Рудольф Эйтельбергер
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2022 г. ) |
Рудольф Эйтельбергер | |
---|---|
![]() Портрет Эйтельбергера | |
Рожденный | |
Умер | 18 апреля 1885 г. | (68 лет)
Рудольф Эйтельбергер (полное имя Рудольф Эйтельбергер фон Эдельберг ; 17 апреля 1817 — 18 апреля 1885) — австрийский историк искусства и первый ординарий (полный профессор) по истории искусств в Венском университете . Его считают основателем Венской школы истории искусств .
Жизнь
[ редактировать ]Эйтельбергер родился 17 апреля 1817 года в Оломоуце в семье военного офицера. Он изучал право и романские языки в Оломоуцком университете . С 1839 по 1848 год он преподавал филологию в Венском университете. Тем временем он изучал историю искусства, устроив выставку картин старых мастеров в 1846 году и работая приват-доцентом (частным преподавателем) по истории искусства.
Эйтельбергер был убежденным реформистом во всем Формарце и во время событий 1848 года работал редактором Wiener Zeitung прореволюционного литературного журнала . Его особенно беспокоила роль истории искусств в образовании художников; также в 1848 году он опубликовал полемику против педагогических методов Фердинанда Георга Вальдмюллера , в то время директора Академии художеств . После провала революции, в 1850 году, Эйтельбергер прочитал серию лекций по истории искусства, первая из которых называлась «Die Bildungsanstalten für Künstler und ihre historische Entwicklung» («Учреждения для обучения художников и их историческое развитие»). .
Деятельность Эйтельбергера привлекла внимание австрийского министра религии и образования графа Леопольда Тун-Хоэнштайна , который попытался обеспечить ему должность профессора истории искусств в университете. Однако теории и политическая деятельность Эйтельбергера оставались спорными, и на его назначение первоначально наложил вето император Франц Иосиф . Тун повторно подал свое прошение, и 5 ноября 1852 года Эйтельбергер был назначен профессором истории археологии искусства Венского университета. Таким образом, он стал одним из первых профессоров истории искусств в Европе. Густав Фридрих Вааген был назначен на аналогичную кафедру в Берлинском университете имени Гумбольдта в 1844 году, и назначение Эйтельбергера, возможно, представляло собой попытку Габсбургов идти в ногу с культурной политикой Пруссии .
Деятельность Эйтельбергера как профессора охватывала как научную, так и практическую, образовательную деятельность. Вместе с Густавом Хайдером он опубликовал двухтомный сборник империи средневековых памятников Австрийской » , а в 1871 году основал серию « искусств Исходные тексты по истории .
В практической сфере Эйтельбергер и Якоб Фальке в 1864 году основали kk Österreichisches Museum für Kunst und Industrie (Императорский австрийский музей искусства и промышленности), ныне Австрийский музей прикладного искусства (Австрийский музей прикладного искусства), вдохновленный Музеем Южного Кенсингтона в Лондоне . В 1868 году он основал образовательную часть музея — Kunstgewerbeschule , ныне Университет прикладного искусства .
Эйтельбергер умер 18 апреля 1885 года в Вене в возрасте 68 лет.
Наследие
[ редактировать ]Эйтельбергер настаивал на приоритете предмета в истории искусства, поэтому читал лекции исключительно в галереях своего музея. Это настойчивое внимание к визуальным свойствам произведений искусства стало характерной чертой Венской школы истории искусств и было продолжено учениками и преемниками Эйтельбергера Морицем Таузингом , Францем Викхоффом и Алоисом Риглем . Одновременный интерес Эйтельбергера к историческому контексту предметов, выраженный в его серии Quellenschriften , также стал визитной карточкой Венской школы и преследовался, в частности, Юлиусом фон Шлоссером .
Приверженность Эйтельбергера обучению современных художников и его настойчивое внимание к важности искусства прошлого для искусства настоящего сделали его центральной фигурой в историческом движении в Австрии XIX века. Он рассматривал историю искусства и художественную практику как единство, и этот принцип выражен в его максиме: «Тот, кто хочет заниматься историей искусства, должен обладать естественной склонностью к самому искусству». [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вы должны интересоваться искусством, если хотите заниматься историей искусства». Цитируется по: Лахнит, Венская школа , с. 24.
Работает
[ редактировать ]- Реформа преподавания искусств и метод преподавания профессора Вальдмюллера (Вена, 1848 г.).
- Чивидале во Фриули и его памятники (Вена, 1857 г.).
- Средневековые памятники искусства Австрийского имперского государства , в двух томах (Вена, 1858–1860).
- Отмеченные наградами проекты расширения центральной части Вены: семь цветных планов, напечатанных в Императорско-Королевском дворе и государственной типографии, и пояснительный текст (Вена, 1859 г.).
- Редактор, первоисточники по истории искусства и художественной технологии средневековья и нового времени , 18 томов (Вена, 1871–1908).
- Сборник искусствоведческих сочинений , четыре тома (Вена, 1879–1894).
Библиография
[ редактировать ]- Лахнит Э. « Венская школа истории искусств и искусство своего времени» (Вена, 2005).
- Э. Небель, Художественно-педагогические идеи, теории и достижения Рудольфа фон Эйтельбергера (Дисс.) (Вена, 1980).
- М. Рэмпли, «Идея научной дисциплины: Рудольф фон Эйтельбергер и возникновение истории искусства в Вене, 1847–1885», История искусства , 34.1 (2011), стр. 54–79.
- Рэмпли М., Венская школа истории искусств. Империя и стипендиальная политика, 1847–1918 (Университетский парк, Пенсильвания, 2013).