Археологический памятник Вани




Археологический памятник Вани | |
---|---|
Родное имя Грузинский : город Ван | |
![]() Археологический музей Вани, Главное здание | |
Расположение | Вани , Муниципалитет Вани Имеретия , Грузия |
Координаты | 42 ° 05'06 "N 42 ° 30'14" E / 42,085050 ° N 42,504008 ° E |
Тип | Археологический |
Назначен | 2007 |
( Археологический памятник Вани грузинский : ვანის ნაქალაქარი , латинизированный : vanis nakalakari , буквально «разрушенный/бывший город Вани») — многослойный археологический памятник в западной Грузии , расположенный на холме в городе Вани в Имеретинский регион . Это наиболее изученное место во внутренних районах древнего региона, известного в классическом мире как Колхида , и оно было внесено в список недвижимых памятников культуры национального значения . [ 1 ]
Остатки укреплений и храмов, греческая керамика местного производства и импорта, а также изысканные изделия из местного золота — сейчас выставленные в Археологическом музее Вани и Музее Грузии в Тбилиси — указывают на то, что Вани был оживленным городским поселением с 8-го века до середины -1 век до нашей эры. Древнее название Вани неизвестно: две конкурирующие гипотезы отождествляют это место с Суриумом Плиния Старшего или Левкотеей Страбона .
Расположение
[ редактировать ]Городище Вани расположено на западной окраине современного города, на Ахвледиани-горе, невысоком террасированном треугольном холме площадью около 8,5 га, окруженном с двух сторон глубокими оврагами. [ 2 ] Предгорья вокруг Вани образуют точку почти треугольной водно-болотной области Колхиды, основание которой проходит вдоль восточного побережья Черного моря , усеянного греческими колониями в древности. [ 3 ] Само поселение располагалось на пересечении древних торговых путей и занимало господствующее положение над прилегающей равниной. [ 2 ]
Археологическое исследование
[ редактировать ]О случайных археологических находках в Вани впервые сообщила французская ученая Мари-Фелисите Броссе в 1851 году, после чего последовала серия заметок в грузинской прессе в 1870-х годах. Предварительные археологические изыскания возглавил Александр Стоянов в 1889 году, а в более широком масштабе - Эквтиме Такаишвили в 1896 году и с 1901 по 1903 год. Дальнейшая разведка проводилась в 1936 году, после чего последовали более систематические, но нерегулярные раскопки под Нино Хоштария с 1947 по 1962 год. В 1966 году раскопки. возобновляются на регулярной основе в рамках экспедиции Центра археологии под руководством Отара Лордкипанидзе , а после его смерти в 2002 году — Дареджана Качаравы. [ 4 ]
Функции
[ редактировать ]
Вани является наиболее широко раскопанным местом во внутренних районах Колхии и представляет собой лучшее свидетельство развития этой области на протяжении всего периода греческой колонизации побережья до римского периода. На стоянке Вани были идентифицированы четыре фазы с 8-го века до середины 1-го века до нашей эры. [ 5 ]
Первый и второй этапы
[ редактировать ]Самый архаичный Вани, по-видимому, представлял собой небольшое поселение с бревенчатыми хижинами , также известное в других местах Колхиды. [ 5 ] В слоях, датированных первой фазой (ок. 800–600 гг. до н. э.), обнаружены фрагменты обожженной мазни с плетеными отпечатками, керамика — сделанная на круге, хорошо обожженная, обожженная черным и отполированная по поверхности — и терракотовые фигурки различных животных. . [ 6 ] В то время, полагает Лордкипанидзе, Вани был формирующимся культовым центром и имел значительное влияние на окружающие поселения. [ 7 ]
На втором этапе (около 600–350 гг. до н.э.) в Вани произошел ощутимый рост благосостояния, о чем свидетельствуют большие глиняные кувшины местного производства, богатые захоронения с погребальным инвентарем, таким как прекрасные золотые изделия местного производства, имеющие сходство с как греческая , так и ближневосточная культура, а также появление импортированной греческой керамики, самой ранней из которых была хиотская чаша начала VI века. [ 8 ] Вани, судя по всему, был резиденцией местной элиты, которая доминировала в многослойной социальной иерархии. [ 9 ] [ 10 ]
Третий этап
[ редактировать ]Во время третьего этапа в Вани (ок. 350–250 до н.э.) [ 11 ] Заметны изменения в материальной культуре. Главное святилище на вершине холма было разрушено и сожжено, а ритуальные рвы перестали действовать; появляются новые каменные здания, включая кольцевую стену. Кроме того, традиционная колхидская керамика уступает место новым формам, особенно грушевидным кувшинам с красной краской на светлом фоне, знакомым в восточной Грузии, древней Иберии , и греческое влияние становится более заметным в золотых изделиях. Преобладающим способом становится захоронение в емкостях для хранения. [ 12 ] Важной находкой является перстень-печатка IV века до нашей эры, на котором греческими буквами написано имя «Дедатос». [ 13 ] вероятно, местный правитель. [ 14 ] Лордкипанидзе предполагает, что некоторые из этих изменений могут отражать проникновение племен из Иберии, которая в то время переживала урбанизацию, формирование государства и экспансию. [ 15 ] [ 13 ]
