Вино (программное обеспечение)
В этой статье одни и те же цитаты приводятся более одного раза. ( Июль 2024 г. ) |
Оригинальный автор(ы) | Боб Амштадт, Эрик Янгдейл |
---|---|
Разработчик(и) | Винные авторы [1] (1,755) |
Первоначальный выпуск | 4 июля 1993 г |
Стабильная версия | 9.0 [2] / 16 января 2024 г. |
Репозиторий | gitlab |
Написано в | С |
Операционная система | |
Платформа | ИА-32 , x86-64 , ARM |
Доступно в | Многоязычный |
Тип | Уровень совместимости |
Лицензия | LGPL-2.1 или более поздняя версия [5] [6] |
Веб-сайт | winehq.org |
Вино [а] — это с открытым исходным кодом бесплатный уровень совместимости , позволяющий приложениям и компьютерным играм, разработанным для Microsoft Windows, работать в Unix-подобных операционных системах . Разработчики могут скомпилировать приложения Windows с использованием WineLib, чтобы перенести их на Unix-подобные системы. Wine преимущественно пишется с использованием тестирования «черного ящика» обратного проектирования , чтобы избежать проблем с авторскими правами . Никакой эмуляции кода или виртуализации не происходит. Wine в первую очередь разрабатывается для Linux и macOS .
В опросе 38 500 пользователей настольных компьютеров Linux, проведенном Desktoplinux.com в 2007 году, 31,5% респондентов сообщили, что используют Wine для запуска приложений Windows. [8] Это число было больше, чем все программы виртуализации x86 вместе взятые, и больше, чем 27,9%, которые сообщили, что не запускают приложения Windows. [9]
История
[ редактировать ]Боб Амштадт, первоначальный руководитель проекта, и Эрик Янгдейл запустили проект Wine в 1993 году как способ запуска приложений Windows в Linux . Он был вдохновлен двумя продуктами Sun Microsystems : Wabi для операционной системы Solaris и Public Windows Initiative . [10] Это была попытка полностью переопределить Windows API в качестве общедоступного стандарта ISO, но она была отклонена из-за давления со стороны Microsoft в 1996 году. [11] Изначально Wine предназначался для 16-битных приложений для Windows 3.x , но с 2010 г. [update] основное внимание уделяется 32-битным и 64-битным версиям, которые стали стандартом для новых операционных систем. Проект возник в результате обсуждений Usenet в comp.os.linux в июне 1993 года. [12] Александр Жульяр возглавляет проект с 1994 года.
Проект оказался трудоемким и сложным для разработчиков, в основном из-за неполной и неправильной документации Windows API. Хотя Microsoft подробно документирует большинство функций Win32 , некоторые области, такие как форматы файлов и протоколы, не имеют общедоступных или неполных доступных спецификаций от Microsoft, а Windows также включает в себя недокументированные низкоуровневые функции, недокументированное поведение и скрытые ошибки , которые Wine должен точно дублировать, чтобы разрешить некоторые приложения работают корректно. [13] Следовательно, команда Wine провела реверс-инжиниринг многих вызовов функций и форматов файлов в таких областях, как thunking . [ нужна ссылка ]
Первоначально проект Wine выпускал Wine под той же лицензией MIT, что и X Window System, но из-за опасений, что проприетарные версии Wine не вносят свои изменения обратно в основной проект, [14] по состоянию на март 2002 г. для лицензирования использовалась LGPL. [15]
Wine официально вступил в бета-версию версии 0.9 25 октября 2005 года. [16] Версия 1.0 была выпущена 17 июня 2008 г. [17] после 15 лет разработки. Версия 1.2 была выпущена 16 июля 2010 г. [18] версия 1.4 от 7 марта 2012 г., [19] версия 1.6 от 18 июля 2013 г., [20] версия 1.8 от 19 декабря 2015 г. [21] и версия 9.0 от 16 января 2024 г. [22] Версии для разработки выпускаются примерно каждые две недели.
Wine-staging — это независимо поддерживаемый набор агрессивных патчей, которые разработчики WineHQ не считают готовыми для слияния с репозиторием Wine, но которые все же считаются полезными для форка Wine-Compholio . В основном он охватывает экспериментальные функции и исправления ошибок. С января 2017 года патчи в вин-стажинге начинают активно сливаться с апстримом WineHQ, поскольку вин-комфолио передал проект Алистеру Лесли-Хьюзу, ключевому разработчику WineHQ. По состоянию на 2019 год [update], WineHQ также предоставляет готовые версии Wine-Staging. [23]
Корпоративное спонсорство
[ редактировать ]Главным корпоративным спонсором Wine является компания CodeWeavers , которая нанимает Джуллиарда и многих других разработчиков Wine для работы над Wine и CrossOver , версией Wine, поддерживаемой CodeWeavers. CrossOver включает в себя некоторые настройки для конкретных приложений, которые не считаются подходящими для основной версии, а также некоторые дополнительные запатентованные компоненты. [24]
Участие Corel какое-то время помогало проекту, в основном за счет привлечения Джульярда и других к работе над ним. Corel была заинтересована в портировании WordPerfect Office своего офисного пакета на Linux (особенно Corel Linux ). Позже Corel отменила все проекты, связанные с Linux, после того как Microsoft сделала крупные инвестиции в Corel, остановив работу над Wine. [25]
В число других корпоративных спонсоров входят Google , которая наняла CodeWeavers для исправления Wine, чтобы Picasa работала достаточно хорошо, чтобы ее можно было портировать непосредственно в Linux, используя тот же двоичный файл, что и в Windows; Позже Google заплатил за улучшения поддержки Wine для Adobe Photoshop CS2 . [26] Wine также регулярно участвует в программе Google Summer of Code . [27]
Valve работает с CodeWeavers над разработкой Proton на основе Wine — уровня совместимости для игр Microsoft Windows , запускаемых в операционных системах на базе Linux . Proton включает в себя несколько патчей, которые исходная версия Wine не принимает по разным причинам, например, специфичные для Linux реализации функций Win32. Участие Valve в разработке Proton (и, таким образом, в улучшении игр для Linux ) помогло улучшить совместимость Wine с играми для Windows. [28]
Дизайн
[ редактировать ]Цель Wine — полностью или частично реализовать API-интерфейсы Windows , необходимые программам, которые пользователи Wine хотят запускать поверх Unix-подобной системы.
