Викторин Корнель из Вшердов
Викторин Корнель из Вшердов | |
---|---|
![]() Портрет Викторина Корнеля из Вшердов 1862 года. | |
Личные данные | |
Рожденный | 1460 Хрудим , Богемия |
Умер | 21 сентября 1520 г. Прага , Богемия | ( 1520-09-21 )
Место отдыха | Церковь Св. Иоанн Креститель, Прага - Малая Страна |
Национальность | чешский |
Альма-матер | Пражский университет ) |
Викторин Корнел из Всехрды ( чеш . Victorin Kornel ze Všehrd ) или просто Všehrd (1460 — 21 сентября 1520), чешский гуманист и юрист , работавший в конце 15 века вице-писцом Земельного суда в Пражском Граде. . Он известен самым глубоким анализом чешского общего права, который он представил на 460 страницах под заголовком «О законах чешской земли в девяти книгах». перевел некоторые латинские тексты.
Жизнь
[ редактировать ]Викторин Корнель родился в 1460 году в семье мещанина утраквиста (умеренного гусита). [ 1 ] среда восточночешского города Хрудим . Окончив факультет искусств тогдашнего утраквистского Пражского университета , Вшерд приобрел более широкий кругозор и способности к обобщению – предпосылки для того, чтобы задавать, размышлять и отвечать на ряд вопросов предыдущим авторам юридических книг из дворянских рядов. не дошел. [ 2 ]
После 1487 года Вшехрд занимал должность Земельного управления в Пражском Граде , а с 1493 по 1497 год, во время вакантной должности писца, занимал должность вице-писца при Земельном суде в Пражском Граде. [ 3 ] Земельные советы с постановлениями Земельного суда, которые должны были быть сожжены во время последующего большого пожара Пражского Града в 1541 году, еще до деятельности Вшехрда пришли в хлипкое и плохое состояние. Юристы в стране обычно использовали простые сводки постановлений в форме тематических или алфавитных реестров. [ 4 ] Такое отношение и запись юридических документов Вшехрдом привели к его увольнению из Земельного суда в 1497 году. Тем не менее, за время своего назначения ему удалось собрать достаточно материала для написания своего научного трактата. Закончив трактат в 1501 году, [ 5 ] он предложил его публике для свободного копирования. [ 6 ] Результаты своего труда он недвусмысленно даровал на защиту добрых и справедливых людей, «чтобы они могли защитить себя от злых и своенравных людей». [ 7 ] Потеряв должность, Вшерд успешно продолжил свою юридическую и финансовую практику. [ 8 ]
Умер от чумы 21 сентября 1520 года. Похоронен в церкви Святого Иоанна Крестителя в Праге — Малой Стране .
Отличная работа
[ редактировать ]
Активы чешского общего права
[ редактировать ]Если сегодня правовые системы европейского происхождения обычно делятся на гражданское право, возникшее в рамках позднеримского позитивного права с кодифицированными писаными принципами, и английское общее право , наделяющее прецедентной силой предшествующие судебные решения, [ 9 ] последняя практика в прежние времена не была исключительной для Англии. Такие системы доминировали на исторических землях Чешского королевства еще в начале Нового времени. [ 10 ] и еще дольше на тогдашних польских и венгерских землях. Общее право было отменено императором Габсбургов Фердинандом II только после потери национального суверенитета в 1627 году – через несколько лет после рокового поражения в битве при Белой горе (1620 г.). [ 11 ]
В духе, подобном некоторым английским юристам, Вшерд превозносил безвозвратность юридических обычаев, в которых был сконденсирован опыт прошлых веков, как выразился Вшерд, «от предков и старых чехов, с трудом и старанием найденный». [ 12 ] Вшехрд осознавал, что стабильность и сила обычаев и традиций служат таким образом гарантией свободы и мощным барьером против намеренного злоупотребления законом со стороны сильных мира сего. Он предостерег от самых «грозных» врагов – тех, кто будет злоупотреблять законами, кто захочет изменить, видоизменить и перевернуть те самые законы, «по которым стояла земля с незапамятных времен». Изменения будут означать «падение хороших и особенно бедных людей, вдов и сирот». [ 13 ] «Если законы страны действуют в своей устойчивости и неизменности, то происходящее для всех людей в целом, а также для каждого человека в частности, хорошо. Если законы страны меняются, происходящее, наоборот, плохо для все как для любого отдельного человека». [ 14 ] Сравнивая чешские земельные советы с римскими Двенадцатью таблицами, непредвзятый и