Jump to content

Клаус Хинрих Штамер

Клаус Хинрих Штамер
Клаус Хинрих Штамер
Рожденный ( 1941-06-25 ) 25 июня 1941 г. (83 года)
Образование
Занятия
  • Музыковед
  • Композитор
  • Директор фестиваля
Организации

Клаус Хинрих Штамер (родился 25 июня 1941 г.) [ 1 ] немецкий композитор и музыковед . Он внес вклад в развитие музыки 1980-х годов посредством мультимедийных произведений, в том числе музыки со звуковыми скульптурами и музыкальной графикой [ де ] ). Он также открыл новые творческие горизонты своими композициями для неевропейских инструментов, которые можно отнести к мировой музыке .

Штамер родился в Штеттине . [ 1 ] [ 2 ] В 1945 году семья бежала на Запад, спасаясь от российских военных. В школьные годы в Люнебурге с 1947 по 1960 год он брал уроки игры на виолончели и фортепиано. [ 2 ] участвовал в качестве хорового певца в ораториях и хоровых концертах. После окончания школы с аттестатом Abitur он приступил к широкому изучению музыки в Дартингтонском колледже искусств в Англии. [ 1 ] в Музыкальном институте в Троссингене и Musikhochschule Hamburg , где сдавал экзамены по теории музыки и преподаванию игры на виолончели, а также первый государственный экзамен по музыкальной педагогике для гимназии . Далее он учился в Гамбургском университете и в Киле. [ 1 ] где он получил звание доктора фил. в 1968 году. [ 2 ] Из его академических учителей музыковед Константин Флорос поощрял и стимулировал его сочетать музыкальную практику с интеллектуальной проницательностью и неограниченной открытостью современной музыке .

С 1969 по 2004 год Штамер преподавал в Высшей школе музыки Вюрцбурга , преподавал музыковедение, особенно историю музыки, историю инструментов, теорию форм и этномузыковедение. [ 1 ] [ 3 ] назначен профессором в 1977 году. Важный импульс дало его сотрудничество с тамошней Студией новой музыки, начиная с 1970 года, которой он руководил с 1989 по 2004 год. [ 4 ] В 1976 году он основал фестиваль Tage der Neue Musik (Дни новой музыки) в Вюрцбурге. [ 1 ] [ 5 ] которым он руководил до 2000 года. [ 1 ]

Штамер распространил свою приверженность современной музыке за пределы Вюрцбургского университета на всю Германию. В сотрудничестве с Институтом Хиндемита [ де ] во Франкфурте он курировал и организовал выставку под названием «Музыкальная графика». Графические нотации Джона Кейджа , Эрла Брауна , Дитера Шнебеля и других пионеров были представлены в Музее культуры в Вюрцбурге и во Франкфурте и были звуково реализованы на концертах. Он также организовал и реализует выставку около 40 звуковых скульптур , созданных и разработанных 22 художниками из четырех европейских стран, которая была показана в виде передвижной выставки в Вюрцбурге, Культурфоруме в Бонне ( Heidelberger Kunstverein [ de ] ), Музее Леопольда Хёша [ de ] в Дюрене и Шпильбодене [ de ] , показ работ художников Бернара Баше (Париж), Эдмунда Кизельбаха [ de ] , Герлинде Бек [ de ] , Стефан фон Хюне , Мартин Ричес, Питер Фогель создавались с такими композиторами, как Анестис Логотетис , Клаус Агер и Зигфрид Финк , а также с такими музыкантами, как Герберт Фёрш-Тенге, Петер Гигер и Ханс-Карстен Раек [ де ] . Композиции и импровизации были записаны на пластинке. [ 6 ] Штамер публиковал книги, статьи и эссе на темы, связанные с Neue Musik , а также работал журналистом на радиостанциях и в журналах. С 2013 года Штамер является членом Свободной академии искусств Гамбурга .