Базовая архитектура
[ редактировать ]Программный интерфейс Microsoft Windows состоит в основном из библиотек динамической компоновки (DLL). Они содержат огромное количество подпрограмм-оболочек для системных вызовов ядра, программы режима ядра NTOS (ntoskrnl.exe). Типичная программа Windows вызывает некоторые библиотеки DLL Windows, которые, в свою очередь, вызывают библиотеки пользовательского режима gdi/user32, которые, в свою очередь, используют kernel32.dll (подсистема win32), отвечающую за работу с ядром посредством системных вызовов. Уровень системных вызовов считается частным для программистов Microsoft, поскольку документация не является общедоступной, а все опубликованные интерфейсы полагаются на подсистемы, работающие поверх ядра. Помимо этого, существует ряд программных интерфейсов, реализованных в виде сервисов, которые выполняются как отдельные процессы. Приложения взаимодействуют со службами пользовательского режима через RPC. [29]
Wine реализует двоичный интерфейс приложений Windows (ABI) полностью в пространстве пользователя , а не в виде модуля ядра . Wine в основном отражает иерархию, при этом службы обычно предоставляются ядром Windows. [30] вместо этого предоставляется демоном, известным как Wineserver, задачей которого является реализация основных функций Windows, а также интеграция с системой X Window и преобразование сигналов в собственные исключения Windows. Хотя Wineserver реализует некоторые аспекты ядра Windows , с ним невозможно использовать собственные драйверы Windows из-за базовой архитектуры Wine. [29]
Библиотеки и приложения
[ редактировать ]Wine позволяет загружать как библиотеки DLL Windows, так и общие объекты Unix для своих программ Windows. Его встроенная реализация самых основных библиотек Windows DLL , а именно NTDLL , KERNEL32 , GDI32 и USER32 , использует метод общего объекта, поскольку они также должны использовать функции в операционной системе хоста. Библиотеки более высокого уровня, такие как WineD3D, могут свободно использовать формат DLL. Во многих случаях пользователи могут загрузить DLL из Windows вместо библиотеки Wine. Это может предоставить функциональные возможности, еще не реализованные в Wine, но также может вызвать сбои, если они основаны на чем-то еще, чего нет в Wine. [29]
Wine отслеживает состояние реализации посредством автоматического модульного тестирования , выполняемого при каждом коммите git. [31]
Графика и игры
[ редактировать ]Хотя большинство офисных программ не используют сложные графические API с графическим ускорением, компьютерные игры используют их. Чтобы правильно запустить эти игры, Wine придется пересылать инструкции по рисованию в ОС хоста и даже переводить их в то, что хост может понять.
DirectX — это набор API-интерфейсов Microsoft для рендеринга, аудио и ввода. По состоянию на 2019 год Wine 4.0 содержит реализацию DirectX 12 для Vulkan API и DirectX 11.2 для OpenGL. [32] Wine 4.0 также позволяет Wine запускать приложения Vulkan, передавая команды отрисовки хостовой ОС или, в случае macOS, переводя их в Metal API с помощью MoltenVK . [32]
- XAudio
- По состоянию на февраль 2019 г. [update]Wine 4.3 использует библиотеку FAudio (а в Wine 4.13 включено исправление) для реализации аудио API XAudio2 (и многого другого). [33] [34]
- XInput и необработанный ввод
- Wine, начиная с версии 4.0 (2019 г.), поддерживает игровые контроллеры посредством встроенных реализаций этих библиотек. Они созданы как общие объекты Unix, поскольку им необходим доступ к интерфейсам контроллера базовой ОС, в частности, через SDL . [32]
- Директ2D
- Wine 4.0 поддерживает Direct2D 1.2. [32]
Директ3D
[ редактировать ]Большая часть усилий Wine по созданию DirectX направлена на создание WineD3D, уровня перевода вызовов API Direct3D и DirectDraw в OpenGL . По состоянию на 2019 год этот компонент поддерживает DirectX 11. [32] По состоянию на 12 декабря 2016 года Wine достаточно хорош для запуска Overwatch с D3D11. [35] Помимо использования в Wine, библиотеки WineD3D DLL также использовались в самой Windows, позволяя старым графическим процессорам запускать игры с использованием новых версий DirectX, а старым играм на основе DDraw — корректно отображать их. [36]
Продолжается работа по переносу серверной части Direct3D на Vulkan API. Поддержка Direct3D 12 в версии 4.0 обеспечивается подпроектом vkd3d. [32] а WineD3D в 2019 году был экспериментально портирован для использования API Vulkan. [37] Другая реализация, DXVK , также транслирует вызовы Direct3D 8, 9, 10 и 11 в Vulkan и представляет собой отдельный проект. [38]
Wine после исправления может альтернативно запускать команды API Direct3D 9 напрямую через с открытым исходным кодом бесплатный трекер состояния Gallium3D (также известный как драйвер графического процессора Gallium3D) без перевода в вызовы API OpenGL. В этом случае слой Gallium3D обеспечивает прямую передачу команд рисования DX9, что приводит к повышению производительности почти в 2 раза. [39] По состоянию на 2020 год проект носит название Gallium.Nine. Теперь он доступен как отдельный автономный пакет и больше не требует исправленной версии Wine. [40]
Пользовательский интерфейс
[ редактировать ]Wine обычно вызывается из интерпретатора командной строки: wine program.exe
. [41]
виноcfg
[ редактировать ]Есть утилита winecfg
запускает графический интерфейс пользователя с элементами управления для настройки основных параметров. [42] Это утилита настройки графического интерфейса, включенная в Wine. Winecfg упрощает настройку Wine, устраняя необходимость непосредственного редактирования реестра, хотя, при необходимости, это можно сделать с помощью включенного в комплект редактора реестра (аналогично Windows regedit ).
Сторонние приложения
[ редактировать ]Для правильной работы некоторых приложений требуется больше настроек, чем просто установка приложения, например, ручная настройка Wine для использования определенных библиотек Windows DLL . Проект Wine не интегрирует подобные обходные пути в кодовую базу Wine, вместо этого предпочитая сосредоточиться исключительно на улучшении реализации Windows API в Wine . Хотя этот подход фокусирует разработку Wine на долгосрочной совместимости, пользователям становится сложнее запускать приложения, требующие обходных путей. Следовательно, было создано множество сторонних приложений, чтобы облегчить использование тех приложений, которые не работают « из коробки» внутри самого Wine. Вики Wine поддерживает страницу текущих и устаревших сторонних приложений. [43]
- Winetricks — это сценарий для установки некоторых основных компонентов (обычно Microsoft DLL и шрифтов) и настройки параметров, необходимых для правильной работы некоторых приложений под Wine. [44] Он может полностью автоматизировать установку ряда приложений и игр, включая применение любых необходимых обходных решений. Winetricks имеет графический интерфейс . [45] Проект Wine будет принимать отчеты об ошибках для пользователей Winetricks, в отличие от большинства сторонних приложений. Его поддерживает разработчик Wine Остин Инглиш. [46]
- Q4Wine — это открытый графический интерфейс для расширенной настройки Wine.
