Уэно Хикома
Уэно Хикома | |
---|---|
![]() Уэно ок. 1870-е , автопортрет [ а ] | |
Рожденный | Нагасаки , провинция Хидзэн , Япония | 15 октября 1838 г.
Умер | 22 мая 1904 г. Нагасаки, префектура Нагасаки , Япония | ( 65 лет
Занятие | Фотограф |
Уэно Хикома [ б ] ( 上野彦馬 , 15 октября 1838 — 22 мая 1904) пионер — японский фотограф- , родившийся в Нагасаки . Он известен своими прекрасными портретами , часто важных японских и иностранных деятелей, а также превосходными пейзажами, особенно Нагасаки и его окрестностей. Уэно был важной фигурой в японской фотографии девятнадцатого века как коммерчески и художественно успешный фотограф и преподаватель.
Предыстория, молодость и подготовка
[ редактировать ]
Семейное происхождение Уэно Хикомы, возможно, послужило толчком для его будущей карьеры. [ с ] Некоторые члены семьи были художниками-портретистами. Кроме того, он был сыном Уэно Тосинодзё (также известного как Уэно Сюннодзё) (1790–1851), торговца, работавшего на клана Симадзу , который в 1848 году импортировал, возможно, первую камеру в стране, дагерротипную Симадзу. камеру для даймё , Нариакира . [ д ]
Уэно Хикома впервые изучал китайскую классику ; затем, в 1852 году, вскоре после смерти отца, он поступил в Медицинский колледж Нагасаки с целью изучать химию, чтобы помочь ему управлять семейным бизнесом, занимающимся крашением селитры и ситца. В конце концов он изучал химию у голландского военно-морского врача Йоханнеса Л.К. Помпе ван Меердерворта (1829–1908) после прибытия последнего в 1857 году. [ 1 ] Помпе ван Меердерворт, у которого был фотоаппарат и руководство по фотографии, но мало опыта фотографа, также обучал Уэно Хикома фотографии. [ 2 ]
Только после знакомства со швейцарским фотографом Пьером Россье (1829 – ок. 1890) Уэно решил продолжить карьеру фотографа. поручила Россье Фирма Негретти и Замбра фотографировать в Азии, и он работал в Японии с 1859 по 1860 год. Он пробыл в Нагасаки лишь короткое время, но там он преподавал фотографию мокрого коллодия Уэно, Хорие Куваджиро ( 1831–1866), Маэда Гэндзо (1831–1906) и другие. Вскоре после этого друг Уэно, Хори, купил камеру с мокрой пластиной. Покупка, включавшая фотохимию, была профинансирована даймё домена Тодо Цу , Такаюки а цена составила 150 рё . Очевидно, фотографическое оборудование настолько заинтересовало Уэно, что он решил стать подданным Домена Цу, чтобы иметь к нему доступ в своей резиденции в Эдо . [ 3 ] а в 1861 году Хориэ сфотографировал Уэно за работой в лаборатории домена в Эдо (ныне Токио ). [ 4 ] В 1862 году Уэно и Хориэ написали в соавторстве учебник под названием «Самицу Кёку Хиккей» , в который вошли переведенные выдержки из десяти голландских научных руководств и приложение под названием «Сацуэйдзюцу» («Техника фотографии»), в котором описывались методы коллодионной технологической фотографии, а также работы Нисефора Ньепса . метод асфальтовой печати. [ и ] [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]

После работы в домене Цу в Эдо Уэно вернулся в Нагасаки, но, обнаружив, что Помпе ван Меердерворт покинул страну, отказался от рангаку , или изучения западной науки. Он решил сделать карьеру фотографа.
Осенью 1862 года Уэно открыл коммерческую фотостудию на берегу реки Накашима в Нагасаки, а также начал импортировать фотоаппараты. [ 5 ] [ 6 ]
Поначалу бизнес был неудачным, но постепенно он разрастался, что позволило студии в 1882 году переехать в большое и хорошо освещенное здание, став популярным среди японских и иностранных знаменитостей и получив упоминание в путеводителях, в книге Эдмона Котто « Турист в мире». «Крайний Восток» (1884) и в Пьера Лоти романе «Мадам Хризантема» (1887). Покровительство иностранцев, в свою очередь, значительно увеличило доходы Уэно, что позволило ему использовать более дорогие материалы и расширить свои студии. Еще на заре импорта этой технологии Уэно преодолел нежелание многих японцев фотографироваться и сделал портреты таких личностей, как Сакамото Рёма , Ито Сюнсукэ , Такасуги Синсаку , [ 4 ] [ ж ] и Кацу Кайсю . Во время своих визитов в Японию Уэно фотографировал Улисса С. Гранта в 1879 году и российского наследного принца (впоследствии царя Николая II ) в 1891 году. Благодаря такому покровительству студия Уэно действовала до конца века.
