Jump to content

Боги заботятся о ранах богов

Боги заботятся о ранах богов [а] ( Английский : «Ущерб богам — это забота богов» или «пусть боги отомстят за обиды, причиненные богам») — латинская максима . К нему часто обращаются в связи с вопросами богохульства , клеветы и свободы слова , утверждая, что любое оскорбление божественного должно быть оставлено на усмотрение божественной мести, а не государственного наказания. [1]

Предыстория и происхождение

[ редактировать ]

В Древнем Риме оскорбления богов вообще не считались предметом закона, в отличие от оскорблений других граждан ( клевета ). [2] [3] Из-за функционирования свидетелей в римских судах лжесвидетельство (ложная клятва) не подлежало никакому наказанию в римском праве (в отличие от ложных показаний , falsum testimonium , которые сурово наказывались), а вместо этого считалось оскорблением богов – и поэтому подлежит божественному, а не законному возмездию. [3]

Фраза deorum ijurie diis caree появляется в первой книге « Анналов Тацита » . [4] lex majestatis (закон измены), который во времена республики использовался для преследования явных действий, а не слов, согласно Тациту, был возрожден Августом для борьбы с клеветой, направленной против него. [5] Его преемник Тиберий позже столкнулся с делами некоего Фалания и некоего Рубрия, последний обвинялся в лжесвидетельстве после того, как поклялся именем Августа. Тацит цитирует Тиберия, который писал консулам , что «отцу его не было места на небесах, назначенного ему , чтобы честь могла быть обращена на уничтожение граждан» и что, что касается обвинения в лжесвидетельстве, «это должно быть считалось, будто этот человек обманул Юпитера . Обиды, причиненные богам, были заботой богов». [4]

Подобные взгляды ранее были выражены Цицероном , который противопоставил божественное и человеческое наказание за лжесвидетельство (смерть и бесчестие соответственно) и заявил, что именно боги наказывают преступление. [6]

С появлением христианства в римском мире святой Августин раскритиковал эту позицию в своем «Граде Божием» , полагая, что она свидетельствует о меньшем уважении к богам, чем к людям. [2] [7]

Французский революционер и юрист Луи-Александр Деверте [ fr ] , пишущий под видом англичанина, реагирующего на казнь Франсуа-Жана де ла Барра , пишет, что максима «[в Англии] останется выгравированной в сердцах [их] магистраты», хотя Деверите приписывает это Цицерону . [8] Точно так же Джонатан Свифт в незаконченной работе под названием « Некоторые мысли о свободомыслии » несколько десятилетий назад утверждал, что общественность в Англии «похоже, придерживается мнения Тиберия». [9]

Максиму Тиберия цитирует Джон Стюарт Милль в своей книге «О свободе» в противовес законодательству, мотивированному религией, при этом Милль утверждает, что «[е]ще предстоит доказать, что общество или любой из его должностных лиц имеет поручение сверху отомстить за любое предполагаемое оскорбление Всемогущего, что не является также и оскорблением наших собратьев». [10]

По крайней мере, с середины XIX века богохульство рассматривалось не как преступление против божественных чувств, а скорее как преступление против общества , общественного порядка или чувств верующих, что представляет собой секуляризацию законов о богохульстве. [1]

  1. ^ Альтернативно пишется iniuriae и dis , последний иногда пишется с заглавной буквы, а иногда отделяется запятой: Deorum injuriae, Diis curae .
  1. ^ Jump up to: а б Шервуд, Ивонн (2021). Богохульство: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 53–54. ISBN  978-0198797579 . Проверено 2 сентября 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б Лангер, Лоренц (2014). Религиозные преступления и права человека: последствия диффамации религий . Издательство Кембриджского университета. п. 335. ИСБН  978-1107039575 . Проверено 31 августа 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б Бехор, Гай (2011). Бог в зале суда: трансформация судебной присяги и лжесвидетельства между исламским и франко-египетским правом . Брилл. п. 356. ИСБН  978-9004217515 .
  4. ^ Jump up to: а б «Анналы» Тацита, книга I.73.  В Wikisource есть информация о «Анналах (Тацит) / Книга 1 № 73».
  5. ^ Флинт, WW (октябрь 1912 г.). «Делаторы во времена правления Тиберия, как описано Тацитом» . Классический журнал . 8 (1): 37–38. JSTOR   3287410 . Проверено 31 августа 2023 г.
  6. ^ Пужоль, Хорди (2023). Крах свободы слова: реконструкция древних корней современной свободы . Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN  978-0268203955 . Проверено 2 сентября 2023 г.
  7. Город Божий святого Августина, Книга II.12.  В Wikisource есть информация о «Никейских и постникейских отцах: Серия I / Том II / Город Божий / Книга II / Глава 12».
  8. ^ Деверте, Луи-Александр (2016). Уорман, Кэролайн (ред.). Толерантность: маяк Просвещения . Открытое книжное издательство. ISBN  978-1783742035 .
  9. ^ Свифт, Джонатан (2013). Delphi Полное собрание сочинений Джонатана Свифта . Делфи Классика. ISBN  978-1909496361 .
  10. ^ Джон Стюарт Милль (1999). О свободе . Бродвью Пресс. п. 139. ИСБН  177048213X .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da2a3829b115fb5dd1e3d2b7aef5e1d5__1700342100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/d5/da2a3829b115fb5dd1e3d2b7aef5e1d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Deorum injuriae diis curae - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)