Конституционная история Боливии
![]() |
---|
![]() |
Боливия имела семнадцать конституций, включая нынешнюю, с момента ее основания в 1825 году.
Список конституций
[ редактировать ]Конституция и президентская система Боливии | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нет. | Дата | Обнародован | Пер. | V.P. | Переизбрание | Сист. | Учредительный орган | Ссылка. |
1 | 19 ноября 1826 г. | Сахар | На всю жизнь | Да | – | СЭЛП | Учредительный Конгресс | [1] |
2 | 14 августа 1831 г. | Святой Крест | 4 года | Да | Да | СПЕЙП | Учредительное собрание | [2] |
3 | 20 октября 1834 г. | [3] | ||||||
4 | 26 октября 1839 г. | Веласко | 4 года | Нет ( П.Сен. ) | Нет (1 срок) | Прямое квалифицированное голосование | Учредительное собрание | [4] |
5 | 17 июня 1843 г. | Балливиан | 8 лет | Нет ( ПНК ) | Нет (1 срок) | Народное голосование | Национальное собрание | [5] |
6 | 21 сентября 1851 г. | Белзу | 5 лет | Нет ( ПКМ ) | Нет (1 срок) | Прямое квалифицированное голосование | Национальное собрание | [6] |
7 | 5 августа 1861 г. | Цвет | 3 года | Нет ( шт. ) | Нет (1 срок) | Прямое квалифицированное голосование | Учредительное собрание | [7] |
8 | 1 октября 1868 г. | Мельгареджо | 4 года | Нет ( П.Сен. ) | Да | Прямое квалифицированное голосование | Учредительное собрание | [8] |
9 | 18 октября 1871 г. | Моралес | 4 года | Нет ( шт. ) | Нет (1 срок) | Прямое квалифицированное голосование | Учредительное собрание | [9] |
10 | 15 февраля 1878 г. | Даза | 4 года | Да | Нет (1 срок) | Прямое квалифицированное голосование | Учредительное собрание | [10] |
11 | 28 октября 1880 г. | Кемпер | 4 года | Да ( 2 ПО ) | Нет (1 срок) | Прямое квалифицированное голосование | Национальное собрание | [11] |
– | 24 января 1921 г. [а] | Доска | 4 года | Да | Нет (1 срок) | Прямое квалифицированное голосование | Национальное собрание | [12] |
– | 23 февраля 1931 г. [б] | Бланко Галиндо ( J ) | 4 года | Да | Нет (2 срока) | Прямое квалифицированное голосование | референдум | [13] |
12 | 30 октября 1938 г. | Буш | 4 года | Да | Нет (1 срок) | Прямое квалифицированное голосование | Национальное собрание | [14] |
– | 4 декабря 1939 г. [с] | Кинтанилья | 4 года | Нет ( П.Сен. ) | Нет (1 срок) | Прямое квалифицированное голосование | Верховный Указ | [15] |
13 | 24 ноября 1945 г. | Вильярроэль | 6 лет | Да | Нет (1 срок) | Прямое квалифицированное голосование | Съезд Конгресса | [16] |
14 | 26 ноября 1947 г. | Герцог | 4 года | Да | Нет (1 срок) | Прямое квалифицированное голосование | Учредительный Конгресс | [17] |
15 | 4 августа 1961 г. | Пас Эстенсоро | 4 года | Да | Да | Прямое всеобщее голосование | Учредительный Конгресс | [18] |
16 | 2 февраля 1967 г. | Барриентос | 4 года | Да | Нет (1 срок) | Прямое всеобщее голосование | Учредительное собрание | [19] |
– | 12 августа 1994 г. [д] | Санчес де Лосада | 5 лет | Да | Нет (1 срок) | Прямое всеобщее голосование | Учредительный Конгресс | [24] |
17 | 7 февраля 2009 г. | Моралес | 5 лет | Да | Да | Прямое всеобщее голосование | Учредительное собрание референдум | [25] |
Источники: [26] [27] [28] [29] [30] |
Ранняя история
[ редактировать ]Учредительное собрание, основавшее Боливию в 1825 году, написало первую конституцию страны, устанавливающую централизованное правительство с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Основанная на Конституции Соединенных Штатов и заимствовавшая некоторые положения Французской Республики, первая хартия утвердила либеральную и представительную демократию, предоставив конгрессу автономию и прерогативы в разработке политики. Однако эта конституция так и не была принята. [31]
26 ноября 1826 года Боливарианская конституция, написанная в Лиме освободителем Симоном Боливаром Паласио, заменила первоначальный документ и установила четырехкратное разделение властей между пожизненным президентством, независимой судебной властью, трехпалатным конгрессом и избирательным органом. Трехпалатный конгресс состоял из Сената и Палаты трибунов, члены которых имели фиксированный срок полномочий, а также Палаты цензоров, члены которой избирались пожизненно. Теоретически Сенат отвечал за кодификацию законов и переориентацию церковных и судебных чиновников, Палата трибунов обладала общими законодательными полномочиями, а Палата цензоров имела надзорные полномочия, включая импичмент членам исполнительной власти. В действительности ключевыми функциями законодательного органа было назначение президента и утверждение списка преемников, представленного президентом. Одним из долгосрочных последствий боливарианской конституции стало создание исполнительной системы. Боливарианская конституция отразила испанскую традицию бюрократического патримониализма, при которой власть принадлежала исполнительной власти. [31]