свободолюбивый, а также консервативный Вшехрд подразумевал, что чешское право имеет не меньшую ценность, чем римское право . [ 15 ] Его умеренный правовой релятивизм не исключает возможности частичного вдохновения из-за границы. Перенять принципы зарубежных правовых систем, по общему признанию, возможно, но обычно это нецелесообразно: то, что хорошо работает в одной правовой системе, часто не оправдывает себя в другой. Гораздо полезнее просто учиться на зарубежном опыте и его сравнениях. [ 16 ] Каноническое право католической церкви после гуситских войн почти исчезло из сознания чешского народа. [ 17 ] но некоторые элементы римского права нашли применение в местной практике. [ 18 ] Вшерд жаловался, что юристы, получившие образование в иностранных университетах, пытались применять в Земельном суде правила, не принятые отечественным законодательством. [ 19 ] Более того, его не устраивали длительные и потому дорогостоящие судебные процессы, проводимые по римскому праву . [ 20 ]
Вице-писец как беспристрастный наблюдатель
[ редактировать ]Вшерд пытался освободиться от собственных интересов, защитить общие интересы и принять точку зрения беспристрастного наблюдателя. С этой точки зрения он мог составить мнение об ущербе, который краткосрочные и эгоистические цели отдельных лиц или социальных классов нанесли всему обществу. С другой стороны, если ему это казалось очевидным, Вшерд напоминал отдельным лицам или группам, что они на протяжении длительного времени наносят вред своим собственным интересам и самим себе. [ 21 ] Он призвал тех, кто неоправданно наступал, заключить соглашение и примириться со своим противником. Чтобы сохранить справедливость, необходимы непрекращающиеся усилия. «Полезное не отличается от справедливого, но «одно неразрывно связано с другим» и «все зло начинается, вытекает, растет и осуществляется от разделения их». [ 22 ] А Вшехрд выступал против диктата высшего дворянства и его функциональной кодификации права. [ 23 ] Если первые три книги труда «О законах Чешской земли девятикнижной» посвящены примерно тому, что ныне называется процессуальным правом , то следующие три посвящены материальному праву, к которому добавлено краткое дополнение об исполнении. В седьмой книге мы находим дальнейшие и более подробные положения об исполнительном праве. Восьмая книга посвящена некоторым публично значимым юридическим документам и административным сборам. Наконец, девятая книга посвящена путанице и несоответствиям в применении закона, а также некоторым реформам правопорядка. [ 24 ]
Столбцы Власти и Контракта
[ редактировать ]С явным удовлетворением Вшерд понимал отношения между королем и обществом в чешском государстве как общественный договор. Земля сама выбирает короля, она не куплена им ни на какие деньги и подчиняется ему только добровольно: Король должен принести клятву земле и обязан управлять ею «не так, как ему хотелось бы, а лишь по мере вековые свободы и права земли». [ 25 ] Государственным служащим следует помнить, «что они не хозяева, а всего лишь слуги всей общины и всего народа, ибо они берут у людей деньги и гонорары за свою профессию, которая, как они часто слышат, является их плугом». Даже Земельные советы, не говоря уже о каждом ведомстве в целом, рассматриваются как служба на благо всех. Поэтому желательно, чтобы все, «чья профессия заставляет приходить в Коллегии, служили всем людям без криков и раздоров о своих нуждах, говорили кротко, как слуги, а не кричали, как господа». [ 26 ]
В то время как Джон Локк пытался ограничить исполнительную власть законодательной (и федеративной), [ 27 ] Вшерд в своих усилиях по поддержанию баланса сил не учитывался ни в одном законодательном собрании, обладающем законодательными полномочиями. Правовой порядок страны, в его понимании, до сих пор формировался и должен был формироваться прежде всего и справедливо старыми обычаями и прецедентами. Лишь в особых случаях – как это было в случае с тогда печально известным Далибором из Козоеды , который в 1496 году завладел крепостными и имуществом другого сквайра – решение зависело от дискреционных полномочий судей. Помимо короля, наделенного некоторыми исполнительными полномочиями, вторая колонна власти Вшехрда образована всей старой традицией, «свободами и правами» самой земли. Т.