Jump to content

Родезийская миссия в Лиссабоне

Родезийская миссия в Лиссабоне ( португальский : Missão da Rodésia em Lisboa ), столице Португалии, действовала с сентября 1965 года по май 1975 года. Это была дипломатическая миссия, представляющая Родезию (или Южную Родезию ), первоначально как самоуправляющуюся колонию Великобритании. и после Односторонней декларации независимости в ноябре 1965 года как непризнанное государство . Родезия проинформировала Великобританию о своем намерении открыть миссию в Лиссабоне, возглавляемую аккредитованным представителем , независимым от посольства Великобритании в городе, в июне 1965 года. Уайтхолл отказался одобрить эту идею, но Родезия, тем не менее, продолжила работу и позже в том же месяце назначила главой Гарри Ридмана. миссия. Британское правительство в течение нескольких месяцев после этого безуспешно пыталось заблокировать этот односторонний акт — первый в Родезии.

Это дело произошло на фоне более крупного спора между Уайтхоллом и Солсбери относительно условий, на которых Родезии могла быть предоставлена ​​суверенная независимость . Правительство Родезии, состоящее в основном из белых, настаивало на том, что государственность должна соответствовать конституции, принятой с одобрения Великобритании в 1961 году, в то время как Уайтхолл настаивал на том, что для того, чтобы страна могла стать полностью независимой, должен быть установлен установленный график введения правления черного большинства. Позиция правительства Родезии по этому вопросу привела к его изоляции в рамках Содружества , которое с 1964 года исключило его из большинства своих внутренних органов, в то время как на вооруженные силы Родезии было неофициально наложено эмбарго со стороны его признанных британских и американских поставщиков.

Родезия управляла собой как самоуправляющаяся колония с 1923 года, но основная ответственность за внешнюю политику оставалась за Великобританией. Стойкое сопротивление Родезии немедленному правлению чернокожих и ее разочарование в Британии подтолкнули ее к Португалии, которая управляла Анголой и Мозамбиком , территориями соответственно к западу и востоку от Родезии. В своей попытке доказать законность независимой лиссабонской миссии родезийцы представили аргумент, основанный на британском законодательстве, предоставляющем колониальному правительству право назначать своих собственных «дипломатических агентов, консульских или торговых представителей в странах, которые готовы принять их". [ 1 ] Британцы возражали, что окончательное право на внешнюю политику Родезии по-прежнему принадлежит Уайтхоллу. Они предложили, чтобы Ридман был интегрирован в посольство Великобритании в Лиссабоне в качестве консула Родезии , но Родезия отказалась принять меньшую должность для Ридмана, чем те, которыми пользуются независимые представители Родезии в Южной Африке и Мозамбике.

После нескольких месяцев безуспешных англо-родезийских переговоров и безуспешных попыток Великобритании дипломатически сдержать Португалию, Ридман в сентябре 1965 года отправился в Лиссабон, чтобы занять свой пост во главе независимой родезийской миссии. Министерство иностранных дел Португалии , которое настаивало на своем нейтралитете в отношении Родезии, возмутило Уайтхолл, приняв аккредитационное письмо Ридмана, хотя Лиссабон старался не провоцировать Великобританию, опуская слово «дипломатический» в титулах, данных как Ридману, так и его миссии. Родезийцы по-прежнему считали себя победителями, заявляя, что намеревались получить независимого дипломатического представителя в Лиссабоне, и теперь он у них есть. Историк Дж. Р. Т. Вуд позже назвал это «первым независимым и действительно односторонним актом Родезии - настоящей соломинкой на ветру». [ 1 ] 11 ноября 1965 года, менее чем через два месяца после вступления Ридмана в должность, Родезия в одностороннем порядке провозгласила свою независимость от Великобритании. Миссия в Лиссабоне действовала до 1975 года, когда она была закрыта после революции гвоздик в Португалии в прошлом году.

Ответственное правительство, Федерация и ветер перемен

[ редактировать ]
Карта Родезии и Ньясаленда.
Федерация Родезии и Ньясаленда (1953–63)

Находясь под управлением и развитием Британской Южно-Африканской компании с 1890-х годов, Южная Родезия стала самоуправляющейся колонией в составе Британской империи предоставил ей управление в 1923 году, когда Уайтхолл ответственное . Столица Южной Родезии Солсбери отныне получила право самостоятельно решать почти все вопросы, включая оборону. [ 2 ] Иностранные дела были одной из немногих областей, зарезервированных британским правительством. [ н 1 ] Будучи единственной самоуправляющейся колонией Империи, Южная Родезия считалась уникальным случаем, почти наравне с доминионом . Начиная с 1932 года , в Имперских конференциях участвовали премьер-министры Южной Родезии наряду с представителями доминионов. [ 5 ] уникальная ситуация, которая продолжалась после того, как Имперские конференции были заменены конференциями премьер-министров Содружества в 1944 году. [ 6 ]

По мнению большинства политиков Южной Родезии, они были почти независимы; если бы была предоставлена ​​полная автономия в форме доминиона, единственной практической разницей было бы увеличение расходов на иностранное представительство, поскольку Солсбери пришлось бы содержать свои собственные посольства за границей. Полагая, что полный статус доминиона является по сути символическим и «доступен по запросу», [ 7 ] Премьер-министр Годфри Хаггинс (занимавший этот пост с 1933 по 1953 год) не считал независимость проблемой. [ 7 ] Он дважды отказывался от британских предложений, намекая на статус доминиона. [ 8 ] и вместо этого стремился к созданию изначально полунезависимой Федерации с непосредственно управляемыми британскими колониями Северной Родезии и Ньясаленда . [ 8 ]

В том же году, согласно результатам референдума 1953 года , была создана Федерация, во главе которой стояла Южная Родезия, наиболее развитая из трех территорий. Солсбери стал федеральной столицей. [ 9 ] В первые годы своего существования Федерация получила от Великобритании несколько привилегий; например, британский парламентский акт 1957 года уполномочил его назначать своих собственных «дипломатических агентов, консульских или торговых представителей в странах, которые готовы их принять», при условии, что он информировал Великобританию, когда он это делал. [ н 2 ] Наиболее заметное из этих назначений произошло в 1961 году, когда Южно-Африканский Союз отделился от Содружества Наций и стал республикой. был создан аккредитованный представитель Солсбери Вскоре после этого в Претории , независимый от тамошнего посольства Великобритании. [ 10 ] Независимый офис, представляющий Федерацию, был также открыт в Лоренсу-Маркеше , столице португальского Мозамбика , а за его пределами федеральные чиновники были созданы в британских посольствах в Японии , Западной Германии и Соединенных Штатах . [ 11 ]

В конечном итоге Федерация потерпела неудачу из-за изменения международных отношений и роста черных националистических амбиций конца 1950-х и начала 1960-х годов, которые часто все вместе называют « Ветром перемен» . [ 12 ] Идея « не иметь независимости до начала правления большинства » получила значительную поддержку в британских политических кругах, поскольку Великобритания, Франция и Бельгия значительно ускорили свой уход с континента. [ 13 ] На фоне шквала кровавых гражданских войн, военных переворотов и других катастроф большинство новых африканских стран за несколько лет превратились в автократические однопартийные государства. [ 14 ] Уже опасаясь черного национализма на расовой почве, Солсбери стал относиться к нему все более антипатично в результате этих событий, особенно когда жестокий кризис в Конго привел к тому, что тысячи белых конголезцев стали беженцами в Северной и Южной Родезии. [ 15 ] В 1962 году, когда Федерация находилась в предсмертной конституционной агонии на фоне требований Ньясаленда об отделении и немедленном правлении чернокожих, федеральный премьер-министр Рой Веленски был в ужасе и возмущен, когда британский государственный секретарь по делам Содружества сказал , Дункан Сэндис что «мы, британцы, потерял желание управлять». [ 16 ] «Но мы этого не сделали», - парировал Джулиан Гринфилд, министр юстиции при Веленском. [ 17 ]

Федеральный роспуск; Солсбери добивается независимости

[ редактировать ]

Жители Южной Родезии предполагали, что в случае распада федерации они будут первыми в очереди на независимость. [ 18 ] и получили бы его без серьезных изменений в своей конституции 1961 года. [ н 3 ] Действительно, межправительственная переписка в начале 1963 года во многом подтвердила уверенность Солсбери в том, что это действительно так. [ 20 ] [ н 4 ] Пока продолжались переговоры о разделении федерального правительства, Сэндис опубликовал письмо о намерениях , в котором заявил, что полномочия, предоставленные федеральному правительству британским законодательством, перейдут к Южной Родезии в конце существования Федерации. Было решено, что Солсбери сохранит заграничные миссии федерального правительства в Претории и Лоренсу-Маркеше, а также отделения британского посольства в Бонне , Токио и Вашингтоне. [ 11 ] Договоренности о роспуске Федерации были заключены в середине 1963 года, и Федерация официально прекратила свое существование 31 декабря того же года. [ 23 ] Северная Родезия и Ньясаленд стали независимыми в 1964 году, переименованными соответственно в Замбию и Малави, под управлением правительства черного большинства. [ 24 ] Южной Родезии было отказано в том же на том основании, что белые занимали слишком доминирующее положение, что вызвало возмущение и ярость со стороны правящего Родезийского фронта (РФ) и его сторонников. [ 8 ] Неспособность премьер-министра Уинстона Филда обеспечить независимость от Великобритании в начале 1964 года привела к его вынужденной отставке и замене его заместителем Яном Смитом в апреле того же года. [ 25 ]

