Jump to content

Социология отсутствия

Социология отсутствия — это социологическая теория, разработанная Боавентурой де Соузой Сантосом , которая, по его словам, «стремится показать, что то, что не существует, на самом деле активно производится как несуществующее, то есть как невероятная альтернатива тому, что предполагается». существовать». [ 1 ] [ 2 ]

Южные эпистемологии. Гражданские движения и споры по поводу науки — так называется работа, в которой Боавентура предлагает это понятие, которое формулируется вокруг следующего тезиса: « глобальная справедливость невозможна без глобальной когнитивной справедливости ». [ 3 ]

Для деколониальной социологии

[ редактировать ]

Социология отсутствия стремится создать эпистемологию Юга и стремится стать критической, деколониальной социологией, отвергающей европоцентрический универсализм. Таким образом, это критика предполагаемой гегемонии евроцентристской эпистемологии; альтернатива единому мышлению и стандартизации мира. [ 4 ]

Критика западной современности

[ редактировать ]

По мысли Боавентуры, в современности существует бездна между двумя видами существ на планете: теми, кто живет выше этой линии, и теми, кто живет ниже. [ 3 ] Первые находятся в том, что Франц Фанон называет зоной бытия. Вторые находятся в зоне небытия и подвергаются расовой неполноценности , которая проявляется как на уровне процессов экономического и политического господства и эксплуатации, так и на уровне гносеологических процессов. [ 5 ] [ 6 ] Отсюда возникает понятие эпистемического расизма, которое приводит к «иерархии колониального господства, в которой знания, производимые западными субъектами в зоне существования, считаются априори превосходящими знания, производимые незападными субъектами. Предполагается, что знания, производимые субъектами, принадлежащими к зоне бытия, автоматически и универсально действительны для всех контекстов и всех ситуаций в мире. Эта ситуация представляет собой европоцентристскую предвзятость, которую Боавентура называет: ленивый разум. Это, говорит он, разумность , считающая себя уникальной и исключительной, которая не прилагает достаточных усилий, чтобы взглянуть на неисчерпаемые богатства мира. Он проявляется в двух формах: метонимической причине и пролептической причине. «Как метонимическая причина, она умаляет настоящее; как предупредительный разум, он расширяет будущее до бесконечности. Вместо них Боавентура предлагает другую модель: космополитическую рациональность, одним из главных процессов которой является социология отсутствия. [ 7 ] [ 8 ] [ 1 ]

По этому поводу Эдгар Морен пишет: «Рациональность — это не то качество, которым западная цивилизация могла бы обладать в качестве монополиста. Европейский Запад издавна считал себя обладателем разумности, видя в других культурах только ошибки, иллюзии и отсталость [...]». [ 9 ]

Цель социологии отсутствия

[ редактировать ]

Цель этой социологии — сделать невозможные объекты возможными, сделать отсутствующие объекты присутствующими. Иными словами, он позволяет картографировать упомянутую выше пропасть и описывает механизмы отвержения определенных форм общительности в небытие, в радикальную невидимость, в ничтожное и ничтожное. В нем анализируются процессы, посредством которых колониализм , капитализм и патриархат продолжают порождать ужасающие исключения. [ 1 ] [ 10 ] Он подчеркивает, каким образом позитивистская научная гегемония отвергает категорию знания. Это отброшенное или отвергнутое знание представляет собой форму когнитивной несправедливости , которую называют эпистемицидом. [ 11 ]

Производственная логика отсутствий

[ редактировать ]

Боавентура представляет пять логических формулировок, которые составляют способы производства отсутствий, несуществований. [ 7 ] [ 1 ]

Первое — игнорировать. Оно проистекает из «монокультуры знаний и строгости». Он отражает идею о том, что единственным строгим знанием является научное знание, и считает невежественным субъекта, который ему не соответствует. Оно исключает все другие формы познания, не соответствующие эпистемическому уставу, как его понимает позитивистская наука. [ 12 ] Второй основан на «монокультуре линейного времени» — логике, согласно которой история имеет только один смысл и только одно направление. Кроме того, он считает отсталым все, что асимметрично по отношению к тому, что западная современность считает передовым. Третий — это «монокультура натурализации различий». Он состоит в классификации населения по расовым или гендерным категориям с целью натурализовать иерархии, из которых возникают отношения доминирования. Четвертый относится к логике «доминирующей шкалы». В западной современности доминирующий масштаб формализуется через универсализм и глобализацию. Они создают небытие, которое принимает форму частного или локального. Последнее основано на «монокультуре критериев капиталистической производительности». Это делает экономический рост бесспорной рациональной целью. Таким образом, непроизводительное становится небытием. [ 1 ]

