Выборы в Южной Родезии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
![]() |
---|
Выборы в Южной Родезии проводились с 1899 по 1923 год для избрания части Законодательного совета , а с 1924 года — для избрания всего Законодательного собрания , управлявшего колонией. С момента предоставления самоуправления в 1923 году Южная Родезия использовала Вестминстерскую парламентскую систему в качестве основы правления. Политическая партия (или альянс), имевшая большинство мест в Законодательном собрании, стала правительством. Ответственным за этот блок (главой правительства) был премьер-министр, позже переименованный в премьер-министра , который затем выбирал свой кабинет из избранных коллег.
Законодательный совет
[ редактировать ]До предоставления ответственного правительства Южная Родезия с 1899 года управлялась Законодательным советом, который состоял из некоторых назначенных и некоторых избранных членов. Назначенные члены были назначены Британской южноафриканской компанией и состояли из руководителей, управлявших колонией; Число избранных членов увеличивалось на протяжении всего периода по мере увеличения числа белых людей в колонии.
Законодательное собрание
[ редактировать ]После предоставления ответственного правительства в 1924 году парламент Южной Родезии стал однопалатным и состоял из Законодательного собрания. После того как законы были приняты Законодательным собранием, они передавались губернатору для получения согласия от имени британского монарха . В Ассамблее было 30 мест до принятия конституции 1961 года, когда оно было увеличено до 65 (50 округов и 15 округов). На нем председательствовал спикер; Южная Родезия отличалась от практики Великобритании тем, что спикер был по должности членом Законодательного собрания .
Избирательный ценз
[ редактировать ]1899–1923
[ редактировать ]Колония Южная Родезия взяла свой основной закон из закона Капской колонии , соответствующим образом измененный, чтобы сохранить контроль европейских поселенцев. Базовое требование заключалось в том, что избирателем должен быть британский подданный, мужчина в возрасте 21 года и старше, способный написать свое имя и адрес и поставить свою подпись в регистрационной форме. Тогда существовало три требования, которые квалифицировали избирателей.
а) Владелец зарегистрированного горнодобывающего предприятия в Южной Родезии. б) Владелец недвижимого имущества стоимостью 75 фунтов стерлингов. в) Получение в Южной Родезии заработной платы или оклада в размере 50 фунтов стерлингов в год .
В соответствии с пунктами b) и c) избиратели также должны прожить шесть месяцев в Южной Родезии.
В 1912 году были повышены требования к грамотности: избиратели должны были написать под диктовку 50 слов на английском языке, если этого потребует регистратор. Квалификация средств по пункту b) была увеличена до 150 фунтов стерлингов, а по пункту c) до 100 фунтов стерлингов в год . В 1919 году женщинам были предоставлены избирательные права, и считалось, что они обладают теми же средствами, что и их мужья.
1923–1961
[ редактировать ]Та же квалификация сохранялась и при ответственном правительстве. В 1928 году диктант был отменен, а в 1938 году с пенсионеров были сняты требования к материальному обеспечению. Требования к средствам не повышались до 1951 года, когда стоимость требуемого имущества была увеличена до 500 фунтов стерлингов, а годовая заработная плата - до 240 фунтов стерлингов.
В 1957 году срок проживания в Федерации Родезии и Ньясаленда был повышен до двух лет , а требования к знанию были повышены, чтобы требовать умения читать и понимать английский язык. Квалификация средств была изменена, чтобы создать верхний и нижний списки и позволить образовательным достижениям учитываться в средствах. Право собственности должно было сохраняться в течение двух лет, а требование о добыче полезных ископаемых было отменено.
конституция 1961 года
[ редактировать ]После принятия конституции 1961 года избирателям были доступны два списка избирателей. Оценка «отлично» была более важной, поскольку квалификация зависела от прохождения теста на финансовые и образовательные возможности; избиратели должны были быть в возрасте 21 года и иметь либо годовой доход в размере 792 родезийских фунтов или более, либо недвижимость стоимостью не менее 1650 фунтов - этот ценз был снижен до 528/1100 фунтов, если избиратель получил начальное образование, или 330 /550 фунтов, если избиратель имеет четырехлетнее среднее образование. Назначение правительством на должность «вождя» или «старосты» автоматически давало доступ к рейтингу лучших. Несмотря на определенную гибкость, подавляющее большинство участников списка А были европейцами. Группа «Б» имела более низкий набор финансовых и образовательных требований; избиратели должны были быть в возрасте 18 лет и иметь годовой доход в размере 264 фунтов или имущество стоимостью 495 фунтов (снижается до 132/275, если человек закончил два года среднего образования, 198/385, если человек был 30 лет и старше, или 132/275, если человек был старше 30 лет и имел начальное образование). Министры религии, а также Вожди краалей , за которыми следили не менее 20 глав семей, автоматически получали доступ к списку B. Подавляющее большинство кандидатов на участие в категории B были африканцами, хотя некоторые из них были европейцами. Африканские националисты отвергли конституцию и успешно убедили большинство имеющих право голоса африканских избирателей не регистрироваться. [ 1 ]
То, в каком списке находился избиратель, влияло на ценность его голоса в избирательных округах и округах. Оба списка проголосовали за каждый тип мест. Для округов, если общее количество голосов B превышало одну пятую от общего числа голосов, оно девальвировалось максимум до одной пятой. На практике этого не произошло из-за кампании африканских националистов по бойкоту выборов. Для округов, если общее количество голосов A превышало одну пятую от общего числа голосов, оно девальвировалось максимум до одной пятой. Так было всегда.