Через два месяца своего премьерства Смит был глубоко оскорблен, когда Уайтхолл сообщил ему, что впервые с 1932 года Южная Родезия не будет представлена ​​на ежегодной конференции премьер-министров Содружества, поскольку было принято решение включать в состав только полностью независимые государства. будущее. [ 26 ] Ссора по поводу условий независимости заставила традиционных британских и американских поставщиков вооруженных сил Южной Родезии ввести неофициальное эмбарго. [ 1 ] и побудили Великобританию прекратить финансовую помощь Солсбери примерно в то же время. США незамедлительно последовали этому примеру. [ n 5 ] Политическое насилие между конкурирующими черными националистическими движениями в Родезии усилилось в середине 1964 года. [ 29 ] что привело к тюремному заключению или превентивным ограничениям для нескольких видных националистов, а также к одновременному запрету их соответствующих партий. [ n 6 ] Когда в октябре 1964 года Северная Родезия стала Замбией, Южная Родезия исключила из своего названия слово «Южная» и инициировала соответствующий закон, но Великобритания отказалась дать согласие, заявив, что колония не может по закону переименовать себя. Солсбери все равно продолжал использовать сокращенное название. [ 31 ]

Правительство Родезии было ярым антикоммунистом и выступало против немедленного правления чернокожих, которое, по словам Смита, приведет к «разрушению нашей страны». [ 32 ] указывая в качестве доказательства на текущие события, такие как кризис в Конго. [ 32 ] Парламент оставался в основном белым, но Солсбери утверждал, что он имел почти единодушную поддержку со стороны всех рас в стремлении к независимости в соответствии с конституцией 1961 года, ссылаясь на различные проверки мнений, проведенные в конце 1964 года. [ н 7 ] Премьер-министр решительно выступал против любых конституционных изменений, которые он считал слишком радикальными, считая это вопросом национальной и региональной безопасности. Согласно его мемуарам, он работал над тем, чтобы предотвратить «безумное стремление к одному человеку, одному голосу со всей вытекающей из этого коррупцией, кумовством, хаосом и экономической катастрофой, свидетелями которых мы были во всех странах вокруг нас». [ 34 ] Лейбористский кабинет премьер - министра Великобритании Гарольда Вильсона , который заменил предыдущую консервативную администрацию в октябре 1964 года , не поверил родезийским тестам общественного мнения и настаивал на правлении большинства как условии независимости. [ 35 ] Содружество неоднократно призывало Великобританию напрямую вмешаться, если неповиновение Родезии продолжится. [ 36 ] в южноафриканском стиле в то время как британские либералы беспокоились, что, если их не остановить, Солсбери может скатиться к апартеиду . [ 37 ]

Великобритания, Португалия и Родезия

[ редактировать ]
Карта. См. описание
Португалия (P) , Родезия (RH) и Южная Африка (SA) сформировали то, что Великобритания назвала «непокорным и взаимоподдерживающим блоком» на юге Африки в 1960-е годы. [ 38 ]

Британские политики считали Португалию традиционным другом – англо-португальский союз возник еще в 1386 году , и обе страны были членами Организации Североатлантического договора (НАТО) и Европейской ассоциации свободной торговли – но объединенная сила коммунистического блока и Афро -азиатское лобби в ООН вынудило британцев отказаться от поддержки плюриконтинентального Estado Novo («Новое государство») в начале 1960-х годов. Португалии Колониальная война , начавшаяся в Анголе в 1961 году, столкнула ее с рядом партизанских группировок на ее африканских территориях, большинство из которых придерживались коммунистического политического мышления. Великобритания выступала против коммунистического вторжения в южную Африку, но знала, что станет международным изгоем, если публично выступит против общего консенсуса в ООН, которая решительно осуждает колониализм во всех формах и поддерживает поддерживаемые коммунистами повстанческие движения по всему региону, рассматривая их как расовые освободительные движения. Таким образом, оно предприняло неуклюжую балансировку, в ходе которой казалось, что оно противостоит Португалии, не делая этого осмысленно. [ 39 ] [ 40 ]

Позиция Великобритании в отношении Родезии изменилась аналогичным образом: Уайтхолл не смог отказаться от политики отказа от независимости до того, как наступит большинство, не вызвав при этом международного возмущения. [ 41 ] Также этому способствовало непропорциональное влияние на африканскую политику Великобритании Джулиуса Ньерере , президента Танзании, который был ярым сторонником безотлагательного правления большинства во всей Африке, реализуемого в случае необходимости с помощью военной силы. Британские политики подчинялись Ньерере почти по каждому предложению, которое они делали относительно Родезии в 1960-х и 1970-х годах. [ 42 ] В период, последовавший за федерацией, Великобритания отчаянно пыталась помешать дальнейшему сближению Родезии с Южной Африкой и Португалией , понимая, что британское влияние в регионе было строго ограничено, в то время как эти три страны оставались очень тесно связанными. В меморандуме британского правительства 1965 года это трио описывается как «непокорный и взаимоподдерживающий блок». [ 38 ]

Между Смитом и его португальским коллегой Антониу де Оливейра Саласаром сложились прекрасные личные отношения . На первой встрече в Португалии в сентябре 1964 года два премьер-министра обнаружили, что они разделяют многие общие взгляды на расовые отношения в своих странах, на то, как Британия обращается с Содружеством, и на то, что Смит назвал «самоуспокоенностью крупнейших держав свободного мира» в лицо того, что пара считала неумолимым коммунистическим экспансионизмом. Выслушав аргументы Смита в пользу независимости Родезии, Салазар в частном порядке пообещал полную поддержку Португалии. [ 43 ] РФ назначила новые всеобщие выборы на май 1965 года и, проводя кампанию на основе предвыборного обещания независимости, получила все 50 мест в списке «А». [ 44 ] Неделю спустя Вильсон встретился с министром иностранных дел Португалии Альберту Франко Ногейрой, на котором он настаивал на секретных отношениях Португалии с Родезией. Ногейра категорически отрицал ничего подобного. [ 38 ]

Родезия добивается одобрения Великобритании для миссии в Лиссабоне

[ редактировать ]

Речь Гиббса 9 июня

[ редактировать ]

Великобританией губернатором парламент был открыт назначенным сэром Хамфри Гиббсом . После решающей победы Родезийского фронта на выборах в мае 1965 года 9 июня [ 1 ] Впервые в Родезии официальным лидером оппозиции был чернокожий: Джозайя Гондо , лидер Объединенной народной партии, теперь сидел напротив Смита и полностью белого РФ в Законодательном собрании. [ 45 ] Хотя Гиббс представлял британскую корону в Родезии, большую часть своей жизни он был местным жителем и придерживался обоих лагерей, считая себя лояльным как к Родезии, так и к монарху. [ 46 ] Открывая парламент, он заявил Ассамблее, что усиление большинства РФ представляет собой «мандат на то, чтобы привести страну к полной независимости» — позже в своей речи он назвал это «нашей независимостью». [ 1 ]

Шестиэтажное здание в эдвардианском стиле стоит в умеренный день, а над ним развевается флаг.
Родезийский дом колонии был офисом Верховного комиссара в Лондоне. (фотография 2006 г.)

