Рут Вайс (поэт-битник)
Рут Вайс | |
---|---|
![]() Рут Вайс, Саттер Марин и Мел Вейтсман в фильме «На грани» (1961) | |
Рожденный | Берлин, Германия | 24 июня 1928 г.
Умер | 31 июля 2020 г. Альбион, Калифорния , США | (92 года)
Занятие |
|
Гражданство |
|
Рут Вайс (24 июня 1928 — 31 июля 2020), урожденная Рут Элизабет Вайс , была поэтессой, перформером, драматургом и художницей. Родившаяся в Германии, но имеющая австрийское гражданство, Вайс сделала свой дом и карьеру в Соединенных Штатах . Она считалась участницей Beat Generation , лейбла, который она в последующие годы приняла. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Вайс пришел из атмосферы политической нестабильности. Родившись в еврейской семье в бурные годы подъема нацизма , ее раннее детство прошло в бегстве из дома вместе с родителями. Стремление к выживанию привело их из дома в Берлине в Вену и, в конечном итоге, в Нидерланды , после чего Вайс и ее родители уехали в Соединенные Штаты. В 1939 году они прибыли в Нью-Йорк , а оттуда переехали в Чикаго. Она преуспела в учебе в школе в Чикаго , окончив школу в числе 1% лучших учеников своего класса. Однако в 1946 году семья вернулась в Германию, на этот раз не как граждане Германии, а как граждане США, поскольку ее родители работали в оккупационной армии . Она пошла в школу в Швейцарии и проводила много времени, путешествуя автостопом и сочиняя - два навыка, которые окажутся решающими для ее будущего на американской богемной бит-сцене. [ 2 ] В 1948 году Вайс и ее родители вернулись в Соединенные Штаты и поселились в Чикаго.
Начало карьеры
[ редактировать ]Вайс ушла из дома в 1949 году, сначала остановившись в Чикаго, где она переехала в Art Circle - жилой поселок для художников. Именно в этом сообществе она начала экспериментировать с поэзией и джазом. В 1950 году она покинула Чикаго и отправилась автостопом в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке, а затем, в 1950 году, переехала в Старый французский квартал в Новом Орлеане. [ 3 ] В 1952 году она решила переехать в Сан-Франциско, где начала играть и читать стихи с уличными музыкантами. В 1956 году ее друзья Джек Мингер, Сонни Нельсон и Уил Карлсон открыли клуб под названием The Cellar, в котором каждую среду вечером она проводила поэтические и джазовые занятия. [ 4 ] В конце концов, Вайс почувствовала, что ей нужен перерыв в городской жизни, и отправилась в калифорнийский Биг-Сур , место, прославившееся как бит-центр благодаря Джека Керуака одноименному роману . В книге «Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников» Вайс подробно описывает события в The Cellar после ее ухода. Что касается поэтически-джазовых сессий, она рассказывает своему интервьюеру: «...другие известные поэты, чьи имена я не буду называть, потому что их все знают, в конечном итоге сделали то же самое. Только они были очень умны. ...Они записали их и получили из них пластинки, поэтому никто не знает, что я сделал это, привнес новаторство в джаз и поэзию в Сан-Франциско в 1956 году в The Cellar». [ 4 ] В этот период своей жизни она также начала активно публиковаться в журнале «Блаженство» , одном из первых журналов для писателей-битников. [ 5 ]
В 1952 году у Вайса и Джека Керуака была, по ее словам, «фантастическая связь на многих уровнях». [ 6 ] Прошло два года после того, как Керуак опубликовал свой первый роман « Город и город» , хотя Вайс еще не знал, что он написал и опубликовал книгу. [ 6 ] Вместо этого Вайс и Керуак вступили в «диалог хайку», часами за бутылкой вина переписываясь хайку друг другу . Время от времени к ним заглядывал Нил Кэссиди , и они втроем уезжали, путешествуя по Калифорнии на опасной скорости вверх по опасным холмам, наслаждаясь азартом поездки и присутствием друг друга. [ 6 ]
