Лэкси Майн
![]() Мойка шахты Грейт-Лэкси | |
Расположение | |
---|---|
Расположение | Лакси , остров Мэн |
Страна | Остров Мэн, Британские острова |
Координаты | 54°14′23.8″N 004°24′22.6″W / 54.239944°N 4.406278°W |
Производство | |
Продукты | Цинк , свинец, серебро, медь |
История | |
Открыто | около 1782 г. |
Закрыто | 1929 |
Владелец | |
Компания | Грейт-Лэкси Майнинг Компани Лимитед |
Веб-сайт | http://www.manxmines.com/LAXEY%20MINE.htm |
Великий рудник Лакси — серебряный, свинцовый и цинковый рудник, расположенный в Лакси , в округе Лонан , остров Мэн . Шахта достигла глубины более 2200 футов (670 м) и состояла в основном из трех шахт: валлийской шахты, гантельной шахты и шахты двигателя; каждая из этих шахт была соединена рядом уровней. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Остров Мэн содержит большое разнообразие полезных ископаемых. Медная руда добывалась в Брадда-Хед еще в 13 веке, когда Харальд , король Манна (1237–1248), предоставил хартию, по которой монахи аббатства Фернесс получили права на работу на этом руднике.
Позже в том же столетии граф Бьюкен лицензию получил от короля Эдуарда I на добычу свинца на острове Телёнок Мэн подарил остров Мэн сэру Джону Стэнли , а когда в 1406 году король Генрих IV , « рудники свинца и железо» были включены.
В 1700 году почти 230 тонн медной руды было отправлено из рудника Двирнейн в Мохолде , в то время как в это же время рудники Рашен и Кирк-Арбори производили значительные объемы медной руды.
Точной даты начала добычи на Лакси нет . Однако к 1782 году работы были открыты, причем в основном как предприятие из Камберленда, а не с острова Мэн.

19 век
[ редактировать ]В Лакси в основном добывали свинцовую руду . Однако, кроме того, в руднике в значительных количествах добывались цинк , серебро , медный пирит и гематитовое железо. В 1819 году рудники Лэкси и Фоксдейл были закрыты, но через четыре года обе вновь открылись. Лэкси обязан своим новым началом жителю Уэстморленда , который, в свою очередь, получил лицензию на это предприятие от Джорджа Мюррея, шестого герцога Атолла . Обе шахты вскоре начали бурно развиваться, в результате чего поиски металлов начались во всех частях острова, но почти безрезультатно. [ 2 ]
С 1823 года шахта обслуживалась Шахтной железной дорогой Грейт-Лэкси .
К 1833 году на шахте работало более 200 человек. В то время как из рудника добывались различные полезные ископаемые, основным компонентом выработок была свинцовая руда, а вещества, считавшиеся менее ценными, просто выбрасывались.
Шахта была богата серебряной рудой, дающей 180 унций (5,5 кг) на тонну. Это привело к резкому росту цен на акции горнодобывающей компании: акции, которые в конце 1820-х годов стоили 34 фунта стерлингов, к 1833 году торговались по цене от 1500 до 2000 фунтов стерлингов. [ 2 ] В конце 1833 года шахте был нанесен значительный ущерб, когда река вышла из берегов и затопила шахту, и шахта снова не работала до конца февраля 1834 года. [ 3 ]
В качестве частичной оплаты труда владельцы разрешили горнякам оставить себе медную руду добытую , и к середине 19 века ее продавали по цене 23 фунта 14 шиллингов 6 пенсов за тонну. Смесь меди и свинца продавалась по цене 7 фунтов стерлингов за тонну, и ее использовали для глазурования глиняной посуды нижнего уровня .

Колесо Лэкси
[ редактировать ]В разгар процветания Великой шахты Лэкси Колесо Лэкси было возведено . Колесо было названо Леди Изабеллой, в честь жены сэра Чарльза Хоупа , который в то время был вице-губернатором острова Мэн . За время эксплуатации колесо было способно перекачивать 250 галлонов (1100 литров) воды в минуту с глубины 200 саженей (370 метров).
