Геркулес Магузан
Геркулес Магусанус — романо-германское божество или герой, которому поклонялись в начале первого тысячелетия нашей эры в регионе Нижнего Рейна среди батави , марсаков , убиев , кугернов , баэтасов и, вероятно, среди тунгров . [ 1 ]
Имя
[ редактировать ]Сертификаты
[ редактировать ]
Это имя засвидетельствовано на вотивных камнях, монетах и перстнях, найденных в основном в Нижней Германии , а также в Риме, Британии и Дакии. [ 3 ] [ 4 ] ок . В надписи, датированной 100 г. н. э., найден возле села Эмпель . Алтарь из Руимеля (середина I в. н.э.), самый ранний из известных, посвященный Гераклу Магусану, показывает имя в обратном порядке: [M]agusa [n]o Herculi . [ 5 ] две римские монеты римского императора Постума, отчеканенные в Кельне в 261 году нашей эры, а также четыре нарукавных кольца из Тонгерена , Нойса , Бонна и Кельна. Кроме того, его имя также носят [ 3 ] В 2022 году новое место было обнаружено в соседнем Хервен-Хемелинге. Это святилище с галло-римским храмом, большинство алтарей которого было посвящено Геркулесу Магусану. [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя Геркулес Магусанус представляет собой синкретизм между греко-римским божественным героем Геркулесом и местным божеством или героем Магусаном . [ 2 ]
Этимология названия остается дискуссионной. [ 3 ] По мнению Норберта Вагнера, оно может происходить от протогерманского имени *Magus-naz («обладающий силой, могущественный»; ср. гот. mahts , немецкое Macht ). [ 7 ] [ 3 ] [ 1 ] Рудольф Мач также предложил сравнить его с Новио-магом (ныне Неймеген), главным поселением батавов, в котором, по-видимому, располагался центр местного культа Магусануса. [ 3 ]
В 1984 году Леон Флёрио предложил альтернативную связь с валлийским личным именем Mavohe[nos] («Старый парень» или «старый [один] из слуг»), в конечном итоге от протокельтского *magusenos ( magus «молодой парень»; слуга + сенос «старый»). [ 8 ] Лоран Турианс отмечает, что, с этой точки зрения, возможны как кельтская, так и германская этимология с германским *magus («мальчик, слуга»), прикрепленным к корню *sen- («старый»). [ 9 ]
Источник
[ редактировать ]Сладкое удовольствие
[ редактировать ]По мнению Лорана Турианцев, вполне вероятно, что батави , вошедшие в дельту Рейна-Мааса с востока после разгрома эбуронов, были «лингвистически смешанными, что могло означать, что они перешли от кельтскоязычного языка к германоязычному в последние времена». Их элитный язык, вероятно, был германским, что привело к германизации названий захваченного ими региона. [ 10 ] С этой точки зрения германское имя Magusanus могло возникнуть от оригинального кельтского * Magusenus, предложенного Флерио. [ 11 ]
Самые ранние посвящения Магусану найдены на территории Батави и не засвидетельствованы в Рейнской области ранее 2-го века нашей эры, что может свидетельствовать о постепенном распространении культа от Батави к их соседям на востоке. [ 12 ] Поскольку римский Геракл обычно приравнивался к германскому Донару/Тору через интерпретацию romana , Рудольф Симек предположил, что Магусанус изначально был эпитетом, прикрепленным к протогерманскому божеству * Þunraz . [ 3 ]
Синкретизм с Гераклом
[ редактировать ]Было предложено несколько причин, объясняющих популярность римского героя среди германских народов Нижнего Рейна и его синкретизм с местным богом Магунасом. [ 13 ]
Разумное объяснение состоит в том, что военные и спортивные атрибуты, традиционно связанные с Геркулесом, включая мужскую силу и храбрость, возможно, соответствовали атрибутам, связанным с местным Магунасом. [ 14 ] [ 15 ] Эта точка зрения подтверждается количеством вотивных надписей богу, которые были посвящены солдатам, практикой сбрасывания оружия в святилище Геркулеса Магусана в Эмпеле и его ролью божества-покровителя батавских отрядов молодых воинов. [ 15 ] Второй причиной его успеха могла быть роль Геркулеса как хранителя скота, особенно адаптированная к пастырским ценностям общества Нижнего Рейна, в основном полагавшегося на разведение крупного рогатого скота и лошадей. [ 13 ] Третьим аргументом может быть восприятие Геракла как моста между германской и римской культурами, поскольку Геркулеса рассматривают как мифического предка «варварских» народов и первого исследователя германских границ. [ 13 ]
Культ
[ редактировать ]
я родился
