Политика живота
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
«Политика живота » — перевод французского термина «politique du ventre » — камерунское выражение, популяризированное Жаном-Франсуа Баяром в его книге 1989 года «L’État en Afrique: La Politique du Ventre» для описания политической власти Африки в постколониальную эпоху. . Речь идет, в частности, о соотношении патримониализма , клиентелизма , коррупции и власти. По словам Линн М. Томас из Вашингтонского университета :
Политика живота указывает на склонность политиков копить и жадно потреблять ресурсы в вещах и людях. Помимо подчеркивания значимости идиом еды и живота для африканских концепций власти, анализ Баярта настаивает на важности вертикальных отношений – между социальными неравенствами, такими как [...] покровители или клиенты – для понимания политической истории Африки. [ 1 ]
Введение
[ редактировать ]По своей концепции схожая с неопатримониализмом , при котором поддержка частного сектора покупается государством, «Политика живота» является метафорой формы управления, возникшей в Африке после деколонизации . Характеризуясь контролирующим правительством и взаимозависимостью элиты, контролирующей частную и общественную сферы, акторы с обеих сторон используют свой статус для укрепления своей экономической и политической власти. [ 2 ]
На основе диссертации Баярта ученые предложили ряд дополнительных идей, таких как «политика утробы матери». [ 3 ]
Ключевые моменты
[ редактировать ]Долгоиграющий
[ редактировать ]Баярт стремится обосновать политический опыт Африки в ее истории, а не рассматривать его как опыт, проистекающий исключительно из колониализма. Он утверждает, что «политика живота» как политическая система является автохтонным и активным методом управления, а также эффективным способом управления.
Политика живота
[ редактировать ]Политика живота охватывает целый ряд политических «грехов», которые, по мнению Баярта, представляют собой наиболее эффективный и подходящий метод жизни в Африке, который может привести к успеху. Речь идет о слиянии легального и нелегального рынков, распространении взяточничества, использовании своего положения в целях обогащения, а также слиянии частного и государственного бизнеса. Баярт приводит в пример Военно -воздушные силы Заира , члены которых воспользовались своим положением, чтобы управлять частной авиакомпанией для перевозки пассажиров и грузов. Те, у кого был доступ к самолетам, перевозили людей, в то время как те, у кого доступа было меньше, пользовались этим более мелкими способами, например, воровали и продавали керосин, предназначенный для защиты государства. [ 4 ]
Взаимная ассимиляция элит
[ редактировать ]Баярт называет современное африканское государство «инкубатором» правящей элиты. [ 5 ] Он утверждает, что правящая элита любого африканского государства стремится исключить посторонних, обеспечивая внутреннюю конкуренцию, не ставя под угрозу доступ к ресурсам, и позволяя всем в группе процветать. Взаимная ассимиляция элит также включает аспекты родства и кумовства. Баярт утверждает, что родственные, этнические и семейные связи всегда были аспектом африканской политики, а то, что житель Запада мог бы назвать кумовством или фаворитизмом, является всего лишь частью африканского политического опыта.
Роли привратника
[ редактировать ]Баярт утверждает, что исторически африканские лидеры получали выгоду от взаимодействия между внешними источниками доходов и своим народом, например, короли Дагомеи торговали с португальскими и британскими купцами. В настоящее время помощь является основным источником внешних ресурсов, которыми лидеры лучше всего могут распоряжаться для собственного обогащения, а также для превращения в последователей, которые, в свою очередь, открывают доступ к более престижным должностям привратников. [ 6 ]
Использование ресурсов для политического контроля и наоборот
[ редактировать ]Продолжая роль привратника, Баярт утверждает, что богатые покровители используют свои ресурсы для приобретения покровителей, которых можно использовать для достижения большей власти и, следовательно, доступа к богатству. [ 7 ] Исторически Африка была малонаселенной, и контроль над людьми считался лучшим показателем статуса, чем контроль над землей. Баярт, пытаясь историзировать африканское правление, утверждает, что материальные ресурсы используются для приобретения политически лояльных последователей. Например, Баярт пишет, что для получения места в законодательном органе Кот-д'Ивуара претенденту на членство в парламенте придется потратить сумму, эквивалентную 40 000 тонн какао, в качестве щедрости последователям в обмен на их голоса. [ 8 ]
Примеры
[ редактировать ]Нигерия
[ редактировать ]Постколониальный опыт Нигерии , возможно, является наиболее подходящим примером политики живота. Переворот последовал за переворотом, и у власти оказалось бесчисленное количество режимов. Этническая напряженность всегда присутствует, и периодически возникают столкновения различной интенсивности: от локальных беспорядков, как это произошло недавно в центральном городе Джос между мусульманским и христианским населением страны, до ожесточенных столкновений между правительственными солдатами и огони в богатом нефтью районе дельты штата, до полномасштабная гражданская война против сепаратистов Биафры. На протяжении большей части конфликта за кулисами существовала клика высокопоставленных военных, демонстрировавшая сетевой кумовство, характерное для метафоры Баярта.
Ибрагим Бабангида и Сани Абача Особую известность получили . Последний за четыре года сумел присвоить более 4 миллиардов долларов, прежде чем у него случился сердечный приступ во время сеанса с четырьмя проститутками, что нигерийцы в то время окрестили «переворотом с небес». [ 9 ] Бабангида за свое восьмилетнее правление узаконил коррупцию и накопил состояние, достаточное для того, чтобы сделать его одним из самых богатых людей Нигерии, создав систему, в которой многие автозаправочные станции в шестой по величине нефтедобывающей стране мира были пусты, и бензин приходилось импортировать. Бабангида зарезервировал многие государственные должности для своих этнических родственников хауса-фулани .
Заир
[ редактировать ]
Заир под руководством Мобуту Сесе Секо внимательно следует модели Баярта. После периода нестабильности, последовавшего за окончанием бельгийского правления в Конго, к власти пришел армейский офицер Мобуту. Благодаря своей антикоммунистической позиции он смог получить большие объемы иностранной помощи, которую он использовал для обогащения себя, друзей, семьи и племени. [ 10 ] Клептократия, патримониализм и коррупция разорвали государство на части и довели его до уровня государственного краха, на котором правительство Мобуту потеряло монополию на насилие и прекратило предоставлять какие-либо базовые государственные услуги. Заир стал «пустым» государством. [ 11 ] 17-22% годового бюджета Заира было потрачено лично на Мобуту. [ 12 ]
Политика живота проявлялась во всем заирском обществе. Например, Мобуту обеспечил членам своей этнической группы и семьи видные гражданские и военные должности. Его «преторианская гвардия», ДСП, была наиболее оснащенным и подготовленным подразделением в вооруженных силах Заира (ВСЗ). Подразделения, считавшиеся нелояльными, игнорировались. [ 13 ] Начиная с Мобуту, военнослужащие продавали военную технику ради личной выгоды. Солдаты на передовой во время Первой войны в Конго продавали свое оружие своим бывшим врагам. Тем временем генерал взял оружие, предназначенное для передовой, и продал его повстанческой группе УНИТА , присвоив деньги. [ 14 ] Это действие способствовало вторжению Анголы в Заир несколько месяцев спустя. [ 15 ]
Политика живота также проходила через гражданское общество. «Система D» — это черно-юмористическое название неформальной экономики Заира, происходящее от французского слова «помоги себе сам». [ 16 ] Государство не контролировало свои границы, способствуя контрабанде и препятствуя сбору налогов. Баярт пишет о важности привратников, в том числе пограничников, которые имеют возможность извлекать богатство из населения, и в Конго было много привратников, получающих прибыль без какой-либо ответственности перед народом. [ 17 ]
Критика
[ редактировать ]В результате длительного подхода Баярта к Африке критики обвинили его в гомогенизации африканского политического опыта и придании статичности истории континента. Янг пишет, что Баярт сводит Африку к «тухлому плюрализму», отказываясь учитывать масштабы африканского опыта, в то время как Клэпхэм критикует Баярта за то, что он в значительной степени игнорирует конкретные события, которые вызывают радикальные изменения, такие как войны, разваливающиеся государства или кризисы с беженцами. [ 18 ] Он пишет, что Баярт умело использует прошлое Африки, но слабее, когда дело касается ее настоящего, например, в своем пренебрежении языком современной африканской политики, антропологии и демографии (например, Баярт не может ничего сказать о чрезвычайно молодом населении Африки). [ 19 ]
Баярта, француза, также критикуют за то, что он сосредоточил внимание на франкоязычных странах, чтобы сделать выводы обо всем континенте к югу от Сахары (за исключением Эфиопии). Более того, предположительно пытаясь продемонстрировать африканскую политику, Эбботт критикует относительно сдержанное отношение Баярта к колониализму. [ 20 ]
Янг критикует бесцеремонное отношение Баярта к отдельным институтам африканского управления. Уверенность Баярта в своей политике модели живота, пишет Янг, устраняет необходимость реального изучения какого-либо института, идеологии или личности. Независимо от типа, он утверждает, что они демонстрируют политику живота. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас 2003 , с. 3.
- ^ Фрэнсис 2008 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Томас 2003 , стр. 3–4.
- ^ Bayart, 243. Этот пример также упоминается в Пьера Ямбуи . мемуарах Ямбуя, Пьер (1991). Заир: бойня. Говорит пилот Мобуту . Антверпен : Издания EPO. ISBN 9782872620364 .
- ^ Баярт, 100
- ^ Клэпхэм, Кристофер (июль 1994 г.). «Longue Durée» африканского государства». Дела Африки . 93 (372): 434. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a098729 .
- ^ Баярт, 242.
- ^ Баярт, 231.
- ^ Майер 2002 , с. 5.
- ^ Стернс, Джейсон (2011). Танцы во славу монстров: Крах Конго и Великая война в Африке . Нью-Йорк: PublicAffairs. п. 17. ISBN 9781586489304 .
- ^ Баяр, Жан Франсуа (2009). Политика живота: Государство в Африке (2-е изд.). Мичиган: Уайли. п. 10. ISBN 9780745644370 .
- ^ Эбботт, Джейсон (1995). «Неоструктурализм и африканская политическая экономия». Обзор международной политической экономии . 2 : 361.
- ^ Эбботт, Питер (2014). Современные африканские войны (4) . Лондон: Издательство Osprey. п. 33. ISBN 9781782000761 .
- ^ Прунье, Жерар (2011). Мировая война в Африке: Конго, геноцид в Руанде и возникновение континентальной катастрофы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 74. ИСБН 9780199705832 .
- ^ Прунье, Жерар (2011). Мировая война в Африке: Конго, геноцид в Руанде и возникновение континентальной катастрофы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 131. ИСБН 9780199705832 .
- ^ Джексон, Стивен (2002). «Совершение убийства: преступность и борьба с ней в военной экономике Киву». Обзор африканской политической экономии . 29 (93–94): 519. doi : 10.1080/03056240208704636 . hdl : 10.1080/03056240208704636 . S2CID 153974194 .
- ^ Джексон, Стивен (2002). «Совершение убийства: преступность и борьба с ней в военной экономике Киву». Обзор африканской политической экономии . 29 (93–94): 529. doi : 10.1080/03056240208704636 . hdl : 10.1080/03056240208704636 . S2CID 153974194 .
- ^ Янг, 153
- ^ Клэпхэм, 438
- ^ Клэпхэм, 439
- ^ Янг, 152
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баяр, Жан-Франсуа (1989). Государство в Африке: политика живота . Париж: Файард. ISBN 9782213023052 .
- Баяр, Жан-Франсуа (1993). Государство в Африке: политика живота (2-е изд.). Лондон: Лонгман. ISBN 0-582-06421-Х .
- Фрэнсис, Дэвид Дж., изд. (2008). Мир и конфликты в Африке . Лондон: Зед. ISBN 978-1842779545 .
- Майер, Карл (2002). Этот дом пал: Нигерия в кризисе . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 9780140298840 .
- Томас, Линн М. (2003). Политика женщин в утробе матери, воспроизводство и государство в Кении . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-22450-7 .