Четвертый этап
[ редактировать ]Четвертая фаза в Вани начинается с ок. 250 г. до н.э. – ок. 47 г. до н.э. [ 14 ] Это был период относительного упадка Центральной Колхиды: исчезли многие поселения, а также богатые захоронения. На месте Вани была возведена мощная окружная стена с башнями и хорошо защищенными воротами. [ 16 ] построен из сырцового кирпича на каменном цоколе. [ 14 ] Около 150 г. до н.э. большая часть города была разрушена, о чем свидетельствует датировка штампованных родосских амфор, раскопанных в Вани. К концу II века до нашей эры возобновилась строительная деятельность: части руин методично выравнивались и строились новые здания. В северной части холма доминировали ворота и оборонительные сооружения, а на нижней террасе располагался большой храмовый комплекс. [ 17 ] Крупные здания города были украшены коринфскими капителями и водосточными смерчами в форме львиных голов. Эллинистические статуи из бронзы свидетельствуют о влиянии греческой культуры. [ 18 ] По мнению Лордкипанидзе, Вани стал городом-святилищем, подобным храмовым общинам древней Анатолии ; [ 14 ] Дэвид Браунд утверждает, что доказательств недостаточно, а определение функции многих зданий в Вани проблематично. [ 19 ]
Разрушение
[ редактировать ]В середине I века до нашей эры древний город Вани подвергся нападению и разрушению. Ворота, святилище с мозаичным полом, ступенчатый алтарь и круглый храм на центральной террасе холма демонстрируют следы насилия и пожара: стены снесены до основания, обожженные камни, обожженные плитки и сырцовый кирпич, обугленные балки. [ 20 ] Неизвестно, кто был ответственен за разрушение города: Помпей , возглавивший первое римское вторжение во внутренние районы Кавказа в 65 г. до н. э., Фарнак II , пытавшийся завоевать Колхиду и Понт в 49 г. до н. э., и Митридат Пергамский , который был сделанные Юлием Цезарем, преемником Фарнака в 47 г. до н. э., являются всеми возможными кандидатами. [ 18 ] По словам Лордкипанидзе, с разницей в несколько лет можно наблюдать два слоя разрушений: один связан с вторжением Фарнака, а другой - с вторжением Митридата. [ 21 ]
Вани так и не вернулся на прежний уровень. Остатки римского и средневекового периодов очень фрагментарны, например, ок. 200 г. н. э. ограбили захоронение в бронзовом саркофаге, а также средневековые руины церкви, печь на вершине холма и захоронение воина. [ 20 ]
Древнее имя
[ редактировать ]Название города, раскопанного в Вани, неизвестно. Были выдвинуты две конкурирующие гипотезы. Один из них, предложенный Нино Хоштарией, отождествляет Вани с колхидским городом, названным Суриумом римским автором I века нашей эры Плинием Старшим . Суриум упоминается и у Птолемея . Поселение под названием Суртум расположено согласно Равеннской космографии в самом сердце Колхиды, где-то между Родополем и Сарапанисом , что примерно соответствует месту Вани. Топоним Сурис также встречается на бронзовой надписи из Вани. [ 22 ]
Альтернативная гипотеза, предложенная Отаром Лордкипанидзе, состоит в том, что Вани - это место храма Левкотеи в Колхиде, о котором сообщает Страбон , который был разграблен Фарнаком II Понтийским, а затем Митридатом Пергамским. Оппоненты указывают на то, что, по мнению Страбона, храм находился недалеко от общей границы Колхиды, Иберии и Армении; местоположение не устраивает Вани. [ 23 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Список недвижимых памятников культуры» (PDF) (на грузинском языке). Национальное агентство по сохранению культурного наследия Грузии . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лордкипанидзе 1991 , с. 155.
- ^ Браунд 1994 , с. 123.
- ^ «Бывший город-город Вани» [сайт Вани]. Грузинский национальный музей . Проверено 11 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Браунд 1994 , с. 127.
- ^ Лордкипанидзе 1991 , стр. 156–157.
- ^ Лордкипанидзе 1991 , стр. 159–160.
- ^ Лордкипанидзе 1991 , стр. 161–166.
- ^ Браунд 1994 , стр. 128–129.
- ^ Лордкипанидзе 1991 , стр. 173–174.
- ^ Лордкипанидзе 1991 , с. 177.
- ^ Браунд 1994 , стр. 135–136.
- ^ Перейти обратно: а б Браунд 1994 , с. 136.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лордкипанидзе 1991 , с. 184.
- ^ Лордкипанидзе 1991 , с. 183.
- ^ Браунд 1994 , с. 144.
- ^ Лордкипанидзе 1991 , стр. 186–187.
- ^ Перейти обратно: а б Браунд 1994 , с. 147.
- ^ Браунд 1994 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б Лордкипанидзе 1991 , с. 195.
- ^ Лордкипанидзе 1991 , с. 194.
- ^ Браунд 1994 , с. 148.
- ^ Браунд 1994 , стр. 148–149.
Источники
[ редактировать ]- Браунд, Дэвид (1994). Грузия в древности: история Колхиды и Закавказской Иберии, 550 г. до н.э. – 562 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198144731 .
- Лордкипанидзе, Отар (1991). «Вани: Древний город Колхиды » Греческие, римские и византийские исследования . 32 (1): 151–195.