Затем Гиббс заявил, что Родезия желает иметь наилучшие отношения со своими соседями, и поразил британских наблюдателей, заявив, что правительство проинформировало его, что оно последует рекомендациям, сделанным Португалией в ходе недавних переговоров, и откроет свою собственную дипломатическую миссию в португальской столице. Лиссабон , как только это было практично. Родезии Эван Кэмпбелл, Верховный комиссар в Лондоне, в тот же день обратился к Уайтхоллу с просьбой одобрить назначение Гарри Ридмана « аккредитованным представителем » Родезии в Португалии, мотивируя это тем, что закон 1957 года, разрешающий Федерации делать это, по-прежнему охватывает Родезию в соответствии с принципом национального правопреемства. . [ 1 ] Письмо о намерениях Сэндиса от 1963 года подтвердило это в глазах Родезии. [ 11 ] Историк Дж. Р. Т. Вуд называет это «первым независимым и действительно односторонним актом Родезии - настоящей соломинкой на ветру». [ 1 ]

Родезийские мотивы

[ редактировать ]

Помимо укрепления португальско-родезийских отношений, назначение в Лиссабоне было призвано обеспечить африканской стране дипломатический плацдарм в Европе за пределами досягаемости Великобритании, а также помочь Солсбери найти новых торговых партнеров и дипломатических союзников на континенте. Помимо прочего, родезийцы намеревались восполнить дефицит военной техники, вызванный необъявленным англо-американским эмбарго на поставки оружия. Ридман, бывший министр иммиграции и туризма, был также отставным офицером британских Королевских ВВС (где он участвовал в исследованиях бомбардировщиков), опытным инженером и бизнесменом: правительство считало, что все необходимые ингредиенты для кого-то в состоянии поставлять европейские самолеты, оружие и другое оборудование, а также представлять интересы Родезии в материковой Европе. [ 1 ] В Родезии он был известен своими необычными публичными заявлениями и опасениями по поводу китайского завоевания юга Африки. [ 47 ]

Лорд Броквей , глава Движения за колониальную свободу , считал, что Родезия пыталась утвердить фактическую независимость в глазах международного сообщества, намеренно бросая вызов Британии по лиссабонскому вопросу. «Если Солсбери будет разрешено претендовать на дипломатические права в иностранных столицах, его утверждение суверенитета будет принято», — написал он в статье для британского демократического социалистического еженедельника Tribune . [ 37 ]

Великобритания отказывается

[ редактировать ]

Британия была застигнута врасплох просьбой Кэмпбелла и не давала ответа более недели. Тем временем Кэмпбелл, которому предстояло выйти на пенсию, 10 июня был освобожден от должности правительством Родезии. Его сменивший, бригадный генерал Эндрю Скин , шесть дней спустя возглавил лондонский офис Кэмпбелла в Rhodesia House , 429 Strand . [ 48 ]

Стремясь как можно скорее добиться вступления Ридмана в должность, правительство Родезии 19 июня публично объявило, что, согласно одобрению Великобритании и Португалии, Ридман будет назначен в течение семи дней. Уайтхолл по-прежнему не предпринял никаких действий. Вильсон и его государственный секретарь по делам Содружества Артур Боттомли были заняты в Чекерсе , официальной загородной резиденции британского премьер-министра, где они принимали глав государств Содружества. [ 49 ]

В отсутствие Боттомли его офис изучил этот вопрос и решил, что Родезия может сохранить своего представителя в Южной Африке, но ей не должно быть разрешено назначать другого в Лиссабоне; приемлем Они пришли к выводу, что консул , но только в составе персонала британского посольства. Боттомли не знал об этом прогрессе до тех пор, пока 25 июня ему не позвонили из офиса, после чего он так и не предпринял никаких действий. Не желая ждать, Родезия на следующий день подтвердила назначение Ридмана, к большому ярости Вильсона. Только теперь Боттомли наконец начал действовать; 29 июня он проинформировал Солсбери о выводах своего министерства, предложив им должность консула в посольстве, но отказавшись санкционировать создание независимого офиса. [ 50 ]

Ранние переговоры

[ редактировать ]

Родезийское разочарование; Великобритания применяет тактику промедления

[ редактировать ]
Портретная фотография Гарольда Уилсона.
Премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон полагал, что сможет заставить Яна Смита подчиниться, если будет препятствовать ему.

Переговоры о независимости между Великобританией и Родезией продолжались в течение двух недель без каких-либо серьезных упоминаний о назначении Ридмана, при этом Великобритания была больше озабочена обсуждением возможного одностороннего провозглашения независимости Родезии (UDI). [ 51 ] 30 июня Смит выступил перед своим парламентом с откровенно вызывающей речью, нападая на Великобританию за ее обращение с новыми членами Содружества, которые, по его словам, оказывали неоправданное влияние на британскую политику в Африке. [ 52 ] По его словам, Великобритания отчаянно пыталась избежать международного унижения, которое сопровождало бы распад организации, и поэтому пыталась сохранить ее целостность, умиротворяя менее видных членов. Выразив свое пренебрежение, премьер-министр пообещал продолжить переговоры, заявив, что он не верит, что Великобритания действительно поддерживает заявленную линию. [ 52 ]

Имея дело с непоколебимым Смитом, министры Вильсона приняли программу преднамеренного разочарования и отсрочки: Великобритания будет бесконечно чинить препятствия премьер-министру Родезии, поддерживая видимость продолжающихся переговоров, очень редко повторяя свою позицию, в надежде, что либо Смит отступит, либо или его кабинет в конечном итоге потеряет веру в его переговорное мастерство и заменит его кем-то более податливым. [ 11 ] Вуд пишет, что Уилсон, Боттомли и их современники из Лейбористской партии «были отвлечены своими политическими программами». [ 28 ] и не понимал к тому времени степени значительного разочарования Родезии в Британии. Фактически «выгнали… из Содружества», как позже прокомментировал Хаггинс, [ 53 ] В Солсбери развивался менталитет крепости, подталкивавший его к односторонним действиям. Вуд заключает, что сохранение Великобританией этой тактики сдерживания было ошибочным и только усугубило чувство отчуждения правительства Родезии. [ 28 ]

Независимое назначение представителя Южной Родезии в Лиссабоне вызвало в британском правительстве опасения, что Смит постепенно добивается независимости своей территории. [ 54 ] в Палате лордов 26 июля лорда Тейлора Великобритании Броквей оказал давление на заместителя государственного секретаря по делам колоний по поводу претензий Родезии, утверждая, что неспособность заблокировать назначение в Лиссабоне будет равносильна фактическому признанию Родезии как независимого государства. . Ответ Тейлора заключался в том, что Великобритания по-прежнему привержена сохранению своей окончательной компетенции в отношении зарубежных отношений Родезии. Затем Броквей спросил, как Родезия добилась своего независимого офиса в Претории; конечно, сказал он, это создало «довольно опасный прецедент?» [ 55 ] Тейлор ответил, что Претория и Солсбери обменялись верховными комиссарами до того, как Южная Африка вышла из Содружества в 1961 году, и что Великобритания предоставила Родезии специальное разрешение на сохранение миссии Претории после этого. Он подчеркнул, что, по мнению Британии, это не является прецедентом для Лиссабона. [ 55 ]

Великобритания отправляет Кледвина Хьюза в Родезию, 22–27 июля.

[ редактировать ]

Британцы решили отправить одного из своих министров Содружества в Родезию для переговоров в начале июля, но некоторое время спорили о том, следует ли это Боттомли или его заместителя Кледвина Хьюза послать . Вильсон счел это делом неотложным, поскольку до него доходили слухи о том, что Родезия может провозгласить независимость в свой главный национальный праздник, День Родоса (12 июля того же года), но это оказалось ложью. 15 июля верховному комиссару Великобритании в Родезии Джону Бейнсу Джонстону было поручено предложить провести недельный раунд переговоров между Смитом и Хьюзом в Солсбери. Джонстону было разрешено сдаться, если премьер-министр Родезии будет настаивать на встрече с Боттомли, но в этом не оказалось необходимости: 18-го числа Смит ответил телеграммой, согласившись на визит Хьюза. Британская делегация прибыла в Солсбери четыре дня спустя. [ 56 ]

Обсуждения быстро продвигались в течение недели, но вопрос Лиссабона не затрагивался до пятого дня, 26 июля, когда Хьюз и Джонстон встретились со Смитом, заместителем премьер-министра Клиффордом Дюпоном и министром торговли и промышленности Джорджем Рудландом. Дюпон открыл дискуссию, сославшись на заявление Сэндиса от 1963 года, в котором говорилось, что правительство Родезии сохранит все права, ранее предоставленные Федерации, которые, по мнению Дюпона, наверняка включали предоставленную в 1957 году возможность назначать своих собственных зарубежных агентов, если оно проинформирует Великобританию. По словам Дюпона, поскольку Португалия заявила о своей готовности принять родезийского дипломата, правительство Родезии действовало совершенно в рамках своих прав. [ 57 ]

Хьюз возразил, что он не верит, что формулировка документа 1957 года дает Родезии право создавать свое собственное представительство за границей без предварительного согласия Великобритании. По его словам, назначение Ридмана, вероятно, будет рассматриваться на международном уровне как серьезное повышение дипломатического авторитета Родезии и может нанести ущерб репутации Великобритании, что, в свою очередь, затруднит текущие переговоры о независимости для обеих сторон. Он повторил предыдущее предложение Боттомли о включении консула в штат британского посольства, добавив, что этому чиновнику не обязательно будет физически находиться в посольстве, и что он может открыть свой собственный офис в другом месте, пока он будет оставаться номинально связанным с ним. [ 57 ]

Смит ответил, что в его интерпретации Родезия должна была держать Уайтхолл в курсе, но предварительное согласие Великобритании не было необходимым; если Великобритания будет оспаривать это, сказал премьер-министр, то, конечно, поручение 1957 года никогда ничего не значило. Затем Дюпон выступил снова, отвергая идею о том, что родезийская миссия должна быть просто вспомогательным консульством британского посольства. Хьюз твердо ответил, что депеша 1957 года не дает родезийцам свободы действий во внешних вопросах, и предупредил их, чтобы они были более гибкими, если они намерены найти общий язык. [ 57 ] Стремясь избежать открытой конфронтации, Смит посоветовал Дюпону пересмотреть свой тон и сменил тему. [ 28 ]

