Jump to content

Мэтью Брисбен

Мэтью Брисбен
Рожденный 1787  ( 1787 )
Умер 26 августа 1833 г. (45–46 лет) ( 1833-08-26 )
Род занятий Моряк , тюлень

Мэтью Брисбен (1787 – 8 августа 1833) был шотландским мореплавателем, охотником на тюленей и заметной фигурой в ранней истории Фолклендских островов .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мало что известно о ранней жизни Брисбена. Он родился в Перте, Шотландия, в 1787 году, но точная дата его рождения неизвестна. [1] Судя по всему, он был торговым моряком во время наполеоновских войн нет , но сведений о его службе в Королевском флоте . [1] Его брат был капитаном брига , который торговал между Ливерпулем и Квебеком . [1]

Исследование Антарктики

[ редактировать ]
Вторая экспедиция Джеймса Уэдделла, изображающая бриг «Джейн» и катер «Бофой» .

Брисбен впервые привлек внимание общественности благодаря своим связям с Джеймсом Уэдделлом , знаменитым исследователем Антарктики . [2] Брисбен был командиром небольшого катера «Бофой» с командой из тринадцати человек; « Бофой» принадлежит Уэдделлу. Уэдделл на «Джейн» и Брисбен на «Бофой» покинули Англию 17 сентября 1822 года. [3] Первоначально Уэдделл отправился на Мадейру за провизией для антарктического путешествия, а Брисбен направился в Бонависта на островах Зеленого Мыса за грузом соли, с помощью которой можно было обработать тюленьи шкуры. [3] В декабре они встретились в Порт-Сент-Елена (ныне Чили). [3] Брисбен отплыл на юг, чтобы охотиться на тюленей, договорившись о встрече с Уэдделлом на острове Пингвин на побережье Патагонии. [3] В первый день Нового 1823 года они встретились еще раз перед тем, как отправиться на юг, к Южным Оркнейским островам . [3] Открытые Натаниэлем Брауном Палмером и Джорджем Пауэллом в 1821 году, в то время об островах было мало что известно, и Уэдделл намеревался исследовать их на предмет тюленей и провести гидрографические исследования. [3] Они прибыли на острова 12 января 1823 года и начали запечатывание, но без особого успеха. [3] Брисбен провел грубое обследование южных побережий островов и в ответ Уэдделл назвал скалы на северной оконечности острова Пауэлл Брисбен-Блафф (ныне известный как мыс Фарадея ). [3] Уэдделл и Брисбен двинулись дальше на юг в надежде найти больше островов, но продвигались медленно из-за сочетания неблагоприятных погодных условий и необходимости подниматься ночью, чтобы избежать столкновения с льдинами. К 27 января они достигли 64°58' ю.ш., где было принято решение плыть на север в поисках островов между Южными Оркнейскими и Южными Сандвичевыми островами . [4] Не найдя ничего, пара снова направилась на юг и 20 февраля 1823 года достигла 74°15' ю.ш., установив рекорд самого дальнего путешествия на юг, который продолжался до Джеймса Кларка Росса в 1842 году. путешествия [4]

Уплотнение

[ редактировать ]

Во время плавания вокруг Южных Оркнейских островов экспедиция пыталась заняться добычей тюленей, но без особого успеха. [4] В феврале, когда сезон подходил к концу, Уэдделл принял решение отправиться на север, в сторону Южной Георгии. [4] Проведя там месяц, два корабля отправились на Фолклендские острова, чтобы перезимовать. [4] Пока « Джейн» готовилась к зимним штормам, «Бофой» использовался для поиска морских котиков. [4] В октябре было принято решение снова плыть на юг, к Южным Оркнейским островам, но выяснилось, что условия были ужасными: оба судна были повреждены льдом, а люди обморожены. [4] Оба отправились на север, к Огненной Земле , и продолжили тюленевое плавание вдоль побережья Патагонии . Затем корабли разделились, и в январе Брисбен отплыл к Фолклендским островам и Южной Георгии. [4] Они намеревались встретиться в марте у берегов Патагонии, но, разминувшись друг с другом, отплыли обратно в Лондон. Брисбен на Бофое прибыл туда 20 июня 1824 года, примерно за две недели до Уэдделла. [4]

