Jump to content

История евреев в Бухаресте

Синагога Мальбим , 1900 г.
Испанский малый храм , 1900 год.
Большой испанский храм , 1940 год.
Храм Бет Хамидраш , январь 1941 г.
Хоральный храм , 2016 г.

История евреев в Бухаресте восходит к 16 веку.

Первым известным евреем в Бухаресте был Исайя бен Иосиф, который был секретарем принца Александра Мирчи в 1573 году. Когда Михаил Храбрый восстал против Турции в 1594 году, все евреи Бухареста были убиты. [ 1 ]

Семнадцатый век

[ редактировать ]

О евреях, проживавших в Бухаресте в семнадцатом веке, известно немногое, за исключением того, что они занимались торговлей, производством и продажей спиртных напитков , а некоторые практиковали медицину. Самое старое еврейское надгробие в городе датировано 1682 годом. [ 1 ]

При Константине Брынцоване (1689–1714) еврей по фамилии Салитрариул (изготовитель селитры ) снабжал этого князя порохом, необходимым в армии. [ 1 ]

Евреи образовали собственную корпорацию со старостой ( прево) во главе и были ограничены одним пригородом. Помимо личных налогов, с них как с юридических лиц взимались особые обложения , несравнимые с теми, которые налагались на другие организации города. В 1695 году им было начислено 150 талеров на поддержку турецкой армии в войне против Австрии и 100 талеров на лодки. [ 1 ]

восемнадцатый век

[ редактировать ]

В 1715 году Стефан Кантакузин приказал снести синагогу. Это привело к беспорядкам, в ходе которых еврейский ректор был убит. После уплаты крупной суммы евреям разрешили восстановить свою синагогу и возобновить богослужения. Лучшие времена наступили при просвещенном князе Николае Маврокордато . Этот правитель поддерживал самые дружеские отношения с врачом Тобиасом Коэном из Константинополя и с Даниэлем де Фонсека , который был врачом султана, а также с французскими послами в Константинополе, с которыми он был в тесной дружбе. Николай в 1719 году основал Де Фонсеку при своем дворе в Бухаресте и оказал ему свое влияние. Николай также отдавал предпочтение Ментеку Балли, банкиру великого визиря, которому он даровал ценные привилегии. [ 1 ]

При преемниках Маврокордато евреи снова подверглись более или менее гонениям. Михаил Раковица (1730–31 и 1741–44), воспитанный потерей молдавского престола из-за трудностей с евреями, не притеснял их больше, чем других своих подданных. Его сын Константин даже возобновил привилегии « Хахам баши » Молдавии, признав власть последнего над евреями Валахии и предоставив им право иметь заместителя в Бухаресте (1764 г.). [ 1 ]

Число евреев увеличилось после австро-турецких войн, поэтому возникла необходимость открыть вторую синагогу в центральной части города. Александр Гика (1764–1766) снес его по совету патриарха Иерусалимского Ефрема, проезжавшего через Бухарест. Евреи открыли новую синагогу во время российской оккупации (1769–74), но она также была разрушена Александром Ипсиланти (1774–82). Лишь в 1787 году они получили разрешение от Петра Мавроени (1786–89) на строительство новой синагоги при условии, что она будет расположена в отдаленном предместье. Во время русско-турецкой войны (1769–74) евреи пострадали от насилия и грабежей янычар . В 1770 году они неожиданно подверглись нападению населения; многие погибли, но большее число было спасено боярами . Подгоняемый нуждой в деньгах, Мавродьени, хотя и не был настроен неблагоприятно по отношению к евреям, сильно давил на них. Под предлогом обложения их налогом он заставил еврейских портных, скорняков и ювелиров Бухареста работать на турок, которые тогда находились в состоянии войны с Австрией. Чума, разразившаяся в 1792 году при Мишеле Сюцу, принесла разорение купечеству, уже разоренному австрийской оккупацией (1789–91). Были закрыты и винокуренные заводы, которые в основном принадлежали евреям. [ 1 ]

Александр Морузи (1793–96) закрыл синагогу, открытую в 1790 году в центре города, и наказал евреев, защищавшихся от своих угнетателей. Воодушевлённое отношением своего князя, население осыпало евреев унижениями; так что Морузи оказался обязанным — за вознаграждение в деньгах — поручить властям защитить их: ему даже пришлось приговорить к бастинадо и сослать портного-христианина, насильно крестившего еврейского ребенка. Под предлогом законов о роскоши Морузи запретил евреям продавать косметику. В то же время новое появление чумы нанесло ущерб бизнесу перекупщиков, коробейников, розничных торговцев и даже ремесленников. Константин Хангерли (1797–1799) относился к евреям несколько лучше; предоставление им участка земли для строительства винокуренных заводов, предоставление привилегий ремесленникам и освобождение их от налогов. Но чума, ставшая повсеместной, парализовала весь бизнес. [ 1 ]

Развитие ремесленного класса

[ редактировать ]

