Социология отсутствия
Социология отсутствия — это социологическая теория, разработанная Боавентурой де Соузой Сантосом , которая, по его словам, «стремится показать, что то, что не существует, на самом деле активно производится как несуществующее, то есть как невероятная альтернатива тому, что предполагается». существовать». [ 1 ] [ 2 ]
Южные эпистемологии. Гражданские движения и споры по поводу науки — так называется работа, в которой Боавентура предлагает это понятие, которое формулируется вокруг следующего тезиса: « глобальная справедливость невозможна без глобальной когнитивной справедливости ». [ 3 ]
Для деколониальной социологии
[ редактировать ]Социология отсутствия стремится создать эпистемологию Юга и стремится стать критической, деколониальной социологией, отвергающей европоцентрический универсализм. Таким образом, это критика предполагаемой гегемонии евроцентристской эпистемологии; альтернатива единому мышлению и стандартизации мира. [ 4 ]
Критика западной современности
[ редактировать ]По мысли Боавентуры, в современности существует бездна между двумя видами существ на планете: теми, кто живет выше этой линии, и теми, кто живет ниже. [ 3 ] Первые находятся в том, что Франц Фанон называет зоной бытия. Вторые находятся в зоне небытия и подвергаются расовой неполноценности , которая проявляется как на уровне процессов экономического и политического господства и эксплуатации, так и на уровне гносеологических процессов. [ 5 ] [ 6 ] Отсюда возникает понятие эпистемического расизма, которое приводит к «иерархии колониального господства, в которой знания, производимые западными субъектами в зоне существования, считаются априори превосходящими знания, производимые незападными субъектами. Предполагается, что знания, производимые субъектами, принадлежащими к зоне бытия, автоматически и универсально действительны для всех контекстов и всех ситуаций в мире. Эта ситуация представляет собой европоцентристскую предвзятость, которую Боавентура называет: ленивый разум. Это, говорит он, разумность , считающая себя уникальной и исключительной, которая не прилагает достаточных усилий, чтобы взглянуть на неисчерпаемые богатства мира. Он проявляется в двух формах: метонимической причине и пролептической причине. «Как метонимическая причина, она умаляет настоящее; как предупредительный разум, он расширяет будущее до бесконечности. Вместо них Боавентура предлагает другую модель: космополитическую рациональность, одним из главных процессов которой является социология отсутствия. [ 7 ] [ 8 ] [ 1 ]
По этому поводу Эдгар Морен пишет: «Рациональность — это не то качество, которым западная цивилизация могла бы обладать в качестве монополиста. Европейский Запад издавна считал себя обладателем разумности, видя в других культурах только ошибки, иллюзии и отсталость [...]». [ 9 ]
Цель социологии отсутствия
[ редактировать ]Цель этой социологии — сделать невозможные объекты возможными, сделать отсутствующие объекты присутствующими. Иными словами, он позволяет картографировать упомянутую выше пропасть и описывает механизмы отвержения определенных форм общительности в небытие, в радикальную невидимость, в ничтожное и ничтожное. В нем анализируются процессы, посредством которых колониализм , капитализм и патриархат продолжают порождать ужасающие исключения. [ 1 ] [ 10 ] Он подчеркивает, каким образом позитивистская научная гегемония отвергает категорию знания. Это отброшенное или отвергнутое знание представляет собой форму когнитивной несправедливости , которую называют эпистемицидом. [ 11 ]
Производственная логика отсутствий
[ редактировать ]Боавентура представляет пять логических формулировок, которые составляют способы производства отсутствий, несуществований. [ 7 ] [ 1 ]
Первое — игнорировать. Оно проистекает из «монокультуры знаний и строгости». Он отражает идею о том, что единственным строгим знанием является научное знание, и считает невежественным субъекта, который ему не соответствует. Оно исключает все другие формы познания, не соответствующие эпистемическому уставу, как его понимает позитивистская наука. [ 12 ] Второй основан на «монокультуре линейного времени» — логике, согласно которой история имеет только один смысл и только одно направление. Кроме того, он считает отсталым все, что асимметрично по отношению к тому, что западная современность считает передовым. Третий — это «монокультура натурализации различий». Он состоит в классификации населения по расовым или гендерным категориям с целью натурализовать иерархии, из которых возникают отношения доминирования. Четвертый относится к логике «доминирующей шкалы». В западной современности доминирующий масштаб формализуется через универсализм и глобализацию. Они создают небытие, которое принимает форму частного или локального. Последнее основано на «монокультуре критериев капиталистической производительности». Это делает экономический рост бесспорной рациональной целью. Таким образом, непроизводительное становится небытием. [ 1 ]
