Прямо в город
![]() |


« Право на город» — это концепция и лозунг, подчеркивающий необходимость инклюзивности, доступности и демократии в городских пространствах. Идея была впервые сформулирована французским философом Анри Лефевром в его книге 1968 года «Право на вилле» . [1] [2] в котором он утверждал, что городское пространство не должно контролироваться исключительно рыночными силами, такими как коммерциализация и капитализм , но должно формироваться и управляться гражданами, населяющими его.
Концепция права на город была подхвачена различными социальными движениями и городскими активистами по всему миру, которые используют ее как сплоченный призыв к большей социальной справедливости и демократии в городской среде. Право на город может включать в себя различные требования, в том числе требования о субсидируемом правительством жилье, доступе к общественному пространству, участии в городском управлении, а также законы против перемещения и джентрификации, все из которых направлены на устранение пространственного неравенства в городских районах. [3]
Обзор
[ редактировать ]
В своей первой концепции Лефевр уделил особое внимание влиянию капитализма на «город», в результате чего городская жизнь была низведена до уровня товара, социальное взаимодействие все больше вырвалось с корнем, а городское пространство и управление превратились в эксклюзивные товары. [4] В противовес этой тенденции Лефевр призвал «спасти гражданина как главного элемента и главного героя города, который он сам построил» и превратить городское пространство в «место встречи для построения коллективной жизни». [4]
Из-за неравенства, вызванного быстрым ростом мирового городского населения в большинстве регионов мира, концепция права на город неоднократно вспоминалась после публикации книги Лефевра как призыв к действию со стороны социальных движений и низовые организации. В своих призывах к «своему праву на город» местные мобилизации по всему миру обычно ссылаются на борьбу за социальную справедливость и достойный доступ к городской жизни, чтобы противостоять растущему городскому неравенству (особенно в крупных мегаполисах). Право на город имело особое влияние в Латинской Америке и Европе , где социальные движения особенно апеллировали к этой концепции в своих действиях и продвигали местные инструменты для продвижения ее конкретного понимания с точки зрения разработки политики на местном и даже национальном уровне. . [5] [6] Пример того, как понятие права на город получило международное признание в последние годы, можно увидеть в Объединенных Наций Организации процессе Хабитат III и как Новая программа развития городов (2016 г.) признала эту концепцию как видение «городов для все". [7]
Лефевр резюмирует эту идею как «требование... [для] преобразованного и обновленного доступа к городской жизни». [8] [9] Дэвид Харви описал это следующим образом:
Право на город — это гораздо больше, чем индивидуальная свобода доступа к городским ресурсам: это право изменить себя, изменив город. Более того, это скорее общее, чем индивидуальное право, поскольку эта трансформация неизбежно зависит от применения коллективной власти по изменению процессов урбанизации. Свобода создавать и переделывать наши города и самих себя, я хочу утверждать, является одним из самых ценных, но наиболее игнорируемых наших прав человека. [10]
Последние популярные движения
[ редактировать ]

Ряд популярных движений, таких как движение обитателей хижин Абахлали, база Мьондоло в Южной Африке, [11] Право на городской альянс в Соединенных Штатах, [12] прямо в город, [13] сеть сквоттеров, арендаторов и художников в Гамбурге , а также различные движения в Азии и Латинской Америке, [14] включили идею права на город в свою борьбу.
В Бразилии Городской статут 2001 года включил право на город в федеральный закон. [15]
Совсем недавно ученые предложили «цифровое право на город». [16] [17] который предполагает думать о городе не просто как о кирпичах и растворе, но также как о цифровом коде и информации. [18]
Право мигрантов и беженцев на город
[ редактировать ]В прошлом году, вдохновленный сквотами мигрантов и беженцев в центре городов (как сквоты беженцев в Афинах и других европейских городах), возобновился интерес к праву на город. По мнению Цавдароглу и Кайки (2021), в случае Афин «практика беженцев по коллективному производству альтернативного жилья (например, подпольные сквоты) имеет много общих черт с тем, что Лефевр определил как претензию на право на город: а именно, свободу и социализация, присвоение частной собственности, жилье. Претендуя на свободу, многие беженцы отказываются принять выделенные им места в государственных лагерях на окраине города в качестве своего жилого помещения и переселяются в центр города в поисках альтернативных форм жизни. жилья, они проводят присвоение в отношении институтов и практики частной собственности, которые часто принимают форму сквотирования заброшенных зданий в центре города в сотрудничестве с местными группами солидарности. Будучи заселены, эти здания становятся новыми формами жилья с сильными элементами совместного проживания и совместного проживания. Сотни новичков экспериментируют с этими формами совместного проживания и единения, часто вместе с местными и европейскими активистами. Помимо удовлетворения потребностей в жилье, эти формы жилья становятся для беженцев важными инструментами участия в городской социальной и политической жизни. Таким образом, хотя эти новые формы совместного проживания, созданные беженцами, ненадежны, уязвимы и эфемерны, они претендуют на право на город; они действуют, «плачут и требуют» (Лефевр, 1996 [1968]: 173) свободы передвижения, присвоения жилья, совместного проживания и коллективного участия в «обновленной городской жизни» (Лефевр, 1996 [1968]: 158). Учитывая эти характеристики, мы утверждаем, что лефевровская концепция права на город наиболее подходит для понимания и объяснения практики самоорганизации жилья беженцев». [19]
Критика
[ редактировать ]Тем не менее, эта концепция вызвала некоторую критику и обеспокоенность по поводу того, как первоначальная концепция Анри Лефевра может быть сведена к «видению гражданственности», сосредоточенному на простой реализации социальных и экономических прав в городе, оставляя в стороне его преобразующую природу и концепцию социального обеспечения. конфликт, стоящий за исходной концепцией. [20] [21] Марсело Лопес де Соуза , например, утверждал, что, поскольку право на город стало «модным в наши дни», «ценой этого часто было упрощение и искажение концепции Лефевра». [22] и призывал к верности первоначальному радикальному смыслу идеи.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перселл, Марк (октябрь 2002 г.). «Раскопки Лефевра: право на город и городская политика его жителя». Геожурнал . 58 (2–3): 99–108. CiteSeerX 10.1.1.357.4200 . дои : 10.1023/B:GEJO.0000010829.62237.8f . JSTOR 41147756 . S2CID 18096395 . PDF.
