Низам ад-Дин Шами
Низам ад-Дин Шами , также известный как Низам-и Шами или Низам ад-Дин Шамби (умер до 1409 года или до 1411-1412 годов), был персидским литератором и летописцем, процветавшим в конце 14 — начале 15 веков. [ 1 ] Он написал « Зафарнаму» , самую раннюю из дошедших до нас Тимуридских хроник и старейшую сохранившуюся биографию Тимура ( годы правления 1370–1405). Шами Зафарнама была продолжена Хафиз-и Абру (умер в 1430 г.), а также легла в основу более известной Зафарнамы Шарафа ад-Дина Али Йезди (умер в 1454 г.).
Биография
[ редактировать ]Хотя ни дата рождения, ни место Шами не записаны, его нисба (Шами < Шанби) подразумевает место рождения в Шанби-и Газани, пригороде (или квартале) Тебриза в северо-западном иранском регионе Азербайджана , в котором жил Ильхан Газан. ( годы правления 1295–1304) основал благотворительный фонд. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Отца и брата Шами звали Мухаммед, но о его семье и его молодости мало что известно. [ 4 ] Он носил титулы мавлана («наш господин») и ваиз («проповедник»), что позволяет предположить, что он получил традиционное исламское религиозное образование. Тот факт, что он написал труд, восхваляющий Двенадцать Имамов, также предполагает, как минимум, симпатию к линии Али (умер в 661 году). [ 4 ] Современный историк Илькер Эврим Бинбаш в этом контексте называет Шами проповедником «с оттенком алид -лоялизма». [ 3 ]
Шами поступил на службу к джалаиридскому правителю шейху Увайсу Джалаиру ( годы правления 1356–1374). Джалаириды были преемниками Ильханов в Ираке и Азербайджане. В 1366–1367 годах он перевел с арабского на персидский язык для шейха Увайса Джалаира « Зеркало для принцев» работы сицилийского ученого Ибн Зафара ас-Сикилли (умер в 1169–1170 годах). [ 4 ] Этот текст известен тем, что формулировал форму макиавеллистского абсолютизма еще до самого Макиавелли . [ 3 ] и поэтому Шами упоминается как очевидно сторонник одной из форм протомаккиавеллизма. [ 5 ]
Согласно собственным записям Шами, когда Тимур прибыл к Багдаду 29 августа 1393 года, Шами был первым из жителей Багдада, который пришел и подчинился ему. [ 1 ] [ 4 ] Когда Шами совершал паломничество по пути в Хиджаз , незадолго до нападения Тимура на Алеппо в 1400 году, Шами оказался в заключении властями Алеппо, которые полагали, что он шпионил за ними от имени Тимура. Благодаря этому Шами стал очевидцем осады города Тимуром и его последующей капитуляции. После захвата Тимуром Алеппо он предстал перед Тимуром во второй раз и, судя по всему, остался в его окружении. Вскоре после этого, в 1401–1402 годах, Тимур приказал ему написать исчерпывающую историю своих завоеваний с условием, чтобы она была написана в ясном, неприукрашенном стиле, чтобы сделать ее доступной для чтения каждому читателю, а не только избранным. Шами представил хронику Тимуру примерно в апреле 1404 года. Современный историк Питер Джексон объясняет, что название «Зафарнама» не засвидетельствовано в оригинальной редакции, использованной позже в компиляциях Хафиз-и Абру , а только во второй версии, посвященной Шами Умару Бахадуру. , внук Тимура (который также только что был назначен губернатором Азербайджана). [ 1 ] [ 6 ] Шами не поехал в Трансоксанию с Тимуром в 1404 году, а остался в своей родной провинции Азербайджан. [ 6 ] Шами, скорее всего, поступил на службу к Умару Бахадуру после смерти Тимура в 1405 году. Согласно Хафиз-и Абру, Шами умер к 1411–1412 годам, хотя, как говорят, он умер и до 1409 года. [ 1 ] [ 6 ] [ 3 ] Он пользовался авторитетом среди современников за свою эрудицию. Шараф ад-Дин Али Язди назвал Шами одним из лучших писателей своего времени в своей «Зафарнаме» . [ 1 ]
Шами «Зафарнама» , самая ранняя из дошедших до нас хроник Тимуридов и старейшая из сохранившихся биографий Тимура. [ 7 ] был продолжен Хафиз-и Абру под названием « Зайл-и Зафарнама» , в котором описывается жизнь Тимура с 1404 по 1405 год. [ 8 ] Шами «Зафарнама» также легла в основу более известной «Зафарнамы» Шарафа ад-Дина Йезди. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон 1997 .
- ^ Вудс 1987 , с. 85-87.
- ^ Jump up to: а б с д Майор 2016 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б с д Вудс 1987 , с. 85.
- ^ Мэй, Тимоти; Хоуп, Майкл, ред. (2022). Монгольский мир . Рутледж. стр. 1–1068.
- ^ Jump up to: а б с Вудс 1987 , стр. 85–87.
- ^ Вудс 1987 , стр. 83, 87.
- ^ Subtle & Melville 2002 , стр. 507–509.
- ^ Балабанлилар 2020 , с. 205 (примечание 4).
Источники
[ редактировать ]- Балабанлилар, Лиза (2020). Император Джахангир: власть и королевская власть в Индии Великих Моголов . ИБ Таурис.
- Бинбаш, Илькер Эврим (2016). Интеллектуальные сети в Тимуридском Иране: Шараф ад-Дин Али Йезди и Исламская республика литературы . Издательство Кембриджского университета.
- Джексон, П. (1997). «Сахами, Нисам ад-Дин» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Субтельный, Мария Ева; Мелвилл, Чарльз (2002). «Позорное-Э АБРУ » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XI/5: Хадис II – Хадж Сайях . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 507–509. ISBN 978-0-933273-69-6 .
- Вудс, Джон Э. (1987). «Возвышение историографии Тимуридов». Журнал ближневосточных исследований . 46 (2): 81–108. дои : 10.1086/373225 . JSTOR 545014 .