20 век
[ редактировать ]К началу 20 века добыча на руднике начала резко снижаться. За первые шесть месяцев 1900 года было продано всего 100 тонн свинца на сумму 1500 фунтов стерлингов. Объем обманки составил 650 тонн, что составило 4150 фунтов стерлингов; однако это по сравнению с 857 тоннами, принесшими 7 152 фунта стерлингов за соответствующий период предыдущего года. Падение цен на свинец по сравнению с предыдущим годом составило 1 фунт 19 шиллингов 6 пенсов за тонну. [ 4 ]
В 1901 году была обнаружена богатая свинцовая жила; однако во время добычи из выработок вытек большой объем воды. Кроме того, возникла нехватка воды, необходимой для питания Колеса Лэкси , поэтому оно не могло бороться с наводнением. Таким образом, вода в шахте поднималась, постепенно перегружая насосы, пока выработка не заполнилась на глубину 1000 футов (300 м). Исправить ситуацию предлагалось с помощью электронасосов, но поставить на валы электронасосы необходимой производительности оказалось невозможным. К январю 1902 года, хотя основной вход закончился, уровень воды в шахте все еще повышался на 6 дюймов (15 см) в день. [ 5 ] К марту 1902 года некоторым рабочим уже выплатили зарплату, хотя мойки продолжали работать, а некоторые мужчины все еще работали под землей. [ 6 ] Из-за депрессивного рынка в сочетании с затратами на содержание шахты без воды шахта становилась нерентабельной. План, который привлек внимание директоров компании, заключался в приобретении рудника Норт-Лэкси и Гленчерри, в то время также затопленного, и совместной эксплуатации двух рудников. [ 7 ] Эта идея получила одобрение государственного инспектора по шахтам Фостера Брауна. [ 7 ] Половина шахты осталась затопленной, и именно эта половина давала более богатую продукцию. [ 7 ] Все еще было неясно, можно ли экономически осушить затопленную часть шахты, и если да, то можно ли будет ее затем разрабатывать без дальнейших посягательств. [ 7 ] В отчете горного управляющего в конце марта говорилось, что к тому времени все выработки были затоплены до уровня 85 саженей (155 метров). [ 7 ]
В отчете директоров за 1902 год говорилось, что до этого момента компания потратила 1,75 миллиона фунтов стерлингов на разработку рудника. [ 7 ] акционерам было выплачено в общей сложности 535 625 фунтов стерлингов в виде дивидендов. [ 7 ] и еще 138 064 фунта стерлингов были выплачены Короне в виде гонораров . [ 7 ]
Очистка мины
[ редактировать ]Проблемы с осушением шахты продолжались и в 1903 году. Основная трудность заключалась в том, как расположить насосы в правильных местах. [ 8 ] Местами валы были всего около 4 футов на 4 фута; они также были изогнуты, обычно находились под углом 15 градусов к вертикали и на общей глубине примерно 1000 футов (300 м) от поверхности. [ 8 ] В конце концов было решено использовать паровые насосы, и заказ был размещен в компании Joseph Evans & Sons из Вулверхэмптона . [ 8 ] Большой насос производительностью 400 галлонов в минуту был закреплен на выдвижной люльке и опускался вместе с паропроводами и водопроводами на звеньевых цепях так, чтобы сопровождать воду вниз по мере понижения уровня. Через определенные промежутки вниз по шахте были установлены стационарные насосы, расположенные на разных уровнях, чтобы ограничить высоту подвесного насоса не более 360 футов (110 м) в любой момент времени. [ 8 ] был установлен стационарный насос с электрическим приводом Кроме того, на уровне 255 саженей , который был способен нагнетать воду до штольни за один подъем. [ 8 ] Компания Joseph Evans & Sons предоставила все необходимое оборудование, включая все паронасосные магистрали, цепи, подъемное устройство, паровые шпилевые двигатели и три котла Ланкашира , а также дымовую трубу длиной 100 футов (30 м). Для размещения оборудования пришлось построить новые опоры для котлов (самых крупных на острове Мэн), при этом оборудование было перевезено из Дугласа в Лэкси с помощью специального тягового двигателя , который был привезен для этой цели.
Операция шла медленно, но к декабрю 1903 года уровень воды падал примерно на 100 футов (30 м) в месяц, в результате чего к 17 декабря был достигнут уровень 120 саженей. [ 9 ] Основная проблема при прочистке ствола заключалась в том, что насосное оборудование должно было быть специально спроектировано и изготовлено, поскольку ствол шахты был очень узким и неровным. К февралю 1904 года шахта была расчищена до глубины 844 футов (257 м) ниже уровня штольни . Когда уровень воды упал ниже уровня 145 саженей , был установлен еще один насос, который облегчил работу, и когда различные уровни были очищены, горняки смогли их обрабатывать. [ 10 ]
Инциденты
[ редактировать ]19 марта 1904 г.
