Римско-еврейский договор
Римско -еврейский договор — соглашение, заключенное между Иудой Маккавеем и Римской республикой в соответствии с книгой 1 «Маккавеи и » Иосифа Флавия еврейские древности . Это произошло около 161 г. до н. э. и стало первым зарегистрированным договором между Иудеей и Древним Римом . Римляне, очевидно, предложили помощь иудейской повстанческой стороне восстания Маккавеев . Похоже, что договор никогда не приводил к прямым действиям римлян в поддержку Хасмонеев, но он, возможно, удержал Империю Селевкидов , региональную державу того времени, от принятия более крайних мер против Иудеи. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]В начале II века до нашей эры власть и влияние Рима в регионе Восточного Средиземноморья росли, в то время как влияние эллинистических греческих государств-преемников, образовавшихся в результате завоеваний Александра Великого, уменьшалось. Рим победил греческих сирийцев из Империи Селевкидов в римско-селевкидской войне 192–189 гг. До н.э. и наложил условия Апамейского договора , которые требовали от Империи Селевкидов выплатить Риму контрибуцию, а также отправить важных дворян в Рим в качестве заложников. . Рим победил Антигонидов Македонию в Третьей македонской войне 171–168 гг. До н. Э., Поставив центр Греции под влияние Рима. Затем Рим вмешался в Шестую сирийскую войну между Селевкидами и Птолемеевским Египтом , вынудив царя Селевкидов Антиоха IV выбирать между остановкой вторжения в Египет или войной с Римом. Римское вмешательство привело к окончанию войны, и Антиох был вынужден вернуть Кипр царству Птолемеев. Этот инцидент был воспринят как унижение Антиоха и знак недовольным руководством Империи Селевкидов, что у них может быть могущественный союзник в лице Рима. [ 2 ]
Договор был заключен во время восстания Маккавеев , попытки иудеев сначала остановить указы Селевкидов, направленные против практики иудаизма Второго Храма , а затем получить автономию для региона. Иуда Маккавей одержал ряд побед и захватил Иерусалим примерно в декабре 164 г. до н.э. Около 163–161 гг. до н. э. он послал двух эмиссаров, Евполема, сына Иоанна из рода Аккоса (арамейский Хаккоз ) и Ясона, сына Елеазара, для заключения договора о дружбе с римским сенатом . Их миссии, возможно, способствовало то, что римский сенат был недоволен тем, что Деметрий податливого и слабого молодого Антиоха V. сбежал из Рима и занял трон Селевкидов, вопреки их желанию оставить у власти [ 3 ]
Первоисточники
[ редактировать ]В Первой Маккавейской книге договору предшествует несколько вступительных параграфов, в которых восхваляется римлян за их великую силу и уникальную систему правления. Положения договора требуют, чтобы каждая сторона помогала другой в случае нападения и воздерживалась от помощи врагам другой стороны. В договоре также содержится заверение римлян в том, что они сказали царю Селевкидов Деметрию I не нападать на евреев. [ 4 ]
А это копия письма, которое они написали в ответ на бронзовых табличках и отправили в Иерусалим, чтобы остаться с ними там как памятник мира и союза:
Пусть все будет хорошо с римлянами и с народом евреев на море и на суше навсегда, и пусть меч и враг будут далеко от них. Если война сначала придет к Риму или к любому из его союзников во всех их владениях, еврейский народ будет всем сердцем действовать как их союзник, в зависимости от обстоятельств. Врагу, который ведет войну, они не должны давать или снабжать хлебом, оружием, деньгами или кораблями, как решил Рим; и они будут выполнять свои обязательства, не получая никакой прибыли. Точно так же, если война придет первой к народу иудеев, римляне охотно выступят в качестве их союзников, как им покажет случай. А врагам их не будет дано ни зерна, ни оружия, ни денег, ни кораблей, как решил Рим; и они должны соблюдать эти обязательства и делать это без обмана. Таким образом, на этих условиях римляне заключают договор с еврейским народом. Если после вступления в силу настоящих условий обе стороны решат добавить или удалить что-либо, они должны сделать это по своему усмотрению, и любое добавление или удаление, которое они могут сделать, будет действительным.
О злодеяниях, которые причиняет им царь Димитрий, мы написали ему следующее: «Почему ты возложил тяжкое иго на наших друзей и союзников, евреев? Если теперь они снова обратятся за помощью против тебя, мы будем защищать их права». и сражаться с тобой на море и на суше».
— 1 Маккавеев 8:22—32. [ 5 ]
Во 2-й книге «Маккавеев» дипломат Евполем мимоходом упоминается, когда речь идет о его отце Иоанне. В нем говорится, что Иоанн договорился об уступках для евреев, предположительно с Антиохом III, после завоевания им Келе-Сирии, уступках, от которых новый первосвященник Иасон по глупости отказался:
Он [ Ясон ] отменил существовавшие царские уступки евреям, обеспеченные через Иоанна, отца Евполема, отправившегося с миссией установить дружбу и союз с римлянами; и он разрушил законный образ жизни и ввёл новые обычаи, противоречащие закону.
- 2 Маккавеев 4:11 [ 6 ]
2 Маккавеи 11 также включает документ, подробно описывающий дискуссию с некоторыми римскими легатами на пути в Антиохию – не полный договор, но показывающий, что римляне следили за еврейско-селевкидским конфликтом и поддерживали контакт с обеими сторонами в 160-х годах до нашей эры. Такое поведение соответствовало описанию Полибием римской политики поощрения разобщенности и разделения внутри Империи Селевкидов. [ 7 ]
Диодор Сицилийский сообщает о вражде между братьями-хасмонеями Гирканом II и Аристобулом II , и что оба из них боролись с делегацией евреев, выступавших против обоих хасмонеев. Кажется, это также свидетельствует об альянсе, когда сообщается о деле делегации: [ 4 ]
...их предки, восстав против Деметрия, отправили послов в сенат. В ответ сенат предоставил им власть над евреями, которые должны были быть свободными и автономными, под руководством не царя, а первосвященника. Но их нынешние правители [Гиркан и Аристобул], отменившие законы своих предков, несправедливо принудили граждан к подчинению; с помощью большого количества наемников они завоевали королевский сан путем насилия и кровопролития.
- Диодор Сицилийский, книга 40 [ 8 ]
Историк Джастин, кажется, также упоминает об альянсе. Хотя Юстин писал гораздо позже, во II веке, источник, который он сокращал, писал в первые десятилетия первого века, во время правления Августа: [ 4 ]
После того как они восстали против Деметрия, ища дружбы с римлянами, они [евреи] стали первыми из всех восточных народов, получившими свободу, римляне же в то время охотно предоставляли ее от чужой державы.
Книга историка Иосифа Флавия « Еврейские древности » также включает отчет о договоре. У Иосифа почти наверняка была копия Первой книги Маккавеев, которую он использовал в качестве источника, и Иосиф Флавий в основном перефразирует повествование в Первой книге Маккавеев, не добавляя ничего нового. [ 10 ]
Подлинность
[ редактировать ]Mirabilia Urbis Romae, популярный средневековый путеводитель по Риму для христианских паломников, упоминает, что греческую церковь Сан-Базилио следует посетить из-за бронзовой таблички, которая когда-то была прикреплена к ее стене. В «Мирабилии» в главе 24 сообщается: in muro С. Базилио fuit magna tabula aenea, ubi fuit scripta amicitia in loco bono et notabili, quae fuit inter Romanos et Iudaeos tempore Iudae Machabaei. На английском языке: «К стене [церкви] Сан-Базилио была прикреплена большая бронзовая табличка, на которой на подходящем и видном месте было написано о дружбе между римлянами и евреями во времена Иуды Маккавея». [ 11 ]
Израильский ученый Дов Гера отмечает сходство по форме между римско-еврейским договором и другими сопоставимыми соглашениями, утверждая, что это было законное соглашение с римлянами, а не принятие желаемого за действительное автором Первой Маккавейской книги. [ 12 ]
Влияние
[ редактировать ]Несмотря на договор, Рим не вмешивался напрямую в военном отношении в восстание Маккавеев или в различные войны раннего Хасмонейского царства , и при этом они не были обязаны это делать по довольно гибким условиям. Скорее, договор был скорее вопросом доказательства легитимности: ведущие державы мира признали зарождающееся еврейское движение как народ, достойный собственной автономии и поддержки. Политика Рима, в целом поддерживающая отколовшихся людей, таких как Хасмонеи или Тимарх, помогла ослабить авторитет Деметрия I, авантюра, которая в конечном итоге окупилась движением Александра Баласа , который бросил вызов Деметрию I за лидерство, поддержанное наемниками, оплаченными Римом и Пергамом . Таким образом, косвенное давление Рима действительно ослабило империю Селевкидов, что принесло пользу как Хасмонеям, так и Риму в ущерб Селевкидам. [ 13 ]
Согласно 1 Маккавейской 12, Ионафан Апф в роли первосвященника отправил посольство с письмом в Рим, возобновив дружеские отношения. (В нем также записано письмо, отправленное в Спарту, что неожиданно, поскольку Спарта была слабым и неважным государством в тот период.) Неясно, какое влияние оно оказало, если таковое имело место, и неясно, был ли для этого особый повод; вполне возможно, что это была еще одна попытка продемонстрировать легитимность правления Хасмонеев потенциальным внутренним противникам. Судя по дате событий, описанных рядом, кажется, что это посольство существовало примерно в 143 году до н.э., но историки выражают осторожность в отношении предположения о том, что это слишком много, поскольку посольство не датировано напрямую и вместо этого может быть описано там, где оно находится, по литературным причинам. [ 14 ] Преемник Ионафана, его брат Симон Тасси , также записан в Первой Маккавейской книге как отправитель «большого золотого щита весом в 1000 мин» для поддержания отношений, а Рим отправил ответное письмо. Тем не менее, аспекты этой истории сомнительны и, скорее всего, вымышлены, преувеличены или являются фигурой речи; 1000 мин — это, возможно, полтонны золота — маловероятное и непомерное сокровище. Он также включает в себя масштабный запрос об экстрадиции, по-видимому, к царю Египта Птолемею VIII Эвергету II , чтобы он отправил нарушителей спокойствия, настроенных против Хасмонеев, которые бежали в Египет, обратно в Иудею для наказания; однако выдача в древности была редкостью, и этот отрывок больше похож на принятие желаемого за действительное или на дополнение, добавленное иудейским писателем к гораздо меньшему предложению римского посланника. [ 15 ]
Один загадочный инцидент, который мог произойти, а мог и не произойти, связан с записью Иосифом Флавием жалобы хасмонеев на грабежи селевкидов вокруг Иоппы . Иосиф Флавий записывает обращение хасмонеев к римлянам с просьбой потребовать от селевкидов восстановить контроль хасмонеев над прибрежным регионом, а также положить конец эмбарго селевкидов на экспорт из Иудеи. Дата инцидента не указана, а резолюция неясна, хотя в конечном итоге хасмонеи будут контролировать прибрежный регион. Историк Крис Симан предполагает, что это, скорее всего, произошло ок. 113–112 гг. до н. э., во время правления Иоанна Гиркана , и что обращение евреев, очевидно, увенчалось успехом и заставило Селевкидов при царе Антиохе IX отступить. [ 16 ]
Актуальность договора подошла к концу с Хасмонейской гражданской войной между Аристобулом II и Гирканом II . Оба враждующих брата обратились к римскому полководцу Помпею . Помпей тогда находился в этом регионе после участия в Третьей Митридатовой войне , победы над царем Армении Тиграном и подчинения остатков Селевкидов в Антиохии. Помпей, похоже, был проинформирован о давнем союзе и даже позволил некоторым его положениям повлиять на окончательное урегулирование. Тем не менее, результат, несомненно, разочаровал большинство евреев в Риме, который раньше был далеким, хотя и могущественным другом, а теперь повелителем. Хасмонеи низвели до статуса царей-клиентов , продолжая управлять внутренними делами, но их политическая независимость пошатнулась. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шварц 2022 , Договор Иуды с Римом (8:1-32).
- ^ Seeman 2013 , 1. Международный опыт.
- ^ Seeman 2013 , стр. 371–374.
- ^ Перейти обратно: а б с Seeman 2013 , 4. Иуда поворачивает в Рим.
- ^ 1 Маккавеи 8: 22–32.
- ^ 2 Маккавеев 4:11
- ^ Гера 1998 , стр. 249–252.
- ^ Диодор, Историческая библиотека , 40.2.
- ^ Зееман 2013 , с. 122. Джастин 36.3.9 за альтернативный перевод. Оригинальная латынь: Когда они не познакомились с Деметрием, они, искавшие дружбы с римлянами, первыми из всех жителей Востока получили свободу.
- ↑ См. «Еврейские древности», Книга XII, Глава 10. Иосиф Флавий помещает сообщение о смерти Алкима раньше, чем в Первой Маккавейской книге, поскольку это произошло как до посольства в Риме, так и до битвы при Эласе, но, вероятно, датировка смерти Алкима скорее неверна. чем он утверждает, что посольство произошло на 2 года позже Первой Маккавеев. Seeman 2013 , стр. 425–426, примечание 34.
- ^ Zollschan 2017 , стр. 9–10.
- ^ Гера 1998 , стр. 309–312.
- ^ Гера 1998 , стр. 311–318.
- ^ Seeman 2013 , стр. 143–150.
- ^ Seeman 2013 , стр. 162–172.
- ^ Seeman 2013 , стр. 194–200.
- ^ Seeman 2013 , стр. 269–271.
Библиография
[ редактировать ]- Гера, Дов (1998). Иудея и средиземноморская политика с 219 по 161 год до нашей эры . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-09441-5 .
- Шварц, Дэниел Р. (2022). 1 Маккавеи: новый перевод с введением и комментариями . Библия Анкора Йельского университета . Том. 41Б. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. дои : 10.2307/j.ctv2t5xh30 . ISBN 978-0-300-15993-6 .
- Симан, Крис (2013). Рим и Иудея в переходный период: хасмонейские отношения с Римской республикой и эволюция первосвященства . Серия исследований американских университетов VII: Теология и религия 325. Издательство Peter Lang Publishing. ISBN 978-1-433-12103-6 .
- Зольшан, Линда (2017). Рим и Иудея: отношения международного права, 162–100 гг . до н.э. Лондон, Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Групп. ISBN 978-0-8147-4767-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Полный текст « Иудейские древности» / Книга XII в Wikisource, глава 10.