Портрет Мадлен
Портрет Мадлен | |
---|---|
![]() | |
Художник | Мари-Гиймин Бенуа |
Год | 1800 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 81 см × 65 см (32 × 26 дюймов) |
Расположение | Лувр , Париж |
Портрет Мадлен , также известный как «Портрет черной женщины» ( фр . Portrait d'une femme noire или Portrait d'une negresse ), — картина французской художницы Мари-Гильмин Бенуа , написанная маслом на холсте, созданная в 1800 году. Она была выставлена в Парижском салоне в 1800 году, позже была приобретена Людовиком XVIII для французского государства в 1818 году и остаётся в коллекции Лувра .
Описание
[ редактировать ]Размеры портрета в полный рост 81 × 65 см (32 × 26 дюймов). На нем изображена молодая чернокожая женщина, сидящая в позолоченном кресле, почти полностью покрытом синей тканью, на простом светлом фоне. Она сидит в положении на три четверти слева от себя, но ее голова поворачивается и смотрит прямо на зрителя с самоуверенным выражением лица. На ней белая ткань, повязанная как головной убор, и белое платье, перевязанное красным шнуром. Свободный конец головного убора свисает с левой стороны ее лица, но видно ее правое ухо с обручем на слух. Ее правая рука лежит на коленях; ее левая рука поддерживает платье, но оно соскользнуло вниз, обнажая правую грудь. Ее ноги выпадают из кадра. Реалистичные оттенки темной кожи, долгое время считавшиеся сложной темой для европейских художников, демонстрируют художественное мастерство Бенуа. Он подписан правой рукой субъекта девичьей фамилией и женскими фамилиями художника: «Лавиль Леруль / ф. Бенуа» («ф» означает «женщина» или «жена»).
Композиция имеет сходство с портретом мадам Филиппа Панон Дебассейн де Ришмон и ее сына Эжена работы Бенуа 1802 года , который сейчас хранится в Метрополитен-музее .

Выставка
[ редактировать ]Картина впервые была выставлена на Парижском салоне 1800 года как «Портрет негритянки» . Вместе с тремя другими работами Бенуа картина была приобретена Людовиком XVIII для Франции в 1818 году за общую цену 11 000 франков. Первоначально хранившаяся в Люксембургском дворце находилась в коллекции Лувра . , она много лет
Картина была переименована в «Портрет Мадлен» после того, как недавние исследования позволили в 2019 году идентифицировать ее как женщину по имени Мадлен приехавшую во Францию из Гваделупы после отмены рабства во Франции и ее колониях в 1794 году и работавшую слуга родственников Бенуа, Бенуа-Кавай.
Интерпретация
[ редактировать ]Сюжет - цветная женщина - был необычен в то время: единственным другим портретом цветного человека в Парижском Салоне в этот период был написанный Анной-Луи Жироде де Русси-Триозон портрет Жана-Батиста Белле, в 1797 году .
Его загадочное представление и очевидные внутренние противоречия вызвали множество предположений о мотивации и намерениях художника, причем недавние интерпретации сосредоточились на идеях рабства, расы, пола, класса и их взаимодействия.
Мэдлин была служанкой, но изображена в богатой среде, носящей драгоценности и сидящей на дорогом стуле. На большинстве картин того периода, на которых изображены чернокожие женщины, они изображены служанками белой женщины; пока Мэдлин сидит одна, она работает моделью невидимого Бенуа. Простая белая одежда имеет неоклассический вид, похожий на другие современные портреты, такие как 1799 года работы Жака-Луи Давида портрет Генриетты де Верниак . Обнаженная грудь была бы необычна для портретной живописи и предполагает аллегорию или мифологический сюжет или, возможно, намекает на работорговлю. Цвета – красный, белый, синий – соответствуют цветам французского революционного триколора, принятого в 1789 году, и могут намекать на Марианну , женское олицетворение свободы и самой Франции. Ее красота и элегантность кажутся не меньшими, чем у белой женщины, и поэтому портрет можно рассматривать как изображение равенства между всеми женщинами, независимо от расы.
Написанная в короткий период между отменой рабства в 1794 году и восстановлением рабства во французских колониях Наполеоном в 1802 году, эта работа была воспринята как символ эмансипации женщин и прав чернокожих.
-
Жак-Луи Давид , портрет Генриетты де Верниак , 1799, Лувр
-
Бенуа, портрет мадам Филиппа Панон Дебассен де Ришмон (Жанна Эгле Мург) и ее сына Эжена , 1802 год, Метрополитен-музей
Ссылки
[ редактировать ]
- Портрет чернокожей женщины , 1800, Мария-Гиймин Бенуа, Лувр
- Доктор Сьюзен Уоллер, « Мария-Гийемин Бенуа, Портрет Мадлен », в журнале Smarthistory, 26 сентября 2018 г.
- Джеймс Смоллс, « Рабство - это женщина: «раса», пол и визуальность в «Портрете негритянки» Марии Бенуа (1800 г.) , «Искусство девятнадцатого века во всем мире» 3, вып. 1 (весна 2004 г.)
- «Музей Орсе переименовывает «Олимпию» Мане и другие произведения в честь малоизвестных чернокожих моделей , Мейлан Солли, журнал Smithsonian , 27 марта 2019 г.
- «Рабство и отмена смертной казни» , в книге «Искусство в революции: визуальная культура девятнадцатого века» , Цзинъюэ Чжан.