Несмотря на препятствия, возникшие на пути евреев в Бухаресте, класс ремесленников особенно развился в восемнадцатом веке; ее члены часто занимали исключительные положения благодаря своему мастерству и услугам, которые они оказывали князьям, боярам и даже народу. Наместник евреев занимал при нескольких князьях должность «куюнджу-паши» (главного наместника серебряных дел). В 1787 году он уступил место христианину; но шесть лет спустя эту должность снова занял еврей Елеазар, носивший титул «джева-хирджи-паша» (великий проректор ювелиров). Были среди евреев также фабриканты трубок, поташа и ракеток; также превосходные граверы, кружевницы и переплетчики. Некоторые евреи, прикрепленные к двору, получили привилегии и были освобождены от налогов; и они приобрели влияние у князей, сановников и бояр. [ 1 ]

Резня 1801 года

[ редактировать ]

Население по-прежнему относилось к ним враждебно, и девятнадцатый век начался с кровавой резни. Евреев обвиняли в шпионаже и ритуальных убийствах; 128. Александр Морузи, который в 1799 году снова пришел к власти, напал на них, издевался над ними, разграбил их дома и устроил резню, будучи напуган резней и своей ответственностью перед Портой , приговорил зачинщиков к пожизненному заключению в соляных копях. [ 1 ]

Едва евреи оправились от этого страшного удара, как были вынуждены спешно покинуть Бухарест вместе с остальным населением из-за вторжения Пасван-оглу , мятежного паши Рущука (1802 г. ). Когда они вернулись в свои дома, перед ними снова предстал призрак ритуального убийства, так что Константину Ипсиланти пришлось просить митрополита дать указание священникам провозглашать с кафедр ложность обвинения, которое распространяли люди, единственной целью которых было бунт и грабеж (1804 г.). Тем не менее два года спустя (декабрь 1806 г.) население добилось своего. Когда возобновилась русско-турецкая война, Ипсиланти отрекся от престола как раз в тот момент, когда русские приближались к Бухаресту. Население изгнало турок и, воспользовавшись беспорядками, напало на евреев, разграбило их, уничтожило значительное число, а остальных заперло в определенном месте, дав им несколько дней на выбор между крещением и резня. Приход русских спас евреев от этого ужасного положения. [ 1 ]

Их судьба во время российской оккупации (1806–1812) была незавидной. Зажиточные семьи переехали в Трансильванию; а менее удачливые, оставшиеся здесь, были обложены тяжелыми налогами, в которых, однако, с ними обращались не иначе, чем с христианскими купцами. Евреям запрещалось открывать свои магазины в христианские праздники и даже работать в эти дни дома. Некоторые производители калийных удобрений были изгнаны со своих заводов, а торговля ими запрещена. Евреи жили в постоянном страхе быть обвиненными в ритуальном убийстве, и, наконец, чтобы вымогать у них деньги, их ректор был заключен в тюрьму, а его должность отдана немецкому католику. Позже проректор был освобожден и восстановлен в должности. Русские евреи, проживающие в Бухаресте, получили лишь определенную свободу и несколько привилегий. [ 1 ]

девятнадцатый век

[ редактировать ]

Бедный принц Жан Караджа (1812–1818), чтобы вымогать деньги у евреев, возобновил приказ, запрещавший им нанимать несовершеннолетних христиан в качестве прислуги, а также арендовать или покупать магазины вблизи церквей. Новая и жестокая вспышка чумы послужила предлогом для Караджи, который обвинил евреев в том, что они живут в грязи и таким образом распространяют чуму. Различные меры, принимаемые властями, полностью парализовали деятельность купцов, разносчиков, маклеров и других. Чтобы увеличить свои доходы и обложить налогом иностранных евреев, которые должны были быть освобождены от уплаты налога, Караджа предоставил местным евреям исключительную привилегию открывать еврейские мясные лавки. Александр Суцу (1818–1821) подтвердил эту привилегию. [ 1 ]

В первой четверти девятнадцатого века положение евреев Бухареста не было завидным, несмотря на значительное влияние, которым пользовались некоторые из них. С ними обращались хуже, чем с цыганами , и они постоянно подвергались оскорблениям со стороны населения. Они не могли выйти на определенные улицы, не рискуя своей жизнью. Их домашняя жизнь была образцовой; но общинная жизнь была наполнена ссорами, возникавшими из-за польских или русских раввинов посредственных знаний, которые знали не намного больше, чем их паства, и которые были изгнаны с должности, как только противная сторона одержала верх. [ 1 ]

Смерть Александра Суцу ускорила Гетерию (греческое восстание ) и восстание Теодора Владимиреску . В Бухаресте царила паника. Зажиточные евреи бежали в Кронштадт , а другие искали убежища в соседних монастырях, где ночевали во дворах в палатках или на циновках. Производство было приостановлено, а рабочие остались без работы. Евреи пережили невыразимые страдания, поскольку вторжение гетеристов в Бухарест ознаменовалось разграблением еврейского квартала. Последовавшая за этим турецкая оккупация была периодом неограниченного угнетения. Для еврея выход на улицу означал почти верную смерть. Купцы закрыли свои магазины и покинули страну. 7 марта 1822 года турецкие солдаты после ссоры напали на людей, убили и ранили пятнадцать христиан, шестьдесят евреев и армян, разграбили магазины. [ 1 ]