- ^ Унгер, Кнут (14 февраля 2009 г.). « Право на город» как ответ на кризис: «Конвергенция» или расхождение городских социальных движений?» . Освобождение пространств. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 года.
- ^ «Дэвид Харви: Право на город. Обзор новых левых 53, сентябрь-октябрь 2008 г.» . newleftreview.org . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Качайтесь, капитан. «Право на город | Капитан Свинг» . Captainswing.com (на европейском испанском языке) . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ «Конкурентоспособные мегаполисы и перспективы пространственной справедливости | CISDP» . www.uclg-cisdp.org . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ «Что такое право на город? | RioOnWatch» . www.rioonwatch.org . 16 октября 2013 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Колау, Ада (20 октября 2016 г.). «После Хабитат III: более сильное будущее городов должно основываться на праве на город» . Хранитель . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Лефевр, Анри (1996), «Право на город», Кофман, Элеонора; Лебас, Элизабет (ред.), «Письма о городах» , Кембридж, Массачусетс: Wiley-Blackwell , стр. 158, ISBN 9780631191889 .
- ^ Атто, Кафуи (октябрь 2011 г.). «Какое право такое право на город?» . Прогресс в человеческой географии . 35 (5): 669–685. дои : 10.1177/0309132510394706 . S2CID 144977403 .
- ^ Харви, Дэвид (сентябрь – октябрь 2008 г.). «Право на город» . Новый левый обзор . II (53): 23–40.
- ^ Абахлали_3 (17 января 2013 г.). «С'бу Зикоде и Ричард Питхаус обсуждают Палло Джордана по протоколу АНК - Осло, 22 ноября 2012 г.» . abahlali.org . База Абахлали Мьондоло .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) (Кампании и заявления о праве на город .) - ^ Ливитт, Джеки; Рошан Самара, Тони; Брэди, Марни (осень 2009 г.). «Право на городской альянс: время демократизировать городское управление (блог)» . Прогрессивное планирование, Сеть планировщиков. Архивировано из оригинала 29 апреля 2010 г.
- ^ Штатный писатель (2011). «Тезисы съезда о праве на город » . wiki.rechtaufstadt.net . Рехт Ауф Штадт.
- ^ Майер, Маргит (2012), «Право на город» в городских социальных движениях», Бреннер, Нил; Маркузе, Питер; Майер, Маргит (ред.), Города для людей, а не ради прибыли: критическая городская теория и право на город , Нью-Йорк: Routledge, стр. 63–85, ISBN. 9780415601771 .
- ^ Штатный автор (14 октября 2011 г.). «Реализация права на город в Бразилии» . Sustainablecitiescollective.com . Коллектив устойчивых городов.
- ^ Джо Шоу и Марк Грэм (15 февраля 2017 г.). «Наши цифровые права на город» . www.meatspacepress.org . Митспейс Пресс.
- ^ Фот, Маркус; Брынсков, Мартин; Охала, Тимо (2015). Право гражданина на цифровой город: городские интерфейсы, активизм и создание территорий . Сингапур: Спрингер. ISBN 9789812879172 .
- ^ Шоу, Джо; Грэм, Марк (февраль 2017 г.). «Информационное право на город? Кодекс, содержание, контроль и урбанизация информации» . Антипод . 49 (4): 907–927. дои : 10.1111/anti.12312 .
- ^ Цавдароглу, Харалампос; Кайка, Мария (март 2021 г.). «Право беженцев на центр города: брендинг города против общего города в Афинах» . Городские исследования . 59 (6): 1130–1147. дои : 10.1177/0042098021997009 .
- ^ Дельгадо, Мануэль (19 марта 2018 г.). «Хвала и спасение Анри Лефевра» . Эль Паис (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Горгенс, Тристан; ван Донк, Мирьям (2011). «От основных потребностей к социально-пространственной трансформации: борьба с «Правом на город» для городской бедноты в Южной Африке» . isandla.org.za . Институт Исандла. PDF.
- ^ Лопес де Соуза, Марсело (май 2010 г.). «Какое право на какой город? В защиту политико-стратегической ясности» . Интерфейс . 2 (1): 315–333. PDF. Архивировано 19 января 2012 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Самара, Тони Рошан (июнь 2007 г.). «Массивная организация: право в город» . Журнал З. 20 (6). Архивировано из оригинала 6 ноября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Всемирная хартия права на город (PDF)z
- Всемирная хартия права на город (HTML)
- Предложение о Хартии прав женщин на город
- Предложения и опыт в отношении права на город , Ана Суграньес и Шарлотта Мативе (редакторы) 16-03-2010