конституция 1970 года
[ редактировать ]В конституции 1970 года избирательная система была изменена: список «Б» был отменен. Вместо этого электорат был разделен по расовому признаку : европейские, азиатские и смешанные граждане соответствовали определенным доходам и имущественным критериям – годовой доход в размере 1800 долларов или более за последние два года или недвижимое имущество стоимостью 3600 долларов или более, причем в любом случае спрос был снижен на в-третьих, если человек закончил четыре года среднего образования – голосование в 50 избирательных округах, где африканцы соответствуют более низкой квалификации – годовой доход в размере 600 долларов или более за два последних года или недвижимое имущество стоимостью 1200 долларов или более, при этом любой спрос снижается на треть, если избиратель закончил два года среднего образования – голосование за восемь. Кроме того, восемь мест избирались коллегией выборщиков, состоящей из вождей африканских племен. Премьер-министр Ян Смит оправдал эту схему тем, что подавляющее большинство чернокожих родезийцев не имели опыта работы с демократической системой. Белые родезийцы опасались, что быстрый переход к правлению большинства может вызвать такие же трудности, как и другие новые независимые африканские государства, такие как Гана , Танзания , Уганда и Нигерия . Смит предложил постепенное включение африканцев, увеличивающееся по мере того, как африканское население начинает понимать систему. Это было основано на взносах в бюджет, отсюда и разделение на 50–16 членов в палате из 66 мест, а также был создан новый Сенат Родезии. Критики возражают, что это была просто стратегия, призванная увековечить правление европейских поселенцев как можно дольше, и неясно, произошел ли бы этот переход в течение следующих нескольких десятилетий. [ 2 ] [ нужен лучший источник ]
Избранные правительства
[ редактировать ]С 1924 по 1933 год в правительстве доминировала Партия Родезии (переименование «Ассоциации ответственного правительства», которая выступала за предоставление автономии). В 1933 году Партия реформ, скромно прогрессивная группа, победила на выборах, но в течение года более правая часть партии, включая ее лидера, объединилась с партией Родезии и создала Объединенную партию. Эта партия оставалась у власти до 1962 года, когда она потерпела поражение от Родезийского фронта .
С выборов 1965 года до конца существования Родезии в 1979 году все места в списке «А» и европейские места были завоеваны кандидатами от Родезийского фронта. Эти победы явно были результатом воли белых избирателей, которые считали, что Родезийский фронт был лучшим выбором для того, чтобы провести Родезию через трудные годы санкций и партизанской войны. Места в списке «Б» занимали вожди племен и независимые кандидаты. Эти результаты позволили чернокожему африканцу стать лидером парламентской оппозиции.
Итоги выборов
[ редактировать ]Администрация Британской южноафриканской компании
[ редактировать ]- 17 апреля 1899 г.: выборы в 1-й Законодательный совет.
- 17 марта 1902 г.: выборы во 2-й Законодательный совет.
- 22 мая 1903 г.: дополнительные выборы во 2-й Законодательный совет.
- 6 марта 1905 г.: выборы в 3-й Законодательный совет (фактически, все места были избраны без сопротивления).
- 24 апреля 1908 г.: выборы в 4-й Законодательный совет.
- 12 апреля 1911 г.: выборы в 5-й Законодательный совет.
- 18 марта 1914 г.: выборы в Законодательный совет VI созыва.
- 30 апреля 1920 г.: выборы в Законодательный совет 7-го созыва. Ответственная правительственная ассоциация 11 (в том числе 1 объединенная с Лейбористской партией Родезии); Лейбористская партия Родезии 1, Независимая 1.
Ответственное правительство
[ редактировать ]- 29 апреля 1924 г.: 1-е Законодательное собрание. Партия Родезии 26, независимые 4.
- 19 сентября 1928 г.: 2-е Законодательное собрание. Партия Родезии 22, Прогрессивная партия 4, Лейбористская партия Родезии 3, Независимая 1.
- 6 сентября 1933 г.: 3-е Законодательное собрание. Партия реформ 16, Партия Родезии 9, Лейбористская партия Родезии 5.
- 7 ноября 1934 г.: 4-е Законодательное собрание. Объединенная партия 24, Лейбористская партия Родезии 5, Партия реформ 1.
- 14 апреля 1939 г.: 5-е Законодательное собрание. Объединенная партия 23, Лейбористская партия Родезии 7.
- 25 апреля 1946 г.: 6-е Законодательное собрание. Объединенная партия 13, Либеральная партия 12, Лейбористская партия Родезии 3, Лейбористская партия Южной Родезии 2.
- 15 сентября 1948 г.: 7-е Законодательное собрание. Объединенная партия 24, Либеральная партия 5, Лейбористская партия Родезии 1.
- 27 января 1953 г.: 8-е Законодательное собрание. Объединенная партия Родезии 26, Независимые 2, Независимые лейбористы 1, Независимая партия Родезии 1.
- 5 июня 1958 г.: 9-е Законодательное собрание. Объединенная федеральная партия 17, Партия доминиона 13.
- 14 декабря 1962 г.: 10-е Законодательное собрание. Родезийский фронт 35, Объединенная федеральная партия 29, Независимая 1.
- 7 мая 1965 г.: 11-е Законодательное собрание. Родезийский фронт 50, Родезийская партия 10, Независимые 5.
Односторонняя независимость
[ редактировать ]- 10 апреля 1970 г.: 1-я Палата собрания. Родезийский фронт 50, Независимые 9, Центристская партия 7.
- 30 июля 1974 г.: 2-я Палата собрания. Родезийский фронт 50, Независимые 9, АНК поддержал Независимых 6, Центристская партия 1.
- 31 августа 1977 г.: Третья Палата собрания. Родезийский фронт 50, Независимый 16.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Парламент Зимбабве :: История» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 28 сентября 2011 г.
- ^ Всеобщие выборы в Родезии 1970 г.