е. посредством ассамблей (Собрание или Сейм (Снемовна) Земли до 1620-х годов имело явное право выбирать и/или избирать короля, давать согласие на налогообложение и квоты найма), вышеупомянутый правовой порядок, заданный прежде всего старые обычаи и прецеденты, которые должны быть прозрачны и знакомы широкой публике, и, наконец, обычаи и привычки людей в более широком смысле. [ 28 ] Договор между землей и государем у Вшерда явно более равный, чем позднее в Томаса Гоббса » « Левиафане ; положение земли сильнее, а государь слабее. Государь Вшехрда из-за отсутствия политической власти даже не может назначать своих преемников. [ 29 ] Вшехрд также ценит мир, предпочитая переговоры войне. [ 30 ] но в отличие от Гоббса он почти не пользуется религиозными аргументами. [ 31 ] Однако в чешских землях к тому времени уже установилась религиозная терпимость; в принципе, к тому времени каждый человек сможет выбрать свою собственную религию. Даже политические группировки или протопартии в сословных собраниях (после Кутногорского мира 1485 г. ) образовывались разными религиозными группами (и отдельные люди тогда могли выбирать свою конфессию в землях Чешской Короны). [ 32 ]
Знание таможенных правил
[ редактировать ]Вшерд старался познакомить с законом особенно низшие и средние классы, чтобы ими не пренебрегали в своих делах и нуждах. Как можно больше людей должны были ознакомиться с законом и деятельностью судебной власти. Вшерд подчеркивал равные права наследования для женщин, аргументируя это вековыми основами местного права. [ 33 ] И вдобавок к этому, утверждал он, полезно и занимательно рассматривать законы страны, поскольку они «обостряют разум и закаляют память тех, кто часто о них думает». [ 34 ] Вот почему Вшерд одобрил замену латыни «естественным» чешским языком в Земельных управлениях и других органах судебной власти страны в 1495 году. [ 35 ] И он отказался от обычных в тот период шагов, направленных на то, чтобы сделать закон более непрозрачным и затруднить его применение (например, использование бумаги вместо прежнего использования более прочного пергамента для записи судебных постановлений; новые пересечения, которые делали предыдущий текст неразборчивым; воспрепятствование свободному доступу к Земельным управлениям, которые ранее были доступны каждому отдельному лицу, или входу в Земельные управления без присутствия или даже уведомления соответствующих сторон). [ 36 ] Таким образом, со своими накладными расходами Вшехрд в свободное время и в свою невыгоду помогал людям, позволяя им позаботиться о себе.
Влияние
[ редактировать ]Благодаря гуситскому реформаторскому движению чешский язык был включен в официальную и правовую повестку дня (и пример Чехии укрепил позиции некоторых других национальных языков в соседних странах, особенно венгерского и, довольно косвенно, румынского). [ 37 ] Вшерд обратился к родному языку и был в числе инициаторов традиции чешского национального и реформаторского гуманизма . [ 38 ] Позже он расстался со своим другом, благородным католическим поэтом Богуславом Хасиштейнским из Лобковиц (Лобковице), писавшим на латыни. [ 39 ]
Работы Вшехрда в рукописных копиях пережили период барокко, который многие называют «периодом тьмы» (по крайней мере, в политическом и интеллектуальном смысле в чешских землях). В период национального возрождения XIX века работа сыграла роль в процессе воссоздания чешской юридической терминологии. Первое книжное издание в 1841 году было значительно сокращено австрийской цензурой Меттерниха, которую не удовлетворили даже те компромиссы, на которые Вшерду пришлось пойти примерно 340 лет назад. [ 40 ] Второе и последнее на сегодняшний день издание, вышедшее в свет в 1874 году, в настоящее время практически недоступно.
В 1868 году имя Вшехрда переняли чешские студенты-юристы. Их организация « Вшехрдская ассоциация чешских юристов », обновленная после « бархатной революции » 1989 года в Чехословакии , действует до сих пор.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид (2003)
- ^ Клабуш (1961), стр. 201-202; предыдущие авторы юридических книг из дворянских кругов: например, Ондржей из Дубы или Цтибор Товачовский из Цимбурка.
- ^ Веселый (1961), с. 133
- ^ Веселый (1961), стр. 141–142
- ^ Исторические исследования права (1961): Чада, стр. 114–117, Урфус, с. 261, Веселый, с. 145-146
- ^ Вшерд (1874), Закрытие, с. 460
- ^ Вшерд, (1874) II, 17, 13, стр. 64–65; Там же, Заключение, стр. 459.
