Клаус Хинрих Штамер
Клаус Хинрих Штамер | |
---|---|
![]() Клаус Хинрих Штамер | |
Рожденный | |
Образование | |
Занятия |
|
Организации |
|
Клаус Хинрих Штамер (родился 25 июня 1941 г.) [ 1 ] немецкий композитор и музыковед . Он внес вклад в развитие музыки 1980-х годов посредством мультимедийных произведений, в том числе музыки со звуковыми скульптурами и музыкальной графикой ). Он также открыл новые творческие горизонты своими композициями для неевропейских инструментов, которые можно отнести к мировой музыке .
Жизнь
[ редактировать ]Штамер родился в Штеттине . [ 1 ] [ 2 ] В 1945 году семья бежала на Запад, спасаясь от российских военных. В школьные годы в Люнебурге с 1947 по 1960 год он брал уроки игры на виолончели и фортепиано. [ 2 ] участвовал в качестве хорового певца в ораториях и хоровых концертах. После окончания школы с аттестатом Abitur он приступил к широкому изучению музыки в Дартингтонском колледже искусств в Англии. [ 1 ] в Музыкальном институте в Троссингене и Musikhochschule Hamburg , где сдавал экзамены по теории музыки и преподаванию игры на виолончели, а также первый государственный экзамен по музыкальной педагогике для гимназии . Далее он учился в Гамбургском университете и в Киле. [ 1 ] где он получил звание доктора фил. в 1968 году. [ 2 ] Из его академических учителей музыковед Константин Флорос поощрял и стимулировал его сочетать музыкальную практику с интеллектуальной проницательностью и неограниченной открытостью современной музыке .
С 1969 по 2004 год Штамер преподавал в Высшей школе музыки Вюрцбурга , преподавал музыковедение, особенно историю музыки, историю инструментов, теорию форм и этномузыковедение. [ 1 ] [ 3 ] назначен профессором в 1977 году. Важный импульс дало его сотрудничество с тамошней Студией новой музыки, начиная с 1970 года, которой он руководил с 1989 по 2004 год. [ 4 ] В 1976 году он основал фестиваль Tage der Neue Musik (Дни новой музыки) в Вюрцбурге. [ 1 ] [ 5 ] которым он руководил до 2000 года. [ 1 ]
Штамер распространил свою приверженность современной музыке за пределы Вюрцбургского университета на всю Германию. В сотрудничестве с Институтом Хиндемита во Франкфурте он курировал и организовал выставку под названием «Музыкальная графика». Графические нотации Джона Кейджа , Эрла Брауна , Дитера Шнебеля и других пионеров были представлены в Музее культуры в Вюрцбурге и во Франкфурте и были звуково реализованы на концертах. Он также организовал и реализует выставку около 40 звуковых скульптур , созданных и разработанных 22 художниками из четырех европейских стран, которая была показана в виде передвижной выставки в Вюрцбурге, Культурфоруме в Бонне ( Heidelberger Kunstverein ), Музее Леопольда Хёша в Дюрене и Шпильбодене , показ работ художников Бернара Баше (Париж), Эдмунда Кизельбаха , Герлинде Бек , Стефан фон Хюне , Мартин Ричес, Питер Фогель создавались с такими композиторами, как Анестис Логотетис , Клаус Агер и Зигфрид Финк , а также с такими музыкантами, как Герберт Фёрш-Тенге, Петер Гигер и Ханс-Карстен Раек . Композиции и импровизации были записаны на пластинке. [ 6 ] Штамер публиковал книги, статьи и эссе на темы, связанные с Neue Musik , а также работал журналистом на радиостанциях и в журналах. С 2013 года Штамер является членом Свободной академии искусств Гамбурга .
В культурной политике Штамер принимал активное участие в Немецком музыкальном совете и был президентом немецкой секции Internationale Gesellschaft für Neue Musik (IGNM) с 1983 по 1987 год и с 2000 по 2002 год. [ 1 ] [ 7 ] Он сосредоточился на улучшении отношений между Германией и Израилем, а также на сближении Польши и Германии.