В культурной политике Штамер принимал активное участие в Немецком музыкальном совете и был президентом немецкой секции Internationale Gesellschaft für Neue Musik (IGNM) с 1983 по 1987 год и с 2000 по 2002 год. [ 1 ] [ 7 ] Он сосредоточился на улучшении отношений между Германией и Израилем, а также на сближении Польши и Германии.

После ухода из университета Штамер работал в основном композитором и ездил на Ближний и Дальний Восток с лекциями и ознакомительными поездками. [ 2 ]

После «Треноса» для альта и фортепиано (1963) и других юношеских произведений Штамер нашел новые формы выражения в сотрудничестве с художниками, частично используя электронные средства. Ключевые произведения, такие как «Трансформация» (1972) и дуэт ударных « Я могу летать» (1975), показывают Штамера как экспериментатора, который, помимо визуальных средств изображения, также использовал современную поэзию и создавал музыку с высоким символическим содержанием в камерной музыке. такие произведения, как Quasi un requiem (текст: Генри Миллер ; 1974) и Tre paesaggi (текст: Чезаре Павезе ; 1976). С середины 1970-х годов он также сочинял сценические произведения, такие как балет « Эспасия одиночества». [ 8 ] и балет «Носороги» (по Эжену Ионеско ), совместная постановка с джазовым саксофонистом Берндом Конрадом [ де ] . Большие циклы камерной музыки, такие как Acht Nachtstücke (1980), одноактная опера Singt, Birds (1985/86; постановки в Театре Киля , Marstall München [ de ] и Gasteig в Мюнхене) и Три Багатели - в память Игорь Стравинский (1992) также обнаруживает чувство большего размера.

Кроме того, Штамер исследовал звуковые возможности Эльмара Даучера де ] и [ литофона инсталляций Эдмунда Кизельбаха. Если раньше он работал в основном импровизационно со звуковыми скульптурами, то теперь он систематически разрабатывал звуковые структуры, в которых «звуковые камни» сочетались с обычными звуковыми телами, такими как струнный квартет в «Кристаллической решетке» (1992) и аккордеон в «Проиграть — значит иметь (1999). С 1994 года влияние неевропейских музыкальных форм возросло, например, в трех песнях (1994) и часовом фортепианном цикле Sacred Site (1996), премьера которого состоялась в Австралии. Такие произведения, как «Нет возврата» (1998), показывают, что озабоченность Штамера иностранными этническими группами не только оказывает существенное музыкальное влияние на его сочинения, но также включает в себя политическую приверженность жертвам белой тирании. Кассетная пьеса (с соло на вибрафоне) Che questo è stato (1999), написанная в течение нескольких лет, выражает сострадание к жертвам Холокоста . Дуэт для китайцев губная гармошка Шэн и китайская Гучжэн цитра «Молчание - единственная музыка» (2004) открывает серию пьес, в которых Штамер использует стиль игры и тон неевропейских инструментов для выражения своих музыкальных идей. В цикле «Песни собирателя древесины» (2009), написанном в сотрудничестве с ливанским поэтом Фуадом Рифкой [ де ] , Штамер использует арабские инструменты канун и рамочный барабан .

Композиции Штаммера, в том числе многочисленные вокальные и инструментальные соло, часто создавались в творческом сотрудничестве с такими музыкантами, как певица Карла Хениус , гитаристы Зигфрид Беренд , Райнберт Эверс и Вольфганг Вайгель, скрипачи Коля Лессинг , Хервиг Зак и Флориан Мейротт [ де ] , аккордеонист Стефан Хуссонг а также специалисты по неевропейским инструментам, такие как шэнист Ву Вэй, Сюй Фэнся и Макико Гото ( гуженг / кото ), Гилберт Яммине ( канун ), барабанщики Виви Василева и Мурат Джошкун [ де ] . [ 9 ] : 118 

Штамер: Пейзаж в моем голосе (Отрывок)