Хьюз встретился с несколькими другими деятелями Родезии перед отъездом поздно вечером 27 июля, но Лиссабон большую часть времени оставался вне программы. Незадолго до отъезда Хьюза Дюпон опубликовал заявление, в котором говорилось, что Ридман вступит в должность в Лиссабоне 1 августа и будет «тепло встречен» португальским правительством. Хьюз осудил это в коротком телефонном разговоре со Смитом, но мало что мог сделать, прежде чем покинуть Родезию тем же вечером. [ 58 ] 29 июля Смит ответил на вопросы прессы, комментируя как Лиссабон, так и переговоры о независимости в целом. Он выразил убежденность в том, что Родезия добилась большего прогресса на пути к независимости в переговорах с Хьюзом, чем когда-либо прежде, но уточнил это, заявив, что только ответ Вильсона на предложения, данные Хьюзу, покажет, действительно ли это правда. Он сказал, что, хотя, по его мнению, Уайтхолл заинтересован в решении вопроса независимости, он не верит, что их линия изменилась. Он заявил, что ни он, ни РФ никоим образом не изменят свою позицию. Переходя к теме Лиссабона, Смит подчеркнул, что это не связано со спором о независимости, а затем отменил заявление Дюпона, сделанное двумя днями ранее: назначение Ридмана останется предварительным до дальнейшего уведомления, сказал он. [ 59 ]

Англо-родезийская враждебность углубляется

[ редактировать ]

Боттомли совершает поездку по Западной Африке, вызывая подозрения в Родезии

[ редактировать ]

Боттомли совершил поездку по Западной Африке в начале августа, а в Гане и Нигерии произнес несколько речей, заверяя принимающую сторону, что немедленное правление большинства является безоговорочным требованием для независимости Родезии. Он исключил использование военной силы в случае родезийского UDI и вместо этого пообещал положить конец такому восстанию с помощью экономических санкций. Отказ Боттомли от применения силы вызвал обличительную критику со стороны Джошуа Нкомо , находящегося в заключении лидера марксистско-ленинского Союза Африканского Народа Зимбабве , который заявил, что это показывает, что Великобритания несерьезно относится к деколонизации Родезии, как и другие ее африканские владения. [ 60 ] Между тем, комментарии Боттомли усилили антибританские настроения. В своих мемуарах Смит прямо описывает настроения, обвиняя Великобританию в «прибегании к политике удобства и умиротворения». [ 61 ] «Мы ждали и ждали... [но] британцы не были готовы принять четкое решение», - пишет он; «Прежде чем ответить нам, они консультировались с обанкротившимися и коммунистическими диктатурами». [ 61 ] Раздраженные отсутствием прогресса, даже самые нерешительные члены правительства Родезии начали видеть путь, ведущий к UDI, как единственный жизненный для них. Лиссабон, однако, оставался непосредственным яблоком раздора, и в этом вопросе родезийцы стали еще более решительно настроены не уступать ни на дюйм. [ 60 ]

Встреча Джонстона и Смита 18 августа.

[ редактировать ]
Портретная фотография Яна Смита.
Премьер-министр Родезии Ян Смит предложил юридический арбитраж для решения лиссабонского вопроса, но Великобритания отклонила это предложение.

Смит организовал встречу с Джонстоном, начавшуюся в 09:00 18 августа, на которой он сообщил британскому верховному комиссару, что он тщательно рассмотрел назначение Лиссабона с помощью Дюпона, нескольких юрисконсультов и судьи Высокого суда Родезии. . Судья изучил соответствующие документы и пришел к выводу, что Дюпон интерпретировал их правильно. Поэтому Смит был уверен, что назначение Ридмана было законным, если Португалия согласилась. Последовал долгий спор, в котором ни один из мужчин не хотел сдвинуться с места. Смит сказал, что он всегда старался быть гибким и вежливым, но он и его правительство чувствовали, что им необходимо занять определенную позицию. Разъяснив Лиссабону точную личность предполагаемого представителя и проинформировав Великобританию о своих намерениях, Смит заявил, что родезийцы выполнили все юридические обязательства. [ 60 ]

Джонстон отверг аргумент Смита, заявив, что ни Федерация, ни Родезия никогда не назначали такого назначения (на самом деле это было ложью; федеральное правительство открыло независимые дипломатические миссии в Южной Африке и португальском Мозамбике, а Родезия сохранила их обоих). [ 62 ] Джонстон пришел к выводу, что Родезия пытается преждевременно укрепить свой международный авторитет. Предыдущие полномочия, по его словам, были даны для того, чтобы позволить Британии и Родезии сотрудничать при условии верховной власти Уайтхолла, и не давали Родезии права поступать так, как она пожелает, в области внешних сношений, особенно если выбранная ею линия противоречила британской. Пытаясь запугать Смита, Джонстон строго спросил, почему премьер-министр Родезии рискует вызвать крупный международный инцидент, намеренно бросая вызов Британии; Смит ответил, что после нескольких пренебрежительных высказываний Британии по отношению к Родезии за предыдущие полтора года Солсбери не примет еще одного. Разговор продолжался в таком же духе еще некоторое время. Смит предложил, чтобы соответствующие документы были рассмотрены совместно двумя судьями, британцем и родезийцем, но Джонстон отказался от этого. Встреча закончилась без согласия. [ 62 ]

Боттомли возвращается в Британию

[ редактировать ]

Родезийская пресса широко освещала споры по поводу Лиссабона во второй половине августа, в целом предсказывая, что ни Великобритания, Португалия, ни Родезия не отступят. Хотя большинство репортеров считали, что Уайтхолл займет жесткую позицию, мало кто видел, каким образом это могло бы помешать Ридману вступить в должность. [ 63 ] 20 августа Боттомли выступил на своей заключительной конференции в Лагосе и повторил все, что он ранее говорил относительно позиции Великобритании по Родезии. Вернувшись через три дня в Лондон, он подтвердил свою прежнюю позицию в отношении Лиссабона, заявив, что был бы рад иметь родезийца в штате британского посольства там, но больше не допустит. В том же интервью он выразил уверенность в том, что Вильсон предотвратил Родезийский UDI в октябре прошлого года, предупредив Солсбери об экономических последствиях. [ 64 ] Выступая в Гвело 27 августа, Смит высмеял это заявление, назвав его «невероятным». [ 63 ] По его словам, его администрация тогда даже не рассматривала вопрос о провозглашении независимости, но сейчас она рассматривается, и он считает, что англо-родезийские отношения находятся на самом низком уровне за всю историю. Он призвал Британию как можно скорее вернуться за стол переговоров. [ 63 ]

Великобритания пытается заблокировать назначение

[ редактировать ]

Уилсон решает бросить вызов Португалии

[ редактировать ]

Британцы продолжали свою политику сдерживания Смита. В конце августа 1965 года они не считали родезийский UDI непосредственной угрозой и поэтому сосредоточили внимание на сохраняющемся неповиновении колонии метрополии в отношении Ридмана и Лиссабона. 30 августа Джонстон изложил позицию Великобритании по этому вопросу для Управления по связям с Содружеством Боттомли. Насколько он понимает, сказал он, непосредственно перед роспуском Федерации Родезии было сказано, что она сохранит прежние полномочия Федерации в отношении внешних сношений, но что это поручение находится на усмотрении Великобритании и не может быть осуществлено без предварительных обширных консультаций и соответствия Британская линия. [ 11 ]

Джонстон горько сожалел о том, что родезийцы, очевидно, все равно приняли практические меры по созданию независимого офиса в Лиссабоне, даже потрудившись арендовать предполагаемое помещение миссии. Он повторил заявление, сделанное им на встрече со Смитом 18 августа, еще раз заявив, что федеральное правительство не назначало назначения самостоятельно. Он признал, что в Претории находился независимый посланник Родезии, но утверждал, что это было результатом насильственного выхода Южной Африки из Содружества. Он не упомянул родезийский (ранее федеральный) офис в Лоренсу-Маркеше, который, по словам Вуда, можно считать «прецедентом для Португалии». [ 11 ]

5 сентября газета Salisbury Sunday Mail сообщила, что Смит твердо придерживается абсолютной независимости Ридмана в Лиссабоне и что Португалия приняла посланника. [ 11 ] Великобритании Министр иностранных дел Майкл Стюарт отреагировал с тревогой, созвав в тот же день срочную встречу с Хьюзом и сэром Арчибальдом Россом, послом Великобритании в Португалии. Здесь Хьюз предложил вывести Португалию из строя, настаивая на том, что лиссабонская миссия представляет собой «ползучую независимость» Родезии и поэтому ее следует остановить. [ 65 ]