После ухода из университета Штамер работал в основном композитором и ездил на Ближний и Дальний Восток с лекциями и ознакомительными поездками. [ 2 ]
Работа
[ редактировать ]После «Треноса» для альта и фортепиано (1963) и других юношеских произведений Штамер нашел новые формы выражения в сотрудничестве с художниками, частично используя электронные средства. Ключевые произведения, такие как «Трансформация» (1972) и дуэт ударных « Я могу летать» (1975), показывают Штамера как экспериментатора, который, помимо визуальных средств изображения, также использовал современную поэзию и создавал музыку с высоким символическим содержанием в камерной музыке. такие произведения, как Quasi un requiem (текст: Генри Миллер ; 1974) и Tre paesaggi (текст: Чезаре Павезе ; 1976). С середины 1970-х годов он также сочинял сценические произведения, такие как балет « Эспасия одиночества». [ 8 ] и балет «Носороги» (по Эжену Ионеско ), совместная постановка с джазовым саксофонистом Берндом Конрадом . Большие циклы камерной музыки, такие как Acht Nachtstücke (1980), одноактная опера Singt, Birds (1985/86; постановки в Театре Киля , Marstall München и Gasteig в Мюнхене) и Три Багатели - в память Игорь Стравинский (1992) также обнаруживает чувство большего размера.
Кроме того, Штамер исследовал звуковые возможности Эльмара Даучера [ литофона инсталляций Эдмунда Кизельбаха. Если раньше он работал в основном импровизационно со звуковыми скульптурами, то теперь он систематически разрабатывал звуковые структуры, в которых «звуковые камни» сочетались с обычными звуковыми телами, такими как струнный квартет в «Кристаллической решетке» (1992) и аккордеон в «Проиграть — значит иметь (1999). С 1994 года влияние неевропейских музыкальных форм возросло, например, в трех песнях (1994) и часовом фортепианном цикле Sacred Site (1996), премьера которого состоялась в Австралии. Такие произведения, как «Нет возврата» (1998), показывают, что озабоченность Штамера иностранными этническими группами не только оказывает существенное музыкальное влияние на его сочинения, но также включает в себя политическую приверженность жертвам белой тирании. Кассетная пьеса (с соло на вибрафоне) Che questo è stato (1999), написанная в течение нескольких лет, выражает сострадание к жертвам Холокоста . Дуэт для китайцев губная гармошка Шэн и китайская Гучжэн цитра «Молчание - единственная музыка» (2004) открывает серию пьес, в которых Штамер использует стиль игры и тон неевропейских инструментов для выражения своих музыкальных идей. В цикле «Песни собирателя древесины» (2009), написанном в сотрудничестве с ливанским поэтом Фуадом Рифкой , Штамер использует арабские инструменты канун и рамочный барабан .
