Дифференциальная психология
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Дифференциальная психология изучает различия в поведении людей и процессы, лежащие в его основе. Это дисциплина, разрабатывающая классификации (таксономии) психологических индивидуальных различий. Это отличает его от других аспектов психологии. [1] [2] в том, что, хотя психология якобы изучает людей, современные психологи часто изучают группы или пытаются открыть общие психологические процессы, применимые ко всем людям. [3] Эта конкретная область психологии была впервые названа и до сих пор сохраняет название «дифференциальной психологии» Уильямом Стерном в его книге (1900).
Хотя выдающимся психологам, в том числе Стерну, широко приписывают концепцию индивидуальных различий, исторические данные показывают, что именно Чарльз Дарвин (1859) первым стимулировал научный интерес к изучению индивидуальных различий. Его интерес продолжил его сводный двоюродный брат Фрэнсис Гальтон в попытке количественно оценить индивидуальные различия между людьми. [4]
Например, при оценке эффективности новой терапии среднюю эффективность терапии в одной группе лечения можно сравнить со средней эффективностью плацебо ( или известного метода лечения) во второй, контрольной группе. В этом контексте различия между людьми в их реакции на экспериментальные и контрольные манипуляции фактически рассматриваются как ошибки, а не как интересные для изучения явления. Этот подход применяется потому, что психологические исследования зависят от статистического контроля, который применяется только к группам людей.
Важность индивидуальных различий
[ редактировать ]Важно отметить, что индивиды также могут различаться не только своим текущим состоянием, но и величиной или даже направлением реакции на тот или иной стимул . [5] Такие явления, часто объясняемые с помощью кривых реакции в форме перевернутой буквы U , ставят дифференциальную психологию на важное место в таких начинаниях, как персонализированная медицина , в которой диагнозы настраиваются в соответствии с профилем реакции человека. [ нужна ссылка ]
Области обучения
[ редактировать ]Исследование индивидуальных различий обычно включает в себя личность , темперамент (нейрохимические поведенческие черты), мотивацию , интеллект , способности, IQ , интересы , ценности , самооценку , самоэффективность и самооценку (и это лишь некоторые из них). Хотя с 1960-х годов в Соединенных Штатах наблюдается снижение количества исследований индивидуальных различий, исследователи работают в самых разных прикладных и экспериментальных областях. [6] Эти области включают клиническую психологию , психофизиологию , педагогическую психологию , промышленную и организационную психологию , психологию личности , социальную психологию , поведенческую генетику и психологии развития программы , в неопиажеских теориях когнитивного развития , в частности .
Методы исследования
[ редактировать ]Для изучения индивидуальных различий психологи используют разнообразные методы. Метод заключается в сравнении и анализе психологии и поведения отдельных лиц или групп в различных условиях окружающей среды. Сопоставляя наблюдаемые психологические и поведенческие различия с известной сопутствующей средой, можно исследовать относительную роль различных переменных в психологическом и поведенческом развитии. Психофизиологические эксперименты как на людях, так и на других млекопитающих включают ЭЭГ и ССП . [7] ПЭТ -сканирование, МРТ , функциональная МРТ , нейрохимия [8] [9] эксперименты с нейротрансмиттерами и гормональными системами, кофеином и контролируемыми наркотиками. Эти методы могут быть использованы для поиска биомаркеров устойчивых, биологически обоснованных моделей поведения ( особенностей темперамента и симптомов психических расстройств). Другие наборы методов включают поведенческие эксперименты, позволяющие увидеть, как разные люди ведут себя в одинаковых условиях. Поведенческие эксперименты часто используются в психологии личности и социальной психологии и включают в себя лексические методы и методы самоотчета, когда людей просят заполнить бумажные и компьютерные формы, подготовленные психологами.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Ярл Видкунн Кушерон (1958). «Историческая справка о термине дифференциальная психология». Нордиск Психологии . 10 (2): 114–116. дои : 10.1080/00291463.1958.10780375 .
- ^ «Психолог сп» .
- ^ «Краткая терапия» .
- ^ Фишер, Эй Джей; и др. (2018). «Отсутствие возможности обобщения между группами и отдельными людьми представляет собой угрозу для исследований на людях» . ПНАС . 115 (27): 6106–6115. Бибкод : 2018PNAS..115E6106F . дои : 10.1073/pnas.1711978115 . ПМК 6142277 . ПМИД 29915059 .
- ^ Коэн Р., Свердлик М. и Стурман Э., 2013. Психологическое тестирование и оценка. 7-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- ^ Ларсен, Рэнди Дж.; Динер, Эд (1 марта 1987 г.). «Интенсивность аффекта как характеристика индивидуальных различий: обзор» . Журнал исследований личности . 21 (1): 1–39. дои : 10.1016/0092-6566(87)90023-7 . ISSN 0092-6566 .
- ^ Ревелл, Уильям; Уилт, Джошуа; Кондон, Дэвид М. (12 марта 2013 г.), «Индивидуальные различия и дифференциальная психология» , Справочник индивидуальных различий Уайли-Блэквелла , Оксфорд, Великобритания: Wiley-Blackwell, стр. 1–38, номер документа : 10.1002/9781444343120. канал 1 , ISBN 9781444334388 , получено 15 февраля 2023 г.
- ^ Клейсон, Питер Э. (2024). «Психометрическое обновление, необходимое психофизиологии» . Психофизиология . 61 (3). дои : 10.1111/psyp.14522 . ISSN 0048-5772 .
- ^ Брэди, ST; Сигел Г.Дж., Альберс Р.В., Прайс Д.Л. (2012). Базовая нейрохимия. МакГилл Пресс .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кандел, скорая помощь; Шварц Дж.Х., Джесселл Т.М. (2000). Принципы нейронауки, четвертое издание. Компании МакГроу-Хилл .
- Рихтерс, Дж. Э. (2021). «Невероятная полезность: потерянные причины и причинные обломки психологической науки» . Фундаментальная и прикладная социальная психология . 43 (6): 366–405. дои : 10.1080/01973533.2021.1979003 . S2CID 236565514 .
- Введение в индивидуальные различия (Wilderdom)
- Молтби, Дж.; Дэй Л. и Макаскилл А. (2007). Личность, индивидуальные различия и интеллект . Лондон: Pearson Education.
- Басс, Д.М. и Грейлинг, Х. (1999). «Адаптивные индивидуальные различия» (PDF) . Журнал личности . 67 (2): 209–243. CiteSeerX 10.1.1.387.3246 . дои : 10.1111/1467-6494.00053 .
- Чаморро-Премузик, Т. и Фернхэм, А. (2006). «Интеллектуальная компетентность и умная личность: третий путь дифференциальной психологии» (PDF) . Обзор общей психологии . 10 (3): 251–267. дои : 10.1037/1089-2680.10.3.251 . S2CID 146278640 . Архивировано из оригинала 19 марта 2009 года.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - Канаи Р. и Рис Г. (2011). «Структурная основа межиндивидуальных различий в человеческом поведении и познании». Обзоры природы Неврология . 12 (4): 231–241. дои : 10.1038/nrn3000 . ПМИД 21407245 . S2CID 7103414 .
- Тайлер, Л.Е. (1965). Психология человеческих различий . Нью-Йорк: Эпплтон Сенчури Крофтс.
- Хронология исследователей и краткие биографии