Евтифрон (пророк)

Евтифрон Проспалтский ( / ˈ juː θ ɪ f r oʊ / ; древнегреческий : Εὐθύφρων Προσπάλτιος ; эт. 400 г. до н. э.) был древним афинским религиозным пророком ( богомолом ), наиболее известным своей ролью в одноименном диалоге, написанном философом Платоном . Биография Евтифрона может быть реконструирована только на основе деталей, раскрытых Платоном в «Евтифроне и Кратиле» , поскольку других современных источников не существует. [1]
Статус Евтифрона как «мантического» провидца и его особый интерес к богам-отцам, таким как Уран , Кронос и Зевс , [1] [2] [3] подтверждается обоими текстами, и Сократ считает, что Евтифрон зажег глубокое вдохновение во время этимологических упражнений, которые он предпринимает в «Кратиле». Хотя Сократ, кажется, относится к этой способности с ироническим пренебрежением, он никогда не критикует ее открыто. [1] однако подразумевается, что другие афинские граждане в Экклесии часто отвечали на заявления Евтифрона о гадании с пренебрежением и презрением. [4] Вполне возможно также, что Евтифрон был создан Платоном как литературный прием. Его имя на древнегреческом языке представляет собой сочетание εὐθύς ( euthys ), что означает прямой или прямой, и φρονέω ( phroneô ), что означает думать или рассуждать; следовательно, его имя означает «прямомыслящий» или «мистер здравомыслящий».
Евтифрон изображает его как афинского гражданина дема Проспальта , который был достаточно взрослым, чтобы несколько раз появляться перед афинским собранием. Евтифрон, похоже, выдвинул обвинения против своего отца за то, что он оставил наемного рабочего умирать в канаве после того, как рабочий убил другого рабочего во время драки, хотя вполне вероятно, что Евтифрон не ожидал серьезного наказания за это преступление. [4] Евтифрон, очевидно, занимался земледелием на Наксосе . [5] вероятно, как часть клеруха, учрежденного Периклом в 447 году, к которому, возможно, принадлежал его отец. [1] Если бы он действительно был историческим человеком, суд, который он спровоцировал против своего отца, изображенного в « Евтифроне», мог начаться еще в 404 году. [6] а драматическая дата Евтифрона может быть окончательно установлена в 399 г. до н. э., [1] относят его рождение где-то к середине V века. [1]
Драматическая дата Кратила неизвестна , предположительно до 421 г. [1] около 410, [7] или 399; [8] это затрудняет определение точного периода активности Евтифрона. Если действие Кратила ему было бы за сорок действительно происходит за два десятилетия до этого, в «Евтифроне» , то есть его отцу было за семьдесят, и, следовательно, он был современником Сократа. Эта более ранняя парадигма датирования, кроме того, предполагает, что он, возможно, был долгоживущей фигурой в Афинах.
Хотя от жизни Евтифрона мало что осталось, его изображение у Платона вызвало интерес у многих поколений ученых и комментаторов. Диоген Лаэртий изображает его уклонившимся от преследования своего отца после апории, продемонстрированной в его одноименном диалоге. [9] Вдохновленные этой апорией , дебаты между Евтифроном и Сократом повлияли на поколения богословов и породили вопрос об отношениях между Богом и моралью, известный как дилемма Евтифрона . Это возникло в древности и было возрождено Ральфом Кадвортом и Сэмюэлем Кларком в 17 и 18 веках. [10] оставаясь актуальным в богословских и философских дискуссиях на протяжении столетий после этого.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дебра Нэйлс , Народ Платона: просопография Платона и других сократиков . Индианаполис: издательство Hackett Publishing, 2002; стр. 152.
- ^ Платон, Кратил , 396b.
- ^ Платон, Евтифрон , 5е.
- ^ Перейти обратно: а б Гич, ПТ (1966). Платона « Евтифрон : анализ и комментарий» . Монист . 50 (3): 369–382. дои : 10.5840/monist196650327 . ISSN 0026-9662 . JSTOR 27901650 .
- ^ Платон, Евтифрон , 4в.
- ^ Джон Бернет , Евтифрон Платона , Апология и Критон. Оксфорд: Кларендон, 1924 г.
- ^ Дэвид Седли, Платона Кратил , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2003
- ^ Джон Саллис , Бытие и логотипы , University of Indiana Press, 1997; стр. 230.
- ↑ Диоген Лаэртский, 2.29.
- ^ Теренс Ирвин , «Сократ и Евтифрон: аргумент и его возрождение» (2006)