На втором году правления Григория Гики (1822–1828) пожар уничтожил еврейскую синагогу и сто пятьдесят домов, населенных преимущественно евреями, многие из которых лишились всего своего имущества. В том же году население напало на австрийских евреев, которые при отражении нападения были арестованы полицией. Чума снова предоставила возможность для вымогательства; евреев, объявленных зараженными, изгнали из города и разрешили вернуться только после уплаты определенной суммы денег. Антисемитские настроения проявились и в указе, запрещавшем молдавским евреям селиться в Бухаресте (1827 г.). Указ остался мертвой буквой, когда русские снова оккупировали эти княжества (1828–1834 гг.), Привезя с собой ряд русских и молдавских еврейских торговцев. Во время этой оккупации евреи Бухареста переживали лучшие времена. [ 1 ]

Межобщинные распри между тем продолжались среди последователей немецкого и португальского обряда, а также среди коренных русских, австрийских и прусских евреев, не утихая даже после реорганизации общины, предоставленной властями в 1832 году. Различные партии назначали и свергали раввинов, что ставило в замешательство правительство, всемогущих консулов ​​и бояр, у каждого из которых был любимый еврей. Далее население то тут, то там выдвигало обвинение в ритуальном убийстве (1834 г.). Тем не менее, значение и влияние евреев возросли; их ректор был назначен великим ректором цеха жестянщиков; а их ремесленников и купцов бояре искали и почитали. Некоторые из них были назначены на высокооплачиваемые и почетные должности. Кассир бухарестской префектуры полиции с 1839 по 1848 год был евреем. Банкир Гилель Маноах [ он ; ro ] после посвящения в рыцари был сделан членом комиссии, назначенной князем в 1847 году для помощи страждущим евреям, а в следующем году был избран в муниципальный совет. Врач Бараш был назначен профессором колледжа в 1852 году. Евреям принадлежали дома, виноградники и поместья. Им с готовностью разрешили строить синагоги, и, чтобы сократить их число, в 1845 году решили построить большую синагогу. [ 1 ]

Евреи немецкого происхождения особенно активно участвовали в революции 1848 года , жертвуя собой ради нее. Художник Даниэль Розенталь получил гражданство и всю душу посвятил своей стране. Эта эпоха знаменует собой начало реального возрождения евреев Бухареста. Коренные евреи, а также австрийские и прусские подданные основали современные школы (1852 г.) и взяли на себя инициативу реформирования богослужения; возведение храма с модернизированным сервисом в 1857 г. Увеличилось число врачей; и молодые люди обратились к высшим учебным заведениям. Этот прогресс не прекратился даже тогда, когда примерно в 1866 году начал проявляться антисемитский дух. [ 1 ]

Сефарды , которых в Румынии называют «испанцами», сначала были объединены с остальными евреями; но уже в 1818 году они построили собственную синагогу и впоследствии были в большом количестве набраны турецкими иммигрантами. Во время правления Александра Гики (1834–1843) они полностью отделились от других общин, даже открыв свое особое кладбище. Однако это разделение, хотя и было выгодно им материально, нанесло им моральный ущерб, замедляя их духовный прогресс. После 1866 года эти две общины больше не были официально признаны. И все же сефарды, хотя и менее многочисленные, смогли сохранить свою организацию; а общество ашкенази было распущено. Все образовательные и филантропические учреждения и учреждения поддерживались исключительно обществами или комитетами, назначенными для сбора средств, поскольку налог на соль , который был прибыльным источником дохода, был отменен. [ 1 ]

Согласно переписи того года, еврейское население Бухареста, насчитывавшее в начале девятнадцатого века от 4000 до 5000 человек, выросло до 43 274 человек в 1899 году. У сефардов было две синагоги; ашкенази, большое количество помимо Храма. Единственной общиной, организованной ашкенази, была община Храма, использовавшая западный ритуал, во главе которой стоял М. Бек в качестве раввина и проповедника. После принятия закона 1893 года, практически исключающего посещение детьми государственных школ, евреи Бухареста содержали шесть начальных школ для мальчиков и две для девочек, профессиональную школу для мальчиков и одну для девочек, школу бизнеса и гимназию . У них также была больница, два дома для престарелых , два похоронных общества ( Хебра Кадиша ) и большое количество благотворительных обществ и учреждений. [ 1 ]

Двадцатый век

[ редактировать ]

Двадцать первый век

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «БУХАРЕСТ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 7 июля 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e09fa9da7bc8b2656e81dc5a5cafd324__1708572120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/24/e09fa9da7bc8b2656e81dc5a5cafd324.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Bucharest - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)