Политика Родезии
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2020 г. ) |
![]() |
---|
В Родезии была ограниченная демократия в том смысле, что в ней существовала Вестминстерская парламентская система с множеством политических партий, претендующих на места в парламенте, но поскольку в голосовании доминировало меньшинство белых поселенцев, а чернокожие африканцы в то время имели лишь незначительное представительство, на международном уровне она считалась расистской страной. Таким образом, это пример государства, которое практиковало народную демократию .
Политической партией, которая господствовала в годы после одностороннего провозглашения независимости, был Родезийский фронт , позже известный как Республиканский фронт. Ян Смит оставался премьер-министром до тех пор, пока в 1979 году страна не стала Зимбабве-Родезией .
Политическая система
[ редактировать ]конституция 1961 года
[ редактировать ]С 1899 по 1962 год однопалатное Законодательное собрание состояло из членов, избираемых для представления округов по принципу первого большинства . Однако на некоторых этапах существовали двухмандатные округа, а в первые годы было несколько назначенных членов. В Конституции предусматривалось создание верхней палаты , известной как Законодательный совет, но ни одна из них так и не была создана. [ 1 ] Конституция 1961 года приняла более сложную систему, призванную распространить избирательное право на более широкие слои общества, включая цветное население, но без немедленного прекращения правления белых.
Во время Односторонней Декларации независимости измененная Конституция Родезии 1961 года (которая была приложена к UDI) предусматривала, что должностное лицо, управляющее правительством , назначалось парламентом, если королева не назначала генерал-губернатора . [ 2 ] Политическая власть по-прежнему принадлежала Законодательному собранию.
Согласно Конституции 1961 года, Законодательное собрание состояло из 65 избранных членов: 50 членов от округов и 15 членов от округов. В списках избирателей были указаны образование, имущество и доход. Основной список А предназначался для граждан, которые соответствовали высоким стандартам в этом отношении: 95% его членов были белыми, а 5% - чернокожими или азиатами. Группа B имела более низкие квалификационные стандарты: 90% ее членов были чернокожими, а 10% - белыми или азиатами. Рулон Б составлял примерно одну десятую размера рулона А. Оба списка голосовали на выборах в округах и округах, но на выборах в округах количество голосов в списке B было ограничено 20% от общего числа, а на выборах в округах количество голосов в списке A было ограничено 20% от общего числа. Эта процедура была известна как «перекрестное голосование». На практике все 50 членов округа будут белыми, а 15 членов округа будут в основном чернокожими.
Всеобщие выборы 1962 года стали переломным моментом для страны, поскольку они привели к избранию правительства Родезийского фронта во главе с Уинстоном Филдом , которое было привержено независимости без правления большинства и продолжающемуся раздельному развитию белых и черных общин в Родезии. Побежденная Объединенная федеральная партия во главе с Эдгаром Уайтхедом была привержена постепенному переходу к правлению большинства.
Африканские националистические группы возражали против конституции 1961 года и призывали тех, кто имел право голосовать, не регистрироваться, а тех, кто зарегистрировался, не голосовать. Относительно немногие африканцы, имеющие право голоса, зарегистрировались для голосования, а явка избирателей B-списка на выборах 1962 года составила менее 25%.
Ян Смит и другие родезийцы утверждали, что эта политическая договоренность привела бы к эволюционному переходу к правлению черного большинства, что позволило бы избежать поспешного перехода, который вызвал трудности в других африканских странах. Но критики утверждают, что упорный отказ добиться немедленного и видимого прогресса к правлению большинства в начале 1960-х годов привел к событиям, которые по сей день вызывают серьезные проблемы в современной Зимбабве.
В 1965 году в Конституцию были внесены изменения, которые отразили новый статус нации после UDI. Прежде всего, поправки лишили британское правительство права принимать законы и действовать от имени Родезии, а также предусматривали внесение дальнейших поправок в конституцию большинством в две трети парламента. Офицер, управляющий правительством, должен был стать главнокомандующим вооруженными силами.
