Semyon Lavochkin
Semyon Lavochkin | |
---|---|
Семён Лaвочкин | |
![]() | |
Рожденный | 11 сентября 1900 г. |
Умер | 9 июня 1960 г. | ( 59 лет
Национальность | Советский Союз (Русский) |
Занятие | Инженер |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Авиационная техника |
Работодатель(и) | Lavochkin design bureau |
Semyon Alekseyevich Lavochkin ( Russian : Семён Алексе́евич Ла́вочкин ; 11 September 1900 - 9 June 1960) was a Soviet aerospace engineer , Soviet aircraft designer who founded the Lavochkin aircraft design bureau. [1] Многие из его истребителей были произведены в больших количествах для советских войск во время Второй мировой войны . [2] [3]
Биография
[ редактировать ]в семье учителей Лавочкин родился в Смоленске . После окончания учебы в 1918 году он записался в Красную Армию и служил в пехоте во время Гражданской войны в России . В 1920 году он начал учёбу в Московском государственном техническом университете , который окончил в 1927 году. Затем два года служил стажёром конструкторского отдела Центрального аэрогидродинамического института под руководством Андрея Туполева , где помогал в Проект тяжелого бомбардировщика Туполев ТБ-3 . В ЦАГИ среди его коллег были французский конструктор гидросамолетов Поль Ришар, а также Михаил Гуревич и Николай Камов .
В начале 1930-х годов он перешел в Центральное конструкторское бюро, где ему поручили работы над стратосферными самолетами, аэростатами и гермокабинами. Однако по мере того, как он все больше интересовался проектированием истребителей, он перешел в конструкторское бюро Дмитрия Павловича Григоровича , которому помогал в разработке истребителя Григоровича ИЗ .
В 1938 году, после боевого опыта Гражданской войны в Испании и боев на Халхин-Голе против японцев, стало ясно, что конструкции советских истребителей отстают от международных стандартов. В 1939 году Лавочкин основал собственное конструкторское бюро. Начиная с ЛаГГ-1 , он произвел тысячи истребителей, составивших основу советских ВВС во время Второй мировой войны . Особую известность он получил благодаря самолетам Ла-5 и Ла-7 , которые входят в число лучших советских истребителей Второй мировой войны. Лучший союзников ас Иван Кожедуб сбил более 60 немецких самолетов, летавших на истребителях конструкции Лавочкина. Всего с 1941 по 1945 год было выпущено более 22 тысяч истребителей Лавочкина. [4] [5]
Однако после войны судьба Лавочкина померкла. Его Ла-9 и Ла-11 были последними истребителями с поршневыми двигателями на вооружении СССР, и через короткое время их заменили реактивные самолеты. Хотя он продолжал новаторскую работу в этой области ( Ла-176 был первым советским сверхзвуковым самолетом), его самолет стабильно занимал второе место в соревнованиях с другими конструкторскими бюро, в частности с бюро Артема Микояна .
В конце Второй мировой войны дальновидное мышление и конкуренция в области самолетов с реактивными двигателями в Советском Союзе подтолкнули Лавочкина к разработке ракетных систем. Результатом этого решения стали «Руководство СА-2» и « Буря» . ЛА-350 («Буря») отличается первым в мире серийным применением титана и охлаждением двигателя за счет обратного потока топлива. [6]
В 1944 году Лавочкину было присвоено почетное звание генерал-майора инженерно-технической службы. В 1950—1958 годах Лавочкин также занимал должность депутата Верховного Совета СССР . Он также стал академиком АН СССР в 1958 году. Он умер в 1960 году от сердечного приступа во время испытания системы ПВО в Казахской ССР в возрасте 59 лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище .
После его смерти внимание конструкторского бюро сместилось на ракеты земля-воздух (в первую очередь SA-2 Guideline ) и космические проекты.
Семья
[ редактировать ]Его отцом был Альтер Ильич Лавочкин (1875-1927), педагог. Мать — Гита Савельевна (1874–1952), домохозяйка.Брат — Яков Альтерович Лавочкин (1904–1942), погиб на фронте. Сестра — Хая Альтеровна Лавочкина (1908–1994).
Его жена Роза Герцевна Лавочкина (1903-1994) была филологом, заведовала библиотекой.
- Daughter — Alla Semyonovna Lavochkina (1930-2001).
- Сын — Александр (Алик) Семенович Лавочкин (1938—1967), окончил Московский авиационный институт , работал на Московском вертолетном заводе имени Миля .
Награды и почести
[ редактировать ]- Дважды Герой Социалистического Труда (1943, [7] 1956)
- Сталинские премии ;
- 1 класс (1941, 1946, 1948)
- 2-й класс (1943 г.)
- Орден Ленина трижды
- Орден Красного Знамени
- Орден Суворова 1 и 2 степени.
- Медаль за боевую службу
Память
[ редактировать ]В 1960 году, сразу после смерти Лавочкина, по решению правительства ОКБ-301 получило новое название — «Машиностроительный завод имени Лавочкина». Ныне НПО Лавочкина .
В городах Волгограде , Москве , Липецке , Смоленске , Краснодаре , Химках , Хадере ( Израиль ) есть улицы, носящие имя С. А. Лавочкина.
Мемориальные доски установлены:
- в доме №19 по Тверской улице (Москва), где жил С.А. Лавочкин;
- на улице Гагарина (Ахтубинск, Астраханская область );
- у дома №16 по улице Чаадаева ( Нижний Новгород ), где С.А. Лавочкин жил в 1940-1944 годах, возглавляя ОКБ-21.
В 1985 году Министерство связи СССР выпустило художественный марочный конверт с портретом С. А. Лавочкина.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации.
- ^ Мур, Джейсон (2017). Лавочкин Истребители Второй мировой войны . Фонтхилл Медиа . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ «Рождение легенды советского дизайна» . warthunder.com . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ «Лавочкин ЛаГГ-3» . Спартак Образовательный . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ Кинвилл, Патрик (4 июня 2017 г.). «Развитие советского истребителя Ла-5 во Второй мировой войне» . ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ ОНЛАЙН . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ Юнг, Филипп (1997). История ракетной техники и космонавтики . Сэм Диего, Калифорния: Американское общество астронавтики. ISBN 0-87703-440-0 .
- ^ Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического Труда товарищу Лавочкину С. А.» от 21 июня 1943 года // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик : газета. — 1943. — 3 июля (№ 24 (230)). — С. 1
- Педерсон, Джей. Международный справочник истории компаний, Том 24 , St James Press (1998) ISBN 1-55862-365-5
- Булл, Стефан. Энциклопедия военных технологий и инноваций , Гринвуд (2004 г.) ISBN 1-57356-557-1
- Гордон, Ефим. Советская авиация во Второй мировой войне . Мидленд Паблишинг (2008) ISBN 1-85780-304-3
СМИ, связанные с Лавочкиным, на Викискладе?
- Lavochkin
- 1900 рождений
- 1960 смертей
- Российские аэрокосмические инженеры
- советские авиакосмические инженеры
- Русские инженеры 20 века
- Советские политики
- Выпускники МГТУ им. Баумана
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Лауреаты Сталинской премии
- Кавалеры ордена Суворова I степени.
- Русские евреи
- Советские евреи
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Сотрудники Центрального аэрогидродинамического института
- Российские учёные