- Wine-Doors — это инструмент управления приложениями для рабочего стола GNOME , который добавляет функциональность Wine. Wine-Doors — это альтернатива WineTools, целью которой является улучшение функций WineTools и развитие оригинальной идеи с помощью более современного подхода к дизайну. [47]
- IEs4Linux — это утилита для установки всех версий Internet Explorer, включая версии с 4 по 6 и версию 7 (в бета-версии). [48]
- Wineskin — утилита для управления версиями движка Wine и создания оболочек для macOS . [49]
- PlayOnLinux — приложение, упрощающее установку приложений Windows (в основном игр). Существует также соответствующая версия для Macintosh под названием PlayOnMac .
- Lutris — это приложение с открытым исходным кодом, позволяющее легко устанавливать игры для Windows в Linux. [50]
- Bordeaux — это собственный менеджер конфигурации Wine GUI, который запускает приложения Winelib. Он также поддерживает установку сторонних утилит, установку приложений и игр, а также возможность использования пользовательских конфигураций. В настоящее время Bordeaux работает на Linux, FreeBSD, PC-BSD, Solaris, OpenSolaris, OpenIndiana . [51] [52] и компьютеры MacOS.
- Bottles — это графический префикс Wine с открытым исходным кодом и менеджер раннеров Wine на базе GTK4 + Libadwaita . Он предоставляет систему установки зависимостей на основе репозитория и управление версиями бутылок для восстановления предыдущего состояния. [53]
- WineGUI — это бесплатный графический интерфейс с открытым исходным кодом для управления Wine. Он позволяет легко создавать бутылки вина и устанавливать приложения или игры для Windows. [54]
Функциональность
[ редактировать ]Разработчики частей Wine, поддерживающих Direct3D , продолжили внедрять новые функции, такие как пиксельные шейдеры, для расширения поддержки игр. [55] Wine также может напрямую использовать собственные библиотеки DLL, тем самым увеличивая функциональность, но тогда потребуется лицензия для Windows, если только библиотеки DLL не распространялись вместе с самим приложением.
Wine также включает собственные реализации с открытым исходным кодом нескольких программ Windows, таких как Notepad , WordPad , Control Panel , Internet Explorer и Windows Explorer . [56]
База данных приложений Wine (AppDB) — это поддерживаемая сообществом онлайн-база данных о том, какие программы Windows работают с Wine и насколько хорошо они работают.
Обратная совместимость
[ редактировать ]Wine обеспечивает хорошую обратную совместимость с устаревшими приложениями Windows, в том числе написанными для Windows 3.1x . [57] Wine может имитировать различные версии Windows, необходимые для некоторых программ, начиная с Windows 2.0 . [58] Однако поддержка Windows 1.x и Windows 2.x была удалена из разрабатываемой версии Wine 1.3.12. Если в системе установлен DOSBox [ нужна ссылка ] (см. ниже о MS-DOS ), версия Wine 1.3.12 и более поздние, тем не менее, отображают опцию «Windows 2.0» для имитации версии Windows, но Wine по-прежнему не запускает большинство программ Windows 2.0, поскольку функции MS-DOS и Windows в настоящее время не интегрировано.
Обратная совместимость в Wine, как правило, превосходит совместимость с Windows, поскольку новые версии Windows могут заставить пользователей обновлять устаревшие приложения Windows и могут навсегда вывести из строя неподдерживаемое программное обеспечение, поскольку никто не настраивает программу под изменения в операционной системе. Во многих случаях Wine может предложить лучшую поддержку устаревших версий, чем более новые версии Windows с «режимом совместимости». Wine может запускать 16-битные программы Windows ( Win16 ) в 64-битной операционной системе, которая использует процессор x86-64 (64-бит). [59] функция, отсутствующая в 64-разрядных версиях Microsoft Windows. [60] [61] WineVDM позволяет запускать 16-битные приложения Windows в 64-битных версиях Windows. [62]
Wine частично поддерживает консольные приложения Windows , и пользователь может выбрать, какой сервер использовать для управления консолью (выбор включает в себя необработанные потоки, проклятия и user32 ). [63] При использовании необработанных потоков или серверов Curs приложения Windows будут запускаться на терминале Unix.
64-битные приложения
[ редактировать ]Предварительная поддержка 64-битных приложений Windows была добавлена в Wine 1.1.10 в декабре 2008 года. [64] По состоянию на апрель 2019 г. [update], поддержка считается стабильной. Две версии Wine собираются отдельно, и в результате только сборка Wine64 создает среду, способную запускать только приложения x86-64. [65]
По состоянию на апрель 2019 г. [update]Wine имеет стабильную поддержку сборки WoW64 , которая позволяет запускать как 32-битные, так и 64-битные приложения Windows внутри одного экземпляра Wine. Чтобы выполнить такую сборку, необходимо сначала собрать 64-разрядную версию, а затем собрать 32-разрядную версию, ссылающуюся на 64-разрядную версию. Как и в случае с WoW64 от Microsoft, процесс 32-битной сборки добавит части, необходимые для работы с 32-битными программами, к 64-битной сборке. [65] Эта функциональность наблюдается по крайней мере с 2010 года. [66]
MS-DOS
[ редактировать ]Ранние версии Microsoft Windows работают поверх MS-DOS , и возможность использования программ Windows может зависеть от программ MS-DOS. Wine не имеет хорошей поддержки MS-DOS, но, начиная с разрабатываемой версии 1.3.12, Wine пытается запускать программы MS-DOS в DOSBox , если DOSBox доступен в системе. [67] Wine также пытается запускать программы Windows 1.x/2.x в DOSBox, что будет работать только в том случае, если Windows установлена внутри DOSBox. [68]
Вайнлиб
[ редактировать ]Wine предоставляет Winelib, который позволяет использовать реализации Windows API с общими объектами в качестве реальных библиотек для программ Unix. Это позволяет встраивать код Windows в собственные исполняемые файлы Unix. С октября 2010 года Winelib также работает на платформе ARM . [69]
Архитектуры, отличные от x86
[ редактировать ]Поддержка Solaris SPARC была прекращена в версии 1.5.26.
ARM, Windows CE и Windows RT
[ редактировать ]Wine обеспечивает некоторую поддержку процессоров ARM (а также ARM64/AArch64) и версий Windows, которые на них работают. По состоянию на апрель 2019 г. [update], Wine может запускать приложения ARM/Win32, предназначенные для разблокированных устройств Windows RT (но не программы Windows RT). Поддержка Windows CE (либо x86, либо ARM) отсутствует, [70] но неофициальная предварительная альфа -версия под названием WineCE допускает некоторую поддержку. [71]
Вино для Android
[ редактировать ]3 февраля 2013 года на конференции FOSDEM в Брюсселе Александр Жюльяр Google Android . продемонстрировал раннюю демо-версию Wine, работающую на операционной системе [72]
Экспериментальные сборки WINE для Android (x86 и ARM) были выпущены в конце 2017 года. С тех пор официальные разработчики регулярно обновляют их. [4] Сборки по умолчанию не реализуют межархитектурную эмуляцию через QEMU , и в результате версии ARM будут запускать только приложения ARM, использующие Win32 API. [73]
Приложения Майкрософт
[ редактировать ]Wine по умолчанию использует специализированные сборки Windows Gecko и Mono для замены Microsoft Internet Explorer и .NET Framework . Wine имеет встроенные реализации JScript и VBScript . Для этих программ можно загрузить и запустить установщики Microsoft через Winetricks или вручную.