У Уэно были важные и тесные рабочие отношения с Феличе Беато . Посещая Нагасаки, Беато использовал студию Уэно и фотографировал свою младшую сестру и знакомых среди других жителей города. Беато также сфотографировал самого Уэно в храме Дайкодзи , и два фотографа, очевидно, обменялись фотографиями. [ г ] [ 4 ] Уэно, вероятно, усовершенствовал свою технику во время общения с опытной Беато. Двумя другими иностранными гостями Японии, оказавшими влияние на Уэно, были голландский фотограф Конрад Вальтер Гратама , который расширил познания Уэно в области химии в 1866 году, и австрийский фотограф Вильгельм Бургер, который, похоже, научил Уэно фотографическим техникам, а также использовал студию Уэно для сделать несколько стереофотографий во время своего визита в страну в 1869–1870 гг. [ 4 ]

Сам Уэно обучал многих выдающихся фотографов девятнадцатого века, в том числе Учида Куити (1844–1875), Томисиге Рихэй , [ ч ] [ 7 ] Камея Токудзиро , [ я ] [ 7 ] (1837–1922), Накадзима Синдзо, Нагай Нагайоши, Ногути Дзёити, Накадзима Сеймин, Танака, Морита Райзо, Кикидзу Матуроку и Уэно Ёсима. Уэно поддерживал тесные отношения с Учидой, и после поездки последнего в Нагасаки в 1872 году во время фотографирования для императора Мэйдзи в их альбомах появилось несколько одинаковых изображений, которыми они, предположительно, обменялись. [ 8 ] В конце концов, Уэно открыл филиалы своей фотостудии во Владивостоке в 1890 году, а также в Шанхае и Гонконге в 1891 году.
Помимо портретов, Уэно создал множество изображений Нагасаки и его окрестностей. Он также сфотографировал прохождение Венеры через Солнце в 1874 году для американской миссии астрономических наблюдений. В 1877 году губернатор префектуры Нагасаки Китадзима Хидэтомо поручил ему сделать фотографии полей сражений на юго-западе Японии во время восстания Сацума . За эту комиссию Уэно заплатили 330 йен за 420 отпечатков. В этой работе его сопровождали Сэцу Шиничи и Ногучи Дзёити . [ 7 ]

Он выставлял фотографии как минимум на двух Всемирных выставках : Всемирной выставке в Вене 1873 года и Всемирной Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго , на которых он получил награду за «Хороший вкус и художественную отделку».
Сначала Уэно практиковал фотографию с мокрыми пластинами, но примерно к 1877 году он начал использовать импортные бельгийские сухие пластины. Несмотря на современную популярность раскрашенных вручную фотографий, фотографии Уэно обычно не раскрашены. Уэно Некоторые негативы , вероятно, были в какой-то момент куплены фотографом Кусакабэ Кимбэем , поскольку эти изображения появляются в альбомах последнего. [ 9 ] Хотя он, по-видимому, не предлагал регулярно альбомы с фотографиями , похоже, он сделал несколько альбомов по специальному заказу для иностранных клиентов. [ 4 ] Уэно считал, что французские и американские фотографические техники и материалы (например, бумага и линзы) превосходят британские, чью продукцию он также жаловался на завышенную цену, отмечая, что альбуминовая бумага продавалась (ок. 1868 г.) по 100 рё за коробку.
Восемь фотографий Уэно можно найти в Интернете в Художественной галерее Фрира и в архиве галереи Артура М. Саклера . [ 10 ]
День памяти
[ редактировать ]В 2000 году «Фотоконкурс Университета Кюсю Санге» учредил «Премию Уэно Хикома» в ознаменование 40-летия основания Университета Кюсю Санге . Целью премии является обнаружение и развитие начинающих фотографов.
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Это деталь автопортрета с семьей; фотография полностью воспроизведена в книге Anne Wilkes Tucker, et al. История японской фотографии (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2003), стр. 38–9.
- ^ Уэно — фамилия. В тексте на английском языке Уэно иногда переводится как «Уено» (это связано со старой системой латинизации, а не с другим произношением); а полное имя часто пишется в обратном порядке: сначала имя, а потом фамилия.
- ↑ Большая часть этой биографии основана на материалах Киношиты Наоюки и Луизы Орто в книге Такера и др., «История японской фотографии», стр. 20–21, 366.
- ↑ До недавнего времени считалось, что Уэно Тосинодзё был первым человеком, сделавшим дагерротип в Японии в 1841 году.
- ^ В приложении также представлен первый опубликованный в Японии отчет о литографической печати. Химено, с. 24. Беннетт дает транслитерированное название книги как Сэймикёку Хиккей , «Справочник по науке». Беннетт (1996), с. 49; Беннетт, В поисках Россье .
- ↑ Все фотографии сделаны между 1865 и 1867 годами.
- ↑ Беато также сфотографировала Уэно с группой в Зодзё-дзи храме в Сибе в Эдо. Химено, с. 24.
- ↑ Уэно и Томисиге были близкие отношения. Химено, с. 27.
- ↑ Дочь Камеи считается первой женщиной-фотографом в Японии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Химено 2004 , с. 23.