Росс не согласился, мотивируя это тем, что это только повредит отношениям между Великобританией и Португалией, что является нежелательной перспективой, учитывая общее членство этих стран в НАТО, Европейской ассоциации свободной торговли и т. д. [ 65 ] На карту было поставлено многое; Великобритания имела годовой фунтов стерлингов в размере 48 миллионов профицит торгового баланса с Португалией , а Португальские железные дороги находились в процессе покупки 50 тепловозов у ​​English Electric . На архипелаге Азорских островов Португалия предоставила НАТО стратегически важную авиабазу, которая не была защищена договором; учитывая склонность, Лиссабон мог бы закрыть его. [ 66 ]

Хьюз настаивал на том, что они больше ничего не могут сделать, чтобы напрямую сдержать Родезию; они уже угрожали выслать представителя Родезии из британского посольства в Вашингтоне, но безрезультатно. Таким образом, единственным открытым курсом должна была стать более жесткая позиция в отношении Португалии. Двумя днями позже, 7 сентября, Уилсон обсудил этот вопрос с Хьюзом и Стюартом и согласился с их выводами, посоветовав им действовать. [ 65 ]

Встреча Джонстона и Смита 8 сентября; назначение подтверждено

[ редактировать ]

В тот же день Боттомли написал Смиту, что он и Вильсон разочарованы отсутствием прогресса как в отношении независимости, так и в отношении назначения в Лиссабоне. Он был готов посетить Родезию лично, но не смог приехать до октября, потому что ему нужно было быть в Блэкпуле для участия в конференции Лейбористской партии , которая должна была начаться 26 сентября. [ 65 ] На следующее утро, 8 сентября, Джонстон сказал Смиту, что, если Ридман отправится в Португалию, открыто игнорируя пожелания Великобритании, это отрицательно повлияет на будущие переговоры о независимости. Задержка Родезии с обоснованием назначения также оказала пагубное влияние, заявил Джонстон. Наконец, он пригрозил выселить послов Родезии из Вашингтона, Бонна и Токио, если Родезия не откажется. Смит снова остался непреклонен. По его словам, любая задержка в отношении Лиссабона является ошибкой Британии. Он посоветовал Джонстону дождаться дневного заседания Законодательного собрания Родезии, чтобы услышать официальное объявление Дюпона о назначении Ридмана, а также полное родезийское объяснение, стоящее за ним. [ 67 ]

Смит сказал, что понимает, что это будет раздражать британцев, но настаивал на том, что он и его правительство больше не готовы ждать. Он неоднократно предлагал уважать решение беспристрастной арбитражной команды, напомнил он Джонстону, но британцы каждый раз отвергали эту идею. Поэтому он чувствовал себя обязанным последовать совету своей собственной команды юристов, который заключался в том, что назначение было законным. Его правительство не согласилось бы на меньшее назначение в Лиссабоне, чем в Претории и Лоренсу-Маркеше. Он отверг угрозу Джонстона изгнать представителей Родезии в Западной Германии, Японии и Америке; отношения с Португалией и Южной Африкой гораздо важнее, сказал он, поскольку они являются двумя ближайшими соседями Родезии географически. [ 67 ]

Джонстон возразил, что британское правительство не может принимать участие в судебном расследовании, описанном Смитом, поскольку его суверенитет не может быть предметом какого-либо внешнего суждения и в любом случае не будет ничего, что можно было бы рассматривать в качестве арбитража. Смит снова был решителен: почему, спрашивал он, Уайтхолл так непреклонно избегает юридического арбитража, если его министры были так уверены в своей правоте? Он пообещал закрыть дело, если такая комиссия вынесет решение против него, но безрезультатно. Джонстон сказал только, что телеграфирует в Уайтхолл, чтобы сообщить им о неизбежности назначения Ридмана. Дюпон подтвердил это в тот же день, сообщив Законодательному собранию Родезии, что миссия была принята Португалией. [ 67 ] [ 68 ]

Великобритания мобилизует поддержку НАТО против Португалии; Лиссабон настаивает на своем нейтралитете

[ редактировать ]
Седой джентльмен в костюме, пальто и очках слегка наклоняется вперед и смотрит на что-то за кадром.
Премьер-министр Португалии Антониу ди Оливейра Саласар был твердым сторонником правительства Родезии. [ 69 ] но пропагандировал линию нейтралитета.

Португалии Тем временем Стюарт и Росс спорили с Ногейрой и временным поверенным в делах в Лондоне Хосе Мануэлем де Виллаш-Боаш де Васконселлос Фариа. 8 сентября Ногейра заявил, что португальцы принимают Ридмана в качестве представителя Родезии, но не определяют его статус, поскольку хотят оставаться нейтральными в том, что они считают исключительно англо-родезийской проблемой. Насколько он мог видеть, сказал Ногейра, Португалия не причинила вреда британским интересам. Стюарт твердо заявил Ногейре, что Великобритания ожидает, что Португалия в течение 24 часов сделает заявление о том, что она не будет иметь дело с Ридманом, пока он не будет работать в штате британского посольства. Ногейра ответил, что его правительство не собирается предоставлять Ридману официальное дипломатическое признание и что Дюпон это понимает. [ 67 ] Теперь Росс пригрозил привлечь НАТО, если Португалия не объяснит подробно свое поведение. Невозмутимый Ногейра сказал, что это его удивило; Если британцы так хотели, чтобы Ридман был в штате их посольства, ответил он, то это их дело. Он настаивал, что Португалия занимает полную нейтральную позицию в этом вопросе. [ 66 ]

Великобритания энергично сплотила другие страны НАТО, чтобы выступить против Португалии из-за Ридмана. [ 70 ] Франция предупредила, что давление НАТО вряд ли принесет результаты в его деле, но представитель Бельгии в НАТО Андре де Стерке согласился бросить вызов Салазару 11 сентября. [ 66 ] На встрече с де Стерке Салазар отрицал, что Португалия предоставила Родезии собственное дипломатическое представительство, и заявил, что произошло некоторое недоразумение. Португалия не будет препятствовать въезду Ридмана, если он приедет, сказал Салазар, поскольку он путешествовал по британскому паспорту (выданному Родезией) . [ 71 ] 14 сентября министерство Ногейры опубликовало заявление, в котором говорилось, что, если Великобритания бросит вызов Португалии из-за Родезии в НАТО, Лиссабон «применит величайшую твердость, чтобы отразить любую попытку приписать какую-либо ответственность или критиковать позицию Португалии». [ 72 ]

В тот же день Великобритания официально подняла этот вопрос в Североатлантическом совете , высшем политическом руководящем органе НАТО. Делегат Португалии Васко да Кунья заявил, что, учитывая постоянное существование независимых родезийских офисов в Лоренсу-Маркеше, Претории и Лондоне, [ н 8 ] дело было между Великобританией и Родезией, а не делом Португалии. Родезия просто попросила Ридмана возглавить представительство в Лиссабоне, но он не предоставил аккредитационное письмо. Если Родезия преувеличила это, сказал да Кунья, это не беспокоило Португалию. Делегаты Италии, Бельгии, Дании, Франции и США, в свою очередь, встали на сторону Великобритании и коллективно попросили да Кунья сказать своему правительству, чтобы оно публично заявило о своем неприятии Ридмана, пока ему не хватает одобрения Великобритании. Да Кунья отказался, заявив, что это только разозлит его соотечественников «из-за пренебрежения их союзниками их интересами в прошлом». [ 71 ] Встреча прервалась без согласия. Уайтхолл был доволен проявленными там пробританскими настроениями. [ 71 ] в то время как Лиссабон оставался равнодушным. [ 70 ]

Ридман прибывает в Лиссабон и получает одобрение Португалии

[ редактировать ]
Богато украшенное розово-белое здание в стиле барокко изображено спереди в солнечный день.
Дворец Несессидадиш в Лиссабоне , резиденция Министерства иностранных дел Португалии , где Ридман вручил Ногейре свое аккредитационное письмо (фотография 1997 года).