- ^ Урфус (1961), с. 268
- ^ В Лоб (2007), с. 1
- ^ Клабуш (1961), с. 202
- ^ Зажим (2007)
- ^ Vszehrd (1874), Завржение, стр. 100-100. 458–459; Там же, IX, 10, 14, с. 453; Там же IX, 10, 17 (маленький); Лоббан (2007), с. 33 [цитата Роберта Кока]; Блэкстоун (1916), с. 5, 52, 70
- ^ Вшерд (1874) IX, 10, 17, стр. 437-438
- ^ Вшерд (1874) VIII, 26, 1, с. 383; Там же, III, 18, стр. 140-141; Клабуш (1961), стр. 217, 222
- ^ Вшерд (1874) V, 43, 4, с. 252; Урфус, с. 262-263
- ^ Клабуш (1961), с. 211, 213-215
- ^ Богачек (1961), стр. 152-154; Вшерд (1874), V, 45, 7, с. 253; Там же, I, 4, с. 27
- ^ Богачек (1961), стр. 147-199
- ^ Богачек (1961), с. 147, 149; Вшерд (1874), Предисловие, с. 6-8; Там же II, 19, 12, с. 74
- ^ Вшерд (1874), Предисловие, стр. 7.
- ^ Клабуш (1961), с. 230; Вшерд (1874), II, 17, 13, стр. 64-65; Там же, Закрытие, стр. 455-456
- ^ Вшерд (1874), VIII, 32, с. 389
- ^ Клабуш (1961), с. 227
- ^ Вшерд (1874), VIII, 1, с. 351; Веселый (1961), с. 144; Урфус (1961), с. 259
- ^ Вшерд (1874), III, 22, 15, с. 150
- ^ Вшерд (1874), IV, 2, 15-16, с. 162
- ^ Локк (1980), XI-XIV, стр. 69-87.
- ^ Рик Фаун, Иржи Хохман (2010), с. 185
- ^ Гоббс (1996) 2000, I, 14; II, 18-21, 30
- ^ Všehrd (1874), Предисловие, с. 6; Полин (1993), с. 19
- ^ Клабуш (1961), с. 216; Гоббс (1996) 2000, II
- ^ Гора (1998); Чорней (2001), с. 171
- ^ Вшерд (1874), V, 37, 6 с. 245; Там же, Предисловие, с. 5
- ^ Вшерд (1874), VII, 30, 20, с. 339; Там же, Закрытие, с. 459
- ^ Вшехрд (1874), IV, 2, 14, с. 162; Там же, IX, 10, 13, с. 453; Там же, IX, 10, 17, с. 437–438 (маленький)
- ^ Клабуш (1961), стр. 219-221; Вшерд (1874), IX, 10, стр. 428-453; Там же, VIII, 5, 2, с. 353; Там же, V, 32, стр. 235-239
- ^ Кейрж (1984), с. 144; Голл (1916), с. 196, 236; Энциклопедия философии Рутледжа 2, Рубрика: Чехия, Философия в России, Йозеф Зумр (с. 763-769), с. 765: В Богемии, как и везде, за Реформацией последовал всплеск ренессансного гуманизма, существовавшего одновременно и имеющего взаимное влияние. Фактически представители обеих сторон стремились объединить два движения. Викторин Корнель из Вшерды (ум. около 1520), основатель первой чешской юридической школы, работал над философией естественного права, отражавшей самосознание нового класса граждан. Он также был создателем философии чешской истории, которая преувеличивала важность гуситского периода.
- ^ Вшерд (1874), IX, 17, стр. 437-438; Чапек (1961), стр. 65-76; Предисловие к переводу «Книги об исправлении падших» Яна Златоуста (печать 1501 г.) [1]
- ^ Чапек (1961), с. 61-69
- ^ Вшерд (1874), xiii-xiv; Ванечек (1961), с. 55
Литература
[ редактировать ]- М. Викторина зе Вшерд - О правах Чешской земли, книга девятая; новое издание, отредактированное и дополненное Dr. Герменегильд Йиречек, изданная в Праге ассоциацией чешских юристов «Вшехрд» в 1874 г. Книга, оцифрованная Google из библиотеки Оксфордского университета и загруженная в Интернет-архив пользователем tpb [2] ;
- Философская энциклопедия Рутледжа, Том 2, Рубрика: Чехия, Философия в России, Йозеф Зумр (с. 763-769), с. 765:
- Чешские цитаты из творчества Вшехрда можно найти в статье Зденек Зацпал - Викторин Корнелиус из Вшехрд: Полезное не отличается от приличного (2012) [3] [4]
- Сэр Уильям Блэкстоун - Комментарии к законам Англии, том I, содержащий книги I и II, под редакцией Уильяма Кэри Джонса, издание de Luxe, Bancroft-Whitney Company, Сан-Франциско, 1916 г. [лекции получили свою форму в 1753-1765 гг. ]
- Юан Кэмерон – Инакомыслие и ересь (стр. 3–21); в: «Спутник мира реформации» под редакцией Р. По-чиа Ся («Спутники Блэквелла по европейской истории»), Blackwell Publishing Ltd (2004).
