Jump to content

Адо-Одо

Адо-Одо
Украшение
Метрополис
Адо-Одо находится в Нигерии.
Адо-Одо
Адо-Одо
Расположение в Нигерии
Координаты: 6 ° 35' с.ш., 2 ° 57' в.д.  /  6,583 ° с.ш., 2,950 ° в.д.  / 6,583; 2950
Страна  Нигерия
Состояние Война
LGA(s) Адо-Одо/Ота
Правительство
Законодатель Адимула Оодуа HIM Оба Олусола Идрис Осоло Адебовале Отениботемоле II
Часовой пояс ЧТО
Климат Хорошо

Адо-Одо — столичная штаб-квартира древнего королевства Адо , известного своим храмом Одудува / Обатала , древней крепостью традиционной практики Ифа ( Адо н'иле Ифа ). также считают Удуа Традиционалисты матерью всех других божеств. Все это сделало Адо неприкосновенной территорией в западном Йорубаленде — тот же статус «отцовской фигуры», который был предоставлен Иле-Ифе . В отличие от других королевств, которые в то или иное время участвовали в междоусобных войнах, опустошавших Йорубаленд в девятнадцатом веке, Адо на протяжении всего периода выделялся как непокоренный город-государство-убежище.

Адо-Одо расположен на территории современного штата Огун в юго-западной части Нигерии .

Адо, древний город авори , можно охарактеризовать как плавильный котел древних традиций Ифе и Бенина , где языки этих двух важных общин остаются лингва-франка в их святынях. В городе, особенно в храме Оодуа в Иладже и его окрестностях, есть реликвии, подтверждающие это.

В доколониальные времена независимое государство Адо в разное время называлось Адо-Одуа, Адо-Ифе, Адо-Ибини и Адо-Авори, что указывает на его эволюцию поколений. Приход британского правления привел к принятию Адо-Одо как четкой идентичности, отличающей город от других крупных поселений с похожими названиями в других частях Йорубаленда (таких как Адо-Экити , Адо-Авайе и Адо-Соба). ).

Королевство Адо в настоящее время населено Авори и Йева из Ишаги, Имасайи, Ибооро и Кету. Другие обнаруженные группы включают эгунов (огу), ойос , иджебус и эгбас , а также элементы, не относящиеся к йоруба, особенно хауса , игбо и иджау .

Королевство было основано еще до одиннадцатого века, когда условия Иль-Ифе вынудили жителей искать новые, более процветающие земли.

Краткая история

[ редактировать ]

Происхождение народа Адо-Одо

[ редактировать ]

Когда история богата, краткое изложение становится обширным. Дать подходящее историческое описание выдающегося королевства Авори — трудная задача, обобщение которой становится бременем для любого историка. Адо-одо — древний город Авори в Йорубланде с богатой историей, великолепной культурой, завидными традициями и наследием. Адо, как его называют в народе, можно удобно охарактеризовать как слияние традиций Старого Ифе и Бенина. Устная история и документированные статьи из хорошо сохранившихся архивов показывают, что он возник в результате объединения различных поселений его ранних основателей и предков.

Иль-Ифе, родина йоруба, является прародиной добрых людей Адо-Одо. Согласно безупречным историческим фактам, жители этого королевства Авори являются прямыми потомками Одудувы, прародителя расы йоруба. Он был основан в 1045 году.

История Адо-Одо полна экспедиций и исследовательских путешествий. Неудивительно, что люди происхождения Адо встречаются во всех сферах жизни. Из Иль-Ифе это был исход групп разных людей, почти одновременно двигавшихся на юг в направлении прибрежной зоны. Согласно гаданию Ифа, окончательное место поселения у этих мигрирующих людей должно было быть в жилище, где должны были затонуть их плиты (источник названия - Авори).