Во многих отношениях боливарианская конституция отражала желание Боливара предотвратить правление масс. В результате избирательное право было распространено только на тех, кто владел испанским языком и либо владел недвижимостью стоимостью 400 боливиано, либо занимался искусством, наукой или занимал какую-либо другую высокооплачиваемую должность. В праве также было отказано домашним и личным слугам. Короче говоря, право голоса было ограничено очень небольшой и привилегированной элитой. Квалификационные требования и ограничения на голосование сохранялись до тех пор, пока всеобщее избирательное право во время революции 1952 года не было принято . Боливар также опасался, что конкурирующие элитные группировки будут вести борьбу друг с другом за контроль над новой нацией, и пришел к убеждению, что лучший способ предотвратить нестабильность и хаос — это институционализировать сильное, централизованное и пожизненное президентство. [31]
Однако боливарианская конституция просуществовала недолго из-за огромного несоответствия, существовавшего между национальными устремлениями государства и его эффективной властью над разрозненными регионами и населением Боливии. Между 1825 и 1880 годами в политической жизни Боливии доминировал ряд квазивоенных лидеров, известных как каудильо, которые появились после распада Испанской империи. В условиях экономического кризиса, враждующих каудильо и полуфеодальной социальной структуры конституции и национальное правительство становились призами, которые должен был захватить тот или иной каудильо. [31]
Под президентством генерала Андреса де Санта-Крус-и-Калахумана 31 августа 1831 года была принята новая конституция. Новая конституция ввела двухпалатность, разделив орган между Палатой сенаторов (Сенатом) и Палатой депутатов, избираемых по пропорциональному представительству. Ежегодные сессии Национального конгресса (далее Конгресс) должны были длиться от шестидесяти до девяноста дней. Хотя президенту было предоставлено право распускать Конгресс, новая конституция отменила пожизненное президентство и ограничила срок полномочий президента возобновляемым четырехлетним сроком. Однако, несмотря на эти ограничения, президентская власть фактически увеличилась во время президентства Санта-Крус, и тенденция к большей концентрации власти в руках исполнительной власти продолжалась на протяжении всей истории Боливии. [31]
В рамках недолговечной Перу-Боливийской Конфедерации 1836–1839 годов Санта-Крус обнародовал новую конституцию, которая в основном применяла к альянсу принципы хартии 1831 года. Распад конфедерации побудил Санта-Крус институционализировать модель сильной исполнительной власти, воплощенную в хартии 1831 года. Поскольку президенту было дано право распускать законодательный орган, Конгресс был обречен на пассивную и покорную роль. [31]
В течение следующих сорока двух лет Боливия подвергалась прихотям каудильо, которые диктовали конституционные хартии почти так же регулярно, как происходила смена правительства. Между 1839 и 1880 годами законодательной властью было одобрено шесть конституций. За исключением конституции 1839 года, ограничивавшей президентскую власть, конституции, принятые при Хосе Балливиане-и-Сегуроле (1843 г.), Мануэле Исидоро Бельсу Хумересе (1851 г.), Хосе Марии Ача Валиенте (1861 г.), Мариано Мельгарехо Валенсии (1868 г.) и Агустине Моралесе Эрнандес (1871 г.) еще больше сосредоточил власть в руках исполнительной власти. Как правило, в то время Конгресс отвечал на требования любого каудильо, находившегося у власти. [31]
Конституция 1880 года
[ редактировать ]Политика Каудильо подошла к концу после войны на Тихом океане (1879–1880 гг.), В которой объединенные силы Боливии и Перу потерпели унизительное поражение от вооруженных сил Чили. Окончание войны породило новую горнодобывающую элиту, ориентированную на капитализм невмешательства. Благодаря провалу вооруженных сил Боливии в военных действиях, эта новая элита смогла создать новый гражданский режим «порядка и прогресса». [31]
В 1880 году была принята самая прочная конституция Боливии; он должен был оставаться в силе в течение следующих пятидесяти восьми лет. Согласно этой конституции, двухпалатный принцип был полностью принят, и законодательная власть стала важной ареной политических дебатов. В этот период Боливия достигла функционирующего конституционного порядка с политическими партиями, группами интересов и активным законодательным органом. Страна также была ярким примером формальной демократии с юридически ограниченным участием. Требования к грамотности и собственности по-прежнему соблюдались, чтобы исключить индийское население и городской рабочий класс из политики. Политическая жизнь была предназначена для привилегированных и незначительного высшего класса. [31]
Основные предпосылки представительной демократии, введенные в 1880 году, все еще преобладали в 1989 году. В частности, прерогативы Конгресса по надзору за поведением исполнительной власти были введены законом в 1884 году, когда Боливия вышла из войны на Тихом океане. Закон, регулирующий судебное разбирательство ответственности, должен был стать неотъемлемой частью ограниченной демократии в Боливии. [31]
От войны в Чако до революции 1952 года
[ редактировать ]Экономический кризис 1930-х годов и катастрофическая война в Чако (1932–35) обострили социальную напряженность. Последствия войны, в свою очередь, окажут драматическое влияние на политическую жизнь Боливии и ее институты. Между 1935 и 1952 годами реформистские усилия среднего класса переросли в популистские движения, возглавляемые как военными, так и гражданскими интеллектуалами среднего класса. Под руководством полковника Хермана Буша Бесерры (1937–39) учредительное собрание одобрило реформы в 1938 году, которые должны были оказать длительное и глубокое влияние на боливийское общество. Наибольшее значение имели изменения, изменившие структуру отношений между государством и обществом. Согласно его положениям, права человека перевешивали права собственности, преобладали национальные интересы в недрах и их богатствах, государство имело право вмешиваться в экономическую жизнь и регулировать торговлю, рабочие могли организовываться и вести коллективные переговоры, а образовательные учреждения для всех детей были предписаны. Положение о рабочей силе помогло создать основу для политических партий, позволив создавать профсоюзы горняков и крестьян, которые в конечном итоге сыграли центральную роль в революции 1952 года. [31]
Конституция Боливии была снова реформирована в 1944 году во время президентства полковника Гуальберто Вильярроэля Лопеса (1943–46), еще одного реформатора-популиста. Основные изменения включали избирательное право для женщин, но только на муниципальных выборах, а также установление шестилетнего срока полномочий президента и вице-президента без немедленного переизбрания. Однако реформы, предпринятые военно-популистскими правительствами, были частично отменены после свержения и убийства Вильярроэля в 1946 году. В 1947 году новая конституция сократила президентский срок до четырех лет и расширила полномочия Сената. [31]
Реформистские усилия после войны в Чако увеличили роль государства, особенно в плане удовлетворения социальных и экономических проблем. Конституции этого периода отразили рост движений и групп, которые должны были доминировать в боливийской политике в течение следующих сорока лет. Например, Националистическое революционное движение (Movimiento Nacionalista Revolucionario — MNR) поддерживало широкий многоклассовый союз рабочих, крестьян и элементов среднего класса для борьбы с антинациональными силами горнодобывающей олигархии и ее иностранных союзников. Оно продолжило революцию 1952 года, а в 1988 году МПР снова пришло к власти под руководством Паса Эстенсоро, его основателя и лидера, в качестве президента. Хотя революция 1952 года коренным образом изменила боливийское общество, новый политический порядок так и не был полностью реализован. Между 1952 и 1956 годами фракции МПР обсуждали альтернативные и новые способы политической организации, включая предложения о создании рабочего собрания. Однако к 1956 году конституция 1947 года была ратифицирована. За исключением мощного рабочего движения, организованного как Боливийская федерация труда (Central Obrera Boliviana — COB), МПР не удалось создать новые институты, способные направлять и контролировать требования групп, мобилизованных в результате революции 1952 года. [31]
Конституция 1961 года институционализировала достижения революции 1952 года, приняв всеобщее избирательное право, национализацию шахт и аграрную реформу. Фракционные разногласия внутри МПР, коренящиеся в требованиях доступа к государственной службе, подорвали способность партии проводить дальнейшие реформы. Фактически конституция 1961 года служила главным образом интересам фракции МПР Паса Эстенсоро, предусматривая его переизбрание в 1964 году. [31]
конституции 1960-х годов
[ редактировать ]Свержение МПР генералом Рене Барриентосом Ортуньо (президент, 1964–65; сопрезидент, май 1965 — январь 1966; и президент, 1966–69) в 1964 году положило начало современной эпохе в конституционном развитии Боливии. После объявления выборов в 1966 году и применения конституции 1947 года Барриентос попытался провести через Конгресс новую корпоративистскую хартию. Однако, поскольку он стремился к демократической легитимности, он был вынужден отказаться от своего первоначального проекта в пользу конституции, прочно укорененной в либерально-демократической традиции, которая вдохновила авторов хартии 1880 года. [31]
По условиям Конституции 1967 года Боливия была унитарной республикой, сохраняющей демократическую и представительную демократию. Статья 2 предусматривала, что суверенитет принадлежит народу, что он неотчуждаем и что его осуществление делегировано законодательной, исполнительной и судебной властям. Функции публичной власти — исполнительной, законодательной и судебной — не могли быть объединены в одной ветви власти. Хотя Конституция 1967 года признала католицизм официальной государственной религией, она также гарантировала всем конфессиям право на публичное богослужение. Теоретически народ управлял через своих представителей и через другие органы власти, установленные законом. Конституция 1967 года стала известна большинству боливийцев только в 1980-х годах, поскольку с практической точки зрения она действовала только до 1969 года, когда в результате переворота, совершенного генералом Альфредо Овандо Кандиа (сопрезидент, май 1965 года - январь 1966 года, и президент, январь – август), 1966 и 1969–70) свергли гражданский режим. С тех пор и до 1979 года Конституция 1967 года применялась лишь на словах военными правителями, управлявшими Боливией. [31]
Децентрализация и конституционная реформа XXI века
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2011 г. ) |
Последняя конституция Боливии была разработана Учредительным собранием , выборным органом, который собирался в Сукре и Оруро с 6 августа 2006 г. по 9 декабря 2007 г. Конституция была дополнительно изменена Редакционной комиссией перед тем, как она была представлена Конгрессу 14 декабря 2007 г.; Диалогом в Кочабамбе между президентом и оппозиционными префектами в сентябре 2008 года; и в Конгрессе во время переговоров о референдуме в октябре 2008 года. [32]
Он вступил в силу 7 февраля 2009 года, когда его обнародовал президент Эво Моралес. [33] [34] после одобрения на референдуме с участием 90,24%. Референдум состоялся 25 января 2009 года, и конституцию одобрили 61,43% избирателей. [35]
Конституция 2009 года определяет Боливию как унитарное многонациональное и светское (а не католическое, как раньше) государство, формально известное как Многонациональное Государство Боливия. Он призывает к смешанной экономике государственной, частной и коммунальной собственности; ограничивает частную собственность на землю максимум 5 000 гектаров (12 400 акров ); признает различные автономии на местном и ведомственном уровне. Он повышает избирательные полномочия и становится четвертой конституционной властью; вводит возможность отзыва выборов всех избранных должностных лиц; и расширяет Сенат. члены расширенного Национального конгресса будут избираться путем первого большинства голосованием . В будущем [ сомнительно – обсудить ] в отличие от предыдущей смешанной пропорциональной системы . Судебная система реформирована, и судьи в будущем будут избираться, а не назначаться Национальным конгрессом. Он объявляет природные ресурсы исключительной собственностью боливийского народа, находящейся под управлением государства. Сукре будет признан столицей Боливии, но институты останутся там, где они есть (исполнительная и законодательная власть в Ла-Пасе , судебная власть в Сукре). Избирательные органы будут расположены в Сукре.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Боливия: Политическая конституция 1826 г., 19 ноября 1826 г.» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1831 года, 14 августа 1831 года» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1834 г., 20 октября 1834 г.» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1839 года, 26 октября 1839 года» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1843 года, 17 июня 1843 года» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1851 г., 21 сентября 1851 г.» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1861 года, 5 августа 1861 года» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1868 года, 1 октября 1868 года» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1871 года, 18 октября 1871 года» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1878 г., 15 февраля 1878 г.» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1880 г., 28 октября 1880 г.» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Закон от 24 января 1921 г.» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Декрет-закон от 23 февраля 1931 г.» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1938 года, 30 октября 1938 года» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Декрет-закон от 4 декабря 1939 г.» . www.lexivox.org . Проверено 8 мая 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1945 года, 24 ноября 1945 года» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1947 года, 26 ноября 1947 года» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ Боливия, изд. (1962). Политическая конституция государства, одобренная Чрезвычайным национальным конгрессом 1961 года: обнародована конституционным президентом республики Его Превосходительством. Доктор Виктор Пас Эстенсоро, 4 августа 1961 г. (3-е авторизованное частное издание). [Ла-Пас: Редакция «Вселенная»].
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1967 года, 2 февраля 1967 года» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция государства 1995 г., 6 февраля 1995 г.» . www.lexivox.org . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Боливия: Закон о необходимости реформ политической конституции государства, 8 августа 2002 г.» . www.lexivox.org . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Боливия: Закон № 2631 от 20 февраля 2004 г.» . www.lexivox.org . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Боливия: Закон № 3089 от 6 июля 2005 г.» . www.lexivox.org . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция 1994 г., 12 августа 1994 г.» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Боливия: Политическая конституция государства 2009 г., 7 февраля 2009 г.» . www.lexivox.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Новая книга конституционного права Боливии. Socialconstitucionalismo., Рене.- Канелас Лопес, Купить на Bus Calibre» . www.buscaliber.us . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ Ордоньес Лопес, Мануэль; Боливия. Политическая конституция Республики Боливия . Проверено 23 апреля 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Боливия; Салинас Мариака, Рамон (1947). Конституции Боливии; особенно комп. Рамон Салинас Мариака (на испанском языке). Мир. OCLC 1807714 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Триго, Чиро Феликс (2003). Конституционное право Боливии (на испанском языке). Библиотека и исторический архив Почетного Национального Конгресса. ISBN 978-99905-0-405-7 .
- ^ Гисберт 2003 , стр. 233–234.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Эдуардо А. Гамарра (декабрь 1989 г.). Рекс А. Хадсон и Деннис М. Хэнратти (ред.). Боливия: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Конституционный фон.
- ^ Прада Алькореза, Рауль (2010). «Рауль Прада: Внутри Учредительного собрания». В Маристелле Свампе; Пабло Стефанони; Бруно Форнилло (ред.). Баланс и перспективы: интеллектуалы в первом правительстве Эво Моралеса (боливийское изд.). Ла-Пас: Le Monde Diplomatique.
- ^ Меркурий (08 февраля 2009 г.). «Эво Моралес провозглашает новую Конституцию и провозглашает «общинный социализм» » . Проверено 12 февраля 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Мир BBC (7 февраля 2009 г.). «Боливия обнародует новую Конституцию» . BBCNews . Проверено 12 февраля 2009 г.
- ^ Национальный избирательный суд . «Национальный учредительный референдум 2009» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 г. Проверено 9 февраля 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гисберт, Карлос Д. Меса (2003). Президенты Боливии: между урнами для голосования и винтовками: исполнительная власть, государственные министры (на испанском языке). Издательство Гисберт.