Известно, что Wine не имеет хорошей поддержки большинства версий Internet Explorer (IE). Из всех относительно последних версий Internet Explorer 8 для Windows XP является единственной версией, которая сразу же после установки сообщает о пригодном для использования рейтинге в Wine AppDB. [74] Однако Google Chrome получает золотой рейтинг (по состоянию на версию Wine 5.5), [75] и веб-браузер Edge, заменяющий Microsoft IE, как известно, основан на этом браузере (после перехода с собственного механизма рендеринга Microsoft [76] ). Winetricks предлагает автоматическую установку для Internet Explorer 6–8, поэтому можно разумно ожидать, что эти версии будут работать со встроенными обходными путями.
Альтернативой прямой установке Internet Explorer является использование ныне несуществующего IEs4Linux . Он несовместим с последними версиями Wine. [77] а разработка IEs4Linux неактивна.
Другие версии Wine
[ редактировать ]Основная разработка Wine направлена на правильную реализацию Windows API в целом и иногда отстает в некоторых областях совместимости с определенными приложениями. Direct3D, например, оставался нереализованным до 1998 года. [78] хотя в новых версиях реализация становится все более полной. [79]
Кроссовер
[ редактировать ]CodeWeavers продает CrossOver специально для запуска Microsoft Office и других основных приложений Windows, включая некоторые игры. CodeWeavers нанимает Александра Джульяра для работы над Wine и вносит большую часть своего кода в проект Wine под лицензией LGPL. CodeWeavers также выпустила новую версию под названием CrossOver Mac для компьютеров Apple Macintosh на базе процессоров Intel. 10 января 2007 года [80] В отличие от исходного Wine, CrossOver может работать только на версиях macOS только для x64. [81] используя технику, известную как «wine32on64». [82]
По состоянию на 2012 год CrossOver включает в себя функциональность линий CrossOver Games и CrossOver Pro, поэтому CrossOver Games и CrossOver Pro больше не доступны как отдельные продукты. [83]
CrossOver Games оптимизирован для запуска видеоигр для Windows . В отличие от CrossOver, он не стремился предоставить наиболее стабильную версию Wine. Вместо этого предоставляются экспериментальные функции для поддержки новых игр. [84]
Протон
[ редактировать ]21 августа 2018 года Valve компании анонсировала новую версию Wine под названием Proton, предназначенную для интеграции с Linux-версией программного обеспечения Steam на базе Linux SteamOS (включая установки Steam, встроенные в их операционную систему и компьютеры Steam Machine ). [85] Цель Valve для Proton — дать пользователям Steam в Linux возможность играть в игры, в которых отсутствует собственный порт Linux (особенно игры из бэк-каталога), и, в конечном итоге, за счет интеграции со Steam, а также улучшений в поддержке игр по сравнению с основной версией Wine, предоставить пользователям «тот же простой опыт Plug-and-Play», который они получили бы, если бы играли в игру на Linux. [85] Proton вошел в публичное бета-тестирование сразу после анонса. [85]
Valve уже сотрудничала с CodeWeavers с 2016 года для разработки улучшений игровой производительности Wine, некоторые из которых были объединены с исходным проектом Wine. [85] Некоторые из конкретных улучшений, включенных в Proton, включают Vulkan реализации Direct3D 9, 10, 11 и 12 на базе через vkd3d , [86] ДХВК , [87] и Д9ВК [88] улучшение многопоточной производительности через esync, [89] улучшенная обработка полноэкранных игр и улучшенная поддержка оборудования автоматического игрового контроллера. [85]
Proton имеет полностью открытый исходный код и доступен через GitHub. [90]
ВИНО@Этерсофт
[ редактировать ]Российская компания Etersoft занимается разработкой собственной версии Wine с 2006 года. WINE@Etersoft поддерживает популярные российские приложения (например, 1С:Предприятие фирмы «1С» ). [91]
Другие проекты, использующие исходный код Wine
[ редактировать ]Другие проекты, использующие исходный код Wine, включают:
- OTVDMоткрыть [92] уровень совместимости 16-битных приложений для 64-битной Windows.
- ReactOS — проект по написанию операционной системы, совместимой с Windows NT версии 5.x и выше (включая Windows 2000 и ее преемники) вплоть до уровня драйверов устройств . ReactOS в значительной степени использует исходный код Wine; однако из-за архитектурных различий между ReactOS и Wine код ReactOS обычно не используется повторно в Wine. Например, в Wine нельзя использовать библиотеки DLL, специфичные для ReactOS, такие как ntdll, user32, kernel32, gdi32 и advapi. [93] В июле 2009 года Алексей Брагин, руководитель проекта ReactOS, запустил [94] новая ветка ReactOS под названием Arwinss , [95] и официально об этом было объявлено в январе 2010 года. [96] Arwinss — это альтернативная реализация основных компонентов Win32, в которой используются практически неизмененные версии Wine user32.dll и gdi32.dll.
- ВиноБоттлер, [97] обертка вокруг Wine в виде обычного Mac-приложения. Он управляет несколькими конфигурациями Wine для разных программ в виде «бутылок».
- Wineskin — менеджер конфигурации Wine GUI с открытым исходным кодом для macOS . Wineskin создает оболочку Wine в виде обычного приложения Mac. Оболочку также можно использовать для создания распространяемого «порта» программного обеспечения. [98]
- Odin — проект для запуска двоичных файлов Win32 в OS/2 или их преобразования в собственный формат OS/2. Проект также предоставляет API Odin32 для компиляции программ Win32 для OS/2.
- Продукты виртуализации, такие как Parallels Desktop для Mac и VirtualBox, используют WineD3D для использования графического процессора.
- WinOnX, коммерческий пакет Wine для macOS, включающий графический интерфейс для добавления приложений и виртуальных машин и управления ими. [99]
- WineD3D для Windows, оболочка совместимости, которая эмулирует старые версии и функции Direct3D, которые были удалены Microsoft в последних выпусках Windows, с использованием OpenGL. Иногда это заставляет старые игры снова работать. [100]
- Apple Game Porting Toolkit — набор программного обеспечения, представленный на Всемирной конференции разработчиков Apple в июне 2023 года для облегчения переноса игр с Windows на Mac. [101]
Снято с производства
[ редактировать ]- Cedega/WineX : TransGaming Inc. (теперь Findev Inc. после продажи своего бизнеса по разработке программного обеспечения) выпустила проприетарное программное обеспечение Cedega. Ранее известная как WineX, Cedega представляла собой ответвление последней версии Wine, выпущенной под лицензией MIT в 2002 году. Как и CrossOver Games, Cedega от TransGaming была ориентирована на запуск видеоигр для Windows. 7 января 2011 года TransGaming Inc. объявила о продолжении разработки Cedega Technology в рамках программы разработчиков GameTree. TransGaming Inc. разрешила участникам продолжать использовать свой идентификатор и пароль Cedega до 28 февраля 2011 года. [102]
- Cider : TransGaming также выпустила Cider, библиотеку для Macintosh с архитектурой Apple и Intel . Вместо того, чтобы быть продуктом для конечного пользователя, Cider (как и Winelib) представляет собой оболочку , позволяющую разработчикам адаптировать свои игры для работы на Intel Mac без каких-либо изменений в исходном коде.