Эпистемологические альтернативы

[ редактировать ]

Боавентура стремится разработать новую эпистемологию, способную способствовать эгалитарному теоретическому диалогу между знанием Севера и знанием Юга . Следовательно, возникает понятие социологии эмерджентностей. [ 3 ]

Социология эмерджентностей

[ редактировать ]

Социология эмерджентности исследует возможные альтернативы логике производства отсутствий. В качестве решения проблемы монокультур он предлагает экологию, которая сделает присутствующим то, что воспринимается как отсутствующее. Например, столкнувшись с монокультурой знания и строгостью, он предлагает экологию знания, в которой сосуществует бесконечность разнообразных знаний без иерархии или привилегий, без разделения. Эта форма экологии представляет собой подход, который позволяет нам думать об эпистемологическом, политическом и экономическом плюрализме. [ 13 ] Ей соотносится эпистемология связи, которая представляет собой способ создания социологического знания, лишенный индифферентности, отметок гносеологических привилегий и логики стирания. [ 14 ]

Эпистемология Юга

[ редактировать ]

Социология отсутствия и социология появления — две взаимодополняющие концепции, которые позволяют создать альтернативу, которую Боавентура называет «эпистемологией Юга». Это «новое производство и оценка знаний или действительных знаний, научных или нет». Другими словами, это «новые отношения между различными типами знаний, основанные на практиках классов и социальных групп, которые систематически страдали от неравенства и дискриминации капитализма и колониализма». Эта эпистемология базируется на двух постулатах. Согласно первому, понимание мира выходит далеко за рамки западного знания о мире. Что касается второго, то оно подразумевает, что разнообразие мира бесконечно. [ 1 ] Он стремится к признанию ненаучных знаний наряду с научными знаниями, которые развиваются с помощью «неэкстрактивных методологий с целью внесения вклада в экологию знаний». Он продвигает идею «познания вместе с другим, а не о другом», призывая к обратному процессу распространения знаний, где «вместо того, чтобы передавать их из университета обществу, теперь речь идет о переносе ненаучных знаний из за пределами университета внутри его стен, чтобы способствовать диалогу и межкультурному переводу и тем самым усилить социальную борьбу против доминирования». [ 10 ]

Следует уточнить, что данная эпистемология не является претензией в пользу географического региона. Понятие «Юг» здесь не является синонимом географического объекта. Скорее, оно понимается как метафора , обозначающая человеческие страдания, вызванные господствующим мировым порядком. [ 15 ]

