Том Норман

Том Норман , урожденный Томас Ноукс (7 мая 1860 – 24 августа 1930), был английским бизнесменом, шоуменом и последним экспонентом Джозефа Меррика , также известного как «Человек-слон». Среди его более поздних экспонатов были труппа маленьких людей, «Человек в трансе», «Джон Чемберс, безрукий плотник» и «Самая уродливая женщина в мире».
Норман начал свою трудовую деятельность мясником в Сассексе, а затем в возрасте 14 лет переехал в Лондон, где искал карьеру на сцене мюзик-холла . Там он увлекся шоу уродов , которые посещал в свободное время. После просмотра выставки под названием «Электрическая леди», расположенной по соседству с его местом работы, он занялся бизнесом с менеджером выставки и начал карьеру шоумена человеческих странностей. Он быстро добился успеха как за свою болтовню назвал его «Серебряным королем» , так и за свои экспонаты, и американский шоумен П.Т. Барнум .
В 1884 году Норман взял на себя управление Джозефом Мерриком , также известным как «Человек-слон», и выставлял его на показ в течение нескольких недель, пока полиция не закрыла выставку. Позже Меррик переехал жить в лондонскую больницу под присмотром сэра Фредерика Тревеса . В своих мемуарах 1923 года Тревес изобразил Нормана жестоким пьяницей, безжалостно эксплуатирующим его действия. Норман опроверг эту характеристику и заявил, что предоставил Меррику (и другим его «уродам») возможность самостоятельно зарабатывать деньги. Норман продолжил успешную карьеру шоумена, а позже стал аукционистом новинок и цирков.
Норман умер в 1930 году, у него остались жена и 10 детей, пятеро из которых последовали за ним в развлекательный бизнес.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Норман родился Томас Ноукс 7 мая 1860 года в Даллингтоне , Сассекс . Он был старшим из 17 детей Томаса Ноукса, мясника и фермера, и его жены Элизы (урожденной Хейзелден). [ 1 ]
Норман познакомился с профессией своего отца в раннем возрасте и бросил школу, чтобы работать с ним, когда ему было 12 лет. [ 1 ] [ 2 ] Два года спустя он решил отправиться в путешествие, чтобы сделать карьеру исполнителя. Ему это не удалось, и через некоторое время он переехал в Лондон, где работал помощником мясника. [ 2 ] [ 3 ] Заядлый игрок, Норман переехал в Беркшир , где профессионально занялся азартными играми на ипподроме Аскот . Он остался без гроша и возобновил свою мясную торговлю в Лондоне, где у него появился новый интерес к шоу уродов . [ 2 ]
Новинки
[ редактировать ]Но в те времена действительно можно было выставить что угодно. Да, что угодно, от иглы до якоря, от блохи до слона, от вздутия живота, можно выставить в виде кита. Это было не шоу, это была история, которую вы рассказали.
—Том Норман [ 4 ]
После неудачного предприятия в Беркшире Норман снова стал мясником и однажды рассматривал «новинки» в пенни-гафеле рядом со своим местом работы в Ислингтоне . Там мадемуазель Электра, «Единственная электрическая леди - леди, рожденная полная электричества», своим рукопожатием поразила зрителей электрическим током. Норман был впечатлен выставкой, осознал ее прибыльный потенциал и оставил свою работу, чтобы заняться бизнесом с менеджером мадемуазель Электры. Он быстро обнаружил, что Электра — это подделка, подключенная к источнику электричества. [ 5 ]
Когда мадемуазель Электра была выставлена на Кингстонской ярмарке, Норман понял, что ему лучше работать в одиночку, и успешно поставил в Хаммерсмите свою собственную «Электрическую леди» . Он узнал, что его навыки артиста были так же важны для его успеха, как и новинки, которые он демонстрировал. В какой-то момент он сменил имя при рождении на Том Норман и отказался от наследства. По словам биографов Джозефа Меррика Майкла Хауэлла и Питера Форда, Норман, возможно, изменил свое имя, чтобы не позорить свою семью своими «неприятными» связями с цирками и ярмарочными площадками. [ 4 ]