- Darwine : порт библиотек Wine на Darwin и Mac OS X для архитектур PowerPC и Intel x86 (32-бит), созданный командой OpenDarwin в 2004 году. [103] [104] Его версия для PowerPC основывалась на QEMU. [105] Darwine снова был объединен с Wine в 2009 году. [106] [107]
- E/OS LX : проект, пытающийся позволить запускать любую программу, разработанную для любой операционной системы, без необходимости фактической установки какой-либо другой операционной системы.
- Pipelight : специальная версия Wine (wine-compholio), которая действует как оболочка для плагинов Windows NPAPI в браузерах Linux. [108] Этот инструмент позволяет пользователям Linux запускать Microsoft Silverlight , эквивалент Adobe Flash от Microsoft , и веб-плагин Unity , а также множество других плагинов NPAPI. Проект предоставляет обширный набор патчей для основного проекта Wine, [109] некоторые из них были одобрены и добавлены в исходную версию Wine. Pipelight в значительной степени устарел, поскольку современные браузеры больше не поддерживают плагины NPAPI, а Microsoft объявила Silverlight устаревшим. [110]
Прием
[ редактировать ]За прошедшие годы проект Wine получил ряд жалоб и опасений технического и философского характера.
Безопасность
[ редактировать ]Из-за способности Wine запускать двоичный код Windows возникли опасения по поводу собственных вирусов и вредоносных программ Windows, влияющих на Unix-подобные операционные системы. [111] поскольку Wine может запускать ограниченное количество вредоносных программ, созданных для Windows. Анализ безопасности, проведенный в 2018 году, показал, что 5 из 30 образцов вредоносного ПО смогли успешно работать через Wine — относительно низкий показатель, который, тем не менее, представлял угрозу безопасности. [112] По этой причине разработчики Wine рекомендуют никогда не запускать его от имени суперпользователя . [113] Программное обеспечение для исследования вредоносных программ, такое как ZeroWine [114] запускает Wine в Linux на виртуальной машине , чтобы полностью изолировать вредоносное ПО от хост-системы. Альтернативой повышению безопасности без снижения производительности использования виртуальной машины является запуск Wine в контейнере LXC , как это Anbox делает программное обеспечение по умолчанию с Android .
Другая проблема безопасности возникает, когда реализованные спецификации плохо разработаны и допускают компромисс с безопасностью. Поскольку Wine реализует эти спецификации, он, скорее всего, также реализует любые содержащиеся в них уязвимости безопасности. Одним из примеров этой проблемы была уязвимость метафайла Windows 2006 года , из-за которой Wine реализовывал уязвимый escape-побег SETABORTPROC. [115] [116]
Wine против собственных приложений Unix
[ редактировать ]Общее беспокойство по поводу Wine заключается в том, что его существование означает, что поставщики с меньшей вероятностью будут писать собственные приложения для Linux, macOS и BSD. В качестве примера стоит рассмотреть операционную систему IBM 1994 года — OS/2 Warp . [ оригинальное исследование? ] В статье описываются недостатки OS/2, которые ее убили, первая из которых:
OS/2 обеспечивала превосходную совместимость с приложениями DOS и Windows 3.1. Нет, это не ошибка. Многие поставщики приложений утверждали, что, разработав приложение для DOS или Windows, они выйдут на рынок OS/2 в дополнение к рынкам DOS/Windows, и они не разрабатывали собственные приложения для OS/2. [117]
Однако у OS/2 было много проблем с принятием конечными пользователями. Возможно, самым серьезным было то, что большинство продаваемых компьютеров уже поставлялись с DOS и Windows, и многие люди не удосужились оценить достоинства OS/2 из-за того, что у них уже была операционная система. «Объединение» DOS и Windows и сдерживающий эффект, который это оказало на рынок операционных систем, часто возникали в деле « Соединенные Штаты против Microsoft Corporation» .
Сам проект Wine отвечает на конкретную жалобу о «поощрении» продолжения разработки Windows API на одной из своих вики- страниц:
Для большинства людей остается несколько программ, привязывающих их к Windows. Очевидно, что Microsoft Office никогда не будет перенесен на Linux, однако и более старые версии программ, таких как TurboTax, также не будут перенесены. Точно так же существуют десятки тысяч игр и внутренних корпоративных приложений, которые никогда не будут портированы. Если вы хотите использовать Linux и полагаться на какое-либо устаревшее приложение Windows, вам необходимо что-то вроде Wine... Wine делает Linux более полезным и позволяет миллионам пользователей перейти на него, которые не могли бы иначе. Это значительно увеличивает долю рынка Linux, привлекая к Linux больше коммерческих и общественных разработчиков. [118]
Кроме того, на странице Wine Wiki утверждается, что Wine может помочь решить проблему курицы и яйца для Linux на настольных компьютерах : [119]
Это подводит нас к проблеме курицы и яйца в Linux на рабочем столе. Пока Linux не сможет предоставить эквиваленты вышеупомянутым приложениям, ее доля на рынке настольных компьютеров будет стагнировать. Но пока доля рынка Linux для настольных компьютеров не увеличится, ни один поставщик не будет разрабатывать приложения для Linux. Как разорвать этот порочный круг?
Опять же, Wine может дать ответ. Позволяя пользователям повторно использовать приложения Windows, в которые они вложили время и деньги, Wine значительно снижает барьер, препятствующий переходу пользователей на Linux. Это позволит Linux быстро распространиться на настольные компьютеры, что увеличит его долю рынка в этом сегменте. В свою очередь, это позволяет компаниям выпускать версии своих приложений для Linux, а новые продукты — выходить только для рынка Linux.Это рассуждение можно было бы легко отвергнуть, если бы Wine могла запускать только пасьянс. Однако теперь он может запускать Microsoft Office, мультимедийные приложения, такие как QuickTime и Windows Media Player, и даже такие игры, как Max Payne или Unreal Tournament 3. Практически любое другое сложное приложение можно заставить работать хорошо, если потратить немного времени. И каждый раз, когда выполняется работа по добавлению одного приложения в этот список, многие другие приложения получают пользу от этой работы и тоже становятся пригодными для использования.
