Билл Дуглас
Билл Дуглас | |
---|---|
![]() Фото Джейн Баун , 1979 год. | |
Рожденный | Ньюкрейгхолл , Шотландия | 17 апреля 1934 г.
Умер | 18 июня 1991 г. Барнстейпл, Девон, Англия | (57 лет)
Альма-матер | Лондонская киношкола |
Годы активности | (1972–1990) |
Уильям Джеральд Дуглас [ 1 ] (17 апреля 1934 — 18 июня 1991) — шотландский кинорежиссер, наиболее известный благодаря трилогии фильмов о своей молодости.
Биография
[ редактировать ]Родился в Ньюкрейхолле , шахтерской деревне на окраине Эдинбурга . Первоначально его воспитывала бабушка по материнской линии Джин Беверидж; после ее смерти он жил со своим отцом и бабушкой по отцовской линии. Он прошел национальную службу в Египте , где встретил своего друга на всю жизнь Питера Джуэлла . Вернувшись в Великобританию, Дуглас переехал в Лондон и начал актерскую и писательскую карьеру. Проведя некоторое время с труппой Джоан Литтлвуд « Театральная мастерская » в Королевском театре Стратфорд-Ист , он был задействован в гранадском телесериале « Молодое поколение» был поставлен мюзикл « Соло» в 1961 году, а в 1962 году в Челтнеме .
Кинокарьера
[ редактировать ]Всю жизнь интересуясь кинопроизводством, в 1969 году Дуглас поступил в Лондонскую школу кинотехники , где написал сценарий короткометражного автобиографического фильма « Джеми» . После первоначальных трудностей с поиском поддержки для проекта он в конце концов нашел чемпиона Британского института кино в лице недавно назначенного руководителя производства Мамуна Хасана . [ 2 ] [ 3 ] который обеспечил финансирование на том основании, что Джейми должен стать первой частью трилогии, перекликающейся с великими детскими трилогиями Рэя и Горького . Фильм был переименован в «Мое детство» , и его успех на международных фестивалях проложил путь ко второй и третьей частям трилогии о годах становления Дугласа: «Мой народ Айн» (1973) и «Мой путь домой» (1978). [ 4 ]
Трилогия Билла Дугласа рассказывает о мучительном опыте маленького мальчика Джейми, который рос в материальной и эмоциональной бедности со своим братом и бабушкой; с последующим заключением в детский дом, а затем проживанием в общежитии для бедняков. В конце концов призыв на национальную службу позволяет Джейми обрести свободу благодаря дружбе с Робертом, молодым англичанином из среднего класса, который знакомит его с книгами и возможностью более оптимистичного и полноценного будущего. Строгие черно-белые изображения фильмов олицетворяют неподвижность и интенсивность, напоминающие немое кино, и этот визуальный стиль дополняется столь же скудным и точным использованием звука. Точно так же, как неподвижность изображения заставляет зрителя смотреть, так и относительная тишина побуждает уделять больше внимания конкретным звукам – скрежету ботинок по асфальту, щебетанию птиц и тембру голосов – придавая эмоциональную силу, которую многие считали потерянной в слуховом пространстве. бомбардировка, характеризующая большую часть современного кино.
Трилогия . получила множество похвал критиков, но Дуглас изо всех сил пытался найти финансирование для своего следующего проекта и был вынужден искать другие способы заработка на жизнь Мамун Хасан , бывший руководитель BFI Production, пригласил его преподавать в Национальной школе кино и телевидения с 1978 года, и он оказался вдохновляющим человеком. Хасан также смог, в качестве директора Национальной кинофинансовой корпорации, помочь реализовать проект Товарищи фильма Дугласа « » о « Толпаддлских мучениках », шести сельскохозяйственных рабочих Дорсета , которые в 1834 году были арестованы и преданы суду за создание профсоюза и впоследствии перевезен в Австралию. Несмотря на это, фильм появился только в 1986 году, через шесть лет после того, как сценарий был закончен. Названный «эпопеей бедняков», «Товарищи» продолжают интерес Дугласа к стойкости человеческого духа перед лицом материальных невзгод. Это также выдвигает на передний план его увлечение миром оптики и создания изображений посредством ряда отсылок к различным формам викторианских оптических развлечений, таких как волшебный фонарь , зоотроп , пип-шоу и камера-обскура . Сама история опосредована персонажем странствующего волшебного фонаря, который вновь появляется в ряде ролей.
«Товарищи» должны были стать последним фильмом Билла Дугласа. Он умер от рака и похоронен на кладбище Бишопс-Тоутон в Девоне. Он оставил после себя два незаконченных сценария: «Оправданный грешник» , адаптация Джеймса Хогга знаменитого романа «Частные мемуары и исповедь оправданного грешника» , и «Летающая лошадь », основанная на жизни пионера докинематографического кино Эдверда Мейбриджа . Другой посмертный сценарий, «Кольцо истины» , написанный во время стажировки в Университете Стратклайда в 1990 году, был выпущен BBC Scotland в 1996 году. [ 5 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Билл Дуглас прожил с Питером Джуэллом (на котором основан Роберт из трилогии ) большую часть своей жизни. Об их отношениях Питер Джуэлл сказал в 2006 году:
Мы не были гей-парой. Многие люди предполагают, что мы были таковыми, потому что [мы жили] вместе [...] но Билл не был гомосексуалистом [...] мы были друг для друга кем-то другим. Практически все, кроме сексуального. [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]Наследие Дугласа не ограничивалось его фильмами. Вместе с Питером Джуэллом он был страстным коллекционером книг, памятных вещей и артефактов, касающихся истории и предыстории кино. Эта основная коллекция легла в основу Музея кино Билла Дугласа (бывшего Центра истории кино и популярной культуры Билла Дугласа), расположенного в Университете Эксетера , когда он открылся через шесть лет после его смерти. В музее есть выставка, посвященная жизни и творчеству Билла Дугласа, а также его рабочие документы, к которым могут получить доступ исследователи.