Более того, эта эпистемология соответствует эпистемологическому, этическому и политическому идеалу понятия когнитивной справедливости в интерпретации движения открытой науки. [ 16 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Сантос, Боавентура де Соуза (1 августа 2011 г.). «Эпистемологии Юга» . Сельские исследования (на французском языке) (187): 21–50. doi : 10.4000/etudesrurales.9351 . ISSN   1777-537X . Проверено 11 августа 2022 г.
  2. ^ «К социологии отсутствия и социологии возникновения» . Еврозин . 10 февраля 2003 г. Проверено 11 августа 2022 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Даше, Эрик (04 марта 2022 г.). «Боавентура де Соуза Сантос, Эпистемологии Юга. Гражданские движения и полемика о науке» . Вопросы общения (на французском языке). 31 (1): 531–534. ISSN   1633-5961 . Проверено 11 августа 2022 г.
  4. ^ Сантос, Боавентура де Соуза (01 июня 2016 г.). Эпистемологии дю Суд (на французском языке). Дескле Пивовар. ISBN  978-2-220-08303-2 . Проверено 11 августа 2022 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  5. ^ Гросфогель, Рамон (22 марта 2016 г.). «Что такое расизм?» . Журнал исследований мировых систем . 22 (1). Университетская библиотечная система Питтсбургского университета: 9–15. дои : 10.5195/jwsr.2016.609 . ISSN   1076-156X .
  6. ^ Франц Фанон, Черная кожа, белая маска, Париж, La Découverte, 2011, с. 64
  7. ^ Jump up to: а б Гросфогель, Рамон; Коэн, Джим (04 марта 2022 г.). «Деколониальный диалог о критических знаниях между Францем Фаноном и Боавентурой де Соуза Сантос» . Движения (на французском языке). 72 (4): 42–53. ISSN   1291-6412 . Проверено 11 августа 2022 г.
  8. ^ Капеллер, Ванда (2015). «Социальные науки сопротивления. Португальские чтения» . Закон и общество (на французском языке). № 90 (2). КЭРН: 415. doi : 10.3917/drs.090.0415 . ISSN   0769-3362 . {{cite journal}}: |volume= есть дополнительный текст ( помощь )
  9. ^ Эдгар Морен, 7 знаний, необходимых для образования будущего, Париж, Edition Seuil, 2000, с. 25
  10. ^ Jump up to: а б «Южные эпистемологии и академический активизм» . Социология и общества (на французском языке). 49 (1). Консорциум Эрудит: 143. 2017. doi : 10.7202/1042809ar . ISSN   0038-030X .
  11. ^ Пирон, Флоренция (09 мая 2018 г.). «Когнитивная справедливость и несправедливость: от эпистемологии к материальности человеческого знания» . Éditions science et bien commun – Книги открытого доступа для открытой науки, служащие общему благу (на французском языке) . Проверено 11 августа 2022 г.
  12. ^ ЖЕНЕВЬЕВА МАККРИДИ и ЛЮСИ-КАТРИН УИМЕТ, «Speak Medicine Inc.!» : Этические и политические проблемы работы практикующих медсестер в группах семейной медицины в Квебеке», APORIA, 2018
  13. ^ Майте Хуан, «Экология знаний и гражданское творчество: совместная разработка политики управления сообществом ассоциациями и органами государственной власти в Барселоне», Cairn.info, 2019, стр. 119-135
  14. ^ Пирон, Флоренция (9 января 2018 г.). «Гаитянская медитация» . Социология и общества . 49 (1). Консорциум Эрудитов: 33–60. дои : 10.7202/1042805ар . ISSN   1492-1375 .
  15. ^ Лавиль, Жан-Луи (04 марта 2022 г.). «Социальная и солидарная экономика: к социологии эмерджентности» . Социальная информация (на французском языке). 199 (1): 52–60. ISSN   0046-9459 . Проверено 11 августа 2022 г.
  16. ^ Пирон, Флоренция; Нкуду, Томас Эрве Мбоа; Питер, Андерсон; Мадиба, Мари Софи Дибунье; Алладатин, Жюдикаэль; Ашафферт, Хамису Риссса; Падай, Асане; Мишель, Ренси Инсон; Диуф, Самир Хачани и Дийи (28 октября 2015 г.). «На пути к африканским и гаитянским университетам, служащим устойчивому местному развитию: вклад справедливо открытой науки» . Éditions science et bien commun – Книги открытого доступа для открытой науки, служащие общему благу (на французском языке) . Проверено 11 августа 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • де Оливейра, Инес Барбоза (2017). «Социология отсутствия и социология появления». Бонавентура и образование . Роттердам: SensePublishers. стр. 43–69. дои : 10.1007/978-94-6300-998-0_3 . ISBN  978-94-6300-998-0 .
  • ТАМАЙО, Джей-Джей (2019). Боавентура де Соуза Сантос: Социология отсутствия и чрезвычайных ситуаций из эпистемологий Юга / Боавентура де Соуза Сантос: социология отсутствия и чрезвычайных ситуаций из эпистемологий Юга. Утопия и латиноамериканская практика, 24 (86), .
  • Сильва, RRCC, и Нето, LM (2016). Социальный менеджмент с критического взгляда на социологию отсутствия и социологию возникновения (Боавентура де Сантос Соуза). Государственное управление и социальное управление, 8(1), .
  • Коти-Зелати, Паоло Эдоардо; ТЕЙШЕЙРА, Мария Луиза Мендес; МАЧАДО, Мишель Мотт; АРАУХО, Дави Лукас Арруда де; ПЕРЕЙРА, Рафаэль Мораис (13 сентября 2021 г.). «Восприятие социологией отсутствия в цепочке поставок сельскохозяйственной техники» . Журнал сельской экономики и социологии (на португальском языке). 60 (4). дои : 10.1590/1806-9479.2021.247901 . hdl : 10400.5/28143 . ISSN   0103-2003 .
  • Мачадо, CJS, Мелло, MBC d., и Бранкиньо, Ф. (2012). Теоретический подход между предположениями об идеальной устойчивости и социологией отсутствия Боавентуры Соуса Сантос. Бразильский журнал регионального управления и развития, 8(1), .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd5805d38f749a6ab06fc73e5b26cfa8__1719196500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/a8/dd5805d38f749a6ab06fc73e5b26cfa8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sociology of absences - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)