Божественное Чтение
Часть серии о |
Христианский мистицизм |
---|
В западном христианстве Lectio Divina ( лат. «Божественное чтение») — это традиционная монашеская практика чтения Священных Писаний, медитации и молитвы, предназначенная для содействия общению с Богом и увеличения познания Слова Божьего . [ 1 ] По мнению одного комментатора, Священное Писание рассматривается не как текст для изучения, а как живое слово. [ 2 ]
Традиционно Lectio Divina состоит из четырех отдельных этапов: чтение; медитировать; молиться; созерцать. Сначала читается отрывок из Священного Писания, затем размышляется над его смыслом. За этим следует молитва и размышление над Словом Божьим. [ 3 ]
В центре внимания Lectio Divina не богословский анализ библейских отрывков, а рассмотрение их с участием Христа как ключа к их значению. Например, учитывая заявление Иисуса в Иоанна 14:27 : «Мир оставляю вам; мир Мой даю вам», аналитический подход будет сосредоточен на причине заявления во время Тайной Вечери , библейском контексте и т. д. Однако в Lectio Divina практикующий «входит» и разделяет мир Христа, а не «рассекает» его. [ 4 ] В некоторых христианских учениях эта форма медитативной молитвы понимается как ведущая к расширению познания Христа . [ 5 ]
Корни размышлений и толкований Священных Писаний уходят к Оригену в III веке, после которого Амвросий научил им Августина Гиппопотама . [ 6 ] [ 7 ] Монашеская практика Lectio Divina была впервые основана в VI веке Бенедиктом Нурсийским , а затем была официально оформлена как четырехэтапный процесс картезианским монахом Гиго II в XII веке. [ 3 ] В 20 веке конституция Dei verbum Второго Ватиканского Собора рекомендовала Lectio Divina . широкой публике [ нужна ссылка ] [ 8 ] и его важность была подтверждена Папой Бенедиктом XVI в начале 21 века.
История и развитие
[ редактировать ]Раннее начало
[ редактировать ]До возникновения западных монашеских общин ключевой вклад в основание Lectio Divina был внесен Оригеном в III веке с его взглядом на «Писание как таинство». [ 9 ] В письме к Григорию Неокесарийскому Ориген писал: «[Когда] посвящаешь себя божественному чтению… ищи смысл божественных слов, который сокрыт от большинства людей». [ 9 ] Ориген верил, что Слово (то есть Логос ) было воплощено в Священном Писании и поэтому могло касаться и учить читателей и слушателей. Ориген учил, что чтение Священного Писания может помочь выйти за рамки элементарных мыслей и открыть высшую мудрость, сокрытую в «Слове Божьем». [ 9 ]
В подходе Оригена главным интерпретативным элементом Священного Писания является Христос . По его мнению, все библейские тексты вторичны по отношению к Христу и являются лишь откровениями в той мере, в какой они относятся к Христу как к Слову Божьему . С этой точки зрения, использование Христа в качестве «ключа для толкования» открывает послание в библейских текстах. [ 9 ]
«Первородная роль» Оригена в толковании Священного Писания была признана Папой Бенедиктом XVI . [ 6 ] Затем методы Оригена изучил Амвросий Миланский , который в конце IV века научил им святого Августина , тем самым введя их впоследствии в монашеские традиции Западной Церкви . [ 7 ]
В IV веке, когда отцы-пустынники начали искать Бога в пустынях Палестины и Египта, они создали ранние модели христианской монашеской жизни , которые сохранились в Восточной Церкви. Эти ранние общины породили традицию христианской жизни «постоянной молитвы» в монашеской среде. [ 10 ] Хотя монахи пустыни собирались, чтобы послушать публичное чтение Священного Писания, а затем читали эти слова конфиденциально в своих кельях, это была не та практика, которая позже стала Lectio Divina, поскольку она не включала в себя никаких медитативных шагов. [ 11 ]
Монашество VI-XII веков.