Конституция 1969 года (UDI)
[ редактировать ]Правительство Родезийского фронта в конечном итоге разработало совершенно новую конституцию. Это еще больше укрепило правление белого меньшинства и сделало страну республикой после референдума положительного результата в 1969 году. Согласно этой новой конституции, существовал двухпалатный парламент, состоящий из непрямо избираемого Сената Родезии и напрямую избираемой Палаты собрания Родезии. Новая должность президента была церемониальной, а исполнительная власть оставалась за премьер-министром .
Конституция 1969 года изменила подробные положения о списках избирателей и местах в Ассамблее. Наиболее значительными изменениями 1969 года было то, что перекрестное голосование было отменено, а список B был зарезервирован для неевропейцев. Избирательные округа Ассамблеи были реформированы таким образом, чтобы в них было 50 мест по спискам А и 8 мест по спискам В. Было предусмотрено, что количество мест в списке B будет со временем увеличиваться в соответствии с долей общего подоходного налога, уплачиваемого чернокожими, пока в общей сложности не будет достигнуто 50 мест для чернокожих. В дополнение к местам в списке B вожди африканских племен смогли избрать еще 8 членов. Непосредственным результатом этого соглашения стало то, что 270 000 белых получили 50 мест, а 6 миллионов африканцев получили 8 мест в Ассамблее, а горстка африканских вождей также получила 8 мест.
Новая конституция дала четкое представление о том, куда, по мнению архитекторов UDI, должна идти Родезия в политическом плане. В этой конституции была записана концепция «раздельного развития» для черных и белых. Была также принята концепция возможного паритета парламентского представительства между расами. Эта последняя особенность легла в основу концепции «равного партнерства между черными и белыми» как альтернативы правлению большинства. Однако лидеры государства UDI ясно дали понять, что паритет представительства может быть отложен на неопределенный срок, если не навсегда. Данные по белой иммиграции в 1960-е годы вселили в них веру в то, что при наличии достаточного количества времени можно существенно изменить демографический баланс. [ 3 ]
Политика в Родезии
[ редактировать ]Победа Родезийского фронта на всеобщих выборах 1962 года и последующий UDI соответствовали популистской традиции родезийской политики. Ранняя история политики Родезии во многом представляла собой предвыборные восстания шахтеров, промышленных рабочих и фермеров против крупного бизнеса, который доминировал в колонии. [ 4 ] Избрание правительства Партии реформ во главе с Годфри Хаггинсом в 1933 году имело много общего с победой РФ в 1962 году. Утверждалось, что расовый аспект UDI был второстепенным. Экономический спад в начале 1930-х и начале 1960-х годов привел к избранию популистских правительств, приверженных обеспечению уровня жизни трудящихся (хотя первоочередной заботой были работающие белые люди). Примечательно, что на выборах 1962 года РФ набрала список чернокожих кандидатов, чтобы претендовать на места в округе (по сути, в списке B). Эти чернокожие кандидаты от РФ получили небольшую поддержку со стороны электората списка Б, и ни один из них не был избран. [ 5 ]
Родезия в эпоху UDI так и не приобрела характер однопартийного государства. Хотя война Буша была настоящим политическим состязанием, на протяжении всего периода UDI существовала традиционная политическая оппозиция РФ.
Оппозиция исходила от белых либералов, которые будут бороться за места в списке А на всеобщих выборах, и от некоторых черных партий, которые будут бороться за места в списке Б. Основной белой оппозицией была Партия Родезии, связанная с ветераном-либеральным политиком (и бывшим членом окружной ассамблеи) доктором Арном Палли . [ 6 ] На всеобщих выборах 1974 года доктор Пэлли оказался в пределах 3 голосов от отделения Солсбери (Сити) от РФ. На тех же выборах Майкл Ауре набрал около 30% голосов от РП в Булавайо (округ). Позже Ауре выиграл Хараре (центральный район) от ДДП на парламентских выборах в Зимбабве в 2000 году .
РП действительно удавалось регулярно получать около 20% голосов белых на национальном уровне, и она могла получить большинство голосов небелых округов, но избирательная система «первым прошедшим» означала, что они никогда не получали мест в парламенте. Ассамблея. Широко распространенная цензура прессы и государственный контроль над радио и телевидением сдерживали деятельность оппозиции. Отсутствие эффективной парламентской оппозиции является одним из факторов, который затруднил прекращение UDI, когда эта мера стала явно необходимой.
