Взаимный детерминизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2022 г. ) |
Взаимный детерминизм - это теория, выдвинутая психологом Альбертом Бандурой , которая утверждает, что поведение человека одновременно влияет и находится под влиянием личных факторов и социальной среды . Бандура допускает возможность того, что поведение человека может быть обусловлено последствиями. В то же время он утверждает, что поведение человека (и личные факторы, такие как когнитивные навыки или отношения) могут влиять на окружающую среду. [1] [ нужна страница ]
Бандура смог показать это, когда провел эксперимент «Ящик Бандуры». Например, взаимный детерминизм Бандуры может возникнуть, когда ребенок ведет себя в школе. Ребенку не нравится ходить в школу; поэтому они действуют в классе. В результате учителям и администрации школы не нравится, когда рядом находится ребенок. Столкнувшись с ситуацией, ребенок признает, что ненавидит школу и что он не нравится другим сверстникам. В результате ребенок ведет себя ненадлежащим образом, вынуждая администраторов, которым не нравится его присутствие, создавать более ограничительную среду для детей такого уровня. Каждый поведенческий фактор и фактор окружающей среды совпадают с ребенком и так далее, что приводит к непрерывной борьбе на всех трех уровнях. [ нужна ссылка ]
Взаимный детерминизм — это идея о том, что поведение контролируется или определяется человеком посредством когнитивных процессов и окружающей средой посредством внешних социальных стимулов. Основа взаимного детерминизма должна трансформировать индивидуальное поведение, обеспечивая прозрачность субъективных мыслительных процессов по сравнению с когнитивными, экологическими и внешними социальными стимулирующими событиями. [ нужна ссылка ]
Действия не происходят в том или ином направлении, поскольку на них влияют последствия, а это означает, что поведение человека сложное и не может рассматриваться как индивидуальное и средовое средство. Поведение состоит из окружающей среды и отдельных частей, которые взаимосвязаны и функционируют. [2] Многие исследования показали взаимные связи между людьми и окружающей их средой с течением времени. [3] [4]
Исследовать
[ редактировать ]Исследования, проводимые в этой области, включают изучение взаимоотношений врача и пациента, где одну группу пациентов называют «зависимыми от врача», а другую группу «самостоятельными». Пациенты, зависящие от врача, как правило, более пассивны в принятии решений и полагаются на то, что врачи сделают за них выбор. Самостоятельные пациенты играют более активную роль в принятии решения о том, какие варианты лечения им лучше подойдут. [2]
Математика
[ редактировать ]Другое актуальное исследование касается взаимного детерминизма самоэффективности и математических результатов. Это показывает, что взаимный детерминизм, возможно, не является подходящей моделью для всех культур, но имеет место в большинстве. Самоэффективность — это концептуальная оценка способности человека выполнять конкретную задачу. Самоэффективность является результатом успеха или неудачи, возникающих при попытках освоить задачу. Самоэффективность, измеряемая уровнем личной уверенности перед каждым вопросом, и математические оценки были получены в 41 стране в ходе исследования Китти и Тревора Уильямса. Взаимный детерминизм самоэффективности и достижений математики был обнаружен в 26 из 30 стран. Они предполагают, что это может быть фундаментальный психологический процесс, который происходит через национальные границы. [5] По словам Альберта Бандуры, самоэффективность определяется как вера человека в свою способность выполнить определенную задачу. Другое исследование изучало взаимосвязь самоэффективности и культуры труда с удовлетворенностью работой среди спортивных тренеров. В исследовании использовалась модель триадной взаимной причинно-следственной связи Бандуры в качестве шаблона для обозначения удовлетворенности работой как поведенческого фактора, самоэффективности как личного фактора и культуры труда как фактора окружающей среды. [6]