Композиции Штаммера, в том числе многочисленные вокальные и инструментальные соло, часто создавались в творческом сотрудничестве с такими музыкантами, как певица Карла Хениус , гитаристы Зигфрид Беренд , Райнберт Эверс и Вольфганг Вайгель, скрипачи Коля Лессинг , Хервиг Зак и Флориан Мейротт , аккордеонист Стефан Хуссонг а также специалисты по неевропейским инструментам, такие как шэнист Ву Вэй, Сюй Фэнся и Макико Гото ( гуженг / кото ), Гилберт Яммине ( канун ), барабанщики Виви Василева и Мурат Джошкун . [ 9 ] : 118
Стиль
[ редактировать ]
«Клаус Хинрих Штамер принадлежит к поколению композиторов, которые в юности находились под влиянием двенадцатитоновой музыки, музыкальной эстетики Теодора В. Адорно и музыкального авангарда шестидесятых и семидесятых годов, но затем искали и нашли свой собственный путь. ." [ 9 ] : 17 Первоначально находясь под влиянием Хиндемита , Бартока и Берга , Штамер искал новые средства выражения и развивал свою собственную дикцию, взаимодействуя с визуальным языком современных художников и скульпторов. В мультимедийных работах он «исследовал цвет и пространственные связи музыки и музыкальной графики». [ 10 ] С 1972 года он связал тембры, реализованные инструментально и электронно , с временными процессами, в которых диатонические или хроматические гаммы имеют так же мало смысла, как поиск мотивно-тематических критериев. Это неизбежно привело к растворению формального мышления, ориентированного на классико-романтические типы, и к экспериментированию с открытыми формами, которые Штамер представлял на некоторых форумах Neue Musik в Германии и за рубежом. «Не следует недооценивать роль собственного участия в таких выступлениях: часто сидя и играя за микшерским пультом или со своей виолончелью среди исполнителей, он мог непосредственно чувствовать и формировать свой акустический материал, не прибегая к помощи отвлечение через партитуру, и нередко границы между сочинением и импровизацией стирались». [ 9 ] : 14 В то время как здесь инструментальное звучание было шумно расширено и разбито, в вокальных произведениях, таких как Die Landschaft in meiner Stimme (1978), также очевиден поворот к фонетическим возможностям звуков, производимых ртом и голосовыми связками (см. иллюстрацию).
После творческой фазы, характеризующейся преимущественно звуковыми экспериментами, Штамер искал способы перенести этот опыт в более традиционные техники игры и пения, например, в сольных композициях без аккомпанемента, таких как Aristofaniada (1979) и Now (1980). Он разработал стиль, который все больше основывался на ретроспективе, но который передавал модель лишь в ломаной форме и который все больше ориентировался на такие идеалы, как красота звука и радость игры. В качестве ответного движения он написал музыкальную графику « Канон дня рождения для Джона Кейджа» (1982) и кассету «Der Stoff dem die Stille ist» (1990), решительно противодействуя пышности звука сокращением средств и отказом от выражения. Наконец, звуковые жесты кажутся лаконичными и четко вырезанными в двух фортепианных пьесах «Музыка тишины» (1994/98) и дуэте «Театр Но» , напоминающем японский театр Но . Има (2007).
В начале 1970-х Штамер отвернулся от мелодических и гармонических моделей школы Шенберга и предоставил место обновленному мышлению о форме и звуке в своем творчестве. Позднее он вернулся к тональности , которая действует за пределами всех функциональных гармонических связей с модальными звуковыми понятиями « арабского макама » (ладов) или дальневосточных ладов и иногда предполагает чистую ( пифагорейскую ) интонацию . Кроме того, существует особый звуковой мир неевропейских инструментов, таких как Канун , Шэн , Кото , Сякухати и других, которые благодаря своим особым настройкам и технике игры обеспечивают необычные звуковые структуры в современной структуре движений. По мнению Штамера, это усиливает уже проявившуюся в более ранних работах тенденцию, в которой музыкальные формы все больше и больше разворачиваются за счет звучности по мере расширения структуры движения и растягивания временных последовательностей. Таким образом, произведения часто приближаются к архаичным музыкальным формам, с которыми Штамер столкнулся, работая с так называемыми «примитивными культурами». Тот факт, что его музыка тем не менее звучит довольно «западно», объясняется четким отграничением от любых форм копирования стиля. Штамер видит свою цель скорее в «обогащении европейской музыки за счет включения азиатских [и других] элементов». [ 11 ] «Сейсмографически реагируя на развитие глобальной культуры» в своей музыке и занимаясь «более глубоким пониманием неевропейской музыки» и «равным диалогом с музыкантами Африки и Азии», он преуспел в открытии «новых горизонтов для искусство композиции». [ 12 ] Ближе всего к описанию этой эстетической позиции композитора можно отнести понятие «транскультурность», введенное Вольфгангом Вельшем . [ 13 ]
Темы и содержание
[ редактировать ]
За некоторыми исключениями, такими как « Фантазия для скрипки» или « Соло для контрабаса», сочинения Штаммера не относятся к тому типу произведений, в которых игра происходит ради игры. Скорее, они наделены внемузыкальным смыслом и становятся полностью понятными только посредством семантической расшифровки. В большинстве случаев темы и содержание раскрываются слушателю через положенные на музыку тексты, ведь «почти половина его произведений тесно связана с языком». Снова и снова Штамер открывал «новые возможности» для «установления связи между различными художественными средствами выражения, музыкой и языком слов. Спектр варьируется от оформления текста в общепринятом смысле до музыкальной интерпретации и перефразирования лингвистического модель понимается просто как «материал». [ 9 ] : 65
Его избранные тексты взяты из Библии , греческой трагедии и современной поэзии таких авторов, как Эрих Арендт , Ганс Магнус Энценсбергер , Эрих Фрид , Ганс Эрих Носсак и Нелли Закс , а также таких авторов, как Ганс Георг Булла , Юрген Фукс , Вольфганг Хильбиг и Юрген-Петер Штёссель . Он также установил стихи и прозу американских авторов, таких как Уистан Хью Оден , Эдвард Эстлин Каммингс , Генри Миллер и Дилан Томас . Богатство образов и лингвистическое звучание средиземноморских поэтов, таких как Висенте Алейсандре , Чезаре Павезе и Джузеппе Унгаретти, вдохновили произведения, полные звука и игривости. В частности, тексты Эжена Ионеско и Сэмюэля Беккета породили произведения, новые по тональному языку и важные по содержанию. Он создал литературу ряда поэтов африканской культуры, в том числе Жана-Феликса Белинга Белинга , Сандиле Дикени и Дикобе ва Могале. Он находился в тесном сотрудничестве с ливанцем Фуадом Рифкой . Штамер также опирался на анонимные текстовые источники, такие как надгробные надписи на еврейском кладбище. [ 2 ]
Во многих своих произведениях Штамер передает идеологические идеи. Под влиянием своего собственного опыта войны и бегства он развил базовую пацифистскую позицию, которую он выразил в таких работах, как «Quasi un requiem» и «Singt, Vögel» . Если в упомянутых произведениях более раннего времени речь шла о довольно общей пацифистской установке, которой он подыскивал в литературе соответствующие обороты речи и положил на музыку отрывки из «Колосса Маруси» Генри Миллера или «Троянских женщин» Еврипида, то позднее утверждение переросло в обвинение в адрес строительства Берлинской стены (в «Винтермерхене» ), против сожжения нацистами книг в Германии в 1933 году (в «Спасённых листьях ») и против южноафриканской политика апартеида (в книге «Возврата нет »). И здесь Штамер опирается на тексты таких поэтов, как Генрих Гейне или Сандиле Дикени. Он вызывает воспоминания о Холокосте в таких произведениях, как «... che questo è stato...» и «Mazewot». Музыка балета «Носороги по мотивам Носорогов» Эжена Ионеско , созданная в сотрудничестве с Берндом Конрадом, представляет собой призыв против распространения фашизм .
Первоначально Штамер делал духовные заявления в произведениях, связанных с христианской церковной музыкой, например, в «Davids Lobgesang» ( хвалебной песне Давида ), но позже обратился к дальневосточным идеям, таким как WU и MING . Были выражены магически-мифические природные переживания примитивных народов. в фортепианном цикле « Священное место» и в «Песнях» Благодаря своей ритуалистической форме исполнения и длительности эти произведения отходят от традиционной концертной практики и раскрывают свой эффект преимущественно в сочетании с танцевальными и образными проекциями. политически ангажированные произведения и композиции, стремящиеся к духовности, возникает установка открытости миру и обмену. [ 2 ] [ 14 ]
Работает
[ редактировать ]Работы Штамера включают: [ 9 ] : 118 [ 15 ] Оркестровые и сценические произведения
- «Носороги» , балет, с Берндом Конрадом (1983)
- Поёт, Птицы , одноактная опера (1985/86)
- Пусть они придут, пусть они высадятся, пусть они останутся и отдохнут с миром для большого оркестра (1997)
Фортепианная музыка
- Священное место (1996)
- Музыка тишины (1994/98)
- Четыре стихотворения (2000/07)
- Ghinna'û Hattab (Песни лесозаготовителя, 2009)
- Люди из ниоткуда для двух фортепиано (2000)
Камерная музыка
- Quasi un requiem по голосу и струнному квартету, текст: Генри Миллер (1974)
- Я могу летать за двумя перкуссионистами (1975/81)
- 8 ночных пьес для флейты, гитары и виолончели (1983/90)
- Ноктюрн для Энценсбергера для гитары соло (1984)
- Музыка белых ночей для гитары и струнного квартета (1992)
- Эм-бит-ка [ Зов орла ] для струнного квартета (1998)
- Мазевот [ Надгробия ] для скрипки соло (1998)
- Возврата нет для флейты, двух перкуссионистов и фортепиано (1998/2005)
- Наша музыка так сладка для скрипки соло (2002)
- Редленд соло на виолончели (2005)
- Мимолетные мгновения для аккордеона соло (2008/09)
- Соло для контрабаса соло (2014)
- Вайс для кларнета соло (2014)
Вокальная музыка
- Три пейзажа для голоса, гитары, перкуссии и кассеты, текст: Чезаре Павезе (1976)
- Пейзаж в моем голосе / Музыкальная графика (1978)
- Теперь четыре песни для сольного голоса, текст: Э. Э. Каммингс (1980)
- Wintermärchen для трех динамиков, кларнета и струнного квартета, текст: Генрих Гейне и другие среди (1981)
- Снимки для разговорного голоса и инструментального ансамбля (1986/89)
Музыка со звуковыми скульптурами
- Воспоминания из глубинных вод для гитарных и магнитофонных записей, живая электроника ad libitum (1978)
- Kristallgitter для струнного квартета, звуков камня, управляемых компьютером, и кольцевой модуляции, на основе "Sound Stone" Эльмара Даучера (1992)
- Lord of the Winds для флейты и проигрывания компакт-диска, звуковые панели Эдмунда Кизельбаха (1997)
Музыка для неевропейских инструментов
- Ning Shi' ( Frozen Time ) для шэна и аккордеона или фортепиано (1994/2007) [ 16 ]
- Тишина - единственная музыка для Шэна и Гучжэна (2004) [ 1 ]
- Пулип Сори ( Песня травы ) для каягыма , виолончели и чангу (2006)
- Мартия (похоронная песня) для виолончели и кануна (2009)
- Зиккраят ( Воспоминания ) для закона (2009)
- Фэн Ю (Повелитель ветров) для дизи и воспроизведения компакт-диска (2007)
- WU для шэна, кларнета и виолончели (2010)
- Барам Сори для Тэгыма и компакт-диска (2010)
- Такасим для кануна, скрипки и виолончели (2011)
- Ашенглут для восточного барабана и фортепиано (2014) [ 17 ]
- МИН для шэна, аккордеона и виолончели (2015)
Записи
[ редактировать ]- Sacred Site , Филипп Вандре (фортепиано), компакт-диск Kreuzberg Records, 10 021 крон (1998)
- тишина — единственная музыка , камерная музыка, шесть пьес для дальневосточных и европейских музыкальных инструментов, У Вэй, Сюй Фэнся, Макико Гото, Андреас Гуцвиллер, WERGO CD ARTS 8116 2 (2009) [ 1 ]
- дровосека» , «Песни Фуад Рифка и Хорст Мендрох (декламация), Пи-Сиен Чен (фортепиано), Мурат Чоскун (рамочный барабан), Гилберт Яммине (канун); WERGO CD ARTS 81092 (2010 г.) [ 1 ]
- Лихт , камерная музыка, включая Мин и Ашенглут , У Вэй, Вэнь-Синн Ян, Виви Василева, Стефан Хуссонг, Пи-Сянь Чен, Маруан Сакас, компакт-диск Kreuzberg Records 10 112 крон (2016)
Публикации
[ редактировать ]- Заметки о составе струнного квартета после 1945 года ; в Hamburger Jahrbuch f. 4, Гамбург (Вагнер) 1980, стр. 7–32.
- Раннее творчество Малера — исследование стиля , формы и идеи в инструментальной музыке Густава Малера , изд.: Stahmer, Wilhelmshaven ( Heinrichshofen ) 1980, стр. 9–28.
- Музыка в резиденции. Вюрцбургская придворная музыка , Вюрцбург (Штюрц) 1983
- Ближе к классической музыке, чем к классицизму — сочинения струнного квартета Стравинского , в: Хиндемит Анналы , т. 12, Майнц (Шотт), 1983, стр. 104–115.
- Миф о звуке – прогресс или регресс? , в: каталог Sound Sculptures , изд.: Stahmer, Frankfurt Feste , Alte Oper , Франкфурт, 1985 г.
- Аранжировка как интерпретация - На приеме Шуберта Густава Малера, Ганса Зендера и Фридхельма Дёля и Между ностальгией и утопией - Музыка о и о Густаве Малере Петера Ружички, Гельмута Лахенмана, Вильгельма Киллмайера, Витторио Феллегара, Детлева Гланерта, Михаэля Денхоффа, Вальтера Циммерманн, Бабетта Кобленц и Томас Ян , Франц Шуберт и Густав Малер в современной музыке , редактор: Штамер, Майнц (Шотт), 1997, стр. 25–62 и стр. 93–106.
- Новый звуковой мир гитары , в Новой Джулианиаде, 11/88, стр. 126 и далее.
- Пятьдесят лет новой музыки в Израиле , в Ежегоднике Баварской академии изящных искусств , том. 12, Мюнхен, 1998 г., стр. 526–523.
- Между радиоспектаклем и конкретной музыкой - радиофоническая музыка Клауса Хашагена , в книге «Композиторы в Баварии» , том. 42, Тутцинг, 2003, стр. 75–90.
- С Папой Гайдном на Килиманджаро — Африканские струнные квартеты , в Neue Zeitschrift für Musik , 2006, № 5, стр. 18–23
- Ветер поднимается - примечания к «Ангине» в «Если А есть, это А» - композитор Дитер Мак , изд.: Торстен Мёллер, Саарбрюккен (Пфау), 2008, стр. 101–110.
- Чужое и свое — мысли товарища о неевропейской вдохновленной музыке Питера Михаэля Хэмеля , в книге «Композиторы в Баварии» , том. 61, Мюнхен (Аллитера), 2017, стр. 62–87.
Награды и призы
[ редактировать ]- 1981 1-я премия на конкурсе «Требуются молодые композиторы» в Кобленце.
- 1984 1 место на конкурсе Ассоциации Онюкай Токи. [ 7 ]
- 1986 Премия Иоганна Венцеля Стамица Гильдии художников Эсслингена [ 7 ]
- 1994 года Культурная премия Вюрцбурга ;
- 1996 Крест «За заслуги» на ленте ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
- Премия Генделя 2001 года города Галле (общая премия Генделя за композицию) [ 7 ]
- 2006 Почетный приз конкурса Цанг Хоуэй Сюй Тайбэй.