[ редактировать ]После Оригена отцы церкви , такие как святой Амвросий , святой Августин и святой Иларий Пуатье, использовали термины Lectio Divina и Lectio Sacra для обозначения чтения Священного Писания. [ 12 ]
По мнению Жана Леклера, OSB , основателями средневековой традиции Lectio Divina были святой Бенедикт и папа Григорий I. Однако методы, которые они использовали, имели прецеденты в библейский период как на иврите, так и на греческом языке. Текст, сочетающий в себе эти традиции, - это Послание к Римлянам 10: 8–10 , где Апостол Павел говорит о присутствии слова Божьего в «усах или сердце» верующего. Именно чтение библейского текста послужило основанием для Lectio Divina . [ 13 ]
Под девизом Ora et Labora («Молись и трудись») повседневная жизнь в бенедиктинском монастыре состояла из трёх элементов: литургической молитвы, ручного труда и Lectio Divina — тихого молитвенного чтения Библии. [ 14 ] Это медленное и вдумчивое чтение Священного Писания и последующее обдумывание его смысла было их медитацией . Эта духовная практика называется «божественным чтением» или «духовным чтением» – т.е. lectio divina .
Бенедикт писал: «Праздность — враг души. Поэтому братия должна иметь определенные периоды для физического труда, а также для молитвенного чтения [ lectio divina ]». [ 15 ] Правило святого Бенедикта (глава № 48) предусматривало определенное время и порядок проведения Lectio Divina . В воскресных чтениях должна была принимать участие вся община монастыря, за исключением тех, у кого были другие задачи. [ 16 ]
В начале XII века святой Бернар Клервоский сыграл важную роль в повторном подчеркивании важности Lectio Divina в цистерцианском ордене. Бернар считал Lectio Divina и созерцание, направляемое Святым Духом, ключами к питанию христианской духовности. [ 17 ]
Формализация в конце 12 века.
[ редактировать ]Ищите в чтении , и вы найдете в медитации ; постучите в молитве , и она откроется вам в созерцании — Четыре стадии Lectio Divina, как учил Иоанн Креста .
- Каннингем и Иган 1996 , с. 88
Переход от чтения Библии к медитации, молитве и любви к Богу был впервые официально описан Гиго II , картезианским монахом и настоятелем Гранд-Шартреза, который умер в конце XII века. Картезианский орден следует своему собственному Правилу, называемому Статутом, а не Правилу Святого Бенедикта. [ 3 ]
Книга Гиго II «Лестница монахов» имеет подзаголовок «Письмо о созерцательной жизни» и считается первым описанием методической молитвы в западной мистической традиции. [ 18 ] В четырех стадиях Гвиго сначала читают, что заставляет задуматься (т. е. размышлять ) о значении текста; этот процесс, в свою очередь, приводит человека к ответу в молитве, что является третьим этапом. Четвертая стадия – это когда молитва, в свою очередь, указывает на дар тихого безмолвия в присутствии Божием, называемый созерцанием . [ 3 ] [ 19 ]
Гвиго назвал четыре ступени этой «лестницы» молитвы латинскими терминами lectio , meditatio , oratio и contemplatio . [ 3 ] В XIII веке кармелитское Правило св. Альберта предписывало кармелитам ежедневное молитвенное размышление над Словом Божьим, а именно размышление днем и ночью над Божественным Законом. Lectio Divina наряду с ежедневным совершением литургии по сей день является столпом молитвы в Кармиле.
Lectio Divina практиковал святой Доминик де Гусман , основатель доминиканского ордена . [ 20 ]
В 14 веке Герард Зутфен построил «Лестницу Гвиго», чтобы написать свой главный труд « О духовных восхождениях» . Зютфен предостерег от обдуманной медитации без чтения Священного Писания и учил, что чтение подготавливает ум, поэтому медитация не впадет в ошибку. Точно так же он учил, что медитация готовит ум к созерцанию. [ 21 ]
16 век
[ редактировать ]К началу XVI века методы «методической молитвы» достигли Испании, и св . Иоанн Креста четырем стадиям Гвиго II . научил своих монахов [ 11 ] В течение столетия протестантские реформаторы, такие как Жан Кальвин, продолжали защищать Lectio Divina . [ 1 ] Реформатская также была версия Lectio Divina популярна среди пуритан : Ричард Бакстер , пуританский богослов, защищал эту практику. [ 1 ]
Возрождение 20-го и 21-го веков