Различные группы покинули Иль-Ифе в разное время и мигрировали из Иль-Ифе задолго до появления группы Олофина Огунфунминире, наиболее заметной из этих групп была группа Оранмиян во главе с Олофином Адимулой Оджаджа, испорченным как OJEJE, сын Оранмияна. В своем путешествии они путешествовали по речным путям в Аго-идэ (теперь называемый Ишери), который был незаселен людьми, поскольку в тот период их жертвенная пластина (Аво фанфун с другими предметами, предписанными Оракулом (Ифа) впервые затонула (Авори) В течение девяти дней с Оракулом (Ифа) консультировались, чтобы подтвердить, является ли это место их предназначенным поселением для поиска, но Оракул (Ифа) открыл им, что их будущая родина еще далеко, и прописал им маршрут, по которому нужно следовать. Табличка снова появилась. от реки на 9-й день. Затем они продолжили следовать по плите в лагуну Лагоса и остановились на берегу реки, которая теперь называется Ото Идо, двинулись на юг в сторону Дахорми, ненадолго остановились в другом месте, ныне известном как Оводе Апа, а затем направились к реке Ито за Адо. - Дворец Одо, который является продолжением реки Йева, где плита наконец затонула и больше не появлялась. Поэтому группа, обосновавшаяся на берегу реки Ито, на территории современной группы Олофин Оджедже, не встретила никого на всей территории. местами плита прошла и временно затонула.

Лидерами других групп были Баджому Ойити Ателудо и его жена Обунни, Алапа Попопо Онитако и Асаво-овун-Адалудо, Асодо Онирунми Акун Джагудо, которые предположительно следовали тем же маршрутом. Другими группами были Обалуму Кусеку Олойин Агба афи аво экун сесо, Аламува, Оба Ора, группа Оруфе, которые предположительно путешествовали, охотясь на животных, а также группа Алау/Аасой/Омарун и Осоло. Каждая группа поселилась в своих крепостях, которые позже превратились в Королевство Адо. Все эти группы поселились в разных местах вокруг нынешнего Адо Одо. Сообщается, что Баджому Ойтии, Алапапопо и группа Онитако поселились в Илему. Другие группы поселились в Игбонле, Онируми Экун Джагуде Обалуму Кусеку Олойин поселились в Мегуне. Все эти группы, ранее поселившиеся в разных местах, осознали присутствие одних и других, живущих в непосредственной близости, и решили переехать в сторону группы Баджомо Ойтии / Онитако и жить вместе, поэтому Онитако был общепринятым основателем Адо Одо. В общем, после долгого и полного приключений путешествия в конце концов было найдено место, где «затонули тарелки» (Авори). Следовательно, поселившись в этом месте, назначенном Ифа, странствующий Адос стал одним из первых поселенцев в месте, известном сегодня как Адо-Одо, и основал субэтническую группу Авори.

Все различные группы пришли со своими традициями, силой и отдельными божествами или богинями из Ифе и Бенина, следовательно, все они являются хранителями своих святынь и главами своих кварталов, за исключением Олофина Адимула Оджедже – лидера группы Оранмиян, пришедшего с отцом своего отца. бисерная корона из Ифе и предка королевской династии Олофина Адимула Оодуа в Адо Одо.

Олофин Адимула Оджедже, сын Оранмияна, покинул Иль-Ифе со своими двумя сыновьями, Асалу Оредже и Ирандже, с бисерной короной от своего отца и других последователей и охранников. Вскоре после прибытия на берег реки Ито Олофин Адимула Оджедже покинул бренную землю, чтобы присоединиться к своим предкам. Таким образом, Асалу Оредже, будучи первым сыном, стал главой группы Орамиян и позже был коронован как первый Олофин Адимула Оодуа Адо Одо или Оба Адо.

