Заветное богословие (католическая церковь)
Заветное богословие — это особый подход к католическому библейскому богословию, возникший в результате восстановления в середине двадцатого века святоотеческих методов толкования Священных Писаний такими учеными, как Анри де Любак . Это восстановление получило дополнительный импульс Dei verbum , «Догматической конституции о Божественном откровении» Второго Ватиканского собора и закреплено в разделе, посвященном катехизису Священных Писаний Католической церкви (№ 101–41). Эти разработки привели к появлению подхода, который подчеркивает «четыре смысла» Священного Писания в рамках структуры истории спасения через библейские заветы в сочетании с методами современной библейской науки.
Общее описание
[ редактировать ]Заветное богословие уходит своими корнями в святоотеческое толкование Священного Писания, опираясь на богословие истории и экзегетические методы, разработанные отцами Церкви. [ 1 ] [ нужна страница ] Примечательным для богословия истории является акцент Иринея на единстве Ветхого и Нового Заветов в книге «Против ересей». [ 2 ] [ нужна страница ] и объяснение этого единства Августином через тему «двух городов» в «Городе Божием». [ 3 ] [ нужна страница ] (Книги XI–XXII). Тесно связаны экзегетические методы, с помощью которых Священное Писание объясняется в соответствии с его «духовными смыслами». [ 4 ] [ нужна страница ] Эти разработки были организованы схоластами в доктрину «четырех чувств», охватывающую буквальный смысл и три духовных чувства (аллегорическое, моральное и анагогическое ). [ 4 ] [ нужна страница ] Аллегорический смысл связывает людей, события и институты более ранних заветов с лицами, событиями и институтами более поздних заветов (и особенно Нового Завета ), тем самым помещая «духовную» экзегезу в заветное богословие истории. В современный период святоотеческая традиция духовной экзегезы была омрачена вниманием ученых к буквальному смыслу с использованием историко-критических методов. [ нужна ссылка ]
Возрождение интереса к духовной экзегезе началось в конце 1950-х годов под руководством Анри де Любака с его новаторским исследованием «Средневековая экзегеза» . [ 5 ] [ нужна страница ] [ 6 ] [ нужна страница ] [ 7 ] [ нужна страница ] Исторические исследования Жана Даниэлу , такие как Библия и Литургия. [ 8 ] и Владыка Истории , [ 9 ] были также плодотворными. [ нужна ссылка ] В своей «Догматической Конституции о Божественном Откровении» 1965 г. [ 10 ] Второй Ватиканский Собор учил, что Священное Писание следует «читать и истолковывать в свете того же Духа, которым оно было написано» ( Dei verbum , 12), святоотеческая формула, связанная с духовной экзегезой. [ 11 ] [ нужна страница ] Катехизис Католической Церкви (1994, 1997) подтвердил это учение и уточнил, что необходимое духовное толкование Священного Писания следует искать через его четыре смысла (№№ 111, 113, 115–19). [ 12 ] [ 13 ] [ нужна страница ]
Воодушевленная этими событиями, богословие завета активно развивалось с 1990-х годов; Хороший пример недавней работы представляет Джозеф Кардинал Ратцингер (Папа Бенедикт XVI) в книге « Множество религий – один завет» . [ 14 ] [ нужна страница ] В своем обсуждении методологии в предисловии к «Иисусу из Назарета » тот же автор отмечает, что «есть измерения слова, которые старая доктрина о четверичном смысле Писания определяет с поразительной точностью», поддерживая «христологическую герменевтику, которая рассматривает Иисуса Христос как ключ ко всему и учится у него понимать Библию как единство». [ 15 ]
Заветное богословие отличается акцентом на следующих принципах:
- Библейские заветы (Эдемовы, Адамовы, Ноевские, Авраамовы, Моисеевые, Давидовы и Новые, или Мессианские) считаются главной структурной основой истории спасения.
- Завет с Авраамом (в отличие от Моисея) считается центральным заветом Ветхого Завета, который исполняется в Новом Завете, в соответствии с богословием Павла (Галатам 3:6-29 ).
- Считается, что Ветхий и Новый Заветы неразрывно связаны через последовательность заветов, при этом пророческое исполнение понимается главным образом с точки зрения заветного соответствия.
- Священное Писание интерпретируется через четыре чувства, с упором на описание соответствия между заветами через аллегорический смысл.
- Считается, что пророчество Иисуса в Елеонской беседе исполнилось после разрушения Иерусалимского храма в 70 году нашей эры.