В 1957 году Вайс организовала в своей квартире «салонную обстановку», создав место, где поэты и писатели могли бы читать и обсуждать свои произведения. [ 7 ] Также в том же году она вышла замуж за своего первого мужа Мела Вейтсмана , который позже стал дзен-священником. Два года спустя, в 1959 году, Вайс опубликовала свой поэтический сборник «Галерея женщин», отдав дань уважения женщинам-поэтам, которыми она больше всего восхищалась, нарисовав их портреты в своих стихах, вдохновленных джазом. [ 5 ]
1960–1970-е годы
[ редактировать ]В 1961 году Вайс закончила свое повествовательное стихотворение «Грань». Просматривая ее стихотворение, художник Пол Битти спросил, может ли Вайс превратить его в сценарий фильма, и она охотно выполнила эту просьбу. К 1961 году Вайс завершила создание и съемки фильма «Грань», включив «найденные предметы» в свой стиль и философию по отношению к фильму. [ 8 ]
Однако «Журнал пустыни» — это работа, которую сама Вайс назвала своим шедевром и самой значительной работой на сегодняшний день. Это произведение представляет собой исследование разума в пустыне. Сюжет стихотворения проводит 40 дней и ночей в пустыне, и каждый день в пустыне ограничивается стихотворением на пяти страницах, причем каждый день представляет собой отдельное стихотворение в рамках большего целого. Каждый день тема стихотворения, искажающая пол, открывает новую область исследования и откровения, и стихотворение переносит читателя через взлеты и падения, суматоху и мир, через которые проходит бестелесный главный герой. Она начала писать это стихотворение в 1961 году и потратила на него семь лет, завершив его только в 1968 году. Оно было опубликовано в 1977 году. [ 9 ] Она описала это стихотворение, как и большую часть своего творчества, как пьесу-спектакль, смысл которой она может полностью выразить, только разыгрывая ее. [ 10 ]
Она утверждала, что в 1960-е годы она начала писать свое имя исключительно строчными буквами в знак символического протеста против «закона и порядка», поскольку на ее родине, в Германии, все существительные пишутся с заглавной буквы. [ 11 ]
В 1967 году Вайс познакомилась с художником Полом Блейком (1945–2014), который стал ее давним компаньоном и соратником. [ 12 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 1990 году Вайс выиграла поэтический конкурс Bay Area и впоследствии выпустила записи своего поэтического выступления под названием Poetry & Allthatjazz. [ 13 ]
был показан фильм Вайса « На грани В 1996 году в Музее Уитни » . [ 5 ]
За последние годы она опубликовала множество стихов и антологий, в том числе « Full Circle/Ein Kreis vollendet sich» (2002), размышления о ее побеге из нацистской Германии. Ее работы также прошли трехмесячную выставку в Публичной библиотеке Сан-Франциско. [ 5 ]
Она продолжала выступать вживую в Норт-Бич и на многих джазовых и поэтических фестивалях, включая выступления на фестивале битов в Сан-Франциско в 2016 году.
Об истории ее жизни был снят отмеченный наградами художественный документальный фильм под названием «Рут Вайс, богиня битов», режиссер Мелоди С. Миллер и продюсер Элизабет П. Монтгомери. [ 14 ] [ 15 ] Премьера фильма состоялась на фестивале художественных фильмов Азоло в Италии, а фильм получил награду за лучший документальный фильм на кинофестивале в Пикскилле в Нью-Йорке. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Она была награждена премией Maverick Spirit Award 2020 на кинофестивале Cinequest . [ 20 ] Эта престижная награда вручается влиятельным людям, олицетворяющим независимый и новаторский образ мышления. Ранее она была вручена Вернеру Херцогу , Харрисону Форду , Джеки Чану и многим другим. [ 21 ]
31 июля 2020 года Вайс скончалась в своем доме в Альбионе , штат Калифорния. [ 22 ] [ 23 ]
Влияния
[ редактировать ]Вайс считает, что Гертруда Стайн , Вирджиния Вулф , французская новая волна и Джуна Барнс , среди многих других, оказали на нее наибольшее влияние.
