Мориц Таузинг

Мориц Таузинг (3 июня 1838 — 11 августа 1884) — австрийский историк искусства , один из основателей Венской школы истории искусств .
Жизнь
[ редактировать ]Сын дворцового чиновника в замке Чишковиц (современные Чижковице , недалеко от Литомержице в Королевстве Богемия ), Таузинг начал свою академическую карьеру, изучая немецкую литературу и историю. Сначала он учился в Праге , а в 1858 году отправился в Вену , где учился в Österreichische Institut für Geschichtsforschung (Австрийский институт исторических исследований). Там он познакомился с Рудольфом Эйтельбергером , который с 1852 года возглавлял первую кафедру истории искусств в Венском университете . Под его влиянием Таузинг начал изучать историю искусства. В 1862 году он получил назначение ассистентом библиотеки в Akademie der bildenden Künste , где также читал общие лекции по мировой истории и истории культуры. В 1864 году Эйтельбергер обеспечил ему должность в коллекции гравюр Альбертины , которой он руководил с 1868 года, хотя формальный титул директора он получил только в 1876 году.
В 1871 году Таузинг был активным участником так называемого « Гольбейновского съезда » в Дрездене , на котором ряд выдающихся искусствоведов собрались, чтобы определить, какая из двух версий « Младшего Ганса Гольбейна Мадонны Мейера» является оригинальным произведением.
В 1873 году, снова благодаря поддержке Эйтельбергера, Таузинг был назначен экстраординарным профессором истории искусств в университете, а в 1879 году стал ординарием . Прогрессирующее психическое заболевание омрачило его последние годы. Его здоровье резко ухудшилось после того, как он стал временным директором недавно основанного Istituto Austriaco di Studi Studi в Риме . После временного помещения в психиатрическую больницу он умер во время отпуска на родине, утонув (вероятно, намеренно) в Эльбе недалеко от Литомержице.
Наследие
[ редактировать ]Оглядываясь назад, можно сказать, что Таузинг сыграл решающую роль в развитии истории искусства как самостоятельной дисциплины. Хотя его наставник Эйтельбергер уже стремился придать историческим исследованиям и эстетической оценке искусства равный вес, Таузинг стремился к полному отделению истории искусства от эстетики . Для него задачей историка искусства было исключительно установление фактов относительно любого данного произведения, а не эстетическое суждение. В этом отношении на него оказало глубокое влияние так называемый «экспериментальный метод» итальянского учёного и знатока Джованни Морелли , которого он почитал как своего «фрателло в Рафаэле» («брата в Рафаэле »). Морелли разработал тщательную процедуру, с помощью которой, как он утверждал, он мог определить художника произведения посредством анализа физиогномических деталей. Хотя эта процедура была несколько недоступной, она представляла собой первый шаг к сравнительному стилистическому анализу, который послужит основой для истории современного искусства. Переход от мореллианского знатока к стилистическому анализу был окончательно осуществлен учениками Тойзинга, и в частности Алоис Ригль и Франц Викхофф , важнейшие представители Венской школы истории искусств.
Источники
[ редактировать ]Эта запись по существу основана на аналогичной записи в немецкой Википедии.
Избранные работы
[ редактировать ]- Письма, дневники и стихотворения Дюрера (Вена, 1872 г.).
- Вотивная церковь в Вене (Вена, 1879 г.).
- Книга эскизов Ж. Ж. Калло (Вена, 1881).
- Дюрер. История его жизни и искусства , два тома (Лейпциг, 1876 г.; английское издание: Лондон, 1882 г.).
- Венские художественные письма (Лейпциг, 1884 г.).
Избранная дополнительная литература
[ редактировать ]- Рудольф фон Эйтельбергер, «Некрология Морица Таузинга», Wiener Zeitung , 26 августа 1884 г., стр. 4 и далее.
- Саймон Лашицер, «Некролог Мориц Таузинг», Kunst-Chronik: Приложение к журналу изящных искусств 19 (45), 9 октября 1884 г., стр. 749 и далее.
- Юлиус фон Шлоссер , «Венская школа истории искусств», Сообщения Австрийского института исторических исследований 13 (Инсбрук, 1934).
- Артур Розенауэр, «Морис Таузинг и Венская школа истории искусств», Венский ежегодник истории искусств 36 (1983), стр. 135 и далее.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Таузинг, Мориц . в Словаре искусствоведов Ли Соренсена, изд.
- Искусство как существование Габриэле Гуэрсио - MIT Press, 2006 г.