Загляните в нашу базу данных приложений, чтобы получить представление о том, что можно запускать под Wine.
Использование Wine для игр вызвало особые споры в сообществе Linux, поскольку некоторые считают, что это препятствует или, по крайней мере, препятствует дальнейшему росту нативных игр для Linux на платформе. [120] [121] Однако есть одна странность: Wine теперь может запускать 16-битные и даже некоторые 32-битные приложения и игры, которые не запускаются в текущих 64-битных версиях Windows. [122] Этот вариант использования привел к запуску Wine в самой Windows через подсистему Windows для Linux или сторонние виртуальные машины . [ нужна ссылка ] а также инкапсулирован с помощью таких средств, как BoxedWine [123] и Отвдм. [124]
Майкрософт
[ редактировать ]До 2020 года Microsoft не делала никаких публичных заявлений о Wine. Однако онлайн-служба Центра обновления Windows будет блокировать обновления приложений Microsoft, работающих в Wine. 16 февраля 2005 года Иван Лео Пуоти обнаружил, что Microsoft начала проверять реестр Windows на наличие конфигурационного ключа Wine и заблокировала Центр обновления Windows для любого компонента. [125] Как отметил Пуоти: «Кроме того, Microsoft впервые признает существование Wine».
В январе 2020 года Microsoft назвала Wine положительным следствием возможности повторной реализации API в своем amicus curiae заключении по делу Google LLC против Oracle America, Inc. [126]
См. также
[ редактировать ]- Анбокс
- Колумбия Цикада
- Дорогая (программное обеспечение)
- Исполнитель (программное обеспечение)
- Список бесплатных пакетов программного обеспечения с открытым исходным кодом
- API ядра Linux
- Моно (программное обеспечение)
- ИгратьOnLinux
- Играть на Mac
- РеактОС
- Исходная среда интерфейса Windows
- Подсистема Windows для Linux
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ранее рекурсивный бэкроним для «Wine Is Not an Emulator ». [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Источник вина: Wine-6.4: Авторы» . источник.winehq.org . Архивировано из оригинала 13 мая 2013 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ «Выпущено Wine 9.0» . 16 января 2024 г. Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Скачать — WineHQ Wiki» . Архивировано из оригинала 29 июля 2022 года . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Индекс /Wine-builds/Android» . Архивировано из оригинала 23 января 2018 года . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ «Лицензирование — WineHQ Wiki» . Винный штаб-квартира . Архивировано из оригинала 10 января 2017 года . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ «Лицензия» . Винный штаб-квартира . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ «WineHQ — О вине» . Винный штаб-квартира . Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ «Обзор рынка настольных Linux за 2007 год» . 21 августа 2007 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2012 года . Проверено 8 октября 2007 г.
- ^ Воан-Николс, Стивен Дж. (22 августа 2007 г.). «Запуск приложений Windows в Linux» . Результаты опроса настольных Linux за 2007 год . Рабочий столLinux. Архивировано из оригинала 11 февраля 2010 года.
- ^ Амштадт, Боб (29 сентября 1993 г.). «Статус винного проекта» . Группа новостей : comp.windows.x.i386unix . Архивировано из оригинала 5 января 2011 года . Проверено 13 июля 2008 г.
- ^ «Sun использует ECMA как путь к стандартизации Java по стандарту ISO» . Компьютерграм Интернэшнл . 7 мая 1999 года. Архивировано из оригинала 8 июля 2012 года . Проверено 13 июля 2008 г.
- ^ Байрон А. Джефф (25 августа 1993 г.). «WABI доступен в Linux или нет» . Группа новостей : comp.os.linux.misc . Архивировано из оригинала 9 июня 2013 года . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ Лоли-Керу, Евгения (29 октября 2001 г.). «Интервью с Александром Жульяром из WINE» . ОСньюс (Интервью). Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 года . Проверено 30 июня 2008 г.
Обычно мы начинаем с любой доступной документации, реализуем первую версию функции, а затем, когда обнаруживаем проблемы с приложениями, вызывающими эту функцию, исправляем поведение до тех пор, пока оно не станет тем, чего ожидает приложение, что обычно довольно далеко от того, что указано в документации. государства.
- ^ Уайт, Джереми (6 февраля 2002 г.). «Смена лицензии на вино» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 27 апреля 2010 г.
- ^ Александр Джульяр (18 февраля 2002 г.). «Результаты голосования по изменению лицензии» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 27 апреля 2010 г.
- ^ "Бета!" . 25 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2010 г. Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ «Анонс версии 1.0» . Винный штаб. 17 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 г. Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ Джульяр, Александр (16 июля 2010 г.). «Новости выпуска» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2013 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ «Винный анонс» . Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года . Проверено 7 марта 2012 г.
- ^ «Выпущено Wine 1.6» . WineHQ. 18 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 21 июля 2013 года . Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ «Выпущено Wine 1.8» . WineHQ. 19 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ «Вино 9.0» . WineHQ. 16 января 2024 года. Архивировано из оригинала 27 января 2024 года . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Вино-постановка» . WineHQ Wiki . Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Уайт, Джереми (27 января 2011 г.). «Анонсируем CrossOver 10.0 и CrossOver Games 10.0, The Impersonator» . КодВиверс. Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 года . Проверено 28 января 2011 г.
- ^ Воган-Николс, Стивен Дж. (25 февраля 2002 г.). «Это все, ребята: Corel оставляет открытый исходный код позади» . Linux.com. Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ «older-mirrored-patches/Wine.md в мастере — google/older-mirrored-patches» . Гитхаб . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Кегель, Дэн (14 февраля 2008 г.). «Поддержка Wine компанией Google в 2007 году» . Wine-Devel (список рассылки). Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ «Proton/README.md at proton_9.0 · ValveSoftware/Proton» . Гитхаб . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Руководство разработчика Wine/Обзор архитектуры» . Винный штаб-квартира . Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ См. статью « Служба Windows ».
- ^ «Винный статус» . Винный штаб-квартира . Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Вино 4.0» . Винный штаб-квартира . Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ «FAudio приземляется в Wine для новой повторной реализации XAudio2» . Фороникс. 25 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 1 марта 2019 года . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «WineHQ — Объявление Wine — Доступна версия Wine 4.3 для разработки» . Архивировано из оригинала 15 марта 2019 года . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «С помощью Wine Git вы можете запустить игру D3D11 Blizzard Overwatch в Linux» . Фороникс. 12 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2016 г. Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ Доссена, Федерико. «WineD3D для Windows» . Федерико Доссена . Архивировано из оригинала 13 июня 2019 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ «Вино 4.6» . Винный штаб-квартира . Архивировано из оригинала 13 апреля 2019 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Ребол, Филип (4 мая 2021 г.), doitsujin/dxvk , заархивировано из оригинала 26 мая 2020 г. , получено 4 мая 2021 г.