- ^ Беннетт 1996 , с. 49.
- ^ Химено 2004 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Химено 2004 , с. 24.
- ^ NA 1986 , с. 48.
- ^ Беннетт 1996 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с Химено 2004 , с. 27.
- ^ Химено 2004 , с. 26.
- ^ Беннетт 1996 , с. 49,50.
- ^ Результаты поиска по Уэно Хикома. Архивировано 7 августа 2011 г. в Wayback Machine , SIRIS, Смитсоновский институт.
- Беннетт, Терри (1996). Ранние японские изображения . Ратленд, Вермонт: Компания Чарльза Э. Таттла. стр. 48–50, 56.
- Химено, Дзюнъити (2004). «Отражая правду: японская фотография девятнадцатого века». Встречи с иностранными фотографами: появление и распространение фотографии на Кюсю . Издательство Хотей. стр. 18–29.
- Н.А. (1986). Полная история японской фотографии (на японском языке). Том. 1. Токио: Сёгакукан. стр. 177–178.
Общие ссылки
[ редактировать ]- «Помпе ван Меердерворт, JLC, контрольный номер LC № 85206160» . Файл англо-американского авторитетного имени . Проверено 24 ноября 2005 г.
- «Томисигэ, Рихей, LC, контрольный номер № 78032752» . Файл англо-американского авторитетного имени . Проверено 24 ноября 2005 г.
- Искусство и антиквариат Бахмана Экенштейна . По состоянию на 3 апреля 2006 г.
- Беннетт, Терри. «В поисках Россье: ранний фотограф Китая и Японии» . По состоянию на 3 апреля 2006 г.
- Канадский центр архитектуры ; Коллекции Онлайн, св «Уено, Хикома» . По состоянию на 3 апреля 2006 г.
- Кларк, Джон. Японские обмены в искусстве, 1850-1930-е годы с Великобританией, континентальной Европой и США: статьи и исследовательские материалы (Сидней: Power Publications, 2001), 89, 334–335.
- Фотоконкурс Университета Кюсю Сангё; Премия Уэно Хикома , доступ 3 апреля 2006 г.
- Музей Нисефора Ньепса; Коллекция музея Ньепса. Чай/Лак для волос/Фотография . По состоянию на 3 апреля 2006 г. (на французском языке).
- Библиотека Университета Нагасаки; Старые японские фотографии периода Бакумацу-Мэйдзи, св. «Уэно, Хикома» . По состоянию на 3 апреля 2006 г.
- Русманьер, Николь Кулидж и Микико Хираяма, ред. Отражая правду: японская фотография девятнадцатого века (Амстердам: Hotei Publishing, 2004).
- Центр перекрестного поиска коллекций Смитсоновского института, фотографии Уэно Хикома , оцифрованные
- Такер, Энн Уилкс и другие. История японской фотографии. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2003. ISBN 0-300-09925-8
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на французском языке) Эстебе, Клод. Уэно Хикома, портретист конца сёгуната. Токио: Эбису, № 24, 2000.
- (на японском языке) Fujisaki Yasuo ) и Кодзима Тадаси ( Кодзима Наоэ ). Фудзисаки Ясуо ( Профессиональный фотограф Хикома Уэно , Токио: PHP, 1988. ISBN 4-569-58769-0
- (на японском языке) Ичиро (под редакцией), Шашин но кайсо Уэно Хикома: Шашин ни миру Бакумацу, Уэно Мэйдзи , Институт делового администрирования и менеджмента, колледж Санно), 1975.
- (на японском языке) Уэно Хикома-но дзинбуцудзо: Соно гёсэки то соно ато-но Нагасаки ( Портрет Уэно Хикома: Его достижения и последующий Нагасаки : Дедзима-котохадзимэ-дзюку, 2003).
- (на японском языке) Уэно Хикома то Бакумацу-но шашинка-тати ( Уэно Хикома и фотографы в конце периода Эдо Токио: Иванами-Сотен, 1997). ISBN 4-00-008341-4
- (на японском языке) Яхата Масао ) Шашин -дзюцуси Уэно Хикома ( Фотограф Уэно Хикома Токио: Марудзю-ша, 1986. ISBN 4-89616-042-8
- (на японском языке) Уэно Хикома: Бакумацу но пуро-камераман ( Уэно Хикома, профессиональный фотограф Бакумацу : Нагасаки-Собо, 1976. (Название иногда дается в обратном порядке: Бакумацу но пуро-камераман) . Уэно Хикома .)
- (на японском языке) Хёдэн Уэно Хикома: Нихон сайсё но пуро -камераман ( Критическая биография Уэно Хикома, первого профессионального фотографа Японии : Кокубундзи: Мусасино-Сёбо, 1993).
- (на японском языке) Баба Акира (под редакцией), Уэно Хикома рекиши шасин сюсей ( Сборник исторических фотографий Уэно Хикома Токио: Ватанабэ-Сюппан, 2006). ISBN 4-902119-05-6