Клаус Кюнль

Клаус Кюнль (родился в Арнштайне , Нижняя Франкония , 17 ноября 1957 года) — немецкий композитор и педагог.
Жизнь
[ редактировать ]Кюнль — старший ребенок Гудрун Кюнль ( урожденная Шмитт) из Нижней Франконии и Вильгельма Кюнля родом из Судетской области .
Его музыкальное образование началось в 1973 году, сначала экстерном в последние годы средней школы, а затем, как студент Высшей школы музыки в Вюрцбурге, где он учился у Бертольда Гуммеля (композиция), Юлиана фон Каройи (фортепиано), Ханнса Рейнартца. (дирижер) и Жолт Гардоньи (теория). Важными для него в это время были курсы анализа новой музыки под руководством Клауса Хинриха Штаммера , а с 1978 по 1980 год — Студенческий камерный оркестр «Musici Allegri», которым он сам дирижировал. В 1980 году он успешно сдал государственный экзамен по игре на фортепиано, а затем переехал во Франкфурт-на-Майне, где продолжил обучение по композиции у Ганса Ульриха Энгельмана во Франкфуртском университете музыки и исполнительских искусств . Там он познакомился с немецким композитором Герхардом Мюллером-Хорнбахом , вместе с которым в 1981 году основал ансамбль «Мутаре». Этот ансамбль из Франкфурта специализируется на исполнении современной музыки и редко исполняет классическую музыку. [ 1 ] [ 2 ]
В это же время появились его первые публикации, а также начало его преподавания в консерватории Хоха во Франкфурте. Сначала он преподавал теорию, но в 1984 году смог начать курсы композиции и современной камерной музыки. Он также преподавал теорию на факультете музыковедения Франкфуртского университета имени Гёте и в Музыкальной академии в Дармштадте .
В 1983 году он получил грант Международного центра искусств в Париже, где познакомился с Тристаном Мюраем и Анри Дютийе , чьи работы он интенсивно изучал. По мере поступления новых заказов на сочинения он ушел с поста директора ансамбля Мутаре в 1986 году. В 1987 году он встретил Вильгельма Киллмайера на курсах молодых композиторов под руководством Киллмайера в Хильхенбахе . Его опера «Маленькая смерть» появилась в 1988 году по заказу Франкфуртского фестиваля (премьера 1991 года), а годом позже — ансамблевая пьеса «Дуплум». Musik des Lichtes und der Finsternis , заказ Филармонического ансамбля Hessischer Rundfunk .
Благодаря гранту 1990 года Немецкой академии Вилла Массимо ( Accademia Tedesca Roma Villa Massimo ) Кюнль прожил в Риме один год. Там зародились первые мысли о новой эстетике, которую композитор назвал «пангармонией». [ 3 ]
Он нашел первые признаки глобализации положительными и работал над сочетанием различных стилей и влияний, из которого можно было бы создать новый «сплав». Хорошим примером этого периода является произведение «Lausche den Winden», написанное Quartett Avance .
После своего возвращения из Рима в 1992 году он стал преподавателем композиции в консерватории Питера Корнелиуса в Майнце, и оставил эту должность через год. В последующие годы Кюнль, помимо своих обычных занятий, посвятил себя различным другим культурным проектам, в том числе руководил «Ответом» (студенты сочиняют) и в течение четырех лет работал советником Департамента культуры города Ханау . С 1993 по 1997 год он работал, с несколькими длинными перерывами, над оперой « Die Geschichte von der Schüssel und vom Löffel» (премьера в 1998 году в Билефельде) по мотивам детской книги Михаэля Энде , с которым Кюнл трижды встречался в Мюнхене . [ 4 ] С 1993 года Кюнль является почетным членом комитета «Стифтунга Моцарта 1838 года» во Франкфурте-на-Майне.