Эпистемологические альтернативы
[ редактировать ]Боавентура стремится разработать новую эпистемологию, способную способствовать эгалитарному теоретическому диалогу между знанием Севера и знанием Юга . Следовательно, возникает понятие социологии эмерджентностей. [ 3 ]
Социология эмерджентностей
[ редактировать ]Социология эмерджентности исследует возможные альтернативы логике производства отсутствий. В качестве решения проблемы монокультур он предлагает экологию, которая сделает присутствующим то, что воспринимается как отсутствующее. Например, столкнувшись с монокультурой знания и строгостью, он предлагает экологию знания, в которой сосуществует бесконечность разнообразных знаний без иерархии или привилегий, без разделения. Эта форма экологии представляет собой подход, который позволяет нам думать об эпистемологическом, политическом и экономическом плюрализме. [ 13 ] Ей соотносится эпистемология связи, которая представляет собой способ создания социологического знания, лишенный индифферентности, отметок гносеологических привилегий и логики стирания. [ 14 ]
Эпистемология Юга
[ редактировать ]Социология отсутствия и социология появления — две взаимодополняющие концепции, которые позволяют создать альтернативу, которую Боавентура называет «эпистемологией Юга». Это «новое производство и оценка знаний или действительных знаний, научных или нет». Другими словами, это «новые отношения между различными типами знаний, основанные на практиках классов и социальных групп, которые систематически страдали от неравенства и дискриминации капитализма и колониализма». Эта эпистемология базируется на двух постулатах. Согласно первому, понимание мира выходит далеко за рамки западного знания о мире. Что касается второго, то оно подразумевает, что разнообразие мира бесконечно. [ 1 ] Он стремится к признанию ненаучных знаний наряду с научными знаниями, которые развиваются с помощью «неэкстрактивных методологий с целью внесения вклада в экологию знаний». Он продвигает идею «познания вместе с другим, а не о другом», призывая к обратному процессу распространения знаний, где «вместо того, чтобы передавать их из университета обществу, теперь речь идет о переносе ненаучных знаний из за пределами университета внутри его стен, чтобы способствовать диалогу и межкультурному переводу и тем самым усилить социальную борьбу против доминирования». [ 10 ]
Следует уточнить, что данная эпистемология не является претензией в пользу географического региона. Понятие «Юг» здесь не является синонимом географического объекта. Скорее, оно понимается как метафора , обозначающая человеческие страдания, вызванные господствующим мировым порядком. [ 15 ]
Более того, эта эпистемология соответствует эпистемологическому, этическому и политическому идеалу понятия когнитивной справедливости в интерпретации движения открытой науки. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Сантос, Боавентура де Соуза (1 августа 2011 г.). «Эпистемологии Юга» . Сельские исследования (на французском языке) (187): 21–50. doi : 10.4000/etudesrurales.9351 . ISSN 1777-537X . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ «К социологии отсутствия и социологии возникновения» . Еврозин . 10 февраля 2003 г. Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Даше, Эрик (04 марта 2022 г.). «Боавентура де Соуза Сантос, Эпистемологии Юга. Гражданские движения и полемика о науке» . Вопросы общения (на французском языке). 31 (1): 531–534. ISSN 1633-5961 . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Сантос, Боавентура де Соуза (01 июня 2016 г.). Эпистемологии дю Суд (на французском языке). Дескле Пивовар. ISBN 978-2-220-08303-2 . Проверено 11 августа 2022 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Гросфогель, Рамон (22 марта 2016 г.). «Что такое расизм?» . Журнал исследований мировых систем . 22 (1). Университетская библиотечная система Питтсбургского университета: 9–15. дои : 10.5195/jwsr.2016.609 . ISSN 1076-156X .
