Мэтью Брисбен
Мэтью Брисбен | |
---|---|
Рожденный | 1787 |
Умер | 26 августа 1833 г. | ( 1833-08-26 )
Род занятий | Моряк , тюлень |
Мэтью Брисбен (1787 – 8 августа 1833) был шотландским мореплавателем, охотником на тюленей и заметной фигурой в ранней истории Фолклендских островов .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мало что известно о ранней жизни Брисбена. Он родился в Перте, Шотландия, в 1787 году, но точная дата его рождения неизвестна. [1] Судя по всему, он был торговым моряком во время наполеоновских войн нет , но сведений о его службе в Королевском флоте . [1] Его брат был капитаном брига , который торговал между Ливерпулем и Квебеком . [1]
Исследование Антарктики
[ редактировать ]
Брисбен впервые привлек внимание общественности благодаря своим связям с Джеймсом Уэдделлом , знаменитым исследователем Антарктики . [2] Брисбен был командиром небольшого катера «Бофой» с командой из тринадцати человек; « Бофой» принадлежит Уэдделлу. Уэдделл на «Джейн» и Брисбен на «Бофой» покинули Англию 17 сентября 1822 года. [3] Первоначально Уэдделл отправился на Мадейру за провизией для антарктического путешествия, а Брисбен направился в Бонависта на островах Зеленого Мыса за грузом соли, с помощью которой можно было обработать тюленьи шкуры. [3] В декабре они встретились в Порт-Сент-Елена (ныне Чили). [3] Брисбен отплыл на юг, чтобы охотиться на тюленей, договорившись о встрече с Уэдделлом на острове Пингвин на побережье Патагонии. [3] В первый день Нового 1823 года они встретились еще раз перед тем, как отправиться на юг, к Южным Оркнейским островам . [3] Открытые Натаниэлем Брауном Палмером и Джорджем Пауэллом в 1821 году, в то время об островах было мало что известно, и Уэдделл намеревался исследовать их на предмет тюленей и провести гидрографические исследования. [3] Они прибыли на острова 12 января 1823 года и начали запечатывание, но без особого успеха. [3] Брисбен провел грубое обследование южных побережий островов и в ответ Уэдделл назвал скалы на северной оконечности острова Пауэлл Брисбен-Блафф (ныне известный как мыс Фарадея ). [3] Уэдделл и Брисбен двинулись дальше на юг в надежде найти больше островов, но продвигались медленно из-за сочетания неблагоприятных погодных условий и необходимости подниматься ночью, чтобы избежать столкновения с льдинами. К 27 января они достигли 64°58' ю.ш., где было принято решение плыть на север в поисках островов между Южными Оркнейскими и Южными Сандвичевыми островами . [4] Не найдя ничего, пара снова направилась на юг и 20 февраля 1823 года достигла 74°15' ю.ш., установив рекорд самого дальнего путешествия на юг, который продолжался до Джеймса Кларка Росса в 1842 году. путешествия [4]
Уплотнение
[ редактировать ]Во время плавания вокруг Южных Оркнейских островов экспедиция пыталась заняться добычей тюленей, но без особого успеха. [4] В феврале, когда сезон подходил к концу, Уэдделл принял решение отправиться на север, в сторону Южной Георгии. [4] Проведя там месяц, два корабля отправились на Фолклендские острова, чтобы перезимовать. [4] Пока « Джейн» готовилась к зимним штормам, «Бофой» использовался для поиска морских котиков. [4] В октябре было принято решение снова плыть на юг, к Южным Оркнейским островам, но выяснилось, что условия были ужасными: оба судна были повреждены льдом, а люди обморожены. [4] Оба отправились на север, к Огненной Земле , и продолжили тюленевое плавание вдоль побережья Патагонии . Затем корабли разделились, и в январе Брисбен отплыл к Фолклендским островам и Южной Георгии. [4] Они намеревались встретиться в марте у берегов Патагонии, но, разминувшись друг с другом, отплыли обратно в Лондон. Брисбен на Бофое прибыл туда 20 июня 1824 года, примерно за две недели до Уэдделла. [4]
23 августа 1824 года Брисбен отправился на корабле «Бофой» в еще одно плавание на тюленей вдоль побережья Патагонии и Фолклендских островов. 15 января 1826 года «Бофой» отплыл, чтобы вернуться в Англию, прибыв туда 29 марта 1826 года. [4]
Кораблекрушения