«Клаус Хинрих Штамер принадлежит к поколению композиторов, которые в юности находились под влиянием двенадцатитоновой музыки, музыкальной эстетики Теодора В. Адорно и музыкального авангарда шестидесятых и семидесятых годов, но затем искали и нашли свой собственный путь. ." [ 9 ] : 17  Первоначально находясь под влиянием Хиндемита , Бартока и Берга , Штамер искал новые средства выражения и развивал свою собственную дикцию, взаимодействуя с визуальным языком современных художников и скульпторов. В мультимедийных работах он «исследовал цвет и пространственные связи музыки и музыкальной графики». [ 10 ] С 1972 года он связал тембры, реализованные инструментально и электронно , с временными процессами, в которых диатонические или хроматические гаммы имеют так же мало смысла, как поиск мотивно-тематических критериев. Это неизбежно привело к растворению формального мышления, ориентированного на классико-романтические типы, и к экспериментированию с открытыми формами, которые Штамер представлял на некоторых форумах Neue Musik в Германии и за рубежом. «Не следует недооценивать роль собственного участия в таких выступлениях: часто сидя и играя за микшерским пультом или со своей виолончелью среди исполнителей, он мог непосредственно чувствовать и формировать свой акустический материал, не прибегая к помощи отвлечение через партитуру, и нередко границы между сочинением и импровизацией стирались». [ 9 ] : 14  В то время как здесь инструментальное звучание было шумно расширено и разбито, в вокальных произведениях, таких как Die Landschaft in meiner Stimme (1978), также очевиден поворот к фонетическим возможностям звуков, производимых ртом и голосовыми связками (см. иллюстрацию).

После творческой фазы, характеризующейся преимущественно звуковыми экспериментами, Штамер искал способы перенести этот опыт в более традиционные техники игры и пения, например, в сольных композициях без аккомпанемента, таких как Aristofaniada (1979) и Now (1980). Он разработал стиль, который все больше основывался на ретроспективе, но который передавал модель лишь в ломаной форме и который все больше ориентировался на такие идеалы, как красота звука и радость игры. В качестве ответного движения он написал музыкальную графику « Канон дня рождения для Джона Кейджа» (1982) и кассету «Der Stoff dem die Stille ist» (1990), решительно противодействуя пышности звука сокращением средств и отказом от выражения. Наконец, звуковые жесты кажутся лаконичными и четко вырезанными в двух фортепианных пьесах «Музыка тишины» (1994/98) и дуэте «Театр Но» , напоминающем японский театр Но . Има (2007).

В начале 1970-х Штамер отвернулся от мелодических и гармонических моделей школы Шенберга и предоставил место обновленному мышлению о форме и звуке в своем творчестве. Позднее он вернулся к тональности , которая действует за пределами всех функциональных гармонических связей с модальными звуковыми понятиями « арабского макама » (ладов) или дальневосточных ладов и иногда предполагает чистую ( пифагорейскую ) интонацию . Кроме того, существует особый звуковой мир неевропейских инструментов, таких как Канун , Шэн , Кото , Сякухати и других, которые благодаря своим особым настройкам и технике игры обеспечивают необычные звуковые структуры в современной структуре движений. По мнению Штамера, это усиливает уже проявившуюся в более ранних работах тенденцию, в которой музыкальные формы все больше и больше разворачиваются за счет звучности по мере расширения структуры движения и растягивания временных последовательностей. Таким образом, произведения часто приближаются к архаичным музыкальным формам, с которыми Штамер столкнулся, работая с так называемыми «примитивными культурами». Тот факт, что его музыка тем не менее звучит довольно «западно», объясняется четким отграничением от любых форм копирования стиля. Штамер видит свою цель скорее в «обогащении европейской музыки за счет включения азиатских [и других] элементов». [ 11 ] «Сейсмографически реагируя на развитие глобальной культуры» в своей музыке и занимаясь «более глубоким пониманием неевропейской музыки» и «равным диалогом с музыкантами Африки и Азии», он преуспел в открытии «новых горизонтов для искусство композиции». [ 12 ] Ближе всего к описанию этой эстетической позиции композитора можно отнести понятие «транскультурность», введенное Вольфгангом Вельшем . [ 13 ]

Темы и содержание

[ редактировать ]
Раздел партитуры Mobile Actions для струнных, 1974 г.

