Боги заботятся о ранах богов
Боги заботятся о ранах богов [а] ( Английский : «Ущерб богам — это забота богов» или «пусть боги отомстят за обиды, причиненные богам») — латинская максима . К нему часто обращаются в связи с вопросами богохульства , клеветы и свободы слова , утверждая, что любое оскорбление божественного должно быть оставлено на усмотрение божественной мести, а не государственного наказания. [1]
Предыстория и происхождение
[ редактировать ]В Древнем Риме оскорбления богов вообще не считались предметом закона, в отличие от оскорблений других граждан ( клевета ). [2] [3] Из-за функционирования свидетелей в римских судах лжесвидетельство (ложная клятва) не подлежало никакому наказанию в римском праве (в отличие от ложных показаний , falsum testimonium , которые сурово наказывались), а вместо этого считалось оскорблением богов – и поэтому подлежит божественному, а не законному возмездию. [3]
Фраза deorum ijurie diis caree появляется в первой книге « Анналов Тацита » . [4] lex majestatis (закон измены), который во времена республики использовался для преследования явных действий, а не слов, согласно Тациту, был возрожден Августом для борьбы с клеветой, направленной против него. [5] Его преемник Тиберий позже столкнулся с делами некоего Фалания и некоего Рубрия, последний обвинялся в лжесвидетельстве после того, как поклялся именем Августа. Тацит цитирует Тиберия, который писал консулам , что «отцу его не было места на небесах, назначенного ему , чтобы честь могла быть обращена на уничтожение граждан» и что, что касается обвинения в лжесвидетельстве, «это должно быть считалось, будто этот человек обманул Юпитера . Обиды, причиненные богам, были заботой богов». [4]
Подобные взгляды ранее были выражены Цицероном , который противопоставил божественное и человеческое наказание за лжесвидетельство (смерть и бесчестие соответственно) и заявил, что именно боги наказывают преступление. [6]
История
[ редактировать ]С появлением христианства в римском мире святой Августин раскритиковал эту позицию в своем «Граде Божием» , полагая, что она свидетельствует о меньшем уважении к богам, чем к людям. [2] [7]
Французский революционер и юрист Луи-Александр Деверте , пишущий под видом англичанина, реагирующего на казнь Франсуа-Жана де ла Барра , пишет, что максима «[в Англии] останется выгравированной в сердцах [их] магистраты», хотя Деверите приписывает это Цицерону . [8] Точно так же Джонатан Свифт в незаконченной работе под названием « Некоторые мысли о свободомыслии » несколько десятилетий назад утверждал, что общественность в Англии «похоже, придерживается мнения Тиберия». [9]
Максиму Тиберия цитирует Джон Стюарт Милль в своей книге «О свободе» в противовес законодательству, мотивированному религией, при этом Милль утверждает, что «[е]ще предстоит доказать, что общество или любой из его должностных лиц имеет поручение сверху отомстить за любое предполагаемое оскорбление Всемогущего, что не является также и оскорблением наших собратьев». [10]
По крайней мере, с середины XIX века богохульство рассматривалось не как преступление против божественных чувств, а скорее как преступление против общества , общественного порядка или чувств верующих, что представляет собой секуляризацию законов о богохульстве. [1]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Альтернативно пишется iniuriae и dis , последний иногда пишется с заглавной буквы, а иногда отделяется запятой: Deorum injuriae, Diis curae .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шервуд, Ивонн (2021). Богохульство: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 53–54. ISBN 978-0198797579 . Проверено 2 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лангер, Лоренц (2014). Религиозные преступления и права человека: последствия диффамации религий . Издательство Кембриджского университета. п. 335. ИСБН 978-1107039575 . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Бехор, Гай (2011). Бог в зале суда: трансформация судебной присяги и лжесвидетельства между исламским и франко-египетским правом . Брилл. п. 356. ИСБН 978-9004217515 .
- ^ Jump up to: а б «Анналы» Тацита, книга I.73.
- ^ Флинт, WW (октябрь 1912 г.). «Делаторы во времена правления Тиберия, как описано Тацитом» . Классический журнал . 8 (1): 37–38. JSTOR 3287410 . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Пужоль, Хорди (2023). Крах свободы слова: реконструкция древних корней современной свободы . Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 978-0268203955 . Проверено 2 сентября 2023 г.
- ↑ Город Божий святого Августина, Книга II.12.
- ^ Деверте, Луи-Александр (2016). Уорман, Кэролайн (ред.). Толерантность: маяк Просвещения . Открытое книжное издательство. ISBN 978-1783742035 .
- ^ Свифт, Джонатан (2013). Delphi Полное собрание сочинений Джонатана Свифта . Делфи Классика. ISBN 978-1909496361 .
- ^ Джон Стюарт Милль (1999). О свободе . Бродвью Пресс. п. 139. ИСБН 177048213X .