В 2012 году Фестиваль короткометражных фильмов в Глазго объявил о вручении первой премии Билла Дугласа за свой Международный конкурс короткометражных фильмов, названный в его честь.
Фильмография
[ редактировать ]Как директор
[ редактировать ]Студенческие фильмы (Лондонская киношкола)
[ редактировать ]- Лондон Чарли Чаплина (1969)
- Стриптиз (1969)
- Глобус (1969/70)
- Приходите танцевать (1970)
Художественные фильмы
[ редактировать ]- Трилогия Билла Дугласа:
- Мое детство (1972)
- Мой народ Айн (1973)
- Мой путь домой (1978)
- Товарищи (1986)
Как писатель
[ редактировать ]Как соавтор:
- Дома и в гостях (производство BFI, режиссер Майкл Александер , 1974)
Неизданные сценарии:
- «Исповедь оправданного грешника» (1988), основанная на романе Джеймса Хогга 1824 года « Частные мемуары и признания оправданного грешника».
- Летающая лошадь (1990), основанная на жизни английского фотографа Эдверда Мейбриджа.
- Кольцо истины (1990) (произведено BBC Scotland в 1996 году) [ 5 ]
Документальные фильмы о Билле Дугласе
[ редактировать ]- Арена (1979) документальный фильм BBC TV о Дугласе после того, как он завершил трилогию.
- Билл Дуглас: На каменистой земле (1992), документальный фильм BBC Scotland
- Билл Дуглас: Намерение получить изображение (2006) Документальный фильм о жизни и творчестве Дугласа, снятый 400Blows Productions / Энди Кимптон-Най.
- Видения: ТОВАРИЩИ (2009) от 400Blows Productions/Энди Кимптон-Най
- Lanterna Magicka: Билл Дуглас и тайная история кино (2009) Документальный фильм об увлечении Дугласа оптическими устройствами докино и о том, как он интегрировал их в «Товарищи». Шон Мартин и Луиза Милн
- Питер Джуэлл вспоминает Билла Дугласа ( https://www.youtube.com/watch?v=IcV7QKPpSuQ ). Короткометражный документальный фильм о Билле Дугласе, человеке и его фильмах, вспоминаемый его давним другом Питером Джуэллом. Сделано в 2013 году Энди Кимптон-Най/400Blows Productions.
- Предкино в ТОВАРИЩАХ ( https://www.youtube.com/watch?v=qLEgNiGAizM ). Питер Джуэлл, давний друг Билла Дугласа, о важности докинематографических артефактов в «Товарищах». Сделано в 2014 году Энди Кимптон-Най/400blows Productions.
- Аккаунт Фонарщика ( https://www.youtube.com/watch?v=lP9Ug9W-omQ ). Короткометражный документальный фильм: Алекс Нортон вспоминает, как сыграл 13 разных ролей в «ТОВАРИЩАХ». Сделано в 2014 году Энди Кимптон-Най/400Blows Productions.
- Мамун Хасан о трилогии Билла Дугласа ( https://www.youtube.com/watch?v=V0MtElXPnk0 ). Короткометражный документальный фильм: бывший глава производственного совета BFI Мамун Хасан обсуждает шедевр Дугласа «Трилогия». Сделано в 2013 году Энди Кимптон-Най/400Blows Productions.
Билл Дуглас на DVD
[ редактировать ]- Трилогия Билла Дугласа (BFI, 2008, Blu-ray: 2009; в США трилогия была выпущена на DVD компанией Facets) — также включает дипломный фильм Дугласа Come Dancing , краткое интервью 1980 года с Дугласом и документальный фильм Энди Кимптона-Ная. .
- Товарищи (BFI, также Blu-ray, 2009 г.) - также включает « Дома и в гостях» Мартина / Милна , Lanterna Magicka , а также интервью с Биллом Дугласом 1978 года и съемки «Товарищи» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дуглас, Уильям Джеральд [Билл] (1934–1991)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/49626 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Хасан, Мамун (ноябрь 1991 г.). «Билл Дуглас – Его главный человек» . Вид и звук .
- ^ Дуглас, Билл; Дик, Эдди; Благородный, Эндрю; Петри, Дункан Дж. (1993). Эндрю Ноубл (ред.). Билл Дуглас: рассказ фонарщика . Лондон: BFI совместно с Шотландским советом по кинематографии. стр. Мамун Хасан, «Работа с Биллом», стр. 227–231, Эндрю Ноубл, «Создание трилогии», стр. 117–172. ISBN 085170347X . Архивировано из оригинала (твердая обложка) 6 сентября 2023 года.
- ^ Хасан, Мамун (19 июня 2008 г.). «Его боль была нашей болью: работать с режиссером Биллом Дугласом» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б «Полная запись 'RING OF TRUTH, the' (7665) — каталог архива движущихся изображений» . movingimage.nls.uk .
- ^ Цитируется из документального фильма «Намерение получить изображение» , в Дэвидсон, Алекс (2012). Встречи: четыре новаторские классики гей-кино (буклет). БФИ . стр. 13–14.