За некоторыми исключениями, такими как « Фантазия для скрипки» или « Соло для контрабаса», сочинения Штаммера не относятся к тому типу произведений, в которых игра происходит ради игры. Скорее, они наделены внемузыкальным смыслом и становятся полностью понятными только посредством семантической расшифровки. В большинстве случаев темы и содержание раскрываются слушателю через положенные на музыку тексты, ведь «почти половина его произведений тесно связана с языком». Снова и снова Штамер открывал «новые возможности» для «установления связи между различными художественными средствами выражения, музыкой и языком слов. Спектр варьируется от оформления текста в общепринятом смысле до музыкальной интерпретации и перефразирования лингвистического модель понимается просто как «материал». [ 9 ] : 65 

Его избранные тексты взяты из Библии , греческой трагедии и современной поэзии таких авторов, как Эрих Арендт , Ганс Магнус Энценсбергер , Эрих Фрид , Ганс Эрих Носсак и Нелли Закс , а также таких авторов, как Ганс Георг Булла [ де ] , Юрген Фукс , Вольфганг Хильбиг и Юрген-Петер Штёссель [ де ] . Он также установил стихи и прозу американских авторов, таких как Уистан Хью Оден , Эдвард Эстлин Каммингс , Генри Миллер и Дилан Томас . Богатство образов и лингвистическое звучание средиземноморских поэтов, таких как Висенте Алейсандре , Чезаре Павезе и Джузеппе Унгаретти, вдохновили произведения, полные звука и игривости. В частности, тексты Эжена Ионеско и Сэмюэля Беккета породили произведения, новые по тональному языку и важные по содержанию. Он создал литературу ряда поэтов африканской культуры, в том числе Жана-Феликса Белинга Белинга [ де ] , Сандиле Дикени и Дикобе ва Могале. Он находился в тесном сотрудничестве с ливанцем Фуадом Рифкой [ де ] . Штамер также опирался на анонимные текстовые источники, такие как надгробные надписи на еврейском кладбище. [ 2 ]

Во многих своих произведениях Штамер передает идеологические идеи. Под влиянием своего собственного опыта войны и бегства он развил базовую пацифистскую позицию, которую он выразил в таких работах, как «Quasi un requiem» и «Singt, Vögel» . Если в упомянутых произведениях более раннего времени речь шла о довольно общей пацифистской установке, которой он подыскивал в литературе соответствующие обороты речи и положил на музыку отрывки из «Колосса Маруси» Генри Миллера или «Троянских женщин» Еврипида, то позднее утверждение переросло в обвинение в адрес строительства Берлинской стены (в «Винтермерхене» ), против сожжения нацистами книг в Германии в 1933 году (в «Спасённых листьях ») и против южноафриканской политика апартеида (в книге «Возврата нет »). И здесь Штамер опирается на тексты таких поэтов, как Генрих Гейне или Сандиле Дикени. Он вызывает воспоминания о Холокосте в таких произведениях, как «... che questo è stato...» и «Mazewot». Музыка балета «Носороги по мотивам Носорогов» Эжена Ионеско , созданная в сотрудничестве с Берндом Конрадом, представляет собой призыв против распространения фашизм .

Первоначально Штамер делал духовные заявления в произведениях, связанных с христианской церковной музыкой, например, в «Davids Lobgesang» ( хвалебной песне Давида ), но позже обратился к дальневосточным идеям, таким как WU и MING . Были выражены магически-мифические природные переживания примитивных народов. в фортепианном цикле « Священное место» и в «Песнях» Благодаря своей ритуалистической форме исполнения и длительности эти произведения отходят от традиционной концертной практики и раскрывают свой эффект преимущественно в сочетании с танцевальными и образными проекциями. политически ангажированные произведения и композиции, стремящиеся к духовности, возникает установка открытости миру и обмену. [ 2 ] [ 14 ]

Работает

[ редактировать ]

Работы Штамера включают: [ 9 ] : 118  [ 15 ] Оркестровые и сценические произведения

  • «Носороги» , балет, с Берндом Конрадом (1983)
  • Поёт, Птицы , одноактная опера (1985/86)
  • Пусть они придут, пусть они высадятся, пусть они останутся и отдохнут с миром для большого оркестра (1997)

Фортепианная музыка

  • Священное место (1996)
  • Музыка тишины (1994/98)
  • Четыре стихотворения (2000/07)
  • Ghinna'û Hattab (Песни лесозаготовителя, 2009)
  • Люди из ниоткуда для двух фортепиано (2000)

Камерная музыка

  • Quasi un requiem по голосу и струнному квартету, текст: Генри Миллер (1974)
  • Я могу летать за двумя перкуссионистами (1975/81)
  • 8 ночных пьес для флейты, гитары и виолончели (1983/90)
  • Ноктюрн для Энценсбергера для гитары соло (1984)
  • Музыка белых ночей для гитары и струнного квартета (1992)
  • Эм-бит-ка [ Зов орла ] для струнного квартета (1998)
  • Мазевот [ Надгробия ] для скрипки соло (1998)
  • Возврата нет для флейты, двух перкуссионистов и фортепиано (1998/2005)
  • Наша музыка так сладка для скрипки соло (2002)
  • Редленд соло на виолончели (2005)
  • Мимолетные мгновения для аккордеона соло (2008/09)
  • Соло для контрабаса соло (2014)
  • Вайс для кларнета соло (2014)

Вокальная музыка

  • Три пейзажа для голоса, гитары, перкуссии и кассеты, текст: Чезаре Павезе (1976)
  • Пейзаж в моем голосе / Музыкальная графика (1978)
  • Теперь четыре песни для сольного голоса, текст: Э. Э. Каммингс (1980)
  • Wintermärchen для трех динамиков, кларнета и струнного квартета, текст: Генрих Гейне и другие среди (1981)
  • Снимки для разговорного голоса и инструментального ансамбля (1986/89)

Музыка со звуковыми скульптурами

  • Воспоминания из глубинных вод для гитарных и магнитофонных записей, живая электроника ad libitum (1978)
  • Kristallgitter для струнного квартета, звуков камня, управляемых компьютером, и кольцевой модуляции, на основе "Sound Stone" Эльмара Даучера [ де ] (1992)
  • Lord of the Winds для флейты и проигрывания компакт-диска, звуковые панели Эдмунда Кизельбаха (1997)

Музыка для неевропейских инструментов

  • Ning Shi' ( Frozen Time ) для шэна и аккордеона или фортепиано (1994/2007) [ 16 ]
  • Тишина - единственная музыка для Шэна и Гучжэна (2004) [ 1 ]
  • Пулип Сори ( Песня травы ) для каягыма , виолончели и чангу (2006)
  • Мартия (похоронная песня) для виолончели и кануна (2009)
  • Зиккраят ( Воспоминания ) для закона (2009)
  • Фэн Ю (Повелитель ветров) для дизи и воспроизведения компакт-диска (2007)
  • WU для шэна, кларнета и виолончели (2010)
  • Барам Сори для Тэгыма и компакт-диска (2010)
  • Такасим для кануна, скрипки и виолончели (2011)
  • Ашенглут для восточного барабана и фортепиано (2014) [ 17 ]
  • МИН для шэна, аккордеона и виолончели (2015)
  • Sacred Site , Филипп Вандре (фортепиано), компакт-диск Kreuzberg Records, 10 021 крон (1998)
  • тишина — единственная музыка , камерная музыка, шесть пьес для дальневосточных и европейских музыкальных инструментов, У Вэй, Сюй Фэнся, Макико Гото, Андреас Гуцвиллер, WERGO CD ARTS 8116 2 (2009) [ 1 ]
  • дровосека» , «Песни Фуад Рифка и Хорст Мендрох (декламация), Пи-Сиен Чен (фортепиано), Мурат Чоскун (рамочный барабан), Гилберт Яммине (канун); WERGO CD ARTS 81092 (2010 г.) [ 1 ]
  • Лихт , камерная музыка, включая Мин и Ашенглут , У Вэй, Вэнь-Синн Ян, Виви Василева, Стефан Хуссонг, Пи-Сянь Чен, Маруан Сакас, компакт-диск Kreuzberg Records 10 112 крон (2016)

Публикации

[ редактировать ]
  • Заметки о составе струнного квартета после 1945 года ; в Hamburger Jahrbuch f. 4, Гамбург (Вагнер) 1980, стр. 7–32.
  • Раннее творчество Малера — исследование стиля , формы и идеи в инструментальной музыке Густава Малера , изд.: Stahmer, Wilhelmshaven ( Heinrichshofen ) 1980, стр. 9–28.
  • Музыка в резиденции. Вюрцбургская придворная музыка , Вюрцбург (Штюрц) 1983
  • Ближе к классической музыке, чем к классицизму — сочинения струнного квартета Стравинского , в: Хиндемит Анналы , т. 12, Майнц (Шотт), 1983, стр. 104–115.
  • Миф о звуке – прогресс или регресс? , в: каталог Sound Sculptures , изд.: Stahmer, Frankfurt Feste , Alte Oper , Франкфурт, 1985 г.
  • Аранжировка как интерпретация - На приеме Шуберта Густава Малера, Ганса Зендера и Фридхельма Дёля и Между ностальгией и утопией - Музыка о и о Густаве Малере Петера Ружички, Гельмута Лахенмана, Вильгельма Киллмайера, Витторио Феллегара, Детлева Гланерта, Михаэля Денхоффа, Вальтера Циммерманн, Бабетта Кобленц и Томас Ян , Франц Шуберт и Густав Малер в современной музыке , редактор: Штамер, Майнц (Шотт), 1997, стр. 25–62 и стр. 93–106.
  • Новый звуковой мир гитары , в Новой Джулианиаде, 11/88, стр. 126 и далее.
  • Пятьдесят лет новой музыки в Израиле , в Ежегоднике Баварской академии изящных искусств , том. 12, Мюнхен, 1998 г., стр. 526–523.
  • Между радиоспектаклем и конкретной музыкой - радиофоническая музыка Клауса Хашагена , в книге «Композиторы в Баварии» , том. 42, Тутцинг, 2003, стр. 75–90.
  • С Папой Гайдном на Килиманджаро — Африканские струнные квартеты , в Neue Zeitschrift für Musik , 2006, № 5, стр. 18–23
  • Ветер поднимается - примечания к «Ангине» в «Если А есть, это А» - композитор Дитер Мак , изд.: Торстен Мёллер, Саарбрюккен (Пфау), 2008, стр. 101–110.
  • Чужое и свое — мысли товарища о неевропейской вдохновленной музыке Питера Михаэля Хэмеля , в книге «Композиторы в Баварии» , том. 61, Мюнхен (Аллитера), 2017, стр. 62–87.