Триадическая взаимная причинность
[ редактировать ]Триадическая реципрокная причинность - это термин, введенный Альбертом Бандурой. [7] для обозначения взаимного влияния между тремя группами факторов:
- личностные факторы (например, когнитивные , аффективные и биологические события),
- окружающая среда,
- поведение
Взаимодействие генов и окружающей среды
[ редактировать ]Поведенческая генетика — относительно новая область исследований, пытающаяся понять вклад как генетики , так и окружающей среды в индивидуальные различия в поведении человека. Гены можно включать и выключать. Множественные гены являются факторами формирования черт поведения. [ нужна ссылка ]
Агрессия у мальчиков, подвергшихся насилию
[ редактировать ]Исследователи полагают, что существует генетическая связь с импульсивной агрессией через влияние гена на выработку фермента под названием моноаминоксидаза А (МАОА). [8] Ген МАОА снижает выработку МАОА, что приводит к увеличению случаев импульсивной агрессии. 26-летнее исследование, проведенное в Новой Зеландии, выявило сильную корреляцию между опытом жестокого обращения в детстве и преступным или агрессивным поведением у мужчин с геном MAOA. [9] В этом исследовании было обнаружено, что импульсивная агрессия в девять раз чаще проявляется у мужчин с этим геном, подвергшихся насилию, чем у подвергшихся насилию мужчин без гена или мужчин с геном, которые не подвергались насилию.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бандура, Альберт (1986). Социальные основы мысли и действия: теория социального познания . Прентис-Холл. ISBN 978-0-13-815614-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Акул, Грегори М (29 октября 2010 г.). «Увековечивание пассивности: уверенность и взаимный детерминизм во взаимодействии врача и пациента». Журнал медицинских коммуникаций . 3 (3): 233–259. дои : 10.1080/108107398127355 . ПМИД 10977257 .
- ^ Иеронимус, Бертус Ф.; Ризе, Харриетта; Сандерман, Робберт; Ормель, Йохан (2014). «Взаимное подкрепление между невротизмом и жизненным опытом: пятиволновое 16-летнее исследование для проверки взаимной причинно-следственной связи». Журнал личности и социальной психологии . 107 (4): 751–764. дои : 10.1037/a0037009 . ПМИД 25111305 .
- ^ Ласелль, ОМ; Иеронимус, БФ; ван Акен, MAG; Ормель, Дж. (март 2015 г.). «Почему не все получают свою долю стресса: воспринимаемая подростком привязанность к отношениям опосредует ассоциации между темпераментом и последующими стрессовыми социальными событиями». Европейский журнал личности . 29 (2): 125–137. дои : 10.1002/пер.1989 . S2CID 143383270 .
- ^ Уильямс, Тревор; Уильямс, Китти (май 2010 г.). «Самоэффективность и успеваемость в математике: взаимный детерминизм в 33 странах». Журнал педагогической психологии . 102 (2): 453–466. дои : 10.1037/a0017271 .
- ^ Гамбер, Джейми (15 августа 2005 г.). Связь самоэффективности и трудовой культуры с удовлетворенностью работой среди сертифицированных спортивных тренеров (Диссертация). HDL : 10415/730 . ПроКвест 305027215 .
- ^ Психология: международная перспектива Майкла В. Айзенка, с. 473 .
- ^ Мейер-Линденберг, Андреас; Бакгольц, Джошуа В.; Колачана, Бхаскар; Р. Харири, Ахмад; Пезавас, Лукас; Блази, Джузеппе; Вабниц, Эшли; Дорогая, Робин; Верчински, Бет; Калликотт, Джозеф Х.; Иган, Майкл; Маттай, Венката; Вайнбергер, Дэниел Р. (18 апреля 2006 г.). «Нейронные механизмы генетического риска импульсивности и насилия у человека» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 103 (16): 6269–6274. дои : 10.1073/pnas.0511311103 . ПМЦ 1458867 . ПМИД 16569698 .
- ^ Косгроув-Мазер, Бути (1 августа 2002 г.). «Исследование: насилие и генетика = агрессия» . Новости CBS . Проверено 17 февраля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сигел, Ларри Дж.; Валлийский, Брэндон С. (2014). Преступность несовершеннолетних: теория, практика и право . Cengage Обучение. ISBN 978-1-285-97470-5 .
- Харрис, Джудит Рич (1999). Предположение о воспитании: почему дети становятся такими, какие они есть . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-684-85707-7 .