Ли Бан (русалки)
Ли Бан или Либан (от древнеирландского lí «красота» и запрет «женщин», [ 1 ] [ 2 ] отсюда «образец женщин» [ 3 ] ), в легенде, связанной с образованием озера Лох-Ней , была женщиной, ставшей русалкой , которая обитала в этом районе до того, как великое озеро вылилось на сушу. Ее семья утонула, но она прожила в подводной камере озера целый год, после чего превратилась в существо получеловека-полулосося.
В образе русалки ее заметил корабль, на борту которого находился гонец, отправленный святым Комгаллом в Рим. Она пообещала встретиться в морском порту Инбхеар-н-Олларбха ( Ларн-Лох ) в Ирландии через год, и была поймана в рыболовную сеть. Там она была крещена Комгаллом и получила крещеное имя Мюргейн («рожденная в море») или Мюргейлт («морской странник»). [ а ] [ 4 ] она канонизирована В генеалогиях ирландских святых как святая Мюрген , ее праздник назначен на 27 января. [ 5 ] [ 3 ]
Фигура русалки может в конечном итоге произойти от другой Ли Бан, сестры Фанда, из ирландской мифологии . [ 3 ]
Легенда
[ редактировать ]Либан, русалка ( мюргельт ), которая была дочерью Эохайда, была взята в плен в 558 году нашей эры согласно « Анналам четырех мастеров» , составленным 17 веку. Ее захват [ б ] также кратко упоминается в «Анналах Ольстера» под 571 годом . [ 6 ] [ 7 ]
В « Анналах четырех мастеров» добавлено, что Либан был схвачен на берегу «Олларбхи» (река Ларн или река Инвер в Ларне). [ 8 ] ), в сети рыбака Святого Комгалла из Бангора . Изложение истории жизни Либана можно найти в сказке Aided Echach maic Maireda (« Смерть Эохайда, сына Майрида XII века »), сохранившейся в Lebor na hUidre («Книга серой коровы»). Сказку перевели П. У. Джойс и Стэндиш Хейс О'Грэйди (1892). [ 7 ] [ 9 ]
Согласно этой старой легенде, Либан превратилась в русалку источник , когда под ее домом прорвался и образовался Лох-Ней ( староирландский : Лох-н-Эхач ), названный в честь отца Либана Эохайда мак Майрида. [ с ] который утонул в хлынувшей воде. Но Либан прожила в подводной камере озера один год, после чего превратилась в русалку, наполовину человека, наполовину лосося. Вместе со своей болонкой, принявшей облик выдры , русалка могла свободно бродить по морям в течение 300 лет, сохраняя при этом свое жилище под тем же Лохом. [ 10 ] [ 11 ] Во времена святого Комгалла ее ангельское пение заставляет ее быть обнаруженной проходящей лодкой ( коракулом ), и она согласилась сойти на берег. Русалку тогда окрестили Мюрген («рожденная в море»), но она сразу же умерла и вознеслась на небеса. Она лишилась еще 300 лет долголетия для христианской души. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Захват Ливана по имени Беоан, сын Иннли, [ д ] Согласно легенде, он был не просто «рыбаком», но и членом монастыря Тек Дабеок (Дом Св. Дабеока в графстве Донегол) и находился с миссией в Риме, посланной Св. Комгаллом, когда встретил Ливана. [ 15 ] Либан соглашается быть похороненной в своем монастыре, но позже между ним и святым Комгаллом и владельцем сети возникает спор о праве на ее погребение. Это было решено божественным судом, когда два быка, запряженные в ее колесницу, отвезли Ливана в монастырь Дабеок. [ 16 ] [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- Пояснительные примечания
- ^ Имхофф 2008 , с. 114, примечание 37: «Мюргейлт… в Аидед Эхахе … подразумевается [как] взаимозаменяемый с Мургейном», и Мюргейлт появляется в списке святых в Мартирологе Драммонда .
- ↑ она не упоминается по имени В « Анналах Ольстера» , а только как «русалка» ( в Мюргейле ); О'Донован идентифицирует это как рассказ об одном и том же событии.
- ^ сын короля Майрида Мюнстерского ( Имхофф 2008 , стр. 108)
- ^ «Беонан, сын Инли» в Анналах
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карни, Джеймс, «Самый ранний материал отрубей», в: Бернд Науманн (редактор), Latin Script and Letters 400–900 нашей эры, 1976, стр. 188.
- ^ Кох, Джон, Кельтская культура, ABC-CLIO, 2006, стр. 1608.
- ^ Jump up to: а б с МакКиллоп, Джеймс (1998), Словарь кельтской мифологии , Оксфорд: Oxford University Press , стр. 297, ISBN 0-19-280120-1 :св"Ли Бань .
- ^ О'Донован (1856) , I , с. 201–202.
- ^ Имхофф (2008) , с. 113–4.
- ^ О'Донован (1856) , стр. 200–202.
- ^ Jump up to: а б О'Донован (1856) , с. 26.
- ^ О'Донован (1856) , стр. 202, примечание o, 121, примечание d.
- ^ Имхофф (2008) , с. 107.
- ^ Имхофф 2008 , с. 108: «провёл 300 лет, живя в Лох-не-Эхаче»
- ^ О'Грейди 1892 , с. 267: См. стих, который поет Ли Бан в тексте.
- ^ О'Грейди (1892) , стр. 265–9.
- ^ Имхофф (2008) , с. 107–9.
- ^ Врис (2007) , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Имхофф (2008) , с. 108.
- ^ О'Донован (1856) , с. 201.
Библиография
[ редактировать ]- Имхофф, Хелен (2008), «Темы и структура Эхаха Мак Майреды с помощью» , Эриу , 58 : 107–131, JSTOR 20696364
- О'Донован, Джон , изд. (1856), Анналы Королевства Ирландия , том. I (2-е изд.), Ходжес, Смит и Ко, стр. 200–202.
- О'Конор, К. , изд. (1826), Annales Ultonienses , vol. Том IV, Букингем: Дж. Сили, с. 26
- О'Грэйди, Стэндиш Хейс , изд. (1892), «Смерть Эохайда» , Сильва Гаделика (I. – XXXI): Переводы и примечания , Williamsa na Norgate, стр. 265–9.
- Джойс, Патрик Уэстон , изд. (1879), «Разлив Лох-Ней и история русалки Либан» , «Старые кельтские романы » , Лондон: Кеган Пол, стр. 97–105.
- Врис, Ранке де (2007), Надь, Джозеф Фалаки (редактор), «Имена Ли Бана» , Миф в кельтской литературе , Ежегодник 6 CSANA, Дублин: Четыре суда, стр. 39–54, ISBN 978-1-84682-046-5