Однако, поскольку она в первую очередь считала себя «джазовой поэтессой», она также считала джаз и бибоп искусством, наиболее влиятельным из ее собственных. В книге «Нарушая правила крутости» Вайс вспоминает ночь 1949 года, когда она жила в Художественном кружке Чикаго. В тот вечер в ее доме собралась толпа людей, устраивавших джазовый джем-сейшн внизу, в то время как Вайс была занята написанием в своей комнате. Однако ее друг нанес визит, прочитал ее произведение и посоветовал ей принести его вниз и прочитать музыкантам. Музыканты не только не прекращали музыку, чтобы послушать, но продолжали слушать, пока она читала, и точно так же Вайс слушала их джаз и общалась с ним, включая его в свое стихотворение. Именно этот опыт она считает началом своего «всего увлечения джазом и поэзией». [ 4 ]
Стиль
[ редактировать ]Философия, лежащая в основе ее творчества, включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: быть «уличным поэтом», быть «джазовым поэтом», идея нелинейности и фрагментации, идея дисциплины и голые «кости» языка.
Ее внимание к краткости и дисциплине выражается в ее пристрастии к хайку. Ей нравилось хайку за дисциплину, которую оно налагает на писателя, и за то, как оно заставляет удалить «жир» из стихотворения, раскрывая наиболее существенные элементы языка. [ 24 ]
Точно так же этот акцент на «удалении лишнего» лежит в основе ее творческого пути с Desert Journal. Один человек, рецензировавший Desert Journal, описал Вайса как «мастера ластика». [ 24 ] Именно эта способность «стирать» характеризует творчество Вайс и сама она считает ее наиболее важной для своего стиля. Она описала это как олицетворение процесса, через который она прошла во всей своей работе: идеи нелинейности, необходимости начинать с ядра и позволять развивающимся важнейшим фрагментам стать сутью произведения.
Она также отметила, что ее вдохновила «устная традиция». Она объяснила это своей тесной дружбой и творческой связью со знаменитой поэтессой Мэдлин Глисон . Ее поэзия, по ее словам, — это перформанс, это нечто, передаваемое голосом и телом. [ 25 ]
Наконец, Вайс заявила, что, хотя она и не является «уличным поэтом» в традиционном смысле этого слова, ее работы больше всего находят отклик в «уличных» условиях или других неожиданных местах. Она обнаружила, что ее работы часто получают наибольшее признание, связаны и востребованы в самых разных местах: от улиц до пиццерий и гей-баров, собирая большую и разнообразную толпу. [ 26 ]
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Шаги (1958)
- Галерея женщин (1959)
- Южная часть Тихого океана (1959)
- Синий в зеленом (1960)
- Свет и другие стихи (1976)
- Desert Journal (1977, новое издание Trembling Pillow Press, 2012 г.)
- Сингл (1978)
- 13 Хайку (1986)
- Для этих женщин-битников (1997)
- Новый взгляд на материю (1999)
- Полный круг / Круг завершается (2002)
- Африка (2003)
- Белый - это все цвета (2004)
- Никаких танцев вслух (2006)
- Не могу остановить бит: жизнь и слова поэта-битника (2011)
- Путешествие дурака (2012)
- Параллельная планета людей и мест (2012)
- Еще один шаг на запад - море (2012)
- The Snake Sez Yesssss / The Snake Says Jetzzzzzt (2013)
Материалы в антологии (подборка)
[ редактировать ]- Антология блаженства (1960)
- Мир и кусочки. Антология современной американской поэзии (1973)
- Это Женская Работа. Антология прозы и поэзии (1974)
- Современная художественная литература: выдающиеся писатели современности (1976)
- 19+1: Антология поэзии Сан-Франциско (1978)
- Антология второго пришествия (1984)
- Другой бит: сочинения женщин бит-поколения (1997)
- Библия американской поэзии вне закона (1999)
- Beat Attitude: Антология женщин-поэтов поколения битников (2015)
- Бит-отношение: женщины-поэты бит-поколения (2018)
- Австрийский бит (2018)
Фильмография
[ редактировать ]Действуя
[ редактировать ]- Край (1961)
- «Освобождение механической механики» (1967), реж. Стивен Арнольд
- «Сообщения, сообщения» (1968), реж. Стивен Арнольд
- «Различные заклинания тибетской швеи» (1969), реж. Стивен Арнольд
- «Светящаяся сводница» (1971), реж. Стивен Арнольд
- Пещеры Альбиона (2001)
- «Иберия» (2007), реж. Эдди Фалконер
Режиссура
[ редактировать ]- Край (1961)
Документальные фильмы
[ редактировать ]- «Путешествие-сюрприз» (2001), реж. Пол Блейк
- «Нарушая правила: Через американскую контркультуру» (2006), реж. Марко Мюллер
- Рут Вайс встречает своего Прометея (2007), реж. Фредерик Бейкер
- «Дикая история Сан-Франциско: андеграундные художники и поэты эпохи калифорнийских битов» (2011), реж. Мэри Керр
- Стивен Арнольд: Небесные тела (2019), реж. Вишну Дас
- Рут Вайс, богиня битов (2019), реж. Мелоди С. Миллер [ 27 ]
Фонд Рут Вайс
[ редактировать ]В 2020 году был создан Фонд Рут Вайс, чтобы прославить жизнь и наследие известной поэтессы и писательницы. Миссия Фонда — создавать возможности для помощи начинающим и малообеспеченным поэтам и художникам посредством ежегодного гранта/стипендии. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грейс, Нэнси М. и Ронна С. Джонсон. Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 1998. стр. 59.