[ редактировать ]В субботу, 19 марта 1904 года, в Уэльской шахте на глубине десяти саженей вспыхнул пожар. Инцидент имел особое значение, поскольку аналогичная вспышка пожара на шахте Грейт-Снафелл в 1897 году привела к гибели 19 горняков . [ 1 ]
Перед началом работы основной смены группа рабочих спустилась в Уэльскую шахту, чтобы осмотреть соединения паровых насосов, которые были установлены в шахту для очистки воды и которые были признаны удовлетворительными. После этого более 100 человек вошли в шахту, чтобы начать работу. Примерно в 07:00 котельная Уэльской шахты уловила запах горящего дерева и сразу же подняла тревогу. Затем были использованы организованные сигналы, чтобы предупредить находившихся в шахте об эвакуации, и менее чем за 30 минут все люди были учтены. [ 1 ]
Положение пожара было прослежено до точки 33 сажени вниз, подведен шланг и откачана вода до уровня. Несколько мужчин вызвались спуститься на уровень, где обнаружили раскаленные куски камня, падающие с крыши шахты. Чтобы предотвратить риск возможного падения тяжелой породы из-за шахты, забивающей шахту под штольней , поперек ямы положили тяжелую древесину, которая отклонила дальнейшее падение в результате пожара. [ 1 ]
Вода продолжала литься в устье шахты, что эффективно при тушении пожара, позволяя людям непосредственно потушить тлеющие бревна и обезопасить стены шахты. [ 1 ]
В отличие от шахты Снафелл , три шахты шахты Лэкси и различные соединительные уровни имели отличную вентиляцию, и это в некоторой степени способствовало бы пожару, не приведшему к жертвам. [ 1 ]
10 декабря 1904 г.
[ редактировать ]Еще один инцидент произошел в субботу 10 декабря 1904 года, в результате чего погибли четыре горняка. [ 11 ] Смена начала работу в 06:00, смена должна была закончиться в 14:00, а тревога была поднята, когда четверо мужчин не смогли вернуться на поверхность. [ 11 ] Было понятно, что упомянутые люди работали на глубине 190 саженей , и когда стало ясно, что они не вернулись, была организована поисковая группа, которая начала поиски в 15:00. [ 11 ] Достигнув уровня 190 саженей , примерно на полпути между Машинным валом и Уэльским валом, поисковая группа увидела обрушившиеся бревна, которые использовались в качестве строительных лесов вокруг бывшего крытого отстойника (дыра, проделанная в полу уровня в направлении нижнего уровня, используемого для вентиляции) [ 11 ] глубина которого составляла примерно 27 футов (8,2 м). Однако в этом случае отстойник не дошел до нижнего уровня, а был заполнен водой примерно до 10 футов (3,0 м) от покрытия. [ 11 ] Для поисковой группы было очевидно, что леса рухнули, в результате чего люди упали в отстойник, в котором было около 17 футов (5,2 м) воды. Были запрошены абордажные крюки вместе с блоками и снастями, и в 19:00 было обнаружено первое тело шахтера. [ 11 ] Еще два тела были обнаружены в 21:00 и в 23:00, в результате чего один шахтер пропал без вести. Попытки найти тело пропавшего шахтера продолжались всю ночь, но к 04:00 следующего утра тело все еще не было обнаружено, и это продолжалось все воскресенье 11 декабря, и только в 01:00 утра Понедельник, когда тело было обнаружено. [ 11 ] Уровень в 190 саженей использовался в качестве пешеходной дорожки вплоть до затопления шахты в 1901 году, и цель отправки людей на его ремонт заключалась в том, чтобы использовать его таким же образом. Уровень находился под водой в течение нескольких лет из-за наводнения, и людям было поручено расчистить завалы, осмотреть уровень и подготовить его к дальнейшему ремонту. Было предположение, что мужчины проверяли покрытие отстойника, когда оно рухнуло. Было установлено, что авария произошла вскоре после 11:30, это было подтверждено тем фактом, что часы одного из шахтеров остановились в это время, а часы другого шахтера несколько минут спустя. [ 11 ] Не было обнаружено никаких свидетельств камнепада поблизости, что исключало бы это как способствующий фактор. [ 11 ]
Расследование гибели шахтеров началось во вторник, 13 декабря, под председательством бейлифа Каслтауна Джеймса Верховного Гелла , который заменял Сэмюэля Харриса .