- ^ Франц Фанон, Черная кожа, белая маска, Париж, La Découverte, 2011, с. 64
- ^ Jump up to: а б Гросфогель, Рамон; Коэн, Джим (04 марта 2022 г.). «Деколониальный диалог о критических знаниях между Францем Фаноном и Боавентурой де Соуза Сантос» . Движения (на французском языке). 72 (4): 42–53. ISSN 1291-6412 . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Капеллер, Ванда (2015). «Социальные науки сопротивления. Португальские чтения» . Закон и общество (на французском языке). № 90 (2). КЭРН: 415. doi : 10.3917/drs.090.0415 . ISSN 0769-3362 .
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ Эдгар Морен, 7 знаний, необходимых для образования будущего, Париж, Edition Seuil, 2000, с. 25
- ^ Jump up to: а б «Южные эпистемологии и академический активизм» . Социология и общества (на французском языке). 49 (1). Консорциум Эрудит: 143. 2017. doi : 10.7202/1042809ar . ISSN 0038-030X .
- ^ Пирон, Флоренция (09 мая 2018 г.). «Когнитивная справедливость и несправедливость: от эпистемологии к материальности человеческого знания» . Éditions science et bien commun – Книги открытого доступа для открытой науки, служащие общему благу (на французском языке) . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ ЖЕНЕВЬЕВА МАККРИДИ и ЛЮСИ-КАТРИН УИМЕТ, «Speak Medicine Inc.!» : Этические и политические проблемы работы практикующих медсестер в группах семейной медицины в Квебеке», APORIA, 2018
- ^ Майте Хуан, «Экология знаний и гражданское творчество: совместная разработка политики управления сообществом ассоциациями и органами государственной власти в Барселоне», Cairn.info, 2019, стр. 119-135
- ^ Пирон, Флоренция (9 января 2018 г.). «Гаитянская медитация» . Социология и общества . 49 (1). Консорциум Эрудитов: 33–60. дои : 10.7202/1042805ар . ISSN 1492-1375 .
- ^ Лавиль, Жан-Луи (04 марта 2022 г.). «Социальная и солидарная экономика: к социологии эмерджентности» . Социальная информация (на французском языке). 199 (1): 52–60. ISSN 0046-9459 . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Пирон, Флоренция; Нкуду, Томас Эрве Мбоа; Питер, Андерсон; Мадиба, Мари Софи Дибунье; Алладатин, Жюдикаэль; Ашафферт, Хамису Риссса; Падай, Асане; Мишель, Ренси Инсон; Диуф, Самир Хачани и Дийи (28 октября 2015 г.). «На пути к африканским и гаитянским университетам, служащим устойчивому местному развитию: вклад справедливо открытой науки» . Éditions science et bien commun – Книги открытого доступа для открытой науки, служащие общему благу (на французском языке) . Проверено 11 августа 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- де Оливейра, Инес Барбоза (2017). «Социология отсутствия и социология появления». Бонавентура и образование . Роттердам: SensePublishers. стр. 43–69. дои : 10.1007/978-94-6300-998-0_3 . ISBN 978-94-6300-998-0 .
- ТАМАЙО, Джей-Джей (2019). Боавентура де Соуза Сантос: Социология отсутствия и чрезвычайных ситуаций из эпистемологий Юга / Боавентура де Соуза Сантос: социология отсутствия и чрезвычайных ситуаций из эпистемологий Юга. Утопия и латиноамериканская практика, 24 (86), .
- Сильва, RRCC, и Нето, LM (2016). Социальный менеджмент с критического взгляда на социологию отсутствия и социологию возникновения (Боавентура де Сантос Соуза). Государственное управление и социальное управление, 8(1), .
- Коти-Зелати, Паоло Эдоардо; ТЕЙШЕЙРА, Мария Луиза Мендес; МАЧАДО, Мишель Мотт; АРАУХО, Дави Лукас Арруда де; ПЕРЕЙРА, Рафаэль Мораис (13 сентября 2021 г.). «Восприятие социологией отсутствия в цепочке поставок сельскохозяйственной техники» . Журнал сельской экономики и социологии (на португальском языке). 60 (4). дои : 10.1590/1806-9479.2021.247901 . hdl : 10400.5/28143 . ISSN 0103-2003 .
- Мачадо, CJS, Мелло, MBC d., и Бранкиньо, Ф. (2012). Теоретический подход между предположениями об идеальной устойчивости и социологией отсутствия Боавентуры Соуса Сантос. Бразильский журнал регионального управления и развития, 8(1), .