Родовые связи Адо-Одо с Иль-Ифе, Королевством Бенин и Сабе в Республике Бенин

[ редактировать ]

Коренные жители Адо-Одо имеют доисторические связи с народами Иль-Ифе, Королевства Бенин в штате Эдо и Сабе в сегодняшней Республике Бенин. История доказала, что Олофин Оджедже был одним из сыновей Оранмияна, который ранее жил и женился в Сабе. Он уехал из Сабе в Бенин вместе с другими людьми из Ифе. Намерением Олофина Оджедже было научить жителей Бенина искусству изготовления статуй, скульптур и ковки золота (ювелирному делу) по указанию своего отца, чтобы поддержать тогдашнего Оба Бенина в его стремлении помочь жителям Бенина овладеть этим искусством.

Олофин Оджедже, который преуспел в изготовлении статуй и ювелирном деле. После многих лет в Бенине он решил навестить своего отца Оранмияна в Иль-Ифе. Достигнув Иль-Ифе, Оранмиян отправился в духовное путешествие за пределы Иль-Ифе. Оджедже попал в неприятную ситуацию - королевский стул Одудувы собирался узурпировать Обалуфон. Он бросил вызов Обалуфону на великую мерзость, но не смог спасти ситуацию. Олофин Адимула Охехе чувствовал себя некомфортно и был недоволен общественно-политической обстановкой в ​​Иль-Ифе. Поэтому он проконсультировался с Oracle (Ifa) о дальнейших действиях. Оракул посоветовал ему вынуть две из бисерных корон Оранмияна и покинуть Иль-Ифе со своими двумя сыновьями Асалу Ожедже и Ирандже, его стражей и последователями, чтобы двинуться на юг, чтобы найти землю возле реки, чтобы поселиться, править ею и никогда не возвращаться на Иль-Ифе. . Оракул (Ифа) также предписал ему использовать тарелку (белый калебас) с другими жертвенными предметами в качестве компаса до конечного пункта назначения. Олофин Адимула Оджедже отвез эти наследственные короны Адо-одо. Одну из двух корон до сих пор носит олофин Адимула Оодуа из Адо-одо, а его брат Ирандже взял вторую маленькую корону, чтобы поселиться в ИРУНДЖИ после реки Ито недалеко от города Ово в южном местном правительстве Йева штата Огун.

Превосходство Оба Адо или законодателя Королевства Адо-Одо

[ редактировать ]

Возвращаясь к воспоминаниям, еще в 1470-х годах, после прибытия португальцев в Лагос, присутствие и руководство Адо Одо было зафиксировано без какого-либо посредника. В нынешнем штате Лагос историческое влияние Адо Одво как крупного и пионера древнего города Авори на крупные поселки Авори, такие как Итире, Мушин, Изоло, Агуда, Исале Эко, Оджу Элегба, Илогбо Эреми, Ибереко, Эрикити, Ирагон, Ю есть Apá, Dopemu, Car и т. д.

Адо-Одо с незапамятных времен был местом рассредоточения авори и других общин, населяющих различные части штата Лагос. Среди этих общин выделяется Итире, Лагос, который был основан принцем Ота-Онитире, который мигрировал со своим потомством, чтобы жить в Лагосе, в знак повиновения директивам тогдашнего Олофина Адимула из Адо-одо. Это еще раз подтверждает тот факт, что Адо Одо занимает видное место среди Авори, а стул Олофина Адимула Оодуа из Адо Одо является самым выдающимся в Королевстве Авори.

Место затопления священной плиты никогда не указывалось, но широко известно, что конечным пунктом назначения священной плиты был АДО ОДО на реке Йева. Раннее принятие народа бини в состав Адо Одо, из-за которого принцесса Бини, которая была унижена народом Эко, что привело к нападению Бенина на Эко через территорию Адо Одо, остается действительным историческим ориентиром.

Оба Королевства Аддо, известный как Адо, традиционно и исторически был независимым монархом и не требовал никакого одобрения какого-либо другого монарха для назначения в качестве Оба Королевства Адо. Выдающееся положение Олофина из Адо Одо также содержится в договоре между Олофинами (называемыми британцами Олови) с королевой Великобритании от 17 июня 1863 года и вторым договором 1891 года между королем, вождями и старейшинами Адо и королева Британии.

