Железнодорожный вокзал Берлин-Гёрлиц
Железнодорожный вокзал Берлин-Гёрлиц | |
---|---|
![]() Здание приемной Гёрлитцерского вокзала в Берлине , картина 1872 года, изображающая вестибюль вокзала. | |
Общая информация | |
Расположение | Фридрихсхайн-Кройцберг , Берлин, Берлин Германия |
Строительство | |
Архитектор | Август Орт |
История | |
Открыто | 1866 |
Закрыто | 1951 |
Görlitzer Bahnhof — название Берлина конечной железнодорожной станции , соединяющей столицу Котбус в Бранденбурге и Герлиц в Нижней Силезии (с 1945 года — Саксония ). Он стоял с видом на Шпреевальдплац во Внешнем Луизенштадте , восточной части Кройцберга, но бомбардировки во время войны и напряженность времен Холодной войны привели к его закрытию и, в конечном итоге, к сносу.
Станция Görlitzer Bahnhof (Берлинская метро) была названа в честь этой исторической станции и расположена неподалеку, в другом месте.
Подъем
[ редактировать ]Станция была спроектирована Августом Ортом , архитектором, позже ответственным за Эммаускирхе на соседней площади Лаузитцер Плац , и построена между 1865 и 1867 годами в стиле палаццо итальянского Возрождения. Он стал частью проекта расширения железных дорог, который должен был связать Берлин с Котбусом и Гёрлицом, а затем, в конечном итоге, с такими городами, как Саган (Жагань) и Бреслау (Вроцлав) (оба в Польше с 1945 года) и Вена в Австрии .
13 июня 1866 года военный поезд, направлявшийся на австро-прусскую войну, стал первым поездом, покинувшим тогда еще незавершенную станцию. Соединение было удобным, поскольку военные построили свои казармы на соседней Врангельштрассе.
Вскоре после этого, 13 сентября, началось регулярное пассажирское сообщение между Берлином и Котбусом. К концу 1867 года линия Берлин-Гёрлиц была завершена, и маршрут, который проходил через сельскую местность Шпревальда и Нижней Лужицы и города Кёнигс-Вустерхаузен , Люббен и Люббенау , был официально открыт 31 декабря 1867 года. Хотя он был основан частной компанией. , принадлежащая промышленнику и «железнодорожному королю» Вефилю Генри Струсбергу , служба была национализирована 28 марта. 1882.
Новая линия сразу же имела успех у публики. Всего через несколько месяцев он принимал 70 000 путешественников в день, а в течение всего 1880 года около 1,5 миллиона человек пользовались Görlitzer Bahnhof. Его популярность оказала стимулирующее влияние на окрестности: на соседних улицах появились магазины и кафе, что помогло сделать его одним из самых оживленных в городе.
Помимо перевозки людей, линия также служила важным торговым путем, соединяющим столицу с суконными фабриками и кирпичными и стекольными заводами промышленного Гёрлица. Лаузиц оказался не только богатым источником Шпревальдских корнишонов, но и, что более важно, угля.
Гёрлицский туннель
[ редактировать ]Чтобы улучшить доступ между кварталами, возникшими вокруг Герлитцер-штрассе ( Врангелькиез ) и Винер-штрассе ( Райхенбергер-Киц ), под железнодорожным участком был построен подземный переход. Открытый для публики в 1910 году, он соединял Оппельнер-штрассе на северной стороне с Лигнитцер-штрассе на юге. [ 1 ] Официально он был известен как «Туннель Гёрлитцер», хотя позже он также получил прозвище «Харнрёхре» (уретра).
Падение
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны воздушные бомбардировки союзников 3 февраля 1945 года, в результате которых 3255 человек погибли или пропали без вести и более 119 000 остались без крова в окружающем районе Кройцберг, нанесли серьезный ущерб станции. Тем не менее, к июню, всего через месяц после капитуляции Берлина, импровизированный железнодорожный вокзал Гёрлицер снова вступил в строй. [ 2 ]
Однако возрождение оказалось временным. С 25 сентября 1946 года все поезда дальнего следования были перенаправлены на Schlesischer Bahnhof (переименованный в Ostbahnhof в 1950 году) на центральной Stadtbahn. Более того, в течение следующих нескольких лет продолжающееся расширение электрической системы скоростной железной дороги заменит ее роль и в местной сети. Однако в конечном итоге именно углубляющийся кризис в политических отношениях между Востоком и Западом решил судьбу станции и сделал ее положение как западной станции, эксплуатирующей восточную линию, несостоятельным. Поэтому неудивительно, что 29 апреля 1951 года ГДР решила закрыть Герлитцер-Банхоф для пассажирских поездов.
Хотя полное отсутствие железной дороги на карте Берлина 1954 года позволяет предположить, что станция впоследствии была снесена и очищена, на самом деле она оставалась относительно нетронутой в разбомбленном состоянии в течение десяти лет после закрытия. Однако возведение Стены в 1961 году разрушило любые надежды на восстановление.
В течение следующего десятилетия или около того все оставшиеся здания вокзала были снесены, начиная с большого перронного зала в 1962 году и главной приемной в 1967 году.
Остальные общественные здания, в том числе две башни, различные залы ожидания и ресторан, были снесены в 1975 году во время волны сносов в 1970-х годах, унесших множество исторических жертв по всему городу. Причина сноса тогда была указана в том, что здания не имели никакой практической цели, поскольку стояли пустыми и в результате были заняты «антисоциальными» элементами. Поэтому удаление этих «руин» было бы лучше для имиджа Западного Берлина. [ 3 ] К 1976 году это место практически пустовало.
Продолжение использования Görlitzer Bahnhof после закрытия.
[ редактировать ]Хотя станция стояла заброшенной и ее территория не застраивалась более тридцати лет, эта территория никогда не находилась в бездействии. После закрытия в 1951 году земля и здания использовались по-разному: под склады угля, в качестве свалки, автогаража и других мелких предприятий. Кроме того, северная товарная часть станции по-прежнему активно использовалась Deutsche Reichsbahn для перевозки грузов между Западным и Восточным Берлином, и по этой причине пограничный пункт находился на мосту через Ландверканал . Проход грузов был окончательно прекращен 30 июня 1985 года. [ 1 ]
местный бассейн Spreewald Bad Между 1984 и 1987 годами на месте бывшей станции был построен , инновационная конструкция, спроектированная архитекторами Кристофа Лангхофа.
До того, как оставшаяся территория от Скалицер-штрассе до Герлитцер-Уфера в начале 1990-х годов была превращена в парк Герлитцер, [ 4 ] это была пустырь, частично доступная для публики. Эта вакансия привела к тому, что летом 1989 года это место было занято Mutoid Waste Company , анархистской арт-коммуной из Лондона. Это место было выбрано отчасти из-за его близости к Стене. В одном памятном случае мастера по металлолому создали хитроумное изобретение «Птица мира», в котором была подвешена высоко в воздухе птица, способная катиться по железнодорожным путям к пограничному пункту на мосту и, в знак мира по отношению к ГДР. , покажи птицу тем, кто на востоке. [ 5 ]
Хотя туннель Гёрлитцер использовался до начала 1990-х годов, общественный доступ к этому участку, обеспеченный новым парком, сделал его ненужным. При создании «естественной» арены в центре парка туннель был в значительной степени разрушен, хотя его остатки были включены в проект.
Останки
[ редактировать ]
Единственными очевидными физическими остатками станции являются два товарных навеса, старое офисное здание, железнодорожный мост и остатки подземного перехода, видимые в кратере в центре парка. Тем не менее, можно пройти часть старого железнодорожного маршрута пешком, поскольку он ведет из парка через Ландверканал и затем заканчивается на Эльсенштрассе в Трептове , как раз перед тем, как первоначальная линия встретится с кольцом железнодорожной магистрали. S-Bahn.
Само историческое здание продолжает жить под существующими местными названиями. В 1926 году местная метро станция Oranienstraße была переименована в Görlitzer Bahnhof, чтобы указать на соседнюю конечную станцию магистрали, но, несмотря на упадок последней, станция метро сохранила историческое название, как и столь же обреченный Anhalter Bahnhof . Кроме того, дорога, проходящая вдоль западной стороны парка Гёрлитцер, в 1873 году была переименована в Винерштрассе, поскольку первые поезда, соединявшие Берлин и столицу Австрии Вену, отправлялись с вокзала Гёрлитцер Банхоф. Точно так же соседние площади Шпревальдплац и Лаузитцер Плац были названы в честь сельских районов, когда-то доступных с их платформ.
Место съемок
[ редактировать ]В фильме 1966 года «Похороны в Берлине» фасад здания, которое все еще стояло в то время, использовался в качестве места съемок вымышленного Восточного Берлина «Маркс-Энгельс-Плац, 59». [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Berliner-unterwelten.de. Архивировано 6 июля 2009 г. в Wayback Machine Berliner Unterwelten eV (на немецком языке).
- ^ «История Görlitzer Bahnhof». Архивировано 19 августа 2010 года в Wayback Machine , www.goerlitzer-bahnhof.de (немецкий).
- ^ Kreuzberger-chronik.de (на немецком языке)
- ^ Morgenpost.de Berliner Morgenpost , 29 апреля 2007 г. (немецкий)
- ↑ Mutoid Waste Company im Summer 1989 в Западном Берлине. Архивировано 1 декабря 2009 года в Wayback Machine Tip , 21 августа 2009 года (немецкий).
- ^ «Сайт фильма о Гарри Палмере (Майкл Кейн): Похороны в Берлине» . Проверено 17 марта 2023 г.
- Железнодорожные вокзалы в Германии открылись в 1867 году.
- Снесенные здания и сооружения в Берлине
- XIX век в Берлине.
- 20 век в Берлине
- Железнодорожные вокзалы в Берлине
- Здания и сооружения в Фридрихсхайн-Кройцберге
- Здания и сооружения в Берлине, разрушенные во время Второй мировой войны
- Железнодорожные вокзалы закрыты в 1946 году.