Чувство красоты
Автор | Джордж Сантаяна |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Эстетика |
Издатель | Сыновья Чарльза Скрибнера |
Дата публикации | 1896 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 168 (издание Dover Books) |
ISBN | 0-486-20238-0 (издание Dover Books) |
«Чувство красоты» — книга по эстетике философа Джорджа Сантаяны . [1] Книга была опубликована в 1896 году издательством Charles Scribner's Sons и основана на лекциях по эстетике, которые Сантаяна читал во время преподавания в Гарвардском университете . [2] Сантаяна опубликовал книгу по необходимости, . а не для вдохновения Сообщается , что в анекдоте, пересказанном искусствоведом Артуром Данто о встрече с Сантаяной в 1950 году, Сантаяна сказал, что «они дали мне знать через женщин, что мне лучше опубликовать книгу... об искусстве, конечно. Так что я написал эту жалкую болтовню». [3]
Книга разделена на четыре части: «Природа красоты», «Материалы красоты», «Форма» и «Выражение». [2] Красота, по определению Сантаяны, — это «объективированное удовольствие». [1] Оно происходит не от божественного вдохновения, как обычно описывали философы, а от натуралистической психологии . [4] Сантаяна возражает против роли Бога в эстетике в метафизическом смысле, но принимает использование Бога как метафоры . [1] Его аргумент о том, что красота — это человеческий опыт, основанный на чувствах, имеет влияние в области эстетики. [4] Однако позже Сантаяна отверг этот подход, который он назвал «юбкой психологизма». [1]
По мнению Сантаяны, красота связана с удовольствием и имеет основополагающее значение для человеческих целей и опыта. [4] Красота сама по себе не возникает из приятных переживаний. [5] или от объектов, которые приносят удовольствие. [6] Именно тогда, когда переживание и эмоция удовольствия переплетаются с качествами объекта, возникает красота. [6] Красота – это «проявление совершенства», [7] и, как пишет Сантаяна, «чувство красоты занимает в жизни более важное место, чем эстетическая теория когда-либо занимала в философии». [1]
Краткое содержание
[ редактировать ]«Чувство красоты» подразделяется на предисловие, введение ( «Методы эстетики »), четыре основные части и заключение. Каждая часть содержит несколько параграфов, которые нумеруются последовательно на протяжении всей работы. Заключение имеет номер последнего абзаца § 67.
Часть I. Природа красоты
[ редактировать ]Первая часть «Чувства красоты» посвящена разработке определения красоты.
Сантаяна отвергает прежнее представление о красоте как о «символе божественного совершенства» и вместо этого строит свою теорию красоты на переопределении эстетики, связанной с «восприятием ценностей» (§1). Он уточняет, что переживание красоты не может возникнуть из суждений о фактах, а только из суждений о ценности (§2). Ценностные суждения могут быть моральными или эстетическими; моральные же суждения преимущественно негативны и ориентированы на выгоду, тогда как эстетические суждения преимущественно позитивны и непосредственны (§3, §5, §7). Эстетические удовольствия, в отличие от телесных, обращают внимание не на орган, посредством которого они переживаются, а на внешний объект, вызывающий удовольствие (§7). Сантаяна отвергает идею бескорыстия как определения собственности, потому что он видит одно из чувств бескорыстия в удовольствии, потому что удовольствие «искается не со скрытыми мотивами [...], а [с] образом объекта или события, наполненного эмоциями». (§8) Сантаяна выводит свое основное определение красоты из того, что он называет «психологическим феноменом, а именно, преобразованием элемента ощущения в качество вещи», и при многократном воздействии остается лишь небольшая часть ощущений. рассматриваться как ″качество″ объекта (§10). Красота, наконец, определяется как «удовольствие как качество вещи» (§11), образуя исключение, поскольку именно эмоция, а не ощущение, становится качеством объекта (§10). Далее поясняется, что красота является «внутренней», поскольку она возникает из восприятия объекта, а не является следствием или полезностью этого объекта (§11).
Часть II. — Материалы красоты
[ редактировать ]Вторая часть «Чувства красоты» посвящена выявлению модальностей — так называемых чувственных материалов вещей — которые могут (не) быть связаны с переживанием красоты.
Во-первых, Сантаяна утверждает, что удовольствия, получаемые от всех функций человека, могут стать объективированными и, следовательно, материалом красоты, хотя легче всего это сделать в случаях зрения, слуха, памяти и воображения (§12, §18). Он описывает зрение как «восприятие по преимуществу », а форму, как правило, как зрительный опыт, как «почти синоним красоты» (§17). Форме, однако, которая требует конструктивного воображения, предшествуют эффекты цвета в зрении (§17). Пример звука служит примером тонкого баланса между простотой («чистотой» в терминах Сантаяны) и разнообразием, которое ведет к ощущению красоты: выделение тонов из хаоса звука доставляет удовольствие, но чистый тон настройки -вилка затупилась (§15). Сантаяна утверждает, что прикосновение, вкус и запах с меньшей вероятностью приведут к «объективированному» удовольствию, поскольку они «обычно остаются на заднем плане сознания» (§15).
