сенна Хой, Эрих Мюзам, Джон Генри Маккей». Журнал гомосексуализма . 29 (2–3): 117–154. дои : 10.1300/J082v29n02_05 . ISSN 0091-8369 . PMID 8666752 .
- Кон, Джесси (21 апреля 2009 г.). «Эй, Сенна (1882–1914)». В Нессе, Иммануил (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста: с 1500 года до наших дней . Уайли-Блэквелл. п. 1609. ИСБН 9781405184649 .
- Отто, Стефан (1 ноября 2011 г.). «Дикая собака » . Еженедельная газета (на немецком языке) . Проверено 27 апреля 2012 г.
- 1882 рождения
- 1914 смертей
- Немецкие евреи XIX века
- Писатели-анархисты
- Смерти от тифа
- Немецкие анархисты
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкие политические писатели
- Еврейские анархисты
- Еврейские немецкие писатели
- Немецкие активисты за права ЛГБТ
- Люди из Тухолы
- Люди из Западной Пруссии
- Смерти от голода
- ЛГБТ-анархизм