23 августа 1824 года Брисбен отправился на корабле «Бофой» в еще одно плавание на тюленей вдоль побережья Патагонии и Фолклендских островов. 15 января 1826 года «Бофой» отплыл, чтобы вернуться в Англию, прибыв туда 29 марта 1826 года. [4]

Кораблекрушения

[ редактировать ]

16 июня 1826 года Брисбен стал капитаном 103-тонной шхуны «Принц Саксен-Кобургский» , оборудованной для ловли тюленей на Южных Оркнейских островах. [5] Это путешествие оказалось катастрофическим: встретив сначала ужасную погоду, а затем паковый лед, повредивший корабль, Брисбен принял решение бежать к Огненной Земле, чтобы произвести ремонт. [5] Там 16 декабря 1826 года, стоя на якоре в заливе Фьюри на южной оконечности пролива Кокберн, шхуна была выброшена на берег сильными ивами . Брисбен выжил со всей своей командой, сумев спасти три лодки и провизию шхуны. [5] На берегу был разбит лагерь, а затем Брисбен приступил к организации спасательной операции, одновременно имея дело с все более мятежной командой. [5] Семь членов экипажа вызвались взять самую большую лодку и отправиться в Рио-Негро, находившийся на расстоянии более 1000 миль (они добились успеха и немедленно вызвались служить в аргентинском военно-морском флоте во время конфликта с Бразилией). [6] Тем временем Брисбен продолжал организовывать выживших, отправляя патрули на оставшихся двух лодках и заставляя команду работать над постройкой судна из затонувшего «Принца Саксен-Кобургского» . [6] 3 марта 1827 года одну из лодок заметил HMS Beagle, который спас выживших. [5]

Брисбен вернулся в Лондон в 1827 году, нашел под своим командованием 143-тонную шхуну «Хоуп» и снова отправился в Южную Атлантику 17 января 1828 года. [5] В апреле 1829 года « Надежда» потерпела крушение у берегов Южной Георгии. [5] Брисбен и команда построили шлюпку из обломков и отплыли в Монтевидео. 9 апреля он вышел на берег в Рио-Негро, затем направился на север на корабле «Триунфо», прибыв в Буэнос-Айрес 2 мая. [5] Десять членов его команды остались на Южной Георгии, поэтому Брисбен приступил к организации спасения. В Буэнос-Айресе он встретил Луиса Верне , у которого нанял американскую бригаду « Бетси» для спасения оставшихся членов экипажа. [7]

Третье и последнее кораблекрушение Брисбена произошло на борту тюленя Bellville под командованием капитана Брея. [6] Он потерпел крушение на восточном побережье Огненной Земли. [6] Экипаж снова построил шлюпку из обломков, но этому помешали местные огнеземельцы , которые постоянно воровали инструменты и припасы. [6] В начале апреля запасы были исчерпаны, и экипаж почти умирал от голода, питаясь шкурами, гнилым жиром, ягодами, блюдами и рыбой. [6] 1 мая шлюпка была закончена, и началось путешествие на очень дырявой лодке. [6] Мыс Мередит на Западном Фолкленде команда прибыла в Порт-Луи . был замечен четыре дня спустя, а 30 мая [6]

Фолклендские острова

[ редактировать ]

В Порт-Луи Брисбен еще раз встретился с предпринимателем Луисом Верне и стал его директором по рыболовству. [6] В 1830 году он посетил Буэнос-Айрес и сообщил в газетах British Packet и Argentine News о заявлениях Верне о рыбалке и предупреждениях охотникам на тюленей. [6] Британский консул в Буэнос-Айресе, округ Вудбайн , предупредил Брисбен не вмешиваться в британскую торговлю на островах. [6] В июле 1831 года Брисбен и Верне захватили американские суда Superior , Breakwater и Harriet . [8] Волнорезу удалось сбежать, и « Супериору» разрешили продолжить запечатывание на условиях Верне. [8] Верне вернулся на « Гарриет» в Буэнос-Айрес, чтобы организовать суд. [8]