В 1887 году британское колониальное правительство обратилось за защитой британского флага в королевстве Адо (ныне штат Огун, Нигерия). Тогдашний Олофин Адимула Оба Ашаде Авопе Отени отказался предоставить британцам разрешение на водрузить Юнион Джек в его стране (Королевстве Адо). В 1891 году Оба из Королевства Адо заблокировал торговый путь из внутренних районов Лагоса, особенно торговый путь Адо/Бадагри, что лишило Лагосского торговца возможности вести какую-либо торговлю. Королевство Адо стратегически расположено на северо-востоке Лагоса и обычно взимает таможенные пошлины с торговцев, проходящих через торговые пути Адо/Бадагри, связывающие Эгбадо (Йева), Эгба с Бадагри, Лагосом и Дахормеем. В результате этих действий британское правительство, очевидно, было не слишком обрадовано этими действиями и убедило Олофина Отени открыть блокаду, от чего он категорически отказался открыть торговый путь.

В феврале 1891 года капитан Джордж Дентон, исполняющий обязанности британского губернатора, повел свои войска на встречу с Оба Отени от имени британского правительства, чтобы продолжить апелляцию и убедить Оба Королевства Адо открыть блокаду, чтобы обеспечить свободный проход товаров в Лагос. После долгих уговоров Оба Отени согласились разрешить свободный проход товаров по торговым путям, а британское правительство тупо компенсировало потерю таможенных пошлин, которые служили доходом. К сожалению, эта сделка продлилась недолго, прежде чем она рухнула. Олофин Отени возобновил блокирование торговых путей и отбирал каноэ у торговцев Аджилете и других британских подданных, которые отказывались платить ему дань.

Этот поступок разозлил британское правительство, и британское правительство приказало применить силу к Королевству Адо. 11 марта 1891 года отряд тяжелых британских войск отплыл из лагуны Лагоса в королевство Адо.

Оба Отени, видя в тот момент свое слабое положение, тактически сдался британским войскам для защиты своих подданных и королевства, его удалили со своей территории в Лагос. Его дворец был разграблен и разграблен британскими войсками. Были конфискованы деньги, артефакты и ценные традиционные костюмы.

27 мая 1891 года Элету Одибо из Лагоса и Олумегбон из Лагоса вместе с другими вождями Лагоса запросили у британского правительства разрешение на освобождение Олофина Ашаде Авопе Отени. После его освобождения и подписания мирного договора между королевством Адо и британским правительством в августе 1891 года, после этого британцы начали завоевание различных королевств йоруба во внутренних районах, начиная с Иджебуса в 1892 году, Ойо в 1895 году, Бенина в 1897 году и халифата Сокото в 1903 году. Фануви Самуэль (2019) сообщил, что Аддос с их доблестным Олофином Ашаде Отени фактически стали пионерами национализма йоруба в Африке. Это еще раз подтверждает большое влияние Королевства Адо и его короля в доколониальную эпоху. Выдающееся положение Адо Одо было также признано французским правительством, которое добивалось его присутствия и представительства в Парижском договоре 1889 года в эпоху раздела территорий колониальными властями. Затем он был внесен в список и идентифицирован как город на берегу реки Адо, также известный как река Йева.

Примечательно, что Адо-Одо остается неприкосновенным и ни разу не был завоеван во время гражданских войн йоруба. Это придало ей статус города-убежища, куда приходили волны людей в поисках убежища, мира и безопасности. [1] [2] [3]

В газете «Колония Лагоса» № 9 за 1903 год были перечислены Оба Адо, также называемые ОЛОФИН по просьбе Уни из Ифе, Его Императорского Величества, Оба Аделекана Олубусе 1, а также других выдающихся Оба, таких как Авуджале, Акаригбо и четырех почитаемых монархов Эгба, а именно: : Алаке, Олову, Олоко (Осиле), Агура в нынешнем штате Огун до образования нигерийского государства в 1914 году. Оба Адо, то есть Олофин Адимула Адо, занимали четвертое место в иерархии в В упомянутой газете во время правления Оба Асада Авопе назывался Оба Отениботемоле.