[ редактировать ]Как свидетельствует количество вотивных надписей и культ, связанный с монументальным храмовым комплексом Эмпель , Геркулес Магузан, вероятно, был главным божеством батавских civitas в римский период . [ 2 ] Возможно, он также играл роль покровителя и защитника батавских иувентус ( корёс ), молодых воинов-мужчин, участвовавших в классном возрасте в публичном ритуале инициации во взрослую жизнь. [ 18 ]
Нико Ройманс утверждает, что культ Геркула Магусана сыграл заметную роль в этногенезе батавов во второй половине первого века до нашей эры. [ 19 ]
Другие племена Нижнего Рейна
[ редактировать ]Культ Геркулеса Магусана, должно быть, был отодвинут на второй план в качестве главного божества в общественном культе убиев и кугернов после основания Колонии Клавдия Ара Агриппиненсиум и Колонии Ульпия Траяна в 50–60 гг. н.э., когда его роль, вероятно, взял на себя римский бог Марс . [ 19 ]
За пределами Нижнего Рейна
[ редактировать ]Посвящения Гераклу Магусану известны также из Рима, Британии или Дакии . Во всех случаях они связаны с германцами из района Нижнего Рейна, большинство из которых служили в римской армии или находились под ее влиянием. [ 4 ]
Алтарь Геркулесу Магусану был найден недалеко от римского форта в Мамрилсе ( Стерлингшир ), посвященный Валериусом Нигрином, офицером Тунгрийского кавалерийского полка. [ 16 ] [ 17 ]
Описание
[ редактировать ]Хотя мифа, связанного с Геркулесом Магусаном, не сохранилось, иконография довольно близка к латинским образам, окружающим Геркулеса. Например, несколько германских статуэток и статуй изображают его с дубинкой и львиной шкурой на плечах, однажды с трехголовым псом Цербером , что перекликается с иностранными мифами о римском герое. [ 3 ] [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нейман 1999 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б с Ройманс 2009 , с. 227.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Симек 1984 , стр. 172–173.
- ^ Jump up to: а б Турианцы 2003 , с. 14.
- ^ Турианцы 2003 , стр. 15–16.
- ^ Джаспер де Брюин (2022). «Римское святилище Хервен-Хемелинг» . Национальный музей древностей.
- ^ Вагнер 1977 .
- ^ Турианцы 2003 , стр. 14, 16, 19.
- ^ Турианцы 2003 , стр. 16–17.
- ^ Турианцы 2003 , с. 22.
- ^ Турианцы 2003 , с. 23.
- ^ Ройманс 2009 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б с Ройманс 2009 , с. 231.
- ^ Деркс 1991 , с. 255.
- ^ Jump up to: а б Ройманс 2009 , стр. 231, 233.
- ^ Jump up to: а б «РИБ 2140. Алтарь, посвященный Геркулесу Магусану» . Римские надписи Британии . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Алтарь из близ Мамрилса, Стерлингшир» . Национальные музеи Шотландии . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Ройманс 2009 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б Ройманс 2009 , с. 235.
- ^ Ройманс 2009 , с. 228.
Библиография
[ редактировать ]- Деркс, Тон (1991). «Восприятие римского пантеона местной элитой: пример вотивных надписей из Нижней Германии». Образы прошлого: исследования древних обществ Северо-Западной Европы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-90-70319-15-1 .
- Нойманн, Гюнтер (1999), «Немецкие цисренани - утверждение имен» , у Бека, Х.; Геених, Д.; Штойер, Х. (ред.), Германские проблемы с сегодняшней точки зрения , Вальтер де Грюйтер, ISBN 978-3110164381
- Ройманс, Нико (2009). «Геркулес и построение батавской идентичности в контексте Римской империи». Ин Ройманс, Нико; Деркс, Тон (ред.). Этнические конструкции в древности: роль власти и традиций . Издательство Амстердамского университета. стр. 219–238. ISBN 978-90-8964-078-9 . JSTOR j.ctt46n1n2.13 .
- Симек, Рудольф (1984). Лексикон германской мифологии . А. Кренер. ISBN 3-520-36801-3 .
- Турианцы, Лоран (2003). «Магузан и «Старый парень»: случай германизированного кельтского языка». NOWELE: Эволюция языков Северо-Западной Европы . 42 (1): 13–28. doi : 10.1075/nowele.42.02 тоже . ISSN 0108-8416 .
- Вагнер, Норберт (1977). «(Геркулес) Магузан». Боннские ежегодники . 177 : 417-422.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бухгольц, Питер (1968). «Перспективы исторических исследований германской религии». История религий . 8 (2): 111–138. дои : 10.1086/462579 . ISSN 0018-2710 . JSTOR 1061883 . S2CID 144271212 .
- Женевр, Мария-Луиза (1986). «Культ Геркулеса Магусана в Нижней Германии» . Коллекция Института науки и техники древности . 329 (1): 371–378.
- Мата, Карим. (2013). Колониальные затруднения и культовая неоднородность на германской границе Рима. Сайдстоун Пресс. Редакторы: Кутрафури, Василики Г. и Сандерс, Джефф, стр. 131–154.