- Коллектив под руководством Петра Чорнея - Когда, где, почему и как это произошло в чешской истории, Прага, Reader's Digest Selection, Прага, 2001 г. ISBN 80-86196-33-Х
- Зденек Дэвид – В поисках среднего пути: либеральный вызов утраквистов Риму и Лютеру, Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Центра Вудро Вильсона, и Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2003. Стр. 579.
- Я. Голль – Хельчицкий и братское единство в XV в. века, Исторический клуб Клементинум, Прага, 1916 г.
- Рик Фаун, Иржи Хохман – Исторический словарь Чешского государства, Scarecrow Press, Плимут, 2010, Великобритания, ISBN 978-0-8108-5648-6
- Томас Гоббс – Левиафан; Пересмотренное студенческое издание, под редакцией Ричарда Така, Кембриджские тексты по истории политической мысли, Cambridge University Press (1996), 2000, ISBN 0 521 39492 9 в твердом переплете.
- Петр Гора - Странствия по чешскому прошлому III, баронет, ISBN 80-7214-091-4 , Прага, 1998 г.
- Иржи Кейрж – Гуситы, Панорама, Прага, 1984 г.
- Ян Амос Коменский [Коменский] – История тяжелых невзгод Чешской церкви [1632] [5]
- Майкл Лоббан – История философии права в мире общего права, 1600–1900 гг., Спрингер, Дордрехт, Нидерланды, 2007 г.
- Джон Локк – Второй трактат о правительстве, отредактированный, с введением, CB Macpherson, Hackett Publishing Company, Inc., Индианаполис, Индиана, 1980, ISBN 0-915144-86-7 (pbk.)
- Карел Малый – Обычай – нахождение – право в праве добелогорского периода, Юридический факультет Трнавского университета в Трнаве (Словакия), 2009 г.
- Р. Полин – Сила и ее использование в политике Гоббса (с. 3-22); в:
- Томас Гоббс – Критические оценки, под редакцией Престона Кинга, Том III – Политика и право, Рутледж, Лондон и Нью-Йорк, 1993, ISBN 0-415-08083-5
- Историко-правовые исследования VII с комплектом трудов к 500-летию со дня рождения М. Викторина Корнелиуса зе Вшерда, Издательство Чехословацкой академии наук, Прага 1961:
- Мистер. 53-57: Вацлав Ванечек - Историческая роль юридического творчества мастера Викторина Корнелиуса из Вшерда
- Мистер. 59-76: Й. Б. Чапек – Место Вшердово в развитии чешского и европейского гуманизма
- стр. 77-129: Франтишек Чада – Юридическая деятельность Вшехрда в сохранившихся рукописях.
- Мистер. 131-146: Иржи Веселый – Вшерд за работой (К вопросу об источниках творчества Вшерда)
- Мистер. 147-199: Мирослав Богачек – Римское и каноническое право в творчестве Вшердова
- стр. 201-231: Иржи Клабух – Теоретические идеи Вшехрда о праве и его общественно-политические взгляды.
- стр. 257-273: Валентин Урфус – Концепция Вшерда об отношениях собственности в чешском земельном праве.
- Философская энциклопедия Рутледжа - Том 2 (1998), ISBN 0415187079 , ISBN 978-0415187077 Рубрика: Чехия, Философия в России, Йозеф Зумр (с. 763-769)
- Карел Шелле – История права, Aleš Čeněk, s.r.o., Пльзень, 2007 г., ISBN 978-80-7380-043-7
- 1460 рождений
- 1520 смертей
- Юристы из Богемии
- Ученые из Богемии
- Юристы 15 века
- Люди XV века из Богемии
- Чешские писатели-публицисты
- Чешские гуманисты
- Философы права
- Люди из Хрудима
- Чешские протестанты
- Чешские гуманисты эпохи Возрождения
- Люди XVI века из Богемии
- Выпускники Карлова университета
- Смертность от чумы (болезни) в XVI веке
- Писатели XVI века из Богемии