- ^ Найт, Бренда, Энн Уолдман и Энн Чартерс. Женщины бит-поколения: писатели, художницы и музы в центре революции. Беркли: Conari Press, 1996. стр. 241–243.
- ^ Не могу остановить бит: жизнь и слова поэта-битника (2011), стр. 179-180
- ^ Jump up to: а б с Грейс, Нэнси М. и Ронна К. Джонсон. Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 1998. стр. 70.
- ^ Jump up to: а б с д «Рут Вайс - Beat Generation | Энциклопедия дорожной культуры - digihitch.com» . www.digihitch.com . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Грейс, Нэнси М. и Ронна К. Джонсон. Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 1998. стр. 64.
- ^ Грейс, Нэнси М. и Ронна С. Джонсон. Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 1998. стр. 72.
- ^ Грейс, Нэнси М. и Ронна С. Джонсон. Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 1998. стр. 63.
- ^ Грейс, Нэнси М. и Ронна С. Джонсон. Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 1998. стр. 67.
- ^ Грейс, Нэнси М. и Ронна С. Джонсон. Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 1998. стр. 66.
- ^ Грейс, Нэнси М. и Ронна С. Джонсон. Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 1998. стр. 69.
- ^ Энкарнасьон-Пинедо, Эстибалис и Томас Антонич. Рут Вайс: Бит-поэзия, джаз, искусство Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2021.стр. 127.
- ^ Найт, Бренда, Энн Уолдман и Энн Чартерс. Женщины бит-поколения: писатели, художницы и музы в центре революции. Беркли: Conari Press, 1996. стр. 246.
- ^ "ФИЛЬМ" . Рут Вайс, богиня битов . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ Рут Вайс: Богиня битов , получено 6 августа 2019 г.
- ^ «Рут Вайс, богиня битов» . Фестиваль художественного кино Азоло (на итальянском языке) . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ «Фестиваль арт-кино в Азоло 2019: Танец – главное действующее лицо» . MusiCulturA онлайн (на итальянском языке). 12.06.2019 . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ Мэй-Сузуки, Кристиан. «Документальный фильм местного режиссера о торговле детьми в целях сексуальной эксплуатации, меняющей ситуацию по всей стране | Новости Калвер-Сити» . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ админ. «ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ 2019 ГОДА: Рут Вайс, богиня битов» . Кинофестиваль в Пикскилле . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ «Премия Maverick Spirit Award — Рут Вайс» . Кинофестиваль «Синеквест» . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ «Cinequest объявляет большой состав участников 30-го ежегодного фестиваля» . Новости Меркурия . 23 января 2020 г. Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ «Мать поэзии из Сан-Франциско умерла на Альбионе в возрасте 92 лет» . 10 августа 2020 г.
- ^ «Вспоминая Рут Вайс, поэтессу и провокаторку Норт-Бич» . 10 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Грейс, Нэнси М. и Ронна К. Джонсон. Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 1998. стр. 65.