Среди Оба йоруба, которые имеют право носить корону из бисера, и Конференция 1941 года, на которой Оба Адо-одо и Алаке Абеокута представляли только провинцию Абеокута, подкрепляют эти утверждения. Встреча традиционных правителей йоруба в Лагосе в 1903 году, на которой был отнесен Олофин из Адо-одо. В архивном отчете говорится, что такие общины, как Агбара, Кету, Парамоле, Эгуду Баале, Исага, Куойе и все другие общины в административном округе Кету и поселке Агбара, принадлежат Адо-одо. Фактически, к Олофину Адимуле из Адо в прошлом также обращались как к Олофину из королевств Аддо и Эрекити. Эрекити в настоящее время находится в районе местного самоуправления Бадагри в Лагосе. Было зарегистрировано, что епископ Аджайи Кроутер в 1840-х годах посетил храм Одудува, Илаже, Адо Одо, когда Оба Акинтойе, тогдашний Элеко Эко, выразил негодование по поводу невозможности присоединиться к фестивалю Одудува в Адо Одо. Журнал истории Нигерии за 1962 год цитировал Мортона Уильямса, социального антрополога, в своих исследованиях трансатлантической работорговли и традиций Ойо 1640–1830 годов, заявивших, что вождь АВОРИ не находился под влиянием Алафина из Ойо или кого-либо из Верховных представителей Оба из Раса йоруба, AI Asiwaju, 1976, на страницах 36/37 говорится, что королевство Адо никогда не находилось под имперским контролем Ойо, в отличие от вассальных королевств Эгба и Дагомеи, которые платили дань алафинам Ойо.

Оба Джейкоб Огаби Фадейи Акапо, MBE, МОН (1953–1989) был основным членом Палаты вождей Западного региона, а затем постоянным председателем Совета Оба и вождей Эгбадо после создания штата Огун в 1976 году, пока он не присоединился к своим предкам. в 1989 году.

В настоящее время Олофин из Адо-Одо и/или Оба из Адо во время правления Оба Аканни занимает второе место по рангу после Верховного правителя в Традиционном совете Йева. Монарх Адо в равной степени пользуется особым первоклассным статусом, кульминацией которого является размещение в первом ряду рядом с нынешними четырьмя верховными правителями в Государственном совете Огун Обаса и председателем Традиционного совета Адоо/Ота или Совета Обаса. (Новый закон штата Огун Оба, 2022 г.)

Адо-Одо: Непокоренная территория

[ редактировать ]

Адо-одо никогда не был подчинен или вассалом какой-либо большей территории. С самого начала он был автономен и гордится собой как непобедимая и непокоренная территория. Более того, Королевство Адо-одо остается городом Авори, который никогда не был завоеван или захвачен. Во время войн Эгба и Дагомея воины города обеспечивали крепость и защиту города от вторжения. Они смогли отразить агрессию наступающего противника. Чтобы получить свободный доступ во внутренние районы Бадагри, Церковному миссионерскому обществу (CMS) во главе с Генри Таунсендом пришлось убедить Оба Айке (Акесиле 1), правящего Олофина Адимулу Адо Одо, заверив, что они за мир, и начать этот процесс. прекращения гражданских войн йоруба в девятнадцатом веке. Хотя в то время его редко видели на публике, он, как олофин королевства Адо, согласился на мирные переговоры, продвигаемые христианскими миссионерами между Адо и Согба в 1853 году в месте, ныне известном как Онибуку. Именно благодаря этому мирному соглашению (зарегистрированному как образцовое и первое в своем роде в этой части Африки) путь между Бадагри и внутренними районами стал более безопасным и безопасным для свободного передвижения людей и товаров, а также для процветающей торговли. (NAI: Христианские миссионерские документы CA/031).