- Ветхозаветное пророчество о восстановлении Израиля, в котором евреи и язычники объединятся, считается исполненным в Церкви, ср. Катехизис Католической Церкви 781, основанный на Lumen Gentium 9.
- Считается, что Иисус положил начало Царству Божьему , которое развивается на протяжении всей истории от Вознесения до Страшного Суда , ср. Катехизис Католической Церкви 669-670 .
- Продвижение Царства Божьего на протяжении всей истории интерпретируется с точки зрения августинианских концепций Града Божьего и Града Человеческого.
Теология Завета отражена, с разной степенью акцента, в работах современных авторов, таких как Скотт Хан (1998, 1999), Тимоти Грей (1998), Эдвард Шри (1999, 2005), Майкл Барбер (2001, 2005) и Брант Питре . (2005, 2006).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилкен 2003 .
- ^ Отцы , Новое пришествие .
- ^ Отцы , Новое пришествие .
- ^ Jump up to: а б де Любак 1984b .
- ^ де Любак 1998 .
- ^ де Любак 2000 .
- ^ Вуд 1998 .
- ^ Даниэлу 1956 .
- ^ Даниэлу 1958 .
- ^ Dei verbum , Рим, IT: Ватикан, архивировано с оригинала 31 мая 2014 года .
- ^ де ла Поттери 1988 .
- ^ Ватикан , Рим, IT, заархивировано из оригинала 16 августа 2014 г.
- ^ де ла Поттери 1994 .
- ^ Ратцингер 1999 .
- ^ Ратцингер 2007 .
- Барбер, М. (2001), Пение во время правления: Псалмы и литургия Царства Божьего , Стьюбенвилл, Огайо: Эммаус-роуд .
- ——— (2005), Скоро: открытие Книги Откровения и применение ее уроков сегодня , Стьюбенвилл, Огайо: Эммаус-роуд .
- Даниэлу, Дж. (1956), Библия и литургия , Нотр-Дам, Индиана: University of Notre Dame Press .
- ——— (1958), Властелин истории: размышления о внутреннем значении истории , Лондон: Longmans, Green & Co.
- де ла Поттери, I (1988), «Толкование Священного Писания в духе, в котором оно было написано ( Dei verbum , 12c)», в Latourelle, R (ред.), Ватикан II: Оценка и перспективы , Махва, Нью-Джерси
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - ——— (1994), «Катехизис Католической Церкви: Раздел Священного Писания», Communio , 21 : 450–60 .
- де Любак, Анри (1984a), «Типология и аллегоризация», Теологические фрагменты , Сан-Франциско: Ignatius Press .
- ——— (1984b), «О старом двустишии: доктрина «четырех смыслов» в Священном Писании», Теологические фрагменты , Сан-Франциско: Ignatius Press .
- ——— (1998), Средневековая экзегеза , том. 1, Гранд-Рапидс, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс .
- ——— (2000), Средневековая экзегеза , том. 2, Гранд-Рапидс, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс .
- Гайардец, Р. (2004), «Нужна ли нам новая апологетика?», America , 190 : 26–33 .
- Грей, Т. (1998) Миссия Мессии: Евангелие от Луки , Стьюбенвилл, издательство Emmaus Road Publishing.
- Хан, С. (1998) Отец, который сдерживает свои обещания: Божий завет любви в Священных Писаниях , Анн-Арбор, Чарис, Servant Publications.
- ——— (1999), Вечеря Агнца: Месса как рай на Земле , Doubleday
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Питре, Б. (2005), «Выкуп за многих, новый исход и конец изгнания: искупление как восстановление всего Израиля (Марка 10:35–45)», Letter & Spirit: Журнал католиков Библейское богословие , 1 .
- ——— (2006), Иисус, скорбь и конец изгнания: восстановительная эсхатология и происхождение искупления , Baker Academic .
- Ратцингер, Джозеф (1999), Многие религии – один завет: Израиль, церковь и мир , Сан-Франциско: Ignatius Press .
- ——— (2007), Иисус из Назарета: От крещения в Иордане до Преображения , Нью-Йорк: Doubleday .
- Шри, Э. (1999) Тайна Царства: О Евангелии от Матфея , Стьюбенвилл, Огайо, издательство Emmaus Road Publishing.
- ——— (2005), Королева-мать: Библейское богословие королевского сана Марии , Стьюбенвилл, Огайо: Эммаус-роуд .
- Уилкен, Р. (2003), Дух раннехристианской мысли: в поисках лица Божьего , Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета .
- Вуд, С. (1998), Духовная экзегеза и церковь в теологии Анри де Любака , Гранд-Рапидс, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс .