Операция Сигма Сигма
Сигма | |
---|---|
Роль | открытого класса Планер |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | ООО Операция Сигма |
Дизайнер | Джон Селларс |
Первый полет | 12 сентября 1971 г. [1] |
Статус | все еще летаю |
Количество построенных | 2 [1] |
Sigma — экспериментальный планер, разработанный в Великобритании с 1966 года командой под руководством Николаса Гудхарта . После неутешительных результатов во время летных испытаний Sigma была передана канадской группе, которая провела модификации, сделавшие Sigma более конкурентоспособной. [1]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Созданная для участия в чемпионате мира по планерному спорту 1970 года , команда стремилась разработать крыло, которое могло бы хорошо набирать высоту благодаря высокому коэффициенту подъемной силы и большой площади крыла, но в то же время имело бы «максимально возможное уменьшение площади для крейсерского полета при низких коэффициентах подъемной силы». В то же время для минимально возможного сопротивления они стремились к «обширному» ламинарному потоку . Для этого они использовали закрылки, которые изменяли как площадь крыла, так и его развал. Основываясь на анализе природы потоков, возникающих при полетах по пересеченной местности, они пришли к выводу, что, имея медленный радиус поворота, их планер может оставаться близко к центральной (и самой сильной) части потока и получать максимальную выгоду. [1]
Его необычной особенностью является возможность изменять площадь крыла с помощью закрылков Фаулера . Ранее его опробовали Ганноверская авиакомпания Akaflieg на своих планерах AFH-4 , южноафриканский Beatty-Johl BJ-2 Assegai и планеры SZD Zefir . [2]
Была создана компания Operation Sigma Ltd., получившая спонсорскую поддержку со стороны Hawker Siddeley и помощь выдающихся аэродинамиков, а строительство прототипа было начато на заводе Slingsby Kirbymoorside. Пожар на заводе в Слингсби в 1968 году уничтожил прототип, работа над которым была близка к завершению. Вскоре после катастрофического пожара компания Slingsby Sailplanes Ltd. была передана в управление, поэтому оставшийся прототип Sigma Type C был перевезен в мастерские British European Airways в лондонском аэропорту Хитроу (LHR). После завершения он совершил первый полет 12 сентября 1971 года в Колледже аэронавтики . Крэнфилде в [1]
Крылья и хвостовая балка изготовлены из алюминиевого сплава , а передняя часть фюзеляжа выполнена из стекловолокна , центральная часть которого соединена сварной стальной трубой, соединяющей компоненты фюзеляжа и крылья. Другое установленное оборудование включает в себя убирающееся основное колесо, пневматические тормоза с ограничением скорости и хвостовой парашют, расположенный в отсеке руля направления. [1]
Закрылки с гидравлическим приводом увеличили площадь крыла до 177 квадратных футов (увеличение на 35%), снизив нагрузку на крыло и скорость сваливания (37 узлов), что позволило добиться желаемого крутого вращения при движении в термиках. [3] Гидравлическое давление, необходимое для перемещения закрылков, обеспечивалось пилотом, нажимавшим на педали руля направления, что оказалось утомительно, не говоря уже о том, что перемещение закрылков в полете оказалось практически невозможным из-за изгиба крыльев. Тестирование производительности выявило разочаровывающие результаты. [4] лучший показатель L/D 41:1, и проект был закрыт в 1977 году. [1]
Группа предложила Sigma для дальнейшей разработки другим сторонам, выбрав предложение Дэвида Марсдена, профессора машиностроения из Университета Альберты (находящегося в творческом отпуске в Крэнфилдском технологическом институте и пилота планера, имеющего рекорды по своим собственным конструкциям планеров, такие как Марсден Близнецы ). [5]
Самолет был перевезен в Канаду компанией Marsden в 1979 году, модифицирован новой системой закрылков, обычными элеронами вместо подвесных секций закрылков, а хвостовой парашют был удален с руля направления. Несмотря на то, что качество планирования увеличилось только до 47:1, его хорошая скороподъемность сделала его конкурентоспособным с современными планерами открытого класса того времени, побив рекорд США по треугольнику на 300 км в 1997 году со скоростью 151 км/ч (82 узла). [1]
Варианты
[ редактировать ]Данные из: Британские планеры и планеры 1922-1970 гг. [6]
- Сигма Тип А
- Эта версия строилась на заводе Slingsby в Кирбимурсайде в 1969 году, когда они были полностью уничтожены во время пожара на заводе Slingsby в 1969 году.
