Духовное чтение
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Март 2011 г. ) |
![]() | Тема этой статьи Википедии может не соответствовать общему правилу по известности . ( март 2023 г. ) |

Духовное чтение – это практика чтения книг и статей о духовности с целью возрастания в святости .
Духовное чтение посвящено чтению житий святых, сочинений Учителей и Отцов Церкви, богословских сочинений, написанных святыми людьми, вероучительных сочинений церковных авторитетов. Он отличается от lectio divina , в котором основное внимание уделяется Библии.
Библейской основой является совет св. Павла «Занимайтесь чтением» (1 Тим. 4:13), который означал, что Тимофей, ученик его, должен «прилагаться к чтению святых книг не мимоходом и на короткое время, но регулярно и в течение значительного времени», — сказал святой Альфонс Лигуори , доктор католической церкви по моральному богословию. Св. Бернар Клервоский говорил, что «духовное чтение и молитва — это оружие, которым побеждается ад и завоевывается рай».
Основа и преимущества
[ редактировать ]Библейской основой этой практики является совет апостола Павла своему ученику Тимофею, которого он назначил епископом. Святой Павел посоветовал ему «заниматься чтением». Слово «посещать» намекает на многие другие заботы, которыми должен заниматься епископ. Этим, по словам св. Альфонса Лигуори , доктора Церкви по нравственному богословию, апостол Павел «желал ему прикладываться к чтению святых книг не мимолетно и на короткое время, а регулярно и на значительное время». время."
Отцы Церкви рекомендовали эту практику: Св. Иероним говорит, что когда мы молимся, мы говорим с Богом; но когда мы читаем, Бог говорит с нами. То же самое говорит и св. Амвросий Миланский : «Мы обращаемся к нему, когда молимся, мы слышим его, когда читаем».
Духовное чтение — это наставление в молитве и добродетели, по мнению св. Бернара Клервоского , и поэтому он говорил, что «духовное чтение и молитва — это оружие, которым побеждается ад и завоеван рай». Св. Хосемария Эскрива объяснял, что духовное чтение «наращивает запас топлива». Оно выглядит как безжизненная куча, но я часто обнаруживаю, что моя память сама по себе извлекает из нее материал, который наполняет мою молитву жизнью и воспламеняет ее. мое благодарение после причастия». (Путь 117)
Духовное чтение обеспечивает доступ к духовным советам мастеров духовности, — говорит святой Альфонс Лигуори . Так, святой Пий X далее подробно объяснил:
- Каждый знает, какое огромное влияние оказывает голос друга, который дает откровенный совет, помогает своим советом, исправляет, ободряет и уводит от ошибки. Блажен человек, нашедший настоящего друга; тот, кто нашел его, нашел сокровище. Поэтому нам следует считать благочестивые книги нашими истинными друзьями. Они торжественно напоминают нам о наших обязанностях и предписаниях законной дисциплины; они пробуждают небесные голоса, заглушенные в наших душах; они избавляют наши решения от апатии; они тревожат наше обманчивое самодовольство; они показывают истинную природу менее достойных привязанностей, на которые мы пытались закрыть глаза; они выявляют множество опасностей, подстерегающих на пути неосторожных. Все эти услуги они оказывают с такой любезной осмотрительностью, что зарекомендовали себя не только как наши друзья, но и как самые лучшие из друзей. Они всегда под рукой, постоянно рядом с нами, чтобы помочь нам в нуждах нашей души; их голос никогда не бывает резким, их советы никогда не корыстны, их слова никогда не бывают робкими или лживыми.
«Когда я читаю святые книги, — говорит св. Григорий Богослов о книгах св. Василия Великого, — тогда дух и тело просветляются, и я становлюсь храмом Божиим и арфой Святого Духа, на которой играют божественные силами, через них я исправляюсь, через них я получаю своего рода божественную перемену и превращаюсь в другого человека».
Чтение священных книг есть также способ борьбы с искушениями : «Старайтесь всегда иметь в руке благочестивую книгу, — советовал св. Иероним своему ученику Сальвине, — чтобы этим щитом защитить себя от дурных помыслов».
«Все основатели религиозных институтов настоятельно рекомендовали своим монашествующим это священное упражнение», — сказал святой Альфонс.
Примеры освящающего эффекта
[ редактировать ]На протяжении всей истории христианской духовности считалось, что духовное чтение приносит огромную пользу многим душам, и, по словам святого Пия X , «есть много ярких примеров благотворного воздействия чтения благочестивых книг».

Некоторые примеры:
- Святой Августин Гиппонский , считающийся одним из величайших отцов церкви, обратился в католическую церковь, услышав, как мальчик сказал ему: «Возьми, прочитай; возьми, прочитай». Он рассказывал, что «я взял (послания апостола Павла), открыл, прочитал молча; как будто тьма всех моих сомнений была рассеяна светом мира, вошедшим в мою душу».
- Святой Игнатий Лойола , основатель того, что считается крупнейшим религиозным орденом в католицизме, решил жить святой жизнью после прочтения тома житий святых, который он случайно прочитал, находясь на больничной койке.
- Святая Эдит Штайн , покровительница Европы, обратилась в католичество после прочтения автобиографии святой Терезы Авильской на отдыхе в Геттингене в 1921 году в возрасте 29 лет. Однажды вечером Эдит взяла в руки автобиографию святой Терезы Авильской и читай эту книгу всю ночь. «Когда я закончил книгу, я сказал себе: это правда». На следующий день она пошла купить миссал и экземпляр католического катехизиса.
- Томас Мертон , известный духовный писатель, прочитал книгу Этьена Жильсона «Элементы христианской философии» и решил изучить католицизм. Позже он обратился и стал монахом-траппистом.
Упражняться
[ редактировать ]Св. Альфонс рекомендует некоторые принципы и подходы к духовному чтению.
- Заранее попросите Бога о помощи , потому что через чтение именно Бог говорит с нами. Поэтому он рекомендовал молитву Самуила: Говори, Господи, ибо раб Твой слушает. Говори, о мой Господь, ибо я хочу повиноваться Тебе во всем, что Ты сообщишь мне как свою волю.
- Исключительная цель чтения – продвигаться в божественной любви , а не приобретать знания и предаваться любопытству. Заниматься духовным чтением с ложными намерениями – это «неполезное для души занятие» и «потерянное время».
- Читайте медленно и внимательно. «Напитывайте свою душу, — говорит святой Августин, — божественными поучениями». Чтобы питаться, говорил он, нужно хорошо пережевывать, хорошо размышлять и применять учения к себе. «И когда прочитанное произведет на тебя живое впечатление, преподобный Ефрем советует тебе прочитать его второй раз... Кроме того, когда ты получишь какой-нибудь особый свет в чтении или какое-либо наставление, проникающее в сердце, оно будет очень полезно остановиться и возвести ум к Богу, приняв хорошее решение, или добрый поступок, или усердно помолившись. Св. Бернар говорит, что тогда полезно прервать чтение и вознести молитву. и продолжать молиться до тех пор, пока живое впечатление сохраняется».
- Выберите какое-нибудь чувство преданности в конце чтения. «Носите его с собой, как цветок из сада наслаждений».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Haerent Animo от Пия X
- Св. Альфонс Лигуори о духовном чтении
- Читали какие-нибудь книги в последнее время? План на всю жизнь духовного чтения о. Джон Макклоски
- Католический план чтения на всю жизнь
- Проповедь о чтении духовных произведений архиепископа Костромского Платона
- Духовное чтение и его влияние на развитие человека