- ^ Грейс, Нэнси М. и Ронна С. Джонсон. Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 1998. стр. 74.
- ^ Грейс, Нэнси М. и Ронна С. Джонсон. Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 1998. стр. 76.
- ^ «Рут Вайс, богиня битов» . Рут Вайс, богиня битов . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ «Фонд Рут Вайс» . Фонд Рут Вайс . Проверено 05 января 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Найт, Бренда, Энн Уолдман и Энн Чартерс. Женщины бит-поколения: писатели, художницы и музы в центре революции. Беркли: Conari Press, 1996.
- Энкарнасьон-Пинедо, Эстибалис и Томас Антонич. Рут Вайс: Бит-поэзия, джаз, искусство Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2021.
- «Рут Вайс». Серия автобиографий современных авторов (CAAS) 24. Изд. Шелли Эндрюс. Детройт: Gale Research, 1996. 325–353.
- Грейс, Нэнси М. и Ронна К. Джонсон. Нарушение правила хладнокровия: интервью и чтение женщин-писателей-битников. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 2004.
- Уэйли, Престон. Дует как рог: бит-письмо, джаз, стиль и рынки в трансформации культуры США . Кембридж: Гарвардский университет, 2004.
- Рут Вайс Грейс, Нэнси М. « ЖУРНАЛ ПУСТЫНИ : Представление в стиле современный бит-помо». В реконструкции битов. Эд. Дженни Скерл. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2004.
- Поинтл, Стефани. «Это мой дом — это странствие»: изгнание и транснациональная мобильность в поэзии Рут Вайс». Магистерская диссертация. Венский университет, 2019.
- Шпандлер, Хорст. «Рут Вайс и американское бит-движение 50-х и 60-х годов». В книге « Не могу остановить бит: жизнь и слова поэта-битника». Лос-Анджелес: Божественное искусство, 2011.
- Антоник, Томас. «От границы до «богини бит-поколения»: Рут Вайс в бит-поле, или: «Это называется маркетингом, детка». В книге « Из тени: женщины-битницы — это не побитые женщины». Эд. Фрида Форсгрен и Майкл Дж. Принс. Кристиансанн: Портал Книги, 2015.
- Энкарнасьон-Пинедо, Эстибалис. «Бит и за его пределами: мемуары, мифы и изобразительное искусство женщин бит-поколения». Диссертация. Университет Мурсии, 2016.
- Карден, Мэри Паничча. Женщины-писатели эпохи битов: автобиография и интертекстуальность. Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии, 2018.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Документы Рут Вайс в библиотеке Бэнкрофта .
- « Рут Вайс, богиня битов ». Художественный документальный фильм о жизненной саге Рут Вайс, снятый Мелоди С. Миллер.
- Интервью с Рут Вайс, последней поэтессой бит-поколения . Журнал ICON (Италия)
- Рут Вайс, поэт-новатор бит-сцены «клуба мальчиков» . Сан-Франциско Хроника
- Фонд Рут Вайс .
- Рут Вайс на IMDb
- Великие поэты бит-поколения, история Рут Вайс, которая сбежала от нацизма и хотела получить маленькое имя в знак протеста. Журнал Elle (Италия)
- Богиня бит-поколения . (Франция)
- «Вена никогда не покидала моего сердца» . Разговор с Рут Вайс, проведенный битником Томасом Антоником.
- https://collections.ushmm.org/search/catalog/irn509624 . Устное историческое интервью с Рут Вайс.
- http://www.wireonfire.com/upsurge/interview1.html
- «В честь Рут Вайс в день ее 85-летия» . Пустые зеркальные книги (с клипами выступлений)
- Двуязычное издание стихотворения Рут Вайс «Свет», выпущенное независимым художественным издательством STEREOEDITIONS.
- Рут Вайс в Центре поэзии в Сан-Франциско, 19 апреля 1960 года (аудиозапись).
- «Рут Вайс» Уокера Брентса.
- Стандарт (Австрия).
- Риффы Вайса в такт поэзии и всему этому джазу , Джесси Хэмлин, San Francisco Chronicle (6 августа 1998 г.)
- Интервью об устной истории Холокоста с Рут Вайс , Мемориальный музей Холокоста США (1993)