В 1999 и 2000 годах Кюнль получал стипендию от «Internationales Künstlerhaus Villa Concordia» в Бамберге . Там он подружился с писателем Йохеном Миссфельдтом. Работы следующего периода, в отличие от работ 90-х годов, демонстрируют использование пангармонии за счет экономии метода и сознательного использования простоты.
Основным произведением этого периода является Концерт для мандолины и 13 инструментов Феллера Соннена, премьера которого состоялась в 2006 году на Всемирном фестивале новой музыки в Штутгарте . С середины 80-х он исследовал работу с микроинтервалами, а также со спектральной музыкой (результат французского влияния), и к началу века это все больше играло важную роль в его творчестве.
Если сначала микроинтервалы играли исключительно мелодическую функцию в рамках различных риторических фигур, то позже они играли и вертикальную роль, создавая частоты биений или спектральные поля, создающие тонкие выразительные звуки. [ 5 ]
В 2016 году Кюнль был назначен почетным профессором Франкфуртского университета музыки и исполнительских искусств. [ 6 ] Клаус Кюнль завершил педагогическую карьеру в консерватории Хоха в октябре 2023 года.
Кюнл женат на музыканте Юми Ёкояме. У него двое сыновей от первого брака.
Призы и награды (выборка)
[ редактировать ]- 1982: Стипендия Фонда Моцарта 1838 года во Франкфурте-на-Майне.
- 1983: Стипендия Международного центра искусств в Париже.
- 1987: Выбран для участия в «Неделе молодых композиторов» в Хильхенбахе.
- 1989: Композиционная премия города Штутгарта.
- 1990: Стипендия Немецкой академии Рима Вилла Массимо.
- 1999: Стипендия Международного художественного дома Вилла Конкордия в Бамберге.
- 2006: Избран для участия в «Всемирном фестивале новой музыки» в Штутгарте.
- 2010: Первая премия на Международном конкурсе музыкальных композиций, Реджо-ди-Калабрия, за Сонату №1 для фортепиано.
Композиции (подборка)
[ редактировать ]Композиции Клауса Кюнля можно найти в следующих издательствах: Брайткопф и Хертель [1] Музыкальные издательства Хофмайстер [2] Издание Гравис [3] выпуск 49 [4]
Оперы
[ редактировать ]- Маленькая смерть , Фантасмагория (1988/89)
- История миски и ложки , комическая опера по одноименной книге Майкла Энде (1997).
Оркестр
[ редактировать ]- Прелюдия и Песня единорога для контрабаса с оркестром (1986)
- Responsorien для аккордеона, ансамбля и оркестра (2002)
- Тайное слово для оркестра (2011)
- ШТРАЛЬ для скрипки, виолончели и оркестра (2017)
Камерный оркестр
[ редактировать ]- Монодия. Music der Stille для камерного оркестра (1981)
- Видение для 20 сольных струн (1982)
- Воллер Зоннен, Концерт для мандолины и 13 инструментов (2004)
- Расин, Концертино для фортепиано и 14 инструментов (2006)
Ансамбли
[ редактировать ]- Дуплум. Музыка Света и Тьмы для 6 музыкантов (1989)
- Слушайте духовые для кларнета, тромбона, виолончели, фортепиано и других инструментов (1990)
- Con Suoni e Canti Serenade для девяти инструменталистов (2020), Hofmeister Musikverlag, ISMN 979-0-2034-3549-5
Камерная музыка
[ редактировать ]- 5. Эпизод с тромбоном (1976)
- Струнный квартет (1977/1983)
- Вальс-миниатюра для контрабаса и фортепиано (1978)
- сувенир для виолончели и фортепиано (1979)
- Die Klage des Hiob, 5 драматических сцен для органа и фортепиано (1981)
- Лихткланг для 2-х фортепиано в четыре руки (1992)
- Morceau '95 для трубы, английского рожка, кларнета, альта или альт-саксофона и фортепиано (1995)