- ^ Кристоф Бумиллер (16 июля 2013 г.). «Отслеживание состояния Direct3D 9 Gallium3D» . Архивировано из оригинала 27 января 2021 года . Проверено 10 января 2021 г.
есть несколько отличий от d3d1x: [...] он написан на C вместо C++ и не полагается на ужасное множественное наследование с [...] До сих пор я пробовал Skyrim, Civilization 5, Anno 1404 и StarCraft 2. на драйверах nvc0 и r600g, которые работают довольно хорошо, при использовании Wined3d я получаю до x2 fps (Примечание: тщательного тестирования еще не проводилось).
- ^ «Галлий девять автономный» . гитхаб . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 3 декабря 2020 г.
- ^ "Вино" . Винный штаб-квартира . Архивировано из оригинала 22 января 2016 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Ник Конглтон (26 октября 2016 г.). «Настройка WINE с помощью Winecfg» . Учебные пособия по Linux — изучение конфигурации Linux . Архивировано из оригинала 7 апреля 2017 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Сторонние приложения» . Официальная винная вики. Архивировано из оригинала 20 декабря 2008 года . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ «Игры в Linux: Руководство для здравомыслящих людей с ограниченным терпением» . ПКМир . Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ Виталий Липатов (30 марта 2011 г.). «winetricks — Официальная винная вики» . Архивировано из оригинала 31 июля 2011 года . Проверено 2 августа 2011 г.
- ^ «винные трюки» . Официальная винная вики. Архивировано из оригинала 15 мая 2022 года . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ «Винные двери» . Винные двери. Архивировано из оригинала 22 августа 2011 года . Проверено 27 апреля 2010 г.
- ^ «IEs4Linux» . Tatanka.com.br. Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года . Проверено 27 апреля 2010 г.
- ^ «Винный бурдюк» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2020 года . Проверено 7 ноября 2012 г.
- ^ «Лютрис» . Архивировано из оригинала 2 мая 2019 года . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ «Объявление OpenIndiana Bordeaux» . Список рассылки объявлений OpenIndiana. Архивировано из оригинала 15 октября 2010 года . Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ «Пресс-релиз группы Бордо» . Сайт группы Бордо. Архивировано из оригинала 7 октября 2010 года . Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ Бутылки на GitHub
- ^ «ВайнГИП» . Винный графический интерфейс. Архивировано из оригинала 20 февраля 2023 года . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ «DirectX-шейдеры» . Официальная винная вики. Архивировано из оригинала 1 января 2009 года . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ «Список команд» . Винный штаб-квартира . 12 апреля 2016 года. Архивировано из оригинала 17 марта 2016 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Поддержка устаревших приложений Windows в Wine» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ Стромайер, Роберт (6 апреля 2007 г.). «Все еще нужно запускать приложения для Windows? Выпейте бокал вина» . ПКгеймер . Архивировано из оригинала 22 июня 2011 года . Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ Андре да Коста (20 апреля 2016 г.). «Как включить поддержку 16-битных приложений в Windows 10» . отличный пост . Архивировано из оригинала 20 февраля 2023 года . Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ «64-разрядные версии Windows не поддерживают 16-разрядные компоненты, 16-разрядные процессы и 16-разрядные приложения» . Архивировано из оригинала 26 мая 2016 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Сэвилл, Джон (11 февраля 2002 г.). «Почему я не могу установить 16-битные программы на компьютер под управлением 64-битной версии Windows XP?» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ «16-битная Windows (Windows 1.x, 2.x, 3.0, 3.1 и т. д.) в 64-битной Windows» . Гитхаб . 27 октября 2021 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 г. Проверено 25 сентября 2019 г. На Гитхабе.
- ^ «Программы текстового режима (CUI: Интерфейс пользователя консоли)» . Руководство пользователя Wine . Архивировано из оригинала 14 февраля 2023 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Ланкхорст, Мартен (5 декабря 2008 г.). «Приложение Wine64 hello world запущено!» . Wine-Devel (список рассылки). Архивировано из оригинала 21 марта 2022 года . Проверено 15 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Строительное вино» . Винный штаб-квартира . Архивировано из оригинала 27 июля 2022 года . Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ «Wine64 для упаковщиков» . Официальная винная вики. Архивировано из оригинала 25 апреля 2010 года . Проверено 20 апреля 2010 г.
- ^ «[Вино] Re: Иногда вино меня действительно удивляет» . 11 марта 2011 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ «WineHQ Bugzilla — ошибка 26715 — исполняемый файл Win1.0 запускает Dosbox» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ «Анонс разработки Wine-версии 1.3.4» . Winehq.org. Архивировано из оригинала 4 октября 2010 года . Проверено 15 октября 2010 г.
- ^ «Поддержка ARM» . Официальная винная вики. Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ «Винные обертки и не только» . Архивировано из оригинала 29 июня 2016 года . Проверено 6 июля 2016 г.
- ^ «Wine на Android появится для запуска приложений Windows» . Фороникс . 3 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ «Андроид» . Винный штаб-квартира . Архивировано из оригинала 23 апреля 2019 года . Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ «Интернет Эксплорер» . База данных приложений WineHQ . Архивировано из оригинала 13 апреля 2019 года . Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ «Гугл Хром» . База данных приложений WineHQ . Архивировано из оригинала 13 сентября 2020 года . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ «Браузеры Chromium черные - Форумы WineHQ» . forum.winehq.org . Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ «Пока мне не удалось установить IES4Linux» . 22 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2014 года . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ Винсент, Брайан (3 февраля 2004 г.). «Резюме WineConf 2004» . Новости винного еженедельника . № 208. WineHQ.org. Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 года . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ «Статус Wine — библиотеки DirectX DLL» . WineHQ.org. Архивировано из оригинала 26 декабря 2008 года . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ «CodeWeavers выпускает CrossOver 6 для Mac и Linux» . Слэшдот. 10 января 2007 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2011 года . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ Шмид, Яна. «Итак, у нас нет решения для Каталины… пока» . КодВиверс . Архивировано из оригинала 29 сентября 2021 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Томасес, Кен (11 декабря 2019 г.). «win32 на macOS» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ «CrossOver – Журнал изменений – CodeWeavers» . Архивировано из оригинала 19 августа 2012 года . Проверено 9 марта 2012 г.
- ^ «Сайт CrossOver Games» . КодВиверс. 6 января 1990 года. Архивировано из оригинала 27 апреля 2010 года . Проверено 27 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Steam для Linux :: Представляем новую версию Steam Play» . Клапан. 21 августа 2018 г. Архивировано из оригинала 22 августа 2018 г. Проверено 22 августа 2018 г.
- ^ «Резюме проекта vkd3d.git» . WineHQ Git. Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 22 августа 2018 г.
- ^ «Репозиторий DXVK GitHub» . Гитхаб. Архивировано из оригинала 26 мая 2020 года . Проверено 22 августа 2018 г.