В течение следующих нескольких лет на передвижных выставках Нормана были представлены Элиза Дженкинс, «Женщина-скелет», «Ребенок с воздушной головой» и женщина, которая откусывала головы живым крысам - «самый ужасный» поступок, который, как утверждал Норман, он видел. [ 1 ] [ 3 ] Среди других деятелей были блохи, толстые дамы, гиганты, гномы и белые моряки в отставке, выкрашенные в черный цвет и говорящие на вымышленном языке, которых называли «дикими зулусами». [ 6 ] Он изобразил «семью карликов », которая на самом деле состояла из двух мужчин и одолженного ребенка. [ 7 ] Он управлял рядом магазинов в Лондоне и Ноттингеме , а также устраивал передвижные выставки по всей стране. [ 1 ] В 1882 году Норман дал представление в Королевском сельскохозяйственном зале Ислингтона . Норман не знал, что на шоу присутствовал американский шоумен П.Т. Барнум . Норман ложно заявил своей аудитории, как он часто делал в прошлом, что его шоу было запланировано для участия в «Величайшем шоу на Земле» Барнума. [ 7 ] Барнум был очень удивлен и впоследствии, увидев серебряное ожерелье Нормана и отметив его дар ораторского искусства, прозвал его «Серебряным королем». [ 1 ] [ 3 ] Имея 13 магазинов только в Лондоне, Норман столкнулся с нехваткой диковин и путешествовал по стране в поисках новых исполнителей. [ 8 ] Он привлекал к себе на работу новинки человечества обещаниями щедрых зарплат. [ 8 ]
Человек-слон
[ редактировать ]
В 1884 году Норман познакомился с Джозефом Мерриком , молодым человеком из Лестера, имевшим крайние уродства. Не имея возможности найти работу из-за своей внешности, Меррик на четыре года оказался в работном доме Лестера. В 1884 году он покинул работный дом и возглавил владельцев мюзик-холла Сэма Торра и Дж. Эллиса, а также странствующего шоумена «Маленького Джорджа» Хичкока. Вместе они представили Меррика как «Человека-слона, получеловека и полуслона». [ 9 ] Они быстро поняли, что слишком долго показывать Меррика на одном месте не получится, опасаясь, что новизна выветрится, и ближе к концу 1884 года Хичкок связался со своим знакомым Норманом и передал управление «Человеку-слону». ему. [ 10 ]
Меррик прибыл в Лондон и попал под опеку Нормана. Норман, поначалу шокированный внешним видом Меррика и не желавший его показывать, тем не менее выставил его в своем магазине по адресу Уайтчепел-роуд , 123 , прямо через дорогу от лондонской больницы . [ 1 ] [ 11 ] Из-за близости к больнице магазин посещали студенты-медики и врачи. [ 12 ] Одним из них был хирург Фредерик Тревес , который организовал доставку Меррика в больницу для обследования. [ 13 ] Согласно автобиографии Нормана, Меррик ложился в больницу «два или три» раза, но затем отказался идти дальше, так как обследования заставили его чувствовать себя «как животное на скотном рынке». [ 13 ]
Выставка «Человека-слона» имела достаточно успех, особенно благодаря дополнительному доходу от печатной брошюры о жизни и состоянии Меррика. Однако в это время общественное мнение о шоу уродов начало меняться, и демонстрация человеческих новинок стала восприниматься как нечто неприятное. Всего через несколько недель с Норманом выставка «Человек-слон» была закрыта полицией, и пути Нормана и Меррика разошлись. [ 14 ] Позже Тревес организовал проживание Меррика в лондонской больнице до его смерти в 1890 году. В мемуарах Тревеса 1923 года « Человек-слон и другие воспоминания» Норман изображался пьяным, жестоко эксплуатировавшим Меррика. [ 1 ] [ 3 ] Норман опроверг эти утверждения в письме в газете World's Fair в том же году, а также в своей автобиографии. [ 1 ] По мнению Нормана, он предоставил Меррику (и другим его экспонатам) способ зарабатывать на жизнь и оставаться независимым, но, войдя в лондонскую больницу, Меррик оставался выставленным напоказ уродом, только не имея никакого контроля над тем, как и когда его осматривали. [ 15 ] Персонаж Байтс, которого сыграл Фредди Джонс в фильме 