Проведя предыдущую неделю в Лондоне, Ридман 15 сентября 1965 года вылетел в лиссабонский аэропорт Портела . Там его встретили помощник начальника протокола министерства иностранных дел Португалии Луис Куартим Бастос и трое официальных лиц Родезии, прибывшие две недели назад. Никто из британского посольства не присутствовал. Бастос сообщил репортеру, что он был в аэропорту от имени Ногейры, чтобы оказать Ридману «классический прием по прибытии глав миссий». [ 72 ] Выступая на следующий день, Ридман выглядел доброжелательным и оптимистичным. «У нас [Португалии и Родезии] есть все общее, — сказал он, — включая волю к выживанию, понимание истинной ситуации за рубежом и большее понимание того, что мы делаем». [ 72 ]

Двумя днями позже Дюпон объявил, что выдал Ридману аккредитационное письмо для вручения Ногейре. Посол не представил верительные грамоты , пояснил Дюпон, поскольку он представлял правительство Родезии, а не главу государства , королеву Елизавету II . Заместитель премьер-министра выразил недоумение по поводу обсуждения этого назначения в НАТО, заявив, что Родезия находится далеко за пределами географической зоны ответственности организации. Он сказал, что аккредитационное письмо предоставит Ридману звание «Аккредитованного дипломатического представителя» и что после этого Ридман возглавит «Родезийскую дипломатическую миссию» в Лиссабоне, которая будет действовать на том же уровне, что и родезийский офис в Претории. МИД Португалии быстро опубликовал заявление, в котором исправил формулировку Дюпона, заявив, что Ридман возглавит «родезийскую миссию», без ссылки на дипломатический статус. [ 73 ]

К тревоге и негодованию Великобритании, португальское правительство объявило 21 сентября, что Ногейра принял «рекомендательное письмо» от Ридмана, присвоив ему титул «главы родезийской миссии» с полномочиями вести дела с португальским министерством иностранных дел в Лусо. - Родезийские вопросы без вмешательства Великобритании. Это последовало за прецедентом, созданным коллегой Ридмана в Южной Африке, говорится в заявлении. [ 74 ] Выступая публично в Солсбери в тот же вечер, Дюпон заявил репортерам, что у Ридмана никогда не было никакого намерения претендовать на статус посла и что Родезия постоянно информировала Великобританию о том, что происходит в связи с назначением. По его словам, по его мнению, правительство Родезии достигло своей цели - получить независимого дипломатического представителя в Португалии, и при этом никоим образом не превысило свой мандат. [ 75 ] Британия решительно протестовала, заявив, что Португалия отказывается от своего слова. [ 74 ] Португалия настаивала на том, что прием Ридмана и его миссии в Лиссабоне не наносил ущерба ответственности Великобритании за Родезию и был оправдан давними связями между Португалией и Родезией, а также их общим участием во многих проблемах Южной Африки. [ 76 ]

Родезия инициирует тайные закупки оружия

[ редактировать ]

Ридман получил инструкции из Солсбери потратить до 3 миллионов фунтов стерлингов на европейское оружие, самолеты и оборудование, как только он сможет. Правительство Родезии теперь полагало, что оно почти наверняка провозгласит независимость в одностороннем порядке, и, зная, что после этого закупка техники будет более сложной, пожелало для сил безопасности Родезии заранее иметь необходимые боеприпасы, оружие, запасные части и другое оборудование . Вскоре после прибытия в Португалию Ридман связался с базирующимися в Лиссабоне братьями Зойо, Хосе, Луисом и Жаном, которые недавно снабжали португальские вооруженные силы в Анголе оружием британского производства, что является прямым нарушением эмбарго НАТО на вооружение португальских войск, базирующихся в Африке. Зои были заинтересованы в пополнении арсенала Родезии и сразу же согласились организовать заказ оружия у третьей стороны от имени Ридмана в обмен на аккредитив от правительства Родезии. [ 71 ]

Представив, что их клиентом является правительство Пакистана, братья Зойо связались с лицензированным торговцем оружием из Англии, майором У. Р. Л. Терпом, MBE из Бексли , Кент , который быстро согласился в принципе, запросив аккредитив в женевском банке и соответствующие сертификаты конечного пользователя. для оружия. [ 77 ] Ридмана Тем временем военный атташе , командир звена Джон Масселл, отправился в Бельгию, чтобы купить стартовые картриджи для реактивных двигателей Rolls-Royce Avon 109, используемых на Королевских ВВС Родезии , бомбардировщиках English Electric Canberra а также двигатели для родезийского Hawker Hunter самолета . истребители, которые производились в Бельгии по лицензии Великобритании. [ 71 ]

Ридман выступает на португальском государственном радио, 24 сентября.

[ редактировать ]

У меня есть мандат от правительства Родезии донести наши доводы в пользу независимости не только перед народом Португалии, чтобы добиться вашего понимания и поддержки наших справедливых, неотложных и правильных требований, но и перед всеми теми людьми, которые заинтересованы в дело справедливости....

Гарри Ридман выступает на Emissora Nacional , 24 сентября 1965 г. [ 78 ] [ 79 ]

24 сентября Ридман появился на государственной национальной радиостанции Португалии Emissora Nacional de Radiodifusao , представившись «главой дипломатической миссии Родезии» в Португалии». [ 47 ] Он сказал, что афро-азиатский элемент «выставил насмешкой над Содружеством» и способствовал инициированному Китаем коммунистическому вторжению в Африку. [ 79 ] По его словам, более чем в одном государстве-члене Содружества были организованы учебные центры для черных коммунистических партизан, что угрожало всем «цивилизованным государствам Африки». [ 79 ] Он назвал одного человека и один голос ложной «мусорной демократией». [ 79 ] и сказал, что в нынешнем геополитическом климате страны, управляемые черными африканцами, неизбежно уничтожают себя. «Этого ваш родезийский сосед ни при каких обстоятельствах не допустит», — пообещал он. «Мы [Португалия и Родезия] стоим вместе в общем деле благодаря цивилизации». [ 78 ]

Росс упрекнул Ногейру в разрешении трансляции, заявив, что ее содержание коварно и подстрекает. Ногейра согласился, что слова Ридмана были провокационными, но сказал, что Португалию нельзя винить, поскольку она не подвергает цензуре публичные передачи. Великобритания рассматривала возможность отзыва Росса в знак протеста, но ее министерство иностранных дел исключило это, заявив, что Великобритания не может позволить себе остаться без посла в Лиссабоне, который мог бы повлиять на действия Португалии в случае UDI. Секретарь британского кабинета министров Берк Тренд отверг эту точку зрения, указав на поведение Лиссабона в отношении Ридмана, которое, по его словам, показало, что португальцы «очень четко приняли решение» поддержать родезийский UDI. [ 78 ] Он предположил, что британский посол не сможет повлиять на ситуацию, и британским интересам будет лучше послужить немедленная жесткая борьба с Португалией в надежде, что это послужит сильным сигналом для Родезии. [ 78 ] Затем Росс выразил португальцам протест по поводу того, что Ридман назвал себя «главой дипломатической миссии Родезии» по радио; Лиссабон бесстрастно ответил, что это было частное выражение взглядов Ридмана, а не ответственность Португалии. [ 80 ]

Независимость

[ редактировать ]

Заключительные шаги к UDI

[ редактировать ]

Хотя британцы решительно выступали против отдельного представительства Родезии в Лиссабоне, они мало что могли сделать, чтобы остановить это. Росса номинально отправили в длительный отпуск, но не отозвали. [ 76 ] Решив, что он больше не может ждать, пока Боттомли выполнит свое обещание посетить Родезию в октябре, Смит решил вместо этого встретиться с Уилсоном лично в Лондоне и договорился о поездке 3 октября, прибыв на следующий день. [ 19 ] Пока Смит готовился к поездке, Великобритания продолжала свои отчаянные усилия по распространению антиродезийских настроений в международном масштабе, среди прочего призывая правительства всех стран-членов НАТО не иметь дела с Ридманом. [ 81 ] В Лондоне британцы, симпатизировавшие Смиту, массово вышли его поддержать, удивив как британцев, так и родезийцев. [ 82 ] Переговоры двух премьер-министров были в основном непродуктивными, и до того, как Смит улетел домой 12 октября, было найдено мало общего. [ 83 ]

Две недели спустя Вильсон отправился в Солсбери, чтобы продолжить переговоры. [ 84 ] Британский премьер-министр предложил, чтобы будущее чернокожее представительство в парламенте Родезии могло быть гарантировано путем отмены некоторых полномочий самоуправления Солсбери, существовавших с 1923 года. Это была ужасающая перспектива в глазах его родезийских оппонентов. [ 84 ] и стало последней каплей для правительства Смита. Односторонняя Декларация независимости была подписана кабинетом министров Родезии 11 ноября 1965 года, вызвав почти единодушную ярость международного сообщества. [ 85 ] На следующий день Совет Безопасности ООН принял резолюцию 216 , в которой осудил декларацию как незаконную, «сделанную расистским меньшинством», и призвал все государства-члены отказаться от дипломатического признания . [ 86 ] Вильсон отреагировал на UDI, отозвав британскую экзекватуру из родезийской миссии в Лиссабоне, хотя это изменение не прервало ее деятельность. [ 87 ]

Роль Португалии в нарушении санкций в отношении Родезии

[ редактировать ]