- Оффене Вайте для контрабаса и фортепиано (1996)
- Ангелы влюбляются в аккордеон, арфу, ударные и другие инструменты (2001)
- Ноктюрн в Сарабанде для гитары (2004)
- Ночное Черное море, кругом… для контрабаса и фортепиано (2005)
- θriːhʌndrədændeɪtɪfaɪv (Триста и восемьдесят пять) для басовой флейты, бас-гобоя и контрабас-кларнета (2007)
- Корона для фортепиано в четыре руки (2007)
- Танабата, Вариации на песню К. Шимофуса для скрипки и фортепиано (2008)
- Кантен для контрабаса и арфы (2009)
- Zeitfülle Music для скрипки, альта, виолончели и фортепиано (2012)
- Zeitfiguren для скрипки соло (2013)
- Наклоненная фигура для скрипки соло (2015)
- Затемненный струнный квартет II (2015)
Вокальная музыка с инструментами
[ редактировать ]- казэ-но иро для сопрана, флейты и фортепиано (2001)
- Со дна колодца, 7 песен для баритона и фортепиано (2001)
- VerStrömung для баритона, скрипки и фортепиано (2002)
- Две пьесы для тенора (с губной гармошкой) и фортепиано с усилителем (2006)
- Cantus mysticus для тенора и фортепиано с электрическим смычком (2007)
- Пять песен на основе лирических фрагментов Сафо и старинная песня для меццо-сопрано и фортепиано (2010).
- Три песни на собственные стихи для сопрано и органа (2022). Написано для Паульскирхенфеста 2023 года во Франкфурте-на-Майне.
Хоровая музыка
[ редактировать ]- Скрытая Тьма. Три священных мотета для смешанного хора а капелла (2016/17), Hofmeister Musikverlag, ISMN 979-0-2034-5176-1
Орган
[ редактировать ]- Эпитафия Каспара Хаузера для органа (с механическим механизмом) и трех дополнительных исполнителей (1997)
- Они стояли посреди затененной комнаты и говорили приглушенными голосами... (2005)
- Ассизи 2006 (2007)
- Хвалите ранних (2012)
- Размышления о бытии (2020)
- Кончи на новую песню (2022)
Фортепиано
[ редактировать ]- На горизонте должны быть флаги... , для подготовленного фортепиано, (1987)
- Трансформация / Двойное видение (1990)
- Корни случая (1993)
- Пять легких фортепианных пьес (2001)
- Японские зарисовки (2003)
- Обиженный попугай (2004)
- … в мои глаза (2005)
- Сонаты 1–10 (2005–2008)
- Как я однажды ел вайсвурст с Киллмайером (Каприччио) (2014)
- Пианино на открытом воздухе. 65 маленьких фортепианных пьес (2014–2016)
- Три пьесы для фортепиано (2019)
- Четыре новых фортепианных пьесы (2019/20)
- Спасибо вам, мои дорогие друзья за фортепиано (2021)
Публикации (подборка)
[ редактировать ]- Музыка и Эрос - Мысли молодого композитора (Новый музыкальный журнал. Майнц: Schott, июль/август 1985 г.)
- Поэт ночи - Анри Дютийе (Новый музыкальный журнал. Майнц: Schott, январь 1989 г.)
- Потерянная тень или сценические произведения Ганса Ульриха Энгельмана (в: Commedia humana HU Engelmann и его работа, Висбаден, 1985)
- Никогда в одной реке - письмо молодому композитору на рубеже веков (в: Oper aktuell / The Bayerische Staatsoper 2000/2001, Stiebner Verlag). ISBN 3-8307-1655-9 , ISBN 978-3-8307-1655-6
- Расширение классического порядка: Бертольд Гуммель - композитор двадцатого века (Neue Musikzeitung, ноябрь 2002 г.)
- Из слепого пятна: Клаус Кюнль в разговоре с Джулией Клот (в: Rückspiegel Contemporary, сочиняющий музыку в диалоге со старой музыкой, под редакцией Кристиана Торау, Джулии Клот и Марион Саксер. Майнц: Schott Music, 2010). ISBN 978-3-7957-0118-5
- Вклад в теорию гармонии 2000 . Фридрих Хофмайстер Музикверлаг, Лейпциг, 2022 г., ISMN 9790203438830.