1980 года «Человек-слон» , основан на Нормане. [ 16 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Норман оставался странствующим шоуменом еще 10 лет после встречи с Джозефом Мерриком и выставил, среди прочего, труппу карликов, «Человека в трансе», безрукого плотника Джона Чемберса и «Самую уродливую женщину в мире». [ 1 ] В 1893 году он объявил, что уезжает в Чикаго, и разместил объявление о продаже своего товара, но в итоге так и не поехал. Он стал участвовать в движении за воздержание и был вице-президентом Ассоциации защиты жителей Ван (которая позже стала Гильдией шоуменов Великобритании ). [ 1 ] Он стал аукционистом шоумена, продавая на аукционах новинки и цирки, и, по данным Всемирной выставки , провел больше таких продаж, чем любой другой аукционист в стране в то время. [ 3 ] Норман женился на театральной артистке Эми Рейнер в 1896 году, и у них родилось шесть сыновей и четыре дочери. [ 1 ] Семья переехала в Кройдон , и Норман ушел на пенсию, продав некоторые из своих магазинов. [ 1 ] В 1905 году он продал зоопарк шоумена «Лорда» Джорджа Сэнгера , а затем все цирковые эффекты Сэнгера, достижение, которое Норман назвал «венцом своей жизни в отношении аукционного бизнеса». [ 1 ] Он вернулся в 1919 году с выставкой «Странная девушка Фиби» в Бирмингеме и Маргейте . [ 3 ]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]Норман умер от рака горла [ 17 ] 24 августа 1930 года в больнице Кройдона, 70 лет. [ 1 ] Пятеро его детей последовали за ним и сделали цирковую карьеру: Джордж и Артур Норман стали цирковыми клоунами, а Том и Джим Норман работали на ярмарочных площадках. Ральф Ван Норман (профессиональный известный как Хэл Денвер) стал путешествующим исполнителем Дикого Запада , выступая по всей Европе и Соединенным Штатам. [ 3 ]
Изображения
[ редактировать ]Норман был изображен в фильме Дэвида Линча 1980 года «Человек-слон» Фредди Джонса , хотя здесь его звали мистер Байтс. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Тулмин, Ванесса . «Норман, Том [настоящее имя Томас Ноукс] (1860–1930)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/73081 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Jump up to: а б с Хауэлл и Форд (1992) , с. 65
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тулмин, Ванесса (2007), « Это было не шоу, это была история, которую вы рассказали»: Жизнь и легенда Тома Нормана, Серебряного короля» , Национальный ярмарочный архив , Университет Шеффилда , заархивировано с оригинала 10 октября. Октябрь 2010 г. , дата обращения 19 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Хауэлл и Форд (1992) , с. 67
- ^ Хауэлл и Форд (1992) , с. 66
- ^ Хауэлл и Форд (1992) , с. 69
- ^ Jump up to: а б Хауэлл и Форд (1992) , с. 70
- ^ Jump up to: а б Хауэлл и Форд (1992) , с. 71
- ^ Хауэлл и Форд (1992) , с. 63
- ^ Хауэлл и Форд (1992) , с. 64
- ^ Хауэлл и Форд (1992) , с. 72
- ^ Хауэлл и Форд (1992) , с. 5
- ^ Jump up to: а б Хауэлл и Форд (1992) , с. 77
- ^ Хауэлл и Форд (1992) , с. 30
- ^ Дурбах (2009) , с. 34
- ^ фон Тунзельманн, Алекс (10 декабря 2009 г.). «Человек-слон: близко к мемуарам, но не к человеку» . Хранитель . Проверено 16 сентября 2014 г.
- ^ «Забота о человеке-слоне» , Croydon Guardian , 24 января 2008 г., по состоянию на 15 марта 2015 г.
- ^ фон Тунзельманн, Алекс (10 декабря 2009 г.). «Человек-слон: близко к мемуарам, но не к человеку» . Хранитель . Проверено 29 апреля 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Пенни-шоумен: Мемуары Тома Нормана «Серебряного короля» , Лондон: GB Norman-Noakes, 1985, OCLC 41103687
- Дурбах, Надя (2009), Зрелище уродства: шоу уродов и современная британская культура , Беркли: University of California Press , ISBN 978-0-520-25768-9 , OCLC 314839375
- Хауэлл, Майкл; Форд, Питер (1992), Истинная история человека-слона (3-е изд.), Лондон: Penguin Books , ISBN 978-0-7490-0516-0 , OCLC 59509221