Смит был уверен, что британские военные никогда не согласятся участвовать в «братоубийственной войне» против Родезии; [ 88 ] он оказался прав, когда совет британского министерства обороны , созванный Вильсоном и возглавляемый Денисом Хили , министром обороны , определил такое вмешательство «невозможным», сославшись на различные логистические проблемы, опасность спровоцировать превентивное нападение Родезии на Замбия, а также психологические проблемы, которые наверняка будут сопровождать любую конфронтацию между британскими и родезийскими войсками. [ 46 ] Поэтому Вильсон положил все яйца в корзину санкций, предсказав в январе 1966 года, что эмбарго поставит Родезию на колени «в течение нескольких недель, а не месяцев». [ 89 ] Эмбарго ООН оказалось неэффективным, во многом потому, что Португалия и Южная Африка отказались участвовать. [ 46 ] Оба заявили о своем нейтралитете в родезийском вопросе и продолжали снабжать Родезию жизненно важными ресурсами, такими как нефть, как на правительственном уровне, так и в частном порядке. Португалия предоставила морские порты Мозамбика и нефтеперерабатывающий завод в Лоренсу-Маркише. [ 88 ] Наклейки на автомобиль с надписью " obrigado moçambique » — «Спасибо, Мозамбик» — быстро стал популярен среди белых родезийских автомобилистов. [ 90 ]

Тайная торговля с другими странами продолжалась, первоначально на сниженном уровне; Среди прочего, Португалия незаконно маркировала непроданный родезийский табак как мозамбикский продукт, а затем продавала его от имени Солсбери в Европе и Азии. [ 91 ] Благодаря этой и серии подобных операций по нарушению санкций Родезия избежала экономического катаклизма, предсказанного Вильсоном, и с помощью Южной Африки и Португалии постепенно стала более самодостаточной. [ 92 ] Стремясь напрямую перекрыть основные пути поставок нефти в Родезию, а именно португальские мозамбикские порты Бейра и Лоренсу-Маркеш, [ 93 ] В марте 1966 года Вильсон создал патруль Бейра , эскадру Королевского военно-морского флота , базирующуюся в Мозамбикском проливе . В следующем месяце эта блокада была одобрена резолюцией 221 Совета Безопасности ООН . Слишком маленький, чтобы прикрыть как Бейру, так и Лоренсу-Маркеша, и неспособный на законных основаниях вести огонь по танкерам, когда они находились в португальских водах, патруль не имел большого успеха, но, несмотря на это, просуществовал почти десять лет. [ 94 ] [ n 9 ]

Боевая винтовка FN FAL с деревянным прикладом.
Бельгийская боевая винтовка FN FAL была одним из основных видов стрелкового оружия Родезии во время войны Буша .

Тайная сделка Зои с Терпом поначалу продвигалась хорошо, но развалилась в марте 1966 года, когда Терп обнаружил, что на самом деле он будет вооружать Родезию, а не Пакистан, отреагировал с тревогой и проинформировал британское правительство. Британская торговая палата ужесточила контроль над сделками с оружием и призвала своих коллег из НАТО сделать то же самое, в то время как Зойо обратили свое внимание на бельгийских, итальянских и западногерманских торговцев оружием. В октябре 1966 года огромная партия армейской и военно-воздушной техники прибыла в Родезию из морских портов Мозамбика, причем многие контейнеры имели маркировку столичной Португалии. Среди европейского оружия особое место занимают боевые винтовки FN FAL из Бельгии. [ 77 ] что позволило неофициальной торговой делегации Родезии спокойно действовать, несмотря на санкции. [ 96 ]

Революция гвоздик и закрытие миссии

[ редактировать ]