[ редактировать ]К середине XIX века историко-критический подход к библейскому анализу, начавшийся более века назад и сосредоточенный на определении историчности евангельских эпизодов, отчасти отвлек внимание от распространения Lectio Divina за пределами монашеских общин. Однако в начале 20-го века эта практика возродилась, а книги и статьи о Lectio Divina, предназначенные для широкой публики. к середине века начали появляться [ 22 ]
В 1965 году в одном из основных документов Второго Ватиканского Собора , догматической конституции Dei verbum («Слово Божие»), подчеркивалось использование Lectio Divina . К 40-летию Dei verbum в 2005 году Папа Бенедикт XVI подтвердил его важность и заявил:
Особо хотелось бы напомнить и порекомендовать древнюю традицию Lectio Divina : усердное чтение Священного Писания, сопровождаемое молитвой, приводит к тому интимному диалогу, в котором читающий слышит говорящего Бога, а молясь, отвечает Ему с доверием. открытость сердца [ср. Dei verbum , сущ. 25]. Если эта практика будет эффективно пропагандироваться, эта практика принесет в Церковь – я в этом убежден – новую духовную весну. [ 23 ]
от 6 ноября 2005 года В своем обращении к Ангелусу Бенедикт XVI подчеркнул роль Святого Духа в Lectio Divina : [ 24 ] В своих ежегодных постных обращениях к священникам Римской епархии Папа Бенедикт – в основном после Синода епископов 2008 года по вопросам Библии – подчеркивал важность Lectio Divina , как и в 2012 году, когда он использовал Ефесянам 4:1–16 на Речь об определенных проблемах, стоящих перед Церковью. До этого он и Папа Иоанн Павел II использовали формат вопросов и ответов. «Одним из условий Lectio Divina является то, чтобы разум и сердце были освещены Святым Духом, то есть тем же Духом, который вдохновил Священное Писание, и чтобы к ним относились с отношением «благоговейного слушания».
Со второй половины 20-го века популярность Lectio Divina возросла за пределами монашеских кругов, и многие католики-миряне, а также некоторые протестанты практикуют его, иногда ведя «дневник Lectio», в котором они записывают свои мысли и размышления после каждый сеанс. [ 25 ] Важность Lectio Divina подчеркивается в англиканской общине . и [ 26 ]
Четыре части Lectio Divina.
[ редактировать ]Исторически Lectio Divina была «общинной практикой», выполняемой монахами в монастырях. Хотя его можно рассматривать индивидуально, не следует забывать о его общинном элементе. [ 15 ]
Lectio Divina сравнивают с «напитком Словом»: сначала откусывают кусочек ( lectio ); затем пережевываю его ( meditatio ); смакуя его сущность ( oratio ) и, наконец, «переваривая» его и делая частью тела ( contemplatio ). [ 19 ] В христианском учении эта форма медитативной молитвы ведет к расширению познания Христа . [ 27 ]
В отличие от медитативных практик восточного христианства – например, исихазма , где Иисусова молитва повторяется много раз – Lectio Divina в разное время использует разные отрывки из Священного Писания. Хотя отрывок может повторяться несколько раз, Lectio Divina по своей природе не является повторяющимся. [ 10 ] [ 28 ]
Лекцио («чтение»)
[ редактировать ]это то, что Бог открыл нам Своим Духом. Дух все проницает, даже глубины Божии
Первый шаг – это чтение Священного Писания. Чтобы достичь спокойного и умиротворенного состояния ума, подготовиться к Lectio Divina рекомендуется . Библейской ссылкой на подготовку через тишину является Псалом 45:10 : «Умолкни и познай, что Я Бог». [ 2 ] Примером может служить тихое и молчаливое сидение и чтение молитвы, призывающей Святого Духа руководить последующим чтением Священного Писания. [ 15 ]
Библейская основа подготовки восходит к 1 Коринфянам 2:9–10 , где подчеркивается роль Святого Духа в раскрытии Слова Божьего. [ 29 ] Как и в утверждении Иоанна Крестителя в Евангелии от Иоанна 1:26 о том, что «среди вас стоит Тот, кого вы не знаете», подготовительный шаг должен открыть разум для поиска Христа в читаемом отрывке. [ 30 ]
После подготовки первая часть Lectio Divina представляет собой медленное и постепенное чтение отрывка из Священных Писаний, возможно, несколько раз. [ 2 ] Библейская основа для чтения восходит к Римлянам 10: 8–10 и присутствию слова Божьего в «усах или сердце» верующего. Внимательное чтение начинает процесс, посредством которого можно достичь более высокого уровня понимания. [ 15 ] В традиционном бенедиктинском подходе отрывок медленно читается четыре раза, каждый раз с разной направленностью.