- Сигма Тип Б
- Версия, в деталях отличающаяся от Типа А, не доработана.
- Сигма Тип С
- После пожара проект взяла на себя компания Operation Sigma Ltd., якобы для поставки лучшего в мире планера для чемпионата мира по планерному спорту . Имея схожие очертания, форму и размеры с оригинальными прототипами, Type C был полностью переработан в деталях, но сохранил методы строительства более ранних самолетов.
- (Марсден) Сигма
- Сигма после модификации Дэвида Марсдена в Канаде .
Технические характеристики (до преобразования Марсдена)
[ редактировать ]Данные планеров 1965-2000 гг. [1]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 28 футов 11 дюймов (8,81 м)
- Размах крыльев: 68 футов 11 дюймов (21 м)
- Площадь крыла: 131 кв. фут (12,2 м 2 ) (закрылки убраны)
- 16,5 м 2 (177,60 кв. футов) (закрылки выдвинуты)
- Соотношение сторон : 36,2 (закрылки убраны).
- 26,8 (закрылки выпущены)
- Профиль крыла : Wortmann FX-67-Σ136-017. [7]
- Пустой вес: 1338 фунтов (607 кг)
- Максимальный взлетный вес: 1550 фунтов (703 кг)
Производительность
- Максимальное качество планирования: 41:1 в готовом виде (47:1 с модификациями Marsden).
- Скорость снижения: 126,6 футов/мин (0,643 м/с) (1,25 уз) (закрылки убраны)
- 151 фут/мин (1,5 уз) (0,772 м/с) (закрылки выпущены)
- Нагрузка на крыло: 11,8 фунтов/кв. футов (57,6 кг/м). 2 ) (закрылки убраны)
- 42,6 кг/м 2 (8,725 фунтов/кв. фут) (закрылки выпущены)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Саймонс, Мартин (2005). Планеры 1965–2000 (2-е исправленное изд.). Кенигсвинтер: EQIP Advertising & Publishing GmbH. ISBN 3 9808838 1 7 .
- ↑ Планеры серии СЗД «Зефир» 1960-х годов также имели машущие крылья Фаулера. Зефиры пилотировались на 2-м и 3-м (Кельн, 1960 г.), 1-м и 2-м (Юнин 1962 г.) местах на чемпионатах мира, при этом L/D Зефир-3 (1965 г.) превышал 43. Также LET L-13 Бланик использовал Закрылки Фаулера, однако последний не предназначался для создания высокопроизводительного планера. ( Разработка планеров «Зефир» ; Лекция Ежи Смелькевича (сопроектировщик). Польские авиационные технологии, Исторические заметки, выпуск 26, сентябрь 2006 г.)
- ^ "Сигма готова к утилизации" Flight International, 1977 г.
- ^ В планерах серии SZD Zefir предыдущего десятилетия были решены проблемы управления закрылками Фаулера (отказ от гидравлики и разработка минималистичных механических органов управления с низким коэффициентом трения), но конструкторы Zefir в конечном итоге пришли к выводу, что закрылки Фаулера несовместимы с требуемым ламинарным потоком (более 70%). хорды) на крыле высокопроизводительного планера (Ежи Смелькевич, указ. соч.)
- ^ «Сигма находит дом» Flight International , 5 ноября 1977 г., стр.1353
- ^ Эллисон, Норман (1971). Британские планеры и планеры 1922–1970 (1-е изд.). Лондон: Адам и Чарльз Блэк. ISBN 0 7136 1189 8 .
- ↑ Flight International , 4 марта 1971 г., стр. 318.
Ссылки
[ редактировать ]- Саймонс, Мартин (2005). Планеры 1965–2000 (2-е исправленное изд.). Кенигсвинтер: EQIP Advertising & Publishing GmbH. ISBN 3 9808838 1 7 .
- Гудхарт, Н. (27 марта 1969 г.), «Сигма - конструкция суперпланера» , Flight International.