Несмотря на то, что миссия была успешно создана в Лиссабоне, Ридман изо всех сил пытался добиться внешнего признания как дипломат и публично жаловался, что только представитель Южной Африки в Португалии относился к нему как к таковому. В начале 1968 года он отказался от своего членства в Лиссабонском клубе, который отказался извинить его недипломатический гонорар. К февралю он запретил своим сотрудникам общаться с непортугальскими журналистами. Он публично заявил, что миссия была пустой тратой денег, и к маю правительство Родезии решило его заменить. [ 87 ] Лиссабонская миссия Родезии оставалась открытой на протяжении всего конца 1960-х - начала 1970-х годов, обеспечивая ключевую связь между правительствами Родезии и Португалии, которые оставались близкими. [ нужна ссылка ] Когда Родезия приняла республиканскую конституцию в 1970 году, Португалия поддалась дипломатическому давлению Великобритании и отозвала своего генерального консула Жоана де Фрейтаса Круса из Солсбери, но родезийский офис в Лиссабоне остался открытым. [ 97 ] С Революцией гвоздик 1974 года африканская политика Португалии внезапно изменилась. В отличие от бывшего авторитарного правительства, которое было привержено плюриконтинентальной Португалии и вело дорогостоящие войны против движений за независимость на своих африканских территориях, чтобы сохранить ее, новая левая администрация быстро предприняла шаги по выводу войск из Африки как можно быстрее. После поспешных переговоров между Португалией и националистическими партизанами на каждой территории Мозамбик и Ангола стали независимыми при коммунистических правительствах в 1975 году. [ 98 ] Соответственно изменилась позиция Лиссабона по Родезии. Португальское правительство распорядилось закрыть родезийскую миссию в апреле 1975 года и одновременно отозвало оставшихся должностных лиц из Родезии. Родезийская миссия в Лиссабоне официально закрылась 1 мая 1975 года. [ 99 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Уайтхолл также имел исключительные права в отношении внесения изменений в конституцию 1923 года, зарплаты назначенного британцами губернатора и законопроектов, касающихся местной администрации, доходов от добычи полезных ископаемых и железных дорог. Британское правительство никогда не вмешивалось в эти вопросы, сохраняя за собой полномочия по ним только в исключительных случаях. [ 3 ] Как комментирует Клэр Пэлли , Уайтхоллу было бы чрезвычайно трудно обеспечить соблюдение такого рода полномочий, и попытка сделать это могла бы вызвать кризис. [ 4 ]
  2. ^ Закон наделил Солсбери полномочиями «назначать дипломатических агентов, консульских или торговых представителей в странах, которые готовы их принять, для решения вопросов, входящих в компетенцию федерального правительства». [ 1 ]
  3. ^ Конституция Южной Родезии 1961 года, разработанная совместно с Великобританией, была разработана для постепенного увеличения числа чернокожих жителей Южной Родезии, имеющих право голоса. Он был принят по итогам всеобщего референдума . [ 19 ]
  4. Яркий пример этого, часто приводимый жителями Южной Родезии, связан с предполагаемыми действиями и словами заместителя премьер-министра Великобритании и первого государственного секретаря Р. А. Батлера на встрече незадолго до конференции на водопаде Виктория в июне 1963 года. Премьер-министр Родезии Уинстон Филд и его заместитель Ян Смит будут утверждать, что Батлер пообещал им «не позднее, если не раньше, двух других территорий» в обмен на помощь Солсбери в ликвидации Федерации. [ 21 ] «принимая во внимание замечательные достижения вашей страны в качестве ответственного правительства за последние сорок лет… и, прежде всего, ту огромную лояльность, которую вы всегда оказывали Великобритании во время войны». [ 22 ] Письменных записей об этой встрече нет, и Батлер отрицает, что когда-либо говорил подобное. [ 22 ]
  5. Вскоре после того, как Великобритания прекратила финансовую помощь, Соединенные Штаты в июне 1964 года прекратили оказывать меньшую помощь Родезии. [ 27 ] Когда в июле 1965 года министр финансов Родезии Джон Рэтхолл настаивал на этом вопросе, британский Кледвин Хьюз объяснил, что возобновление финансовой помощи будет зависеть от прогресса на пути к урегулированию независимости, приемлемому для Великобритании. По его словам, ни Уайтхолл, ни британская общественность не поддержали бы экономическую помощь Родезии, поскольку вопрос независимости стоит на шаткой почве, сказал он, поскольку Великобритания сама испытывает финансовые трудности. Рэтхолл безрезультатно жаловался, что Великобритания все еще находит место в своем ограниченном бюджете для помощи другим странам, а Родезия возмущалась, что ее исключили. [ 28 ]
  6. ^ Джошуа Нкомо возглавлял Союз африканского народа Зимбабве (ZAPU), который был марксистско-ленинским и поддерживал Варшавский договор , в то время как преподобный Ндабанинги Ситхол и Роберт Мугабе были соответственно председателем и партийным секретарем Африканского национального союза Зимбабве (ZANU), Маоистская партия, поддерживаемая Китайской Народной Республикой и ее союзниками. И ЗАНУ, и ЗАПУ были запрещены в Родезии 26 августа 1964 года, а Нкомо, Ситхоле, Мугабе и другие содержались под стражей на неопределенный срок. После этого оставшиеся лидеры ЗАНУ и ЗАПУ перенесли свои штаб-квартиры в Замбию. Нкомо, Ситхоле и Мугабе оставались в тюрьме до декабря 1974 года, когда они были освобождены в преддверии конференции Виктория-Фолс 1975 года . [ 30 ]
  7. Правительство Родезии созвало национальную индабу (племенную конференцию) в октябре 1964 года, пригласив 622 чернокожих вождей, вождей и других традиционных представителей в Домбошаву , недалеко от Солсбери. Их единодушная поддержка независимости в соответствии с конституцией 1961 года была приведена Солсбери как свидетельство того, что племенное население страны поддерживает линию правительства. Месяц спустя был проведен всеобщий референдум о независимости преимущественно белого электората, на котором 89% проголосовали «за». [ 33 ]
  8. Лондонский офис, о котором здесь говорит да Кунья, — это Высшая комиссия Родезии в Родезийском доме . [ 71 ]
  9. Несмотря на бесполезность патруля — за первые пять лет он перехватил только 47 танкеров, из которых 42 было разрешено продолжать движение — Великобритания сохранила его, постепенно уменьшая его размеры, до 1975 года, когда Мозамбик стал независимым и обязался не перегружать нефть в Родезия. [ 95 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вуд 2005 , с. 319
  2. ^ Вуд 2005 , с. 9
  3. ^ Роуленд 1978 , стр. 247–248.
  4. ^ Палли 1966 , с. 230
  5. ^ Святые невесты 1980
  6. ^ Берлин 1978 , стр. 134–142
  7. ^ Перейти обратно: а б Смит 1997 , с. 32
  8. ^ Перейти обратно: а б с Вуд 2005 , с. 279
  9. ^ Смит 1997 , с. 33
  10. ^ Вуд 2005 , стр. 319, 337.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Вуд 2005 , с. 344
  12. ^ Блейк 1977 , с. 331; Веленский 1964 , с. 64
  13. ^ Джексон 1990 , стр. 96–97; Вуд 2005 , с. 20
  14. ^ Мазруи 1993 , с. 495
  15. ^ Петтер-Бойер 2005 , стр. 75; Шварц 2011 , с. 371
  16. ^ Шварц 2011 , с. 370; Вуд 2005 , с. 99
  17. ^ Мередит 1984 , с. 131
  18. ^ Блейк 1977 , с. 335
  19. ^ Перейти обратно: а б Вуд 2005 , стр. 360–363, 367.
  20. ^ Вуд 2005 , с. 371
  21. ^ Берлин 1978 , с. 135
  22. ^ Перейти обратно: а б Вуд 2005 , с. 167
  23. ^ Вуд 2005 , с. 189
  24. ^ Вуд 2005 , с. 38
  25. ^ Берлин 1978 , стр. 131–132; Весселс 2010 , стр. 102–104
  26. ^ Вуд 2005 , стр. 215–216.
  27. ^ Вуд 2005 , с. 351
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Вуд 2005 , с. 335
  29. ^ Вуд 2005 , стр. 101–103; Мартин и Джонсон 1981 , стр. 70–71.
  30. ^ Силлиерс 1984 , с. 5; Весселс 2010 , стр. 102–103
  31. ^ Палли 1966 , стр. 742–743.
  32. ^ Перейти обратно: а б Весселс 2010 , стр. 89–90, 102–103.
  33. ^ Сидней Морнинг Геральд 1964 ; Харрис 1969 ; Берлин, 1978 , стр. 144–146; Весселс 2010 , с. 105
  34. ^ Смит 1997 , с. 153
  35. ^ Вуд 2005 , стр. 418–420, 445; Весселс 2010 , с. 105
  36. ^ Вуд 2005 , с. 325
  37. ^ Перейти обратно: а б Броквей 1965 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Федорович и Томас 2001 , стр. 184–187.
  39. ^ Федорович и Томас 2001 , стр. 172–175, 185–186.
  40. ^ Дуиньян и Ганн 1994 , стр. 12–14
  41. ^ Федорович и Томас 2001 , с. 177
  42. ^ Вуд 2005 , с. 352
  43. ^ Смит 1997 , стр. 72–73.
  44. ^ Гейл 1973 , стр. 88–89
  45. ^ Виндрич 1978 , с. 37
  46. ^ Перейти обратно: а б с Вуд 2008 , с. 6
  47. ^ Перейти обратно: а б Браунелл 2021 , с. 232.
  48. ^ Вуд 2005 , с. 320
  49. ^ Вуд 2005 , с. 323
  50. ^ Вуд 2005 , с. 326
  51. ^ Вуд 2005 , стр. 323–326.
  52. ^ Перейти обратно: а б Вуд 2005 , стр. 326–327.
  53. ^ Берлин 1978 , с. 143
  54. ^ Энглин 1994 , с. 67.
  55. ^ Перейти обратно: а б Палата лордов и 26 июля 1965 г.
  56. ^ Вуд 2005 , стр. 329–331.
  57. ^ Перейти обратно: а б с Вуд 2005 , с. 334
  58. ^ Вуд 2005 , с. 337
  59. ^ Вуд 2005 , с. 338
  60. ^ Перейти обратно: а б с Вуд 2005 , стр. 339–340.
  61. ^ Перейти обратно: а б Смит 1997 , стр. 90–92.
  62. ^ Перейти обратно: а б Вуд 2005 , стр. 340–341.
  63. ^ Перейти обратно: а б с Вуд 2005 , с. 343
  64. ^ Вуд 2005 , с. 342
  65. ^ Перейти обратно: а б с д Вуд 2005 , с. 345
  66. ^ Перейти обратно: а б с Вуд 2005 , с. 347
  67. ^ Перейти обратно: а б с д Вуд 2005 , с. 346
  68. ^ Февраль 1973 г. , с. 10
  69. ^ Весселс 2010 , стр. 149–152.
  70. ^ Перейти обратно: а б Федорович и Томас 2001 , с. 185
  71. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вуд 2005 , с. 353
  72. ^ Перейти обратно: а б с Глазго Геральд и 16 сентября 1965 г.
  73. ^ Вуд 2005 , с. 355
  74. ^ Перейти обратно: а б Вуд 2005 , с. 357
  75. ^ The Glasgow Herald и 22 сентября 1965 г.
  76. ^ Перейти обратно: а б Федорович и Томас 2001 , стр. 185–186.
  77. ^ Перейти обратно: а б Вуд 2008 , стр. 73–74.
  78. ^ Перейти обратно: а б с д Вуд 2005 , с. 360
  79. ^ Перейти обратно: а б с д Глазго Геральд и 25 сентября 1965 г.
  80. ^ Вуд 2005 , с. 361
  81. ^ Вуд 2005 , стр. 363–366.
  82. ^ Вуд 2005 , стр. 381–383.
  83. ^ Вуд 2005 , стр. 387–388.
  84. ^ Перейти обратно: а б Вуд 2005 , стр. 412–414.
  85. ^ Вуд 2005 , стр. 468–470; Вуд 2008 , с. 10; Весселс 2010 , стр. 116–118.
  86. ^ Совет Безопасности ООН 1965 г.
  87. ^ Перейти обратно: а б Браунелл 2021 , с. 237.
  88. ^ Перейти обратно: а б Смит 1997 , стр. 109–116.
  89. ^ Вуд 2008 , с. 47
  90. ^ Arab Observer 1966 , с. 33
  91. ^ Нейлор 1999 , с. 138
  92. ^ Муркрафт и Маклафлин 2008 , с. 119
  93. ^ Смит 1997 , стр. 116–117.
  94. ^ Мобли 2002 , стр. 66, 71–76, 83.
  95. ^ Мобли 2002 , с. 79
  96. ^ Муркрафт и Маклафлин 2008 , с. 122
  97. ^ Санкт-Петербург Таймс, 1970 г.
  98. ^ Силлиерс 1984 , стр. 22–24; Дуиньян и Ганн 1994 , стр. 25–29
  99. The Glasgow Herald и 1 мая 1975 г.

Газетные и журнальные статьи

[ редактировать ]

Интернет-источники

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Баррозу, Луис Фернандо Мачадо (3 июля 2014 г.). «Независимость Родезии в стратегии Салазара для Южной Африки». Африканский исторический обзор . 46 (2): 1–24. дои : 10.1080/17532523.2014.943922 . S2CID   161408786 .
  • Де Менесес, Филипе Рибейру; Макнамара, Роберт (2018). Белый редут, великие державы и борьба за Южную Африку, 1960-1980 гг . Лондон: Пэлгрейв-Макмиллан. ISBN  978-1-349-68606-3 .
  • Гельденхейс, Деон (1990). Изолированные государства: сравнительный анализ . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521402682 .
  • Ньямунда, Тинаше (3 июля 2019 г.). «В защиту правления белых в Южной Африке: португальско-родезийские экономические отношения до 1974 года». Южноафриканский исторический журнал . 71 (3): 394–422. дои : 10.1080/02582473.2019.1610902 . S2CID   182717614 .
  • Стоун, Глин (сентябрь 2000 г.). «Британия и португальская Африка, 1961–65». Журнал истории Империи и Содружества . 28 (3): 169–192. дои : 10.1080/03086530008583104 . S2CID   161327352 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f4c0eaa183cc4794a8749c46bb4a760__1697408940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/60/4f4c0eaa183cc4794a8749c46bb4a760.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rhodesian mission in Lisbon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)