- ^ «Репозиторий D9VK GitHub» . Гитхаб. Архивировано из оригинала 2 марта 2019 года . Проверено 6 октября 2019 г.
- ^ «GitHub: README для esync» . Гитхаб. Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года . Проверено 22 августа 2018 г.
- ^ «Репозиторий Proton на GitHub» . Гитхаб. Архивировано из оригинала 22 августа 2018 года . Проверено 22 августа 2018 г.
- ^ Golubev, Sergey (7 March 2006). " "1C" rabotayet v Linux" "1C" работает в Linux [«1С» работает на Linux]. eWeek (на русском языке). 7 (517). Архивировано из оригинала 27 апреля 2020 года . Проверено 27 апреля 2010 г. - через itWeek.ru.
- ^ «Winevdm в 64-битной Windows» . Гитхаб . 27 октября 2021 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 г. Проверено 25 сентября 2019 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы для разработчиков» . РеактОС. Архивировано из оригинала 13 ноября 2008 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ «Создание филиала Arwinss» . Mail-archive.com. 17 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 27 апреля 2010 г.
- ^ «Арвинсс в вики ReactOS» . Reactos.org. 20 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2011 года . Проверено 27 апреля 2010 г.
- ^ «Презентация Арвинса» . Reactos.org. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 27 апреля 2010 г.
- ^ «WineBottler | Запуск программ для Windows на Mac» . Архивировано из оригинала 6 июля 2018 года . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы о бурдюках» . дох123. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 7 ноября 2012 г.
- ^ «WinOnX — Windows на Mac OSX» . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Доссена, Федерико. «WineD3D для Windows» . Федерико Доссена . Архивировано из оригинала 13 июня 2019 года . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ apple/homebrew-apple , Apple, 6 июня 2023 г. , получено 6 июня 2023 г.
- ^ «Программа разработчиков GameTree» . gametreelinux.com. Архивировано из оригинала 10 января 2011 года . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ «Darwine стремится портировать WINE на Darwin, OS X» . Макмир . Архивировано из оригинала 5 января 2023 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Ягер, Том (16 февраля 2006 г.). «Дарвинский ребенок делает шаги к выполнению приложений Windows на OS X» . Инфомир . Архивировано из оригинала 5 января 2023 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Тодд Огасавара (20 июля 2006 г.). Windows для компьютеров Intel Mac . О'Рейли Медиа, Инк. с. 5. ISBN 978-0-596-52840-9 . Архивировано из оригинала 20 февраля 2023 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ «Появляется сообщение WINE для компьютеров Mac на базе процессоров Intel: позволяет запускать программы Windows» . CNET . 2 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 г. . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по macOS — WineHQ Wiki» . Часто задаваемые вопросы по вину . Архивировано из оригинала 29 января 2023 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ «Pipelight: использование Silverlight в браузерах Linux» . Команда FDS. Архивировано из оригинала 22 августа 2013 года . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ "Wine-compholio-daily README" . гитхаб. Архивировано из оригинала 20 февраля 2023 года . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Смит, Джерри (2 июля 2015 г.). «Переход на HTML5 Premium Media» . Блог Microsoft Edge . Архивировано из оригинала 23 августа 2018 года . Проверено 10 февраля 2019 г.
- ^ Мэтт Моэн (26 января 2005 г.). «Запуск вирусов Windows с помощью Wine» . Архивировано из оригинала 7 января 2013 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Дункан, Рори; Шредерс, З. Клифф (1 марта 2019 г.). «Последствия безопасности запуска программного обеспечения Windows в системе Linux с использованием Wine: исследование анализа вредоносных программ» . Журнал компьютерной вирусологии и методов взлома . 15 (1): 39–60. дои : 10.1007/s11416-018-0319-9 . ISSN 2263-8733 .
- ^ «Должен ли я запускать Wine от имени пользователя root?» . Часто задаваемые вопросы по винной вики . Официальная винная вики. 7 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 21 июня 2011 года . Проверено 24 августа 2009 г.
- ^ «Домашняя страница проекта ZeroWine» . Архивировано из оригинала 5 ноября 2011 года . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ «Linux/BSD все еще подвержен эксплойту WMF через WINE!» . ЗДНет . 5 января 2006 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2011 г. Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ «CVE-2006-0106 — gdi/driver.c и gdi/printdrv.c в Wine 20050930 и других версиях реализуют SETABORTPROC GDI — CVE-Search» . Архивировано из оригинала 9 июля 2019 года . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Михал Некасек. «История деформации OS/2» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 года.
- ^ Бернхард Розенкраенцер. «Развенчание винных мифов» . Архивировано из оригинала 11 января 2016 года . Проверено 21 октября 2016 г.
- ^ «Почему вино так важно» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2011 года . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ Хиллз, Джеймс. «Портвейны против вина» . GameSpy . Архивировано из оригинала 11 мая 2001 года.
- ^ Ларабель, Майкл (3 июля 2009 г.). «Интервью с портировщиком игр для Linux» . Фороникс . Архивировано из оригинала 1 июля 2016 года.
- ^ Уоррингтон, Дон (11 мая 2020 г.). «Как лучше всего запускать старое программное обеспечение Windows… на Linux или Mac?» . Вулканский молот . Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Давенпорт, Корбин (3 октября 2021 г.). «Boxedwine может эмулировать приложения Windows в веб-браузерах» . Разработчики XDA . Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Мендельсон, Эдвард (12 января 2023 г.). «Otvdm/winevdm: запускайте старое программное обеспечение Windows в 64-разрядной версии Windows» . Колумбийский университет . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Пуоти, Иван Лео (18 февраля 2005 г.). «Подлинные загрузки Microsoft ищут Wine» . Wine-Devel (список рассылки). Архивировано из оригинала 7 апреля 2009 года . Проверено 23 января 2006 г.
- ^ Тунг, Лиам. «Wine для запуска приложений Windows 10 в Linux получает большое обновление» . ЗДНет . Архивировано из оригинала 25 октября 2020 года . Проверено 26 ноября 2020 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Винные ответы Джереми Уайта - интервью Slashdot с Джереми Уайтом из CodeWeavers
- «Безумный пингвин: интервью с CodeWeavers Фудером [так в оригинале] Джереми Уайтом» . 25 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2015 г.
- Назначение Юридического центра свободы программного обеспечения в качестве юрисконсульта для представления проекта Wine
- Вино: откуда оно взялось, как его использовать, куда оно направляется – работа Дэна Кегеля
Внешние ссылки
[ редактировать ]- программное обеспечение 1993 года
- Слои совместимости
- Вычислительные платформы
- Кроссплатформенное программное обеспечение
- Бесплатное программное обеспечение, написанное на C.
- Бесплатное системное программное обеспечение
- API-интерфейсы Linux
- Программное обеспечение для эмуляции Linux
- Программное обеспечение, использующее лицензию LGPL
- Вино (программное обеспечение)