медитация («медитация»)
[ редактировать ]Хотя Lectio Divina включает в себя чтение, это не столько практика чтения, сколько слушание внутреннего послания Священного Писания, передаваемого через Святого Духа . Lectio Divina ищет не информацию или мотивацию, а общение с Богом. Он рассматривает Священное Писание не как текст, который нужно изучать, а как « Живое Слово ». [ 2 ]
Таким образом, вторая часть Lectio Divina включает в себя размышление над отрывком из Священных Писаний. Когда этот отрывок читается, обычно советуют сначала не пытаться придать ему значение, а ждать, пока действие Святого Духа осветит разум во время размышления над этим отрывком. [ 2 ]
Английское слово ponder происходит от латинского pondus , которое означает умственную деятельность по взвешиванию или обдумыванию. Для размышления над прочитанным отрывком следует отнестись легко и осторожно, рассматривая его с разных сторон. Опять же, акцент делается не на анализе отрывка, а на том, чтобы держать разум открытым и позволить Святому Духу внушить ему смысл. [ 2 ]
Примером отрывка может быть заявление Иисуса во время Тайной Вечери в Иоанна 14:27 : «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». [ 4 ]
Аналитический подход сосредоточится на том, почему Иисус сказал это, на том факте, что это было сказано на Тайной вечере, и на контексте библейского эпизода. За этим может последовать и другой богословский анализ, например, цена, которой Иисус, Агнец Божий, обеспечил мир своим послушанием воле Отца и т. д. [ 4 ]
такого богословского анализа обычно избегают Однако в Lectio Divina , где основное внимание уделяется Христу как ключу, который интерпретирует отрывок и связывает его с медитирующим. Таким образом, вместо того, чтобы «расчленять мир» аналитическим способом, практикующий Lectio Divina «входит в мир» и разделяет мир Христа. Таким образом, основное внимание будет сосредоточено на достижении мира посредством более тесного общения с Богом, а не на библейском анализе отрывка. Другие подобные отрывки могут быть такими: «Пребудьте в любви Моей», «Я пастырь добрый» и т. д. [ 4 ]
Oratioмолитва
[ редактировать ]В христианской традиции молитва понимается как диалог с Богом, то есть любовная беседа с Богом, пригласившим нас в свои объятия. В конституции Dei verbum , которая одобряла Lectio Divina для широкой публики, а также в монашеских учреждениях, цитировалось святое Амвросий о важности молитвы в сочетании с чтением Священного Писания и говорилось: [ 31 ] [ 32 ]
И пусть они помнят, что молитва должна сопровождать чтение Священного Писания, чтобы Бог и человек могли говорить вместе; ибо «мы говорим с Ним, когда молимся, мы слышим Его, когда читаем божественное изречение».
Папа Бенедикт XVI подчеркнул важность использования Lectio Divina и молитв к Священному Писанию в качестве путеводного света и источника направления и заявил: «Никогда не следует забывать, что Слово Божье — это светильник для наших ног и свет для нашего пути». [ 23 ]
Созерцание («созерцание»)
[ редактировать ]Созерцание происходит в форме молчаливой молитвы, выражающей любовь к Богу. Катехизис Католической Церкви определяет созерцательную молитву как «слушание Слова Божьего» во внимательном состоянии. В нем говорится: «Созерцательная молитва — это молчание , «символ будущего мира» или «безмолвной любви». Слова в такой молитве не являются речами, они подобны зажжению, питающему огонь любви. В этой невыносимой для «внешнего» человека тишине Отец говорит нам Свое воплощенное Слово, пострадавшее, умершее и воскресшее; в этом молчании Дух усыновления позволяет нам участвовать в молитве Иисуса». [ 33 ]
Роль Святого Духа в созерцательной молитве на протяжении веков подчеркивалась христианскими духовными писателями. В XII веке святой Бернар Клервоский сравнил Святой Дух с поцелуем Вечного Отца, который позволяет практикующему созерцательную молитву испытать единение с Богом. [ 34 ] В 14 веке Ришар Ролль рассматривал созерцание как путь, ведущий душу к союзу с Богом в любви, и считал Святого Духа центром созерцания. [ 35 ]
С богословской точки зрения благодать Божия считается принципом или причиной созерцания, благотворное влияние которой достигается через дары Святого Духа . [ 36 ]
Другие христианские методы
[ редактировать ]Гиго II | Клер Ассизи |
---|---|
Read (lectioЧитать | на крест Взгляните |
Медитировать ( медитация ) | Я считаю ( рассмотрение ) |
Pray (oratioМолитесь | Contemplate (созерцать ) |
Contemplate (contemplatioСозерцать | Подражать ( подражание ) |
Хотя Lectio Divina был ключевым методом медитации и созерцания в бенедиктинских , цистерцианских и картезианских орденах, другие католические религиозные ордена использовали другие методы.