- Симфонические произведения Бертольда Гуммеля. В: Бертольд Гуммель (= Композиторы в Баварии. Том 31). Опубликовано Александром Л. Судером. Шнайдер, Тутцинг 1998, ISBN 3-7952-0944-7, стр. 49-78. [5]
Ученики Клауса Кюнля
[ редактировать ]Упомянутые здесь студенты начали изучение композиции в классе Кюнля в консерватории Хоха, если не указано иное.
- Йигит Айдын, [ 7 ] (художественная аспирантура)
- Роланд Бёр
- Мориц Эггерт
- Фрэнк Герхардт
- Робин Хоффманн (композитор)
- Бернхард Кениг
- Мориц
Другие ученики последнего периода преподавательской деятельности Кюнля (до 2023 года):
- Мариса Альгари
- Марлен Джейкобс
- Агнес Переги
- Я не знаю
- Ларс Шёнебек
- Робин Вехтерсхойзер
- Ханью Сяо, (HfMDK Франкфурт)
Источники
[ редактировать ]- МОК Дёпфнер: Порадуйте слушателя остроумным способом. («Франкфуртская газета Algemeiner Zeitung», 3 августа 1984 г.).
- Ханно Эрлер: Сюрреалистические структуры под поверхностью звука. (Зоннтагс-ФАЗ, 16 декабря 1990 г.).
- Бригитта Мазанец: Уединитесь в тишине. Композитор в переходном периоде. (ФАЗ, 18 сентября 1991 г.).
- Габриэле Штрейт: Новая свобода. О фортепианных произведениях (1987–92) Клауса Кюнля. Программы из Старой оперы Франкфурта v. 11 сентября 1992 года.
- Бригитта Мазанец: Маленькая смерть. (Буклет на компакт-диске, WERGO Майнц, 1994 г.).
- Йохен Миссфельдт: искусство Клауса Кюнля. (Буклет компакт-диска, Offene Weite, Cavalli Records, Бамберг, 2000 г.).
- Фолькер Мильх: Я не вижу ничего, кроме открытых горизонтов. («Висбаденский курьер», 20 декабря 2000 г.).
- Ян Копп: Музыка света и тьмы. (Буклет компакт-диска, Cavalli Records. Бамберг, 2003 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Клаус Кюнль - Веб-сайт
- Клаус Кюнль – биография (немецкий)
- Клаус Кюнль – Список работ
- Клаус Кюнль – Сочинения о Клаусе Кюнле (немецкий)
- Клаус Кюнль – Дискография
- О Клаусе Кюнле: International Künstlerhaus Villa Concordia Bamberg
- О Клаусе Кюнле: Dr. Консерватория Хоха
- Звуконоситель Клауса Кюнля в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Кюнль, Клаус . Музыка издана Клаусом Кюнлем в Hofmeister Musikverlag.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брокгауз , музыкального словаря Римана , 1995 г. дополнительный том ISBN 3-7957-8359-3 , стр. 147.
- ↑ Композиторы настоящего , 18-я последующая поставка, ноябрь 1999 г., стр. 1.
- ↑ Композиторы настоящего, 18-я последующая поставка, ноябрь 1999 г., стр. 2.
- ^ Театр Билефельда, Опера, Программа «История о миске и ложке» . Нет. 3, сезон 1998/99.
- ^ Клаус Кюнль. О жуке и оживленном олене в программе «Internationales Künstlerhaus Villa Concordia» в Бамберге, 12 марта 2010 г. («Вернем»), стр. 5–6.
- ^ O – Töne , июль 2016 г., том 14, Nr. 3. Издание Франкфуртского университета музыки и исполнительских искусств , стр. 1–2.
- ^ Yiğit_Aydın в турецкой версии Википедии.