Более того, непокоренная история Адо Одо сделала его местом убежища для всех и каждого в случае войны в соседнем городе, особенно во время войны Эгба-Дохомей, которая разрушила и рассеяла большую часть города между нынешними Абеокутой и Адо Одо. По сей день Адо-Одо является домом для всех племен и этнических национальностей. Благородное расположение коренных жителей привлекло в древний город множество некоренных жителей со всего мира. В Адо-Одо некоренные жители и иностранцы интегрированы, им предоставляется милосердие для роста, процветания и использования данных им Богом талантов для социально-экономического роста города. Эта редкая возможность дала им привилегию и возможность стать владельцами собственности в Земле Аворис без каких-либо препятствий. Действительно, Адо-Одо — это дом вдали от дома и место для инвестиций для всех некоренных жителей, проживающих в городе. Посещение Адо-одо вас наверняка убедит.

Традиционный правитель, или Оба , Адо-Одо упоминается как Оба Адо и Олофин Адимула Оодуа из Адо-Одо; Его Императорское Величество, Король Идриса Осоло Отениботемоле II, [4] - нынешний Олофин, сменивший Его Императорское Величество, покойного короля Абдул-Латифа Аденирана Аканни Оджикутуджойе I, который правил с (2 мая 2009 г. по 7 января 2022 г.). [5] [6]

В 1889 году колониальные власти признали реку Адо, и название королевства сохраняется до сих пор. Во время правления Оба Огаби Акапо Оба Адо занимал должность вице-президента Западной Палаты вождей, а затем постоянного председателя Совета Обаса штата Огун Традиционного совета Эгбадо - после создания штата Огун в 1976 году - и занимал эту должность. до его кончины в 1989 году, вскоре после создания района местного самоуправления Адо Одо/Ота .

С момента своего основания Адо был местом рассредоточения авори и других общин, ныне проживающих в различных частях штата Лагос . Примечательным в этом отношении, согласно традиции, является миграция принца Ота Онитире в район Лагоса после указания Олофина из Адо установить свое владычество в Итире-Лагосе. Таким образом, обряды вступления в должность верховного правителя Онитире Итире-Лагоса происходят в Итире (Адо) в районе Эре , где его подданные призвали правительство штата Огун реанимировать его табуретку-корабль Оба. [ нужна ссылка ]

Жители Иворо, как и их собратья по происхождению Оджо, Иладо, Але, Эрикити, Джарун, Илогбо, Ирагбо и Ибреко, мигрировали из Адо.

Исторические данные подтверждают, что Адо в большей степени контролировала свои торговые пути вдоль Бадагри и действительно осуществляла традиционную политическую власть над прилегающими деревнями Игбо-Эджи, Икога-Зеббе, Икога-Иле, Банду, Потта и Игборосун; все они были исключены из него в 1976 году и объединены со штатом Лагос. Адо также граничит с Илоби на крайнем конце Оке-Огбуна (ныне называемого Оводе), быстро развивающегося узлового города, жители которого являются выходцами из Эгбадо (Йева) или Авори, имеющими свои корни в Адо. Точно так же он граничит с Иласе на территории современного Окэ-Одана, который возник, как и Аджилете, как «лагеря беженцев» для жертв опустошенных войной общин в период расцвета дагомейских военных кампаний Эгба в прошлом веке. [ который? ] Другие общины, которые до сих пор были частью Адоленда, включают Иджако, Ово, Ишагбо Оке, Ишгбо Исале и Ирандже. Правящий дом Игборо в Адо и другие землевладельцы владеют значительными сельскохозяйственными угодьями в этих общинах - ранее в районе Адо-Одо / Игбеса - до тех пор, пока они не были объединены с зоной местного самоуправления Ифековаджо в 1982 году, а затем с южной зоной местного самоуправления Эгбадо. Есть также свидетельства того, что границы Адо с городом-побратимом Ота когда-то находились на территории Ота, но позже были скорректированы для административного удобства. [ нужна ссылка ]