Захват американских кораблей оказался катастрофическим шагом для небольшого поселения в Порт-Луи. [8] « Военный корабль США Лексингтон» был отправлен в усиление Бразильской эскадры для защиты американской торговли, отчасти в ответ на заявления Аргентины о промысле тюленей и рыболовстве в Южной Атлантике. Под командованием Сайласа М. Дункана « Лексингтон» отплыл в Порт-Луи, чтобы положить конец тому, что США считали «пиратским гнездом». [8] 31 декабря 1831 года « Лексингтон» встал на якорь у Порт-Луи, Брисбен и еще шесть человек были арестованы по обвинению в пиратстве, орудия поселения взорвались, а пороховой погреб взорвался. [8] Дункан также предлагал проезд любому жителю поселения, желающему покинуть острова, и большинство населения воспользовалось этой возможностью покинуть острова. [8] « Лексингтон » прибыл в Монтевидео 3 февраля 1832 года, где проходившие были освобождены, но Брисбен и еще шесть человек оставались в плену до 16 апреля, когда их перевели на военный корабль США « Уоррен» . [6] Позже Брисбен и другие были освобождены по приказу коммодора Роджерса. [6]

Вскоре Брисбен вернулся на Фолклендские острова в качестве пилота майора Пинедо , командующего ARA Саранди , который переправил майора Эстебана Местивье на острова, чтобы тот занял свой пост губернатора и основал исправительную колонию. [6] Вскоре после того, как саранди отправились обследовать острова, Местивье был убит, в результате чего поселение подняло шум. [6] Пинедо вернулся и подавил мятеж с помощью британской шхуны «Рапид» , когда 3 января HMS Clio появился у Порт-Луи и передал сообщение о том, что Великобритания намерена восстановить суверенитет над островами. [6] Брисбен вернулся в Буэнос-Айрес на « Саранди» , где ушел с поста пилота. [6]

Брисбен вернулся на Фолкленды в марте 1833 года на борту шхуны «Рапид» , во время первого посещения HMS Beagle под командованием капитана Фицроя и с Чарльзом Дарвином на борту в качестве натуралиста . [9] Брисбен воссоединился с одним из офицеров, спасших ему жизнь, когда тот потерпел крушение на корабле « Принц Саксен-Кобург» . [9] Брисбен посетил « Бигль», представив капитану Фицрою свои документы, показывающие, что он действовал как частный агент Верне и находился там, чтобы присматривать за остатками частной собственности Верне. [10] Брисбен и Фицрой имели естественную близость и обсуждали широкий круг тем; Фицрой отмечает в своем дневнике свою благодарность за обширную информацию о Фолклендских островах. [9] Однако, уезжая, Фицрой выразил обеспокоенность по поводу поселения из-за отсутствия регулярной власти на практически беззаконной группе островов. [10]

Брисбен возобновил свою должность агента Верне и вместе с другими высокопоставленными членами соглашения попытался восстановить деловые интересы Верне. [11] Он возобновил выплаты гаучо векселями, выпущенными Верне, что привело к конфликту внутри поселения. [11] Гаучо возмущались восстановлением власти и хотели, чтобы им платили серебром, как капитан Онслоу с « Клио» . это сделал [11] Ситуацию усугубила девальвация векселей в результате понижения статуса Верне. [11]

26 августа 1833 года пять индийских осужденных и трое гаучо во главе с Антонио Риверо устроили серию убийств, в результате которой погибли Брисбен и старшие руководители поселения. [12] Томас Хелсби, клерк Верне, написал отчет об убийствах. [13]

Около десяти утра Хелсби отправился из дома Брисбена, чтобы купить немного масла у Уильяма Диксона, которого он нашел в доме Антонио Вагнера. Среди других людей были Дэниел Маккей и Джозеф Дуглас. Уходя, проходя мимо дома Сантьяго Лопеса, Хелсби столкнулся с убийцами. Банду возглавлял Риверо, в ее состав входили Хосе Мария Луна, Хуан Брасидо, Мануэль Гонсалес, Лучано Флорес, Мануэль Годой, Фелипе Салагар и Латторре. Они были вооружены «мушкетами, пистолетами, мечами, кортиками и ножами». [13]