Сантаяна далее различает витальные (телесные) функции от социальных (§12) с половым инстинктом как промежуточной формой между ними (§13). Признано, что последнее оказывает глубокое влияние на эмоциональную жизнь людей, порождая страсть, которая перетекает в другие темы, если не направлена на другого человека (§13). Однако из-за их абстрактной природы Сантаяна считает социальные объекты, такие как успех или деньги, менее вероятными для привлечения эстетического удовольствия, поскольку они слишком абстрактны, чтобы их можно было непосредственно вообразить (§14).
Сантаяна отмечает, что чувственный материал а) необходим для поиска или создания красоты (как еще можно было бы воспринимать рассматриваемое стихотворение, здание и т. д.?) и б) может способствовать ощущению красоты, поскольку сам чувственный материал может вызывать удовольствие (§18).
Часть III. - Форма
[ редактировать ]В третьей части своей книги Сантаяна обращается к описанию того, какой опыт может привести к ощущению красоты и почему и при каких обстоятельствах. Вначале форму можно понимать буквально, но она становится синонимом мысленных представлений по ходу раздела .
Он начинает с подчеркивания, что чувственные элементы способны доставлять удовольствие только в их сочетании (§19), и он напрямую связывает это удовольствие с осознанием лежащих в их основе физиологических процессов (§21). Он определяет симметрию (§22) и баланс между единообразием и множественностью (§23-24) как вызывающие такой приятный опыт восприятия; в качестве примера он приводит красоту звезд (§25). Сантаяна указывает, что воспоминания и другие предрасположенности («умственные привычки») способствуют восприятию объекта и, следовательно, его ценности (§28), которой в конечном итоге может быть красота. Здесь проводится еще одно различие между ″значением формы″ и ″значением типа как такового″; в последнем смысле объект также имеет ценность в том, насколько хорошо он является примером своего класса (§28).
Сантаяна здесь также вводит концепцию «неопределенных» объектов, которые в некотором роде расплывчаты или бессвязны и, таким образом, требуют и позволяют наблюдателю дополнительно интерпретировать их (§32), например, пейзажи (§33). Ввиду необходимого вклада наблюдателя в восприятие неопределенных предметов Сантаяна утверждает также, что красота этих предметов зависит от наблюдателя (§35).
Принимая во внимание все аспекты, способствующие потенциальному ощущению красоты, неудивительно или почти неудивительно, что Сантаяна в общих чертах заявил: «Все прекрасно, потому что все способно в некоторой степени заинтересовать и очаровать наше внимание; но вещи чрезвычайно различаются по своей способности доставлять удовольствие нам при их созерцании, и поэтому они чрезвычайно различаются по красоте». (§31)
В отличие от Платона и Сократа Сантаяна не обязательно видит связь между красотой и полезностью (§38-40). После этого последнего, более общего соображения о формах красоты, он обращается к анализу красоты в языке и литературе (§42-47).
Несмотря на отступление от основной темы, Сантаяна в этой главе раскрывает ряд мыслей и открытий, которые отражают части более поздних научных теорий:
- В его рассуждениях о том, как люди на самом деле приходят к мысленному представлению о «классе» (§29), объяснения Сантаяны имеют много общего с развитой позднее психологической теорией прототипа .
- Его объяснение склонности к подчеркиванию и буквальному расширению эстетических идеалов в направлении эстетических интересов соответствует принципу сдвига пиков, который также упоминается в « Законах художественного опыта» Рамачандрана и Хирнштейна .
Часть IV. - Выражение
[ редактировать ]Последнюю часть своей книги Сантаяна посвящает качествам, которые объект приобретает косвенно, посредством ассоциаций (например, с другими понятиями и воспоминаниями), которые он называет «выражением» (§48). Говорят, что удовольствия, вызываемые такой ассоциацией, приносят удовольствие так же непосредственно, как и восприятие самого объекта (§ 49). Однако выражение, которое является просто мыслью или значением, не может само по себе вызвать красоту; ему нужен объект, дающий ему чувственное представление (§50). Эстетическая ценность может, таким образом, иметь два источника: 1) в процессе восприятия самого предмета, называемого чувственной и формальной красотой , и 2) ценность, получаемая в результате формирования других идей, называемая красотой выражения (§59).
Один вопрос, который возникает в связи с возможностью того, что выражения могут принимать любое значение: что произойдет, если выражение объекта будет отрицательным? Ответ Сантаяны заключается в том, что сам объект, тем не менее, может быть красивым (§50), и поэтому, даже если зло изображено, например, в пьесе или романе, мы можем ощутить красоту, несмотря на намек на зло (§56).
Выражение денежной стоимости или связь с ней – это то, к чему Сантаяна обращается очень непосредственно. По его мнению, цена объекта сама по себе не может увеличить его эстетическую ценность; только если наблюдатель переинтерпретирует цену как человеческий труд и ремесло, вложенные в этот объект, она сможет увеличить его стоимость (§53). В более общих терминах говорят, что полезность предмета способна обогатить или уменьшить красоту предмета — если он хорошо соответствует своему назначению, это может добавить красоты предмета, но знание о непригодности предмета для данной цели может также испортить его. переживание красоты (§54).
Кроме того, в последней части книги также дается определение возвышенного как «опьяняюще прекрасного» (§60). В то время как во время переживания красоты человек, как говорят, получает удовольствие от созерцания, погружаясь в объект, чистое совершенство возвышенного полностью растворяет объект. Человек теряется в «своего рода экстазе» (§60).
§ 67. Заключение
[ редактировать ]Сантаяна завершает свою книгу мыслью о том, что красоту невозможно описать словами. Тем не менее, он дает последнее описание чувства красоты как реализации «гармонии между нашей природой и нашим опытом». Полагая, что совершенство – это «высшее оправдание бытия», Сантаяна заканчивает утверждением: «Красота – это залог возможного соответствия между душой и природой и, следовательно, основа веры в превосходство добра».
Прием
[ редактировать ]Философ Джон Лакс отметил, что аргумент о том, что «красота — это объективированное удовольствие», который Сантаяна развил в «Чувстве красоты» , был философским вкладом, который впервые принес Сантаяне известность. [8] Немецкий философ Эрнст Кассирер раскритиковал характеристику искусства Сантаяны как «ответа на спрос на развлечения» в отличие от науки, которая стремится предоставлять правдивую информацию. Кассирер назвал позицию Сантаяны «эстетическим гедонизмом» и отверг идею (в том смысле, в каком он ее понимал), что искусство — это просто развлечение. «Думать, — писал Кассирер, — что великие художники работали ради этой цели — что Микеланджело построил церковь Святого Петра, что Данте или Мильтон писали свои стихи, что Бах сочинил свою мессу си-минор ради развлечения — это абсурд». [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Стивен Дэвис; Кэтлин Мари Хиггинс; Роберт Хопкинс; Роберт Стекер; Дэвид Э. Купер (5 мая 2009 г.). Спутник эстетики . Джон Уайли и сыновья. стр. 511–512. ISBN 978-1-4051-6922-6 . Проверено 19 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж Сантаяна (1896). Чувство красоты: очертания эстетической теории . Сыновья К. Скрибнера. стр. v–ix . Проверено 19 августа 2012 г.
- ^ Джон Х. Тиммерман (2002). Роберт Фрост: Этика двусмысленности . Издательство Бакнеллского университета. п. 174. ИСБН 978-0-8387-5532-7 . Проверено 19 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Генри Сэмюэл Левинсон (1 июня 1992 г.). Сантаяна, прагматизм и духовная жизнь . Книги прессы UNC. стр. 72–75. ISBN 978-0-8078-2031-5 . Проверено 19 августа 2012 г.
- ^ Т. Шевалье (1 ноября 1997 г.). Энциклопедия эссе . Тейлор и Фрэнсис. п. 735. ИСБН 978-1-884964-30-5 . Проверено 19 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грациелла Фантини (28 ноября 2011 г.). Разрушенные картины мест и городов в автобиографии Джорджа Сантаяны . Университет Валенсии. стр. 78–79. ISBN 978-84-370-8470-1 . Проверено 19 августа 2012 г.
- ^ Джеймс Д. Харт (12 октября 1995 г.). Оксфордский справочник по американской литературе . Издательство Оксфордского университета. стр. 598 . ISBN 978-0-19-506548-0 . Проверено 19 августа 2012 г.
- ^ Лахс, Джон (2017). «Сантаяна, Джордж». В Audi, Роберт (ред.). Кембриджский философский словарь . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 949. ИСБН 978-1-107-64379-6 .
- ^ Кассирер, Эрнст (1979). Верен, Дональд Филлип (ред.). Символ, миф и культура: очерки и лекции Эрнста Кассирера 1935-1945 гг . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 202 . ISBN 0-300-02666-8 .