Похороны жертв также состоялись во вторник, 13 декабря, на кладбище Лонан, службу провел преподобный Куайн , викарий Лонана Джон . Горнодобывающую компанию Great Laxey Mining Company представляли председатель, управляющий шахтой и секретарь шахты. Кроме того, присутствовали дети из воскресной школы Менорки, членом которой был Джон Гоун, и духового оркестра Лэкси, членом которого был Джон Куэйл.
Имя | Возраст |
---|---|
Генри Льюис Геллинг | 18 |
Джон Томас Куэйл | 40 |
Джон Томас Гоун | 41 |
Роберт Уэйд | 26 |
Закрытие
[ редактировать ]После различных краткосрочных закрытий к маю 1929 года начали распространяться слухи о будущем рудника. К тому времени большинство тех, кто работал на руднике, уехали; многие горняки эмигрировали в Южную Африку, Австралию или США. [ 13 ] Продолжающееся наводнение в низовьях шахты в сочетании с устаревшим насосным оборудованием в конечном итоге означало конец горнодобывающих работ в Лакси и на всем острове. Однако часть отходов была перенесена на мойку полов, чтобы извлечь из них все оставшиеся ценные вещества. Считается, что это продолжалось до 1934 года, когда все работы окончательно прекратились.
В конце 1930-х годов отвалы выработок на шахтах в Фоксдейле и Лакси были перевезены на север острова, где они использовались для выравнивания земли во время строительства британских ВВС Джерби и Королевских ВВС Андреас .
Образцы металлов, добытых в Лэкси и Фоксдейле, выставлены в Мэнском музее . В Лэкси добывалась руда более высокого качества, чем в Фоксдейле , что было очевидно по внешнему виду соответствующих образцов и свидетельствовало о том, что Лэкси считается одним из самых богатых рудников на Британских островах.
Сегодня посетители Laxey Wheel могут увидеть экспозиции о шахте и пройти небольшое расстояние в штольню.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Вестник Моны. Среда, 23 марта 1904 г.; Страница: 7
- ^ Jump up to: а б Вестник Моны . Пятница, 1 ноября 1833 г.; Страница: 3
- ^ Вестник Моны. Вторник, 14 февраля 1837 г.; Страница: 3
- ↑ Мэнксмен , суббота, 21 апреля 1900 г.; Страница: 15
- ^ Isle of Man Times , суббота, 11 января 1902 г.; Страница: 18
- ^ Мэнкс Сан. Суббота, 8 марта 1902 г.; Страница: 8
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Isle of Man Times , суббота, 26 апреля 1902 г.; Страница: 16
- ^ Jump up to: а б с д и «Вестник Моны» , среда, 13 мая 1903 г.; Страница: 4
- ^ Мэнкс Сан. Суббота, 19 декабря 1903 г.; Страница: 5
- ^ Остров Мэн Таймс. Суббота, 6 февраля 1904 г.; Страница: 19
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мэнское солнце. Суббота, 17 декабря 1904 г.; Страница: 8
- ^ Остров Мэн Таймс. Суббота, 17 декабря 1904 г.; Страница: 3
- ^ Ревизор острова Мэн. Пятница, 24 мая 1929 г.; Страница: 11
Источники
[ редактировать ]Библиография
- Мэнские рудники, камни и минералы. Издано Фондом наследия острова Мэн в сотрудничестве с Национальным наследием острова Мэн. 1994 г.
- Боуден Т.А., Гаррад Л.С., Куалтро Дж.В. и Скэтчард В.Р. Промышленная археология острова Мэн. Опубликовано Дэвидом и Чарльзом, 1972 г. (распродано)
- Промышленная археология острова Мэн – Введение. Произведено Национальным наследием острова Мэн, 1993 год. Опубликовано издательством Manx Experience.
- Леди Изабелла и Великая шахта Лэкси – Официальный путеводитель. Опубликовано совместно Manx Experience, Мэнским музеем и Национальным фондом.