[ редактировать ]16 июня 1826 года Брисбен стал капитаном 103-тонной шхуны «Принц Саксен-Кобургский» , оборудованной для ловли тюленей на Южных Оркнейских островах. [5] Это путешествие оказалось катастрофическим: встретив сначала ужасную погоду, а затем паковый лед, повредивший корабль, Брисбен принял решение бежать к Огненной Земле, чтобы произвести ремонт. [5] Там 16 декабря 1826 года, стоя на якоре в заливе Фьюри на южной оконечности пролива Кокберн, шхуна была выброшена на берег сильными ивами . Брисбен выжил со всей своей командой, сумев спасти три лодки и провизию шхуны. [5] На берегу был разбит лагерь, а затем Брисбен приступил к организации спасательной операции, одновременно имея дело с все более мятежной командой. [5] Семь членов экипажа вызвались взять самую большую лодку и отправиться в Рио-Негро, находившийся на расстоянии более 1000 миль (они добились успеха и немедленно вызвались служить в аргентинском военно-морском флоте во время конфликта с Бразилией). [6] Тем временем Брисбен продолжал организовывать выживших, отправляя патрули на оставшихся двух лодках и заставляя команду работать над постройкой судна из затонувшего «Принца Саксен-Кобургского» . [6] 3 марта 1827 года одну из лодок заметил HMS Beagle, который спас выживших. [5]
Брисбен вернулся в Лондон в 1827 году, нашел под своим командованием 143-тонную шхуну «Хоуп» и снова отправился в Южную Атлантику 17 января 1828 года. [5] В апреле 1829 года « Надежда» потерпела крушение у берегов Южной Георгии. [5] Брисбен и команда построили шлюпку из обломков и отплыли в Монтевидео. 9 апреля он вышел на берег в Рио-Негро, затем направился на север на корабле «Триунфо», прибыв в Буэнос-Айрес 2 мая. [5] Десять членов его команды остались на Южной Георгии, поэтому Брисбен приступил к организации спасения. В Буэнос-Айресе он встретил Луиса Верне , у которого нанял американскую бригаду « Бетси» для спасения оставшихся членов экипажа. [7]
Третье и последнее кораблекрушение Брисбена произошло на борту тюленя Bellville под командованием капитана Брея. [6] Он потерпел крушение на восточном побережье Огненной Земли. [6] Экипаж снова построил шлюпку из обломков, но этому помешали местные огнеземельцы , которые постоянно воровали инструменты и припасы. [6] В начале апреля запасы были исчерпаны, и экипаж почти умирал от голода, питаясь шкурами, гнилым жиром, ягодами, блюдами и рыбой. [6] 1 мая шлюпка была закончена, и началось путешествие на очень дырявой лодке. [6] Мыс Мередит на Западном Фолкленде команда прибыла в Порт-Луи . был замечен четыре дня спустя, а 30 мая [6]
Фолклендские острова
[ редактировать ]В Порт-Луи Брисбен еще раз встретился с предпринимателем Луисом Верне и стал его директором по рыболовству. [6] В 1830 году он посетил Буэнос-Айрес и сообщил в газетах British Packet и Argentine News о заявлениях Верне о рыбалке и предупреждениях охотникам на тюленей. [6] Британский консул в Буэнос-Айресе, округ Вудбайн , предупредил Брисбен не вмешиваться в британскую торговлю на островах. [6] В июле 1831 года Брисбен и Верне захватили американские суда Superior , Breakwater и Harriet . [8] Волнорезу удалось сбежать, и « Супериору» разрешили продолжить запечатывание на условиях Верне. [8] Верне вернулся на « Гарриет» в Буэнос-Айрес, чтобы организовать суд. [8]
Захват американских кораблей оказался катастрофическим шагом для небольшого поселения в Порт-Луи. [8] « Военный корабль США Лексингтон» был отправлен в усиление Бразильской эскадры для защиты американской торговли, отчасти в ответ на заявления Аргентины о промысле тюленей и рыболовстве в Южной Атлантике. Под командованием Сайласа М. Дункана « Лексингтон» отплыл в Порт-Луи, чтобы положить конец тому, что США считали «пиратским гнездом». [8] 31 декабря 1831 года « Лексингтон» встал на якорь у Порт-Луи, Брисбен и еще шесть человек были арестованы по обвинению в пиратстве, орудия поселения взорвались, а пороховой погреб взорвался. [8] Дункан также предлагал проезд любому жителю поселения, желающему покинуть острова, и большинство населения воспользовалось этой возможностью покинуть острова. [8] « Лексингтон » прибыл в Монтевидео 3 февраля 1832 года, где проходившие были освобождены, но Брисбен и еще шесть человек оставались в плену до 16 апреля, когда их перевели на военный корабль США « Уоррен» . [6] Позже Брисбен и другие были освобождены по приказу коммодора Роджерса. [6]
Вскоре Брисбен вернулся на Фолклендские острова в качестве пилота майора Пинедо , командующего ARA Саранди , который переправил майора Эстебана Местивье на острова, чтобы тот занял свой пост губернатора и основал исправительную колонию. [6] Вскоре после того, как саранди отправились обследовать острова, Местивье был убит, в результате чего поселение подняло шум. [6] Пинедо вернулся и подавил мятеж с помощью британской шхуны «Рапид» , когда 3 января HMS Clio появился у Порт-Луи и передал сообщение о том, что Великобритания намерена восстановить суверенитет над островами. [6] Брисбен вернулся в Буэнос-Айрес на « Саранди» , где ушел с поста пилота. [6]
Брисбен вернулся на Фолкленды в марте 1833 года на борту шхуны «Рапид» , во время первого посещения HMS Beagle под командованием капитана Фицроя и с Чарльзом Дарвином на борту в качестве натуралиста . [9] Брисбен воссоединился с одним из офицеров, спасших ему жизнь, когда тот потерпел крушение на корабле « Принц Саксен-Кобург» . [9] Брисбен посетил « Бигль», представив капитану Фицрою свои документы, показывающие, что он действовал как частный агент Верне и находился там, чтобы присматривать за остатками частной собственности Верне. [10] Брисбен и Фицрой имели естественную близость и обсуждали широкий круг тем; Фицрой отмечает в своем дневнике свою благодарность за обширную информацию о Фолклендских островах. [9] Однако, уезжая, Фицрой выразил обеспокоенность по поводу поселения из-за отсутствия регулярной власти на практически беззаконной группе островов. [10]
Брисбен возобновил свою должность агента Верне и вместе с другими высокопоставленными членами соглашения попытался восстановить деловые интересы Верне. [11] Он возобновил выплаты гаучо векселями, выпущенными Верне, что привело к конфликту внутри поселения. [11] Гаучо возмущались восстановлением власти и хотели, чтобы им платили серебром, как капитан Онслоу с « Клио» . это сделал [11] Ситуацию усугубила девальвация векселей в результате понижения статуса Верне. [11]
Смерть
[ редактировать ]26 августа 1833 года пять индийских осужденных и трое гаучо во главе с Антонио Риверо устроили серию убийств, в результате которой погибли Брисбен и старшие руководители поселения. [12] Томас Хелсби, клерк Верне, написал отчет об убийствах. [13]
Около десяти утра Хелсби отправился из дома Брисбена, чтобы купить немного масла у Уильяма Диксона, которого он нашел в доме Антонио Вагнера. Среди других людей были Дэниел Маккей и Джозеф Дуглас. Уходя, проходя мимо дома Сантьяго Лопеса, Хелсби столкнулся с убийцами. Банду возглавлял Риверо, в ее состав входили Хосе Мария Луна, Хуан Брасидо, Мануэль Гонсалес, Лучано Флорес, Мануэль Годой, Фелипе Салагар и Латторре. Они были вооружены «мушкетами, пистолетами, мечами, кортиками и ножами». [13]
Встревоженный, Хелсби побежал в дом Брисбена за помощью, но обнаружил, что он заперт, и не смог ответить. Другие жители сообщили ему, что Брисбен был убит вместе с Хуаном Симоном (капитасом гаучо). Третий мужчина, Дон Вентура, был брошен умирать: он был ранен в горло из мушкета, его голова была разбита, а рука почти отрублена мечом, но с тех пор он сбежал через заднее окно и направился к дому Антонины Рокса. . Затем Хелсби услышал два выстрела из мушкета из дома Антонио Вагнера: Вагнер и Диксон были убиты, свидетелями чего были Джозеф Дуглас и Дэниел Маккей. [13]
Затем банда вернулась в дом Брисбена и обнаружила пропавшую Вентуру. После недолгих поисков его нашли. Вентура пытался бежать, но был сбит. Хелсби стал свидетелем убийства и попытался сбежать, но вскоре был пойман Фелипе Салагаром, который ехал верхом на лошади. Убежденный, что его вот-вот убьют, он подчинился их инструкциям, и ему разрешили жить. [13]
Они приказали мне войти в дом капитана Брисбена, и там я впервые увидел его мертвое тело, лежащее на полу; он, по-видимому, направлялся к своим пистолетам, прежде чем упал, и на его лице была очень ярко выражена улыбка презрения или презрения. Его тело на лошади оттащили на значительное расстояние, а дом разграбили. [13]
Брисбен был похоронен в неглубокой могиле. Посетив Фолкленды год спустя во время второго визита «Бигля » на острова, капитан Фицрой был потрясен, обнаружив, что ноги Брисбена торчали из земли, а трупом питались собаки. [14]
Такова была судьба честного, трудолюбивого и вернейшего человека: человека, который не боялся опасности и презирал трудности. Его убили злодеи, потому что он защищал имущество своего друга; они его покалечили, чтобы удовлетворить их адскую злобу; утащили на аркане, по пятам лошади, подальше от домов и бросили на съедение собакам. [14]
Мемориалы
[ редактировать ]
Брисбен был перезахоронен в 1842 году Джеймсом Кларком Россом , затем на Фолклендских островах вместе с «Эребом» и «Террором» . [15] Был установлен простой деревянный памятник с надписью:
К
ПАМЯТЬ
из
М р Мэтью Брисбен
который был варварски
убит на
26 й август 1833 г.
——————
В командовании
Бофой Каттер, он был
Ревностный и способный
Компаньон капитана н
Джеймс Уэдделл во время
его предприимчивое путешествие
за пределы 74 й степень
Южная широта
в феврале 1823 г.
——————
Его останки были перевезены в
это место от экипажей HBM
корабли «Эреб» и «Террор»
25 числа й Август
1842
Деревянный маркер оставался до 1906 года, когда он стал неразборчивым из-за выветривания, и его заменили другим, отмеченным той же надписью. В 1933 году ее заменила мраморная плита, заложенная губернатором О'Грэйди. Новый деревянный маркер сейчас находится в музее Стэнли. [9]
В Стэнли есть Брисбен-роуд. Брисбен также увековечен мысом Брисбен и горой Бофой на острове Хендерсон на Огненной Земле и Брисбен-Хайтс на острове Коронации на Южных Оркнейских островах . [9]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Герни, 2008 , с. 119.
- ^ Джонс, 1971 , стр. 172.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Герни, 2008 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Герни, 2008 , стр. 116.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джонс, 1971 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Герни, 2008 , с. 117.
- ^ "Шхуна Хоуп, Мэтью Брисбен". British Packet и Аргентинские новости, 20 июня 1829 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Коукелл, 2001 , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б с д и Герни, 2008 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Коукелл, 2001 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с д Коукелл, 2001 , стр. 62–63.
- ^ Коукелл, 2001 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с д и Отрывок из отчета Томаса Хелсби об убийствах в Порт-Луи. Правительственный архив Фолклендских островов, Стэнли.
- ^ Jump up to: а б Кинг, 1839 , с. 332.
- ^ Джонс, 1971 , с. 174.
Веб-источники
[ редактировать ]- Мюррей, Кэти; Джереми Ховат (2 мая 1829 г.). «Шхуна Хоуп, Мэтью Брисбен» . Британский пакет и аргентинские новости . Проверено 8 ноября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мэри Коукелл (январь 1983 г.). Фолклендская история, 1592–1982 гг . А. Нельсон. ISBN 978-0-904614-08-4 .
- МБР Коукелл; Мэри Коукелл (1960). Фолклендские острова: МБР Коукелл, Д. Х. Малинг и Э. М. Коукелл . Макмиллан.
- Мэри Коукелл (2001). История Фолклендских островов . Энтони Нельсон. ISBN 978-0-904614-55-8 .
- Герни, Алан (2008). «Мэттью Брисбен». У Дэвида Тэтэма (ред.). Биографический словарь Фолклендских островов (включая Южную Георгию): от открытия до 1981 года . Д. Тэтэм. стр. 115–119. ISBN 978-0-9558985-0-1 .
- Филип Паркер Кинг; Роберт Фицрой; Чарльз Дарвин (1839 г.). Труды второй экспедиции 1831–1836 годов под командованием капитана Роберта Фиц-Роя . Х. Колберн.
- ВОЗРАСТ Джонс (1971), «Капитан Мэтью Брисбен», Notes & Queries , 18 (5): 172–175, doi : 10.1093/nq/18-5-172