Награды и призы

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Клаус Хинрих Штамер / Родился: 25 июня 1941 года» . Шотт Музыка . Проверено 19 апреля 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Дюринг, Урсула (24 июня 2016 г.). «Мифические Бочафтены» . Главный пост (на немецком языке) . Проверено 19 марта 2021 г.
  3. ^ «Серенада для Вюрцбурга» . Зеркало (на немецком языке) . Проверено 19 марта 2021 г.
  4. ^ Шисслер, Мартин (4 июня 2012 г.). «Студия новой музыки Вюрцбург / Исследование ее истории с 1958 по 1988 год (диссертация)» (PDF) (на немецком языке). Университет Вюрцбурга . Проверено 19 апреля 2021 г.
  5. ^ Мейснер, Герхард (23 марта 2011 г.). «В замке вместе работают музыканты из Ливана и Германии» . mainpost.de . Проверено 19 марта 2021 г.
  6. ^ ВЕРГО СМ 1049/50
  7. ^ Jump up to: а б с д «Каталог 2013 / Клаус Хинрих Штамер» (PDF) (на немецком языке). Издательство Новая Музыка. 2013. С. 16–17 . Проверено 19 апреля 2021 г.
  8. ^ Гитара и лютня. , хореография Заги Живкович и впервые исполненная 18 января 1980 года «Studio za suvremeni ples» в Загребе с Зигфридом Берендом в качестве солиста на гитаре. Том. 2, выпуск 1, 1980, с. 5 и выпуск 3, с. 7; и Пэффген/Штамер (1984), стр. 10–14.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Хенкель, Тереза; Мессмер, Францпетер, ред. (2016). Клаус Хинрих Штамер . Композиторы Баварии (на немецком языке). Мюнхен. ISBN  978-3-86-906909-8 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ "Клаус Хинрих Штамер", в Riemann Musiklexikon vol. 5, Майнц (Шотт), 13-е издание, 2012 г., с. 95
  11. ^ Константин Флорос: Музыка страсти; Майнц (Шотт) 2017, с. 77. ISBN   978-3-95983-540-4
  12. ^ Тереза ​​Хенкель/Францпетер Мессмер (ред.), в «Композиторах в Баварии», том. 60, Мюнхен 2016, с. 7
  13. ^ Вольфганг Уэлш: Что на самом деле такое транскультурность? в «Культурах в движении», вклад в теорию и практику транскультурности, стенограмма, 2010 г., стр. 39–66.
  14. ^ Кнауэр, Стефани (октябрь 2016 г.). « За пределами собственного горизонта» / Новый том «Композиторы в Баварии» о Клаусе Хинрихе Штаммере» . Новая музыкальная газета (на немецком языке) . Проверено 19 апреля 2021 г.
  15. ^ «Клаус Хинрих Штамер» (на немецком языке). Издательство «Новая музыка» . Проверено 19 апреля 2021 г.
  16. ^ «Эти классные звуки помогут вам пережить жару» . mainpost.de . 07.08.2018 . Проверено 19 марта 2021 г.
  17. ^ «Музыкальные мосты» . mainpost.de . 01 июля 2016 г. Проверено 19 марта 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Музыкальный лексикон Брокгауза Римана (дополнительный том). Майнц 1989, 9, ISBN   3-7957-8300-3 .
  • Современные композиторы. Издание Text & Criticism, Мюнхен (сборник с 1992 г.), ISBN   3-88377-414-6 .
  • Питер Холлфельдер : Международный хронологический лексикон фортепианной музыки. Ноэцель, Вильгельмсхафен, 1999, с. 205.
  • Словарь музыки и музыкантов New Grove. Том. 24, 2001, ISBN   0-333-60800-3 .
  • Музыка в прошлом и настоящем ( Музыка в прошлом и настоящем ). 2-е издание, т. 15, Кассель 2006 г., ISBN   3-7618-1135-7 .
  • Петер Пэффген, Клаус Хинрих Штамер: Можно ли на самом деле научиться сочинять? Интервью с Клаусом Хинрихом Штаммером. На гитаре и лютне. Том 6, выпуск 6, 1984 г., стр. 8–14 и 50 f.
  • Музыкальный словарь Римана, 13-е издание, том. 5, Манц (Шотт) 2012 г., ISBN   978-3-7957-0006-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 311ec43863471b4e58a8484973ab1fc3__1719273540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/c3/311ec43863471b4e58a8484973ab1fc3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Klaus Hinrich Stahmer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)