Активисты РП считали, что большая часть их поддержки исходит от бизнес-элиты, профессионального класса и родезийцев второго или третьего поколения. Белые иммигранты последнего времени, как правило, подавляющим большинством голосовали за РФ. Было высказано предположение, что в Родезии существовала своеобразная белая политика, восходящая к британским иммигрантам из рабочего класса, которые в 20 веке принесли свою успешную борьбу за щедрое государство социального обеспечения в колониях.
Моя мать не могла позволить себе платить за обучение, и я бы не получил образования, если бы правительство Родезии просто не относилось ко мне как к особому гражданину и не дало мне бесплатное образование очень высокого уровня.
— Эдди Кросс , председатель Конфедерации промышленности Зимбабве и экономический секретарь Движения за демократические перемены, 2004 г.
Группа РП не участвовала в всеобщих выборах 1977 года, поскольку многие из ее активистов либо были заключены под стражу в той или иной форме, либо были вынуждены покинуть страну. Михаэля Оре выслали из Родезии в 1976 году, и ему сказали, что он будет немедленно арестован, если вернется. [ 7 ] Оре не мог вернуться домой до 1980 года. Правительство Родезии никогда не проявляло терпимости к инакомыслию на протяжении всего периода UDI, но по мере приближения окончательного разгрома оно стало решительно репрессивным. Бывший либеральный премьер-министр Гарфилд Тодд и члены его семьи подверглись различным формам задержания и домашнему аресту.
Последними политическими событиями в белой Родезии стали всеобщие выборы 1977 года и референдум 1979 года о предоставлении равных избирательных прав всем гражданам. Крайне правая группа, известная как Партия Родезийского действия (RAP), выступила против РФ на выборах и провела кампанию за голосование против на референдуме. Группа RAP выступала за продолжение правления белого меньшинства и принятие крайних военных мер для победы в войне Буша. РАП получила значительную поддержку электората (15% голосов на референдуме).
Некоторые невоенные чернокожие группы и отдельные лица боролись и получили места в списке B (часто под названием «Независимый АНК»). Согласно конституции 1969 года, категория B была зарезервирована исключительно для неевропейцев. Эта черная политическая группировка была одной из тех, кто участвовал во «внутреннем урегулировании» 1979 года. Ассоциация с государством UDI и с внутренним урегулированием несла в себе клеймо коллаборационизма, которое могло подорвать доверие к вовлеченным чернокожим политикам.
Конец Родезии
[ редактировать ]Когда правление белого меньшинства стало нежизнеспособным, Родезия перешла сначала к форме разделения власти («внутреннее урегулирование»), а затем к правлению большинства. В этот момент Родезия прекратила свое существование как политическое образование и была заменена Зимбабве.
Окончание UDI и войны Буша было связано с резкой передачей власти черным политическим партиям, поддерживаемым повстанцами. Некоторые наблюдатели считают, что это привело к маргинализации некоторых наиболее стабильных элементов черного гражданского общества. Следовательно, Зимбабве не смогла воспользоваться преимуществами управляемого перехода к демократии, подобного тому, который имел место в сопоставимых соседних странах, таких как Ботсвана и Южная Африка.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Результаты выборов в Родезии и Зимбабве [1]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Южная Родезия , Hansard , HC Deb, 22 июня 1961 г., том 642 cc1696-739
- ↑ Ян Смит лишает Гиббса всех официальных привилегий , Associated Press, The Morning Record , 18 ноября 1965 г.
- ^ Вестник онлайн: статья о UDI. Архивировано 20 марта 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Отчет о Южной Африке: Эдди Кросс и MDC. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Всеобщие выборы в Родезии, 1962 г.
- ^ Отправка онлайн: Либералы в колониальной Африке.
- ↑ Южный Крест: интервью 2002 г. с Майклом Оре. Архивировано 24 апреля 2006 г. в Wayback Machine.