Брокпа
Минаро [ 1 ] | |
---|---|
![]() Мужчины брокпа в Ладакхе , одетые для Бона-на фестиваля | |
Общая численность населения | |
3,000–4,000 [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Ладакх | |
Языки | |
Брокколи | |
Религия | |
Преимущественно: буддизм ; Меньшинство: Ислам | |
Родственные этнические группы | |
Другие индоарийские народы |
Брокпа ( тибетский : འབྲོག་པ་ , Wylie : 'brog pa , THL : drok pa ), иногда называемые Минаро , — небольшая этническая группа , в основном проживающая на территории Ладакха союзной , Индия, вокруг деревень Дха и Хану . Некоторые представители общины также проживают за линией контроля в Балтистане, в деревнях вокруг Ганоха . Они говорят на индоарийском языке, называемом брокскат . [ 3 ] Брокпа в основном буддисты Ваджраяны, хотя некоторые и мусульмане . [ 4 ]
Имя
[ редактировать ]По мнению комментаторов британского владычества , название «Брогпа» было дано балтисами дардскому народу, жившему среди них. Этот термин означает «горец». Причина этого в том, что брогпа имели тенденцию занимать более высокие пастбища в долинах. [ 5 ] Фредерик Дрю утверждает: «Всякий раз, когда дарды вступают в контакт с Балтисом или с Бхотами, эти другие называют их (...) Брокпа или Блокпа ». [ 6 ] произносят одно и то же имя Поскольку произношение тибетского языка варьируется в зависимости от региона, ладакхцы как Дрокпа или Докпа . [ а ]
Со временем термин «Брокпа» вышел из употребления в Балтистане и районе Драсса , уступив место этническим ярлыкам, таким как «Дардс» и «Шинс». [ 7 ] Только брокпа из долