Jump to content

Мориц Таузинг

Портрет Таузинга.

Мориц Таузинг (3 июня 1838 — 11 августа 1884) — австрийский историк искусства , один из основателей Венской школы истории искусств .

Сын дворцового чиновника в замке Чишковиц (современные Чижковице , недалеко от Литомержице в Королевстве Богемия ), Таузинг начал свою академическую карьеру, изучая немецкую литературу и историю. Сначала он учился в Праге , а в 1858 году отправился в Вену , где учился в Österreichische Institut für Geschichtsforschung (Австрийский институт исторических исследований). Там он познакомился с Рудольфом Эйтельбергером , который с 1852 года возглавлял первую кафедру истории искусств в Венском университете . Под его влиянием Таузинг начал изучать историю искусства. В 1862 году он получил назначение ассистентом библиотеки в Akademie der bildenden Künste , где также читал общие лекции по мировой истории и истории культуры. В 1864 году Эйтельбергер обеспечил ему должность в коллекции гравюр Альбертины , которой он руководил с 1868 года, хотя формальный титул директора он получил только в 1876 году.

В 1871 году Таузинг был активным участником так называемого « Гольбейновского съезда » в Дрездене , на котором ряд выдающихся искусствоведов собрались, чтобы определить, какая из двух версий « Младшего Ганса Гольбейна Мадонны Мейера» является оригинальным произведением.

В 1873 году, снова благодаря поддержке Эйтельбергера, Таузинг был назначен экстраординарным профессором истории искусств в университете, а в 1879 году стал ординарием . Прогрессирующее психическое заболевание омрачило его последние годы. Его здоровье резко ухудшилось после того, как он стал временным директором недавно основанного Istituto Austriaco di Studi Studi в Риме . После временного помещения в психиатрическую больницу он умер во время отпуска на родине, утонув (вероятно, намеренно) в Эльбе недалеко от Литомержице.

Наследие

[ редактировать ]

Оглядываясь назад, можно сказать, что Таузинг сыграл решающую роль в развитии истории искусства как самостоятельной дисциплины. Хотя его наставник Эйтельбергер уже стремился придать историческим исследованиям и эстетической оценке искусства равный вес, Таузинг стремился к полному отделению истории искусства от эстетики . Для него задачей историка искусства было исключительно установление фактов относительно любого данного произведения, а не эстетическое суждение. В этом отношении на него оказало глубокое влияние так называемый «экспериментальный метод» итальянского учёного и знатока Джованни Морелли , которого он почитал как своего «фрателло в Рафаэле» («брата в Рафаэле »). Морелли разработал тщательную процедуру, с помощью которой, как он утверждал, он мог определить художника произведения посредством анализа физиогномических деталей. Хотя эта процедура была несколько недоступной, она представляла собой первый шаг к сравнительному стилистическому анализу, который послужит основой для истории современного искусства. Переход от мореллианского знатока к стилистическому анализу был окончательно осуществлен учениками Тойзинга, и в частности Алоис Ригль и Франц Викхофф , важнейшие представители Венской школы истории искусств.

Источники

[ редактировать ]

Эта запись по существу основана на аналогичной записи в немецкой Википедии.

Избранные работы

[ редактировать ]
  • Письма, дневники и стихотворения Дюрера (Вена, 1872 г.).
  • Вотивная церковь в Вене (Вена, 1879 г.).
  • Книга эскизов Ж. Ж. Калло (Вена, 1881).
  • Дюрер. История его жизни и искусства , два тома (Лейпциг, 1876 г.; английское издание: Лондон, 1882 г.).
  • Венские художественные письма (Лейпциг, 1884 г.).

Избранная дополнительная литература

[ редактировать ]
  • Рудольф фон Эйтельбергер, «Некрология Морица Таузинга», Wiener Zeitung , 26 августа 1884 г., стр. 4 и далее.
  • Саймон Лашицер, «Некролог Мориц Таузинг», Kunst-Chronik: Приложение к журналу изящных искусств 19 (45), 9 октября 1884 г., стр. 749 и далее.
  • Юлиус фон Шлоссер , «Венская школа истории искусств», Сообщения Австрийского института исторических исследований 13 (Инсбрук, 1934).
  • Артур Розенауэр, «Морис Таузинг и Венская школа истории искусств», Венский ежегодник истории искусств 36 (1983), стр. 135 и далее.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6314600b5c33755f98bdb3ef22ecebab__1715340960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/ab/6314600b5c33755f98bdb3ef22ecebab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moritz Thausing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)