Примером может служить еще один четырехступенчатый подход, предложенный святой Кларой Ассизской, показанный в Таблице 1, который используется францисканским орденом . [ 37 ] Метод Сен-Клары более нагляден, чем метод Гийго II , который по сравнению с ним кажется более интеллектуальным. [ 37 ]
Святой Терезы Авильской Метод «воспоминания» , в котором используются отрывки из книг для сосредоточения внимания во время медитации, имеет сходство с тем, как Lectio Divina использует конкретный отрывок из Священного Писания в качестве центрального элемента сеанса медитации и созерцания. [ 38 ] Вполне вероятно, что Тереза изначально не знала о методах Гуиго II, хотя, возможно, на нее косвенно повлияли эти учения через работы Франсиско де Осуна , которые она подробно изучала. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]- Христианская медитация
- Образное созерцание (духовное упражнение Игнатия)
- Мидраш
- Лестница божественного восхождения
- Продолжить чтение
- Священное чтение
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Томпсон, Марджори Дж.; Ховард, Эван Б. (19 апреля 2005 г.). Праздник души: приглашение к христианской духовной жизни . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 24. ISBN 9780664229474 . Проверено 24 ноября 2012 г.
В бенедиктинской традиции духовное чтение обозначается латинским названием Lectio Divina . И католики, и протестанты во многом обязаны Бенедикту своим пониманием и практикой размышления над Священными Писаниями. Однако немногие протестанты знают, что такие деятели, как великий реформатор Джон Кальвин и пуританский пастор Ричард Бакстер, пропагандировали метод рефлексивной медитации над Священными Писаниями, который напрямую заимствован из практики бенедиктинцев. Реформаторские адаптации Лекцио были распространены среди пуритан.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Беннер, 2010 , стр. 47–53.
- ^ Jump up to: а б с д и Каннингем и Иган 1996 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д Медитативная молитва Ричарда Дж. Фостера, 1983 Intervarsity Press ISBN 0-87784-197-7 страницы 24–25
- ^ Преподавание мировой цивилизации с радостью и энтузиазмом Бенджамин Ли Рен, 2004 г. ISBN 0-7618-2747-1 стр. 236
- ^ Jump up to: а б Веб-сайт Ватикана: Бенедикт XVI, Общая аудиенция 2 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Отцы церкви: от Климента Римского до Августина Гиппона , Папа Бенедикт XVI, 2009 г. ISBN 0-8028-6459-7 стр. 100
- ^ «Слово и Lectio Divina — Бенедикт XVI » Инициатива «Перекресток» . 28 января 2016 года . Получено 22 января.
- ^ Jump up to: а б с д Студзинский 2010 , стр. 26.
- ^ Jump up to: а б Глобализация исихазма и Иисусовой молитвы: оспаривание созерцания Кристофера Д.Л. Джонсона, 2010 г. ISBN 978-1-4411-2547-7 страницы 31–38
- ^ Jump up to: а б Каннингем и Иган 1996 , стр. 88–94.
- ↑ Распятый со Христом: размышление о страстях Даниэля Меркура, 2007 г. ISBN 0-7914-7105-5 стр. 34
- ^ После Августина: медитативный читатель и текст , Брайана Стока 2001 г. ISBN 0-8122-3602-5 стр. 105
- ^ Христианская духовность: исторический очерк Джорджа Лейна, 2005 г. ISBN 0-8294-2081-9 стр. 20
- ^ Jump up to: а б с д Священная беседа: Духовность для поклонения Джонатана Линмана, 2010 г. ISBN 0-8006-2130-1, страницы 32–37.
- ^ Каннингем и Иган 1996 , стр. 38–39.
- ^ Каннингем и Иган 1996 , стр. 91–92.
- ^ Антология христианского мистицизма Харви Д. Игана, 1991 г. ISBN 0-8146-6012-6 страниц 207–208.
- ^ Jump up to: а б Сжатая жизнь Джерваза Холдэуэя, 2008 г. ISBN 0-8146-3176-2 стр. 109
- ^ http://laydominicanswest.org/formation/formation---first-year-/first-year-lesson-4.pdf [ нужна полная цитата ]
- ^ Христианская духовность: введение Алистера Э. МакГрата, 1999 г. ISBN 978-0-631-21281-2 страницы 84–87
- ^ Студзинский 2010 , стр. 188–195.
