Мартинус Смиглециус
Мартинус Смиглециус (другой латинский вариант: Martinus Leopolitanus , также польский : Marcin Śmiglecki , литовский : Martinas Smigleckis ; [ 1 ] 11 ноября 1564 — 26 или 28 июля 1618) — польский философ- иезуит и логик. [ 2 ] [ 3 ] известен своей эрудированной схоластической логикой .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился 11 ноября 1564 г. [ 4 ] во Львове (Леополис) в Королевстве Польском (ныне Львов, Украина ). Он использовал фамилию Львовчик, или Леополитан, а позже принял имя Смиглециус (в честь города Смигле , из которого произошла его семья). Он посещал школу иезуитов в Пултуске и до 1586 года учился в Риме , где в 1581 году вступил в орден иезуитов. Его образование финансировал видный польский государственный деятель Ян Замойский . Он получил степень магистра философии и доктора богословия в Вильнюсской академии , преподавал там философию и теологию. [ 5 ]
В 1599 году он принял участие в публичном диспуте с протестантами Марцином Яницким и Даниилом Миколаевским . Его записал Мартин Грациан Гертич. [ 6 ]
Последние 20 лет своей жизни он провел, преподавая в колледжах Пултуска, Познани , Кракова и Калиша . Он умер в Калише 26 или 28 июля 1618 года. [ 5 ] [ 4 ]
Публикации
[ редактировать ]Его ранние работы включают: [ 5 ]
- Исследование веры сектантов или заметки об истинной и апостольской вере, является ли вера, проповедуемая сектантами, истинной и апостольской, Джон Твардовский (Вильно, 1594 г.)
- Описание новогродской дискуссии, которую вел X. Марцин Смиглецкий, Societatis Iesv, с новогрудским министром Яном Лицинюшем о вечной божественности Сына Божия 24 и 25 января 1594 г. (Вильнюс, 1594 г.)
- О вечной Божественности Сына Божия Свидетельства Священного Писания к трем предыдущим статьям, собранные против всех врагов Господа Иисуса Христа (Вильнюс, 1595 г.)
- Абсурд Торунского синода (Вильнюс, 1596 г.)
- О ростовщичестве в трех крупных договорах: горнодобывающем, арендном и торговом обществе (Краков, 1596 г.) [ 7 ] [ 5 ]
- Яркое свидетельство пророка Захарии о божественности Христа против Фауста Социна (Вильно, 1596 г.)
- Опубликован Вильнюсский диспут, который [...] Марцин Смиглецкий [...] вел с евангелическими министрами 2 июня 1599 года об одном Видомее, главе Церкви Божией (Вильнюс, 1599/1600?)
- О Леднее Уидомее, Главе Церкви Божией (Вильнюс, 1600 г.)
Более поздние работы включают:
- Напрасный без силы гнев служителей евангелистов: или опровержение тщетности некоего Эпикиремата, защищающего миссию служителей евангелистов (Колн, 1611)
- Новые монстры нового арианства, или Абсурдные ереси, завезенные в Польшу новыми арианами (Нисса, 1612 г.)
- Слово, ставшее плотью, или О божественном слове, воплотившемся в природе: Из первой главы Евангелия от Иоанна, против заблуждений новых ариан (Краков, 1613 г.)
- Гордиев узел, или Споры о призвании служителей: в которых десять демонстраций показали, что евангелические служители не являются истинными служителями Слова Божьего и Таинств (Ингольштадт, 1613 г.)
- Опровержение тщетного разрыва узла Гордия о призвании министров, предпринятое Иоанной Волкелиусом, министром Аррианом (Краков, 1614 г.)
- О крещении Иеронима Москоровия Ариана, книга первая (Краков, 1615 г.)
- О Христе, истинном и природном Сыне Божием, и о том же уплате за грехи наши, две книги против нечестивых догматов В. Смальция. ...Добавлен ответ на экспертизу ста ошибок Смальциуса, опубликованную тем же Смальцием (Краков, 1615 г.)
- Две книги об ошибках новых ариан. На ответ Валентина Смальция, который он дал за новых чудовищ своих ариан (Краков, 1615 г.)
- О рукоположении священников в Римской церкви. Против диссертации Якоба Заборовиуса, кальвинийского министра (Краков, 1617 г.)
- О записках министров, книга вторая, напротив Якоба Заборового, министра кальвинистского общества, о тщетном ответе на гордиев узел (Краков, 1617 г.)
- Логика (Ингольштадт, 1618 г.)
Логика
[ редактировать ]«Логика» Марцина Смиглецкого, впервые опубликованная в 1618 году в Ингольштадте , несколько раз переиздавалась, в частности в Оксфорде в 1634, 1638 и 1658 годах. [ 5 ] используется там в качестве учебника. [ 8 ] Это отсылало к Григорию Римини , обсуждавшему мысленные положения . [ 9 ] Как автор учебника, его репутация сохранилась в сатирической поэме « Опровергнутые логики» . [ 10 ] приписывается как Джонатану Свифту , так и Оливеру Голдсмиту . Сэмюэл Джонсон , писавший в 1751 году в качестве вымышленного корреспондента The Rambler , утверждал, что, будучи студентом, он «каждую ночь спал со Смиглециусом на моей подушке». [ 11 ]
Просмотры
[ редактировать ]В живом споре того времени Смиглециус встал на сторону Бенедикта Перейры против Джузеппе Бьянкани . Вопрос заключался в статусе математического доказательства в физике, где Перейра отрицал существенный статус математики. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Смиглецкис, Мартинас» . www.mokslasvu.mb.vu.lt . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г.
- ^ Шмитт, CB; Скиннер, Квентин, ред. (1988). Кембриджская история философии Возрождения . Издательство Кембриджского университета . п. 158. ИСБН 9781139055420 .
- ^ Хаапаранта, Лейла , изд. (2008). Развитие современной логики . Издательство Оксфордского университета . п. 89. ИСБН 978-0195137316 .
- ^ Jump up to: а б «Смиглецкий Марцин, Энциклопедия PWN» . encyclepedia.pwn.pl (на польском языке). ПИН . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ронкалья, Джино. Смиглециус о сущностях разума (PDF) . стр. 1–4.
- ^ Эдмунд де Швайниц, История церкви, известной как Unitas Fratrum или Единство братьев (1885), примечание, стр. 473.
- ^ «Исторический взгляд на Вильнюсский университет - Томас Венцлова» .
- ^ «Смиглецкий М. Логика…» . www.unesco.org . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г.
- ^ Р. Дж. Эшворт, Традиционная логика , стр. 160-1 в книге Чарльза Б. Шмитта, Квентина Скиннера (редакторы), Кембриджская история философии эпохи Возрождения (1990).
- ^ s: Логики опровергнуты
- ^ «Сочинения Сэмюэля Джонсона: В двенадцати томах» . 1792.
- ^ Паоло Манкосу, Философия математики и математическая практика в семнадцатом веке (1996), стр. 13 и с. 19.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Мартинуса Смиглециуса в электронной библиотеке Polona