- 2017 1-я премия Конкурса Карла фон Осецкого в Ольденбурге
- 2019 Премия Вильгельма Хаузенштайна Баварской академии изящных искусств
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Клаус Хинрих Штамер / Родился: 25 июня 1941 года» . Шотт Музыка . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дюринг, Урсула (24 июня 2016 г.). «Мифические Бочафтены» . Главный пост (на немецком языке) . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ «Серенада для Вюрцбурга» . Зеркало (на немецком языке) . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ Шисслер, Мартин (4 июня 2012 г.). «Студия новой музыки Вюрцбург / Исследование ее истории с 1958 по 1988 год (диссертация)» (PDF) (на немецком языке). Университет Вюрцбурга . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Мейснер, Герхард (23 марта 2011 г.). «В замке вместе работают музыканты из Ливана и Германии» . mainpost.de . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ ВЕРГО СМ 1049/50
- ^ Jump up to: а б с д «Каталог 2013 / Клаус Хинрих Штамер» (PDF) (на немецком языке). Издательство Новая Музыка. 2013. С. 16–17 . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Гитара и лютня. , хореография Заги Живкович и впервые исполненная 18 января 1980 года «Studio za suvremeni ples» в Загребе с Зигфридом Берендом в качестве солиста на гитаре. Том. 2, выпуск 1, 1980, с. 5 и выпуск 3, с. 7; и Пэффген/Штамер (1984), стр. 10–14.
- ^ Jump up to: а б с д и Хенкель, Тереза; Мессмер, Францпетер, ред. (2016). Клаус Хинрих Штамер . Композиторы Баварии (на немецком языке). Мюнхен. ISBN 978-3-86-906909-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ "Клаус Хинрих Штамер", в Riemann Musiklexikon vol. 5, Майнц (Шотт), 13-е издание, 2012 г., с. 95
- ^ Константин Флорос: Музыка страсти; Майнц (Шотт) 2017, с. 77. ISBN 978-3-95983-540-4
- ^ Тереза Хенкель/Францпетер Мессмер (ред.), в «Композиторах в Баварии», том. 60, Мюнхен 2016, с. 7
- ^ Вольфганг Уэлш: Что на самом деле такое транскультурность? в «Культурах в движении», вклад в теорию и практику транскультурности, стенограмма, 2010 г., стр. 39–66.
- ^ Кнауэр, Стефани (октябрь 2016 г.). « За пределами собственного горизонта» / Новый том «Композиторы в Баварии» о Клаусе Хинрихе Штаммере» . Новая музыкальная газета (на немецком языке) . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Клаус Хинрих Штамер» (на немецком языке). Издательство «Новая музыка» . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Эти классные звуки помогут вам пережить жару» . mainpost.de . 07.08.2018 . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ «Музыкальные мосты» . mainpost.de . 01 июля 2016 г. Проверено 19 марта 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Музыкальный лексикон Брокгауза Римана (дополнительный том). Майнц 1989, 9, ISBN 3-7957-8300-3 .
- Современные композиторы. Издание Text & Criticism, Мюнхен (сборник с 1992 г.), ISBN 3-88377-414-6 .
- Питер Холлфельдер : Международный хронологический лексикон фортепианной музыки. Ноэцель, Вильгельмсхафен, 1999, с. 205.
- Словарь музыки и музыкантов New Grove. Том. 24, 2001, ISBN 0-333-60800-3 .
- Музыка в прошлом и настоящем ( Музыка в прошлом и настоящем ). 2-е издание, т. 15, Кассель 2006 г., ISBN 3-7618-1135-7 .
- Петер Пэффген, Клаус Хинрих Штамер: Можно ли на самом деле научиться сочинять? Интервью с Клаусом Хинрихом Штаммером. На гитаре и лютне. Том 6, выпуск 6, 1984 г., стр. 8–14 и 50 f.
- Музыкальный словарь Римана, 13-е издание, том. 5, Манц (Шотт) 2012 г., ISBN 978-3-7957-0006-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литература Клауса Хинриха Штаммера и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Официальный сайт
- Клауса Хинриха Штаммера Дискография на Discogs
- Клаус Хинрих Штамер (на немецком языке) WERGO