Экономическая деятельность

[ редактировать ]

В 1960-х годах Обафеми Аволово, возглавляемая Группы действий администрация Западного региона, приобрела обширный участок земли в Адо-Одо. Часть его использовалась для создания фермерских поселений. Поскольку Адо является аграрным и речным сообществом, основными видами экономической деятельности Адо являются сельское хозяйство и торговля . Коммерческое сельское хозяйство широко распространено в обществе через кооперативные общества и частных инвесторов на плантациях какао и масличных пальм, а также других древесных культур. рыболовство и животноводство Также практикуются .

Фестивали

[ редактировать ]

Известные фестивали в Адо-Одо связаны либо с традиционной религией, либо с христианством и исламом . Родовой фестиваль Одудува Адо (называемый « Одун Алаже ») включает в себя парад двух быков по городу, игры на веревке, проводимые трудоспособными мужчинами, и использование мягкой трости ( игбо ), чтобы свободно хлестать прохожих. Набеги на бездомных птиц и собак являются синонимом традиционных очистительных обрядов во время этого фестиваля, хотя владельцев предупреждают через городского глашатая , или Итепа Илус . Барабаны игби-ора и гбеду используются для развлечений на протяжении всего фестиваля. Традиционных преданных возглавляют Оба Ираа и другие вожди, особенно Олуво , Олому-Аджига и женщины-вожди ( Аладже и Арагба ), чтобы развлекать зрителей танцевальными шагами в особые дни. [7] [8] [9] [10]

  1. ^ Аджисафе, АК (1948). История Абеокуты. Лагос: Книжный магазин Kash & Klare.
  2. ^ Джонс, Г. (1958). Эгба и их соседи 1842–1872 гг. Сабури О. Биобаку. Оксфорд: Clarendon Press, 1957. Стр. 128, карты. 21 с. Африка, 28(2), 172–173. дои : 10.2307/1157138
  3. ^ Западный Йорубаленд под европейским правлением, 1889-1945: сравнительный анализ французского и британского колониализма Европейская философия и гуманитарные науки. Серия историй Ибадана, AI ASIWAJU, Humanities Press, 1976 г., оригинал из Мичиганского университета, оцифровано: 16 сентября 2008 г., ISBN   9780391006058 , Объем: 303 страницы.
  4. ^ «Волнение, когда губернатор Абиодун представляет административный аппарат молодому монарху древнего города» . пульс.ng . Проверено 30 марта 2024 г.
  5. ^ «Почему Олофин Адо Одо был похоронен по исламским обрядам» . www.thegatewaypeople.com . Проверено 10 января 2022 г.
  6. ^ «Адеола оплакивает Олофина Адимулу Оодуа » Нация ​Получено 23 февраля.
  7. ^ «Ссылка на thenationonlineng.net» .
  8. ^ «Нигерийские традиционные государства» .
  9. ^ «Оба Адениран принимает королевских отцов, сановников» . 20 февраля 2021 г.
  10. ^ Асиваджу, А.И. «Аджа-говорящие народы Нигерии: заметки об их происхождении, расселении и культурной адаптации до 1945 года». Африка: Журнал Международного африканского института , вып. 49, нет. 1, 1979, стр. 15–28. ДЖСТОР , «Ссылка на www.jstor.org» . Доступ 4 сентября 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9eb5883ba7dbd215d4480bbeaa3aef9__1722527880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/f9/d9eb5883ba7dbd215d4480bbeaa3aef9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ado-Odo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)