- ^ Jump up to: а б Веб-сайт Ватикана Обращение к 40-летию DEI VERBUM, пятница, 16 сентября 2005 г.
- ^ Веб-сайт Ватикана: Ангелус , 6 ноября 2005 г.
- ↑ Традиция католической молитвы Кристиана Рааба, Гарри Хагана, 2007 г. ISBN 0-8146-3184-3 страницы 79–80
- ^ Уилхойт, Джеймс С.; Ховард, Эван Б. (10 мая 2012 г.). Открытие Lectio Divina: привнесение Священного Писания в повседневную жизнь . Межвузовская пресса. п. 138. ИСБН 9780830835706 . Проверено 24 ноября 2012 г.
В англиканских и епископальных церквях произносится молитва: «Благословенный Господь, повелевший написать все Священные Писания для нашего обучения: даруй нам слышать их, читать, отмечать, изучать и внутренне переваривать их, чтобы мы могли принять и всегда удерживать их». поститесь благословенной надеждой вечной жизни, которую вы дали нам в Спасителе нашем Иисусе Христе, живущем и царствующем с вами и Духом Святым, единым Богом, во веки веков. Это lectio divina.
- ^ Путь к совершенству Терезы Авильской, 2007 г. ISBN 1-4209-2847-3 стр. 145
- ↑ Чтение с Богом: Lectio Divina Дэвида Фостера, 2006 г. ISBN 0-8264-6084-4 стр. 44
- ^ Jump up to: а б Ганс Урс фон Бальтазар, 1989 г. Христианская медитация Ignatius Press ISBN 0-89870-235-6 страницы 27–30
- ^ Беннер 2010 , стр. 39.
- ↑ Традиция католической молитвы Кристиана Рааба, Гарри Хагана, 2007 г. ISBN 0-8146-3184-3 стр. 202
- ^ Сайт Ватикана Божье слово
- ^ Веб-сайт Ватикана, пункты Катехизиса 2716–2717.
- ^ Святой Дух Ф. Лерона Шульца, Андреа Холлингсворт, 2008 г. ISBN 0-8028-2464-1 стр. 103
- ↑ Христианская духовность в католической традиции Джордана Ауманна, 1985, Ignatius Press. ISBN 0-89870-068-X стр. 157
- ^ Католическая энциклопедия мистического богословия
- ^ Jump up to: а б Францисканцы за молитвой , Тимоти Дж. Джонсон, 2007 г. ISBN 90-04-15699-2 страницы 43–44 [1]
- ^ Мистика: опыт, реакция и расширение прав и возможностей , Джесс Холленбек, 1996 г. ISBN 0-271-03002-X стр. 522
- ^ Автобиография Терезы Авилы Елены Карреры, 2004 г. ISBN 1-900755-96-3 стр. 28
Источники
[ редактировать ]- Беннер, Дэвид Г. (2010). Открытие Богу: Lectio Divina и жизнь как молитва . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-3542-3 .
- Каннингем, Лоуренс С.; Иган, Кейт Дж. (1996). Христианская духовность: темы из традиции . Паулист Пресс. ISBN 0-8091-3660-0 .
- Студзински, Раймонд (2010). Читать, чтобы жить: развивающаяся практика Lectio divina . Цистерцианские публикации. ISBN 978-0-87907-231-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэзил Пеннингтон (1998), Lectio Divina: Обновление древней практики молитвы по Священному Писанию ( ISBN 0-8245-1736-9 ).
- Джефф Нью, «Творческая проповедь: молитесь Священным Писаниям, чтобы Бог мог говорить через вас» , Глобальная библиотека Лэнгэма, ( ISBN 9781783688999 ).
- Сэр Паскаль-Доминик Нау, Когда говорит Бог: Lectio Divina в Иоанне Креста, Лестница монахов и правило Кармиля (Рим, 2012). ( ISBN 978-1291037029 ) [2]
- Гиго II Картезианец, «Лествица монахов» Рим , в переводе сэра Паскаля-Доминика Нау, ОП ,
- Жан Хури, Lectio Divina в Школе Марии (2018), ( ISBN 978-1976811722 ) [4] .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бенедиктинские ресурсы для Lectio Divina (Оригинал отсутствует. Архивная копия: [5] )
- Lectio Divina на сайте кармелитов
- Ресурсы Жана Хури для Lectio Divina
- Курс Лектио