Встревоженный, Хелсби побежал в дом Брисбена за помощью, но обнаружил, что он заперт, и не смог ответить. Другие жители сообщили ему, что Брисбен был убит вместе с Хуаном Симоном (капитасом гаучо). Третий мужчина, Дон Вентура, был брошен умирать: он был ранен в горло из мушкета, его голова была разбита, а рука почти отрублена мечом, но с тех пор он сбежал через заднее окно и направился к дому Антонины Рокса. . Затем Хелсби услышал два выстрела из мушкета из дома Антонио Вагнера: Вагнер и Диксон были убиты, свидетелями чего были Джозеф Дуглас и Дэниел Маккей. [13]

Затем банда вернулась в дом Брисбена и обнаружила пропавшую Вентуру. После недолгих поисков его нашли. Вентура пытался бежать, но был сбит. Хелсби стал свидетелем убийства и попытался сбежать, но вскоре был пойман Фелипе Салагаром, который ехал верхом на лошади. Убежденный, что его вот-вот убьют, он подчинился их инструкциям, и ему разрешили жить. [13]

Они приказали мне войти в дом капитана Брисбена, и там я впервые увидел его мертвое тело, лежащее на полу; он, по-видимому, направлялся к своим пистолетам, прежде чем упал, и на его лице была очень ярко выражена улыбка презрения или презрения. Его тело на лошади оттащили на значительное расстояние, а дом разграбили. [13]

Брисбен был похоронен в неглубокой могиле. Посетив Фолкленды год спустя во время второго визита «Бигля » на острова, капитан Фицрой был потрясен, обнаружив, что ноги Брисбена торчали из земли, а трупом питались собаки. [14]

Такова была судьба честного, трудолюбивого и вернейшего человека: человека, который не боялся опасности и презирал трудности. Его убили злодеи, потому что он защищал имущество своего друга; они его покалечили, чтобы удовлетворить их адскую злобу; утащили на аркане, по пятам лошади, подальше от домов и бросили на съедение собакам. [14]

Мемориалы

[ редактировать ]
Деревянный маркер, замененный в 1906 году, сейчас находится в Музее Фолклендских островов.

Брисбен был перезахоронен в 1842 году Джеймсом Кларком Россом , затем на Фолклендских островах вместе с «Эребом» и «Террором» . [15] Был установлен простой деревянный памятник с надписью:

К
ПАМЯТЬ
из
М р Мэтью Брисбен
который был варварски
убит на
26 й август 1833 г.
——————
В командовании
Бофой Каттер, он был
Ревностный и способный
Компаньон капитана н
Джеймс Уэдделл во время
его предприимчивое путешествие
за пределы 74 й степень
Южная широта
в феврале 1823 г.
——————
Его останки были перевезены в
это место от экипажей HBM
корабли «Эреб» и «Террор»
25 числа й Август
1842

Деревянный маркер оставался до 1906 года, когда он стал неразборчивым из-за выветривания, и его заменили другим, отмеченным той же надписью. В 1933 году ее заменила мраморная плита, заложенная губернатором О'Грэйди. Новый деревянный маркер сейчас находится в музее Стэнли. [9]

В Стэнли есть Брисбен-роуд. Брисбен также увековечен мысом Брисбен и горой Бофой на острове Хендерсон на Огненной Земле и Брисбен-Хайтс на острове Коронации на Южных Оркнейских островах . [9]

Веб-источники

[ редактировать ]
  • Мюррей, Кэти; Джереми Ховат (2 мая 1829 г.). «Шхуна Хоуп, Мэтью Брисбен» . Британский пакет и аргентинские новости . Проверено 8 ноября 2011 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d203f3ec3ccc64b451f792534e74efe1__1700890620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/e1/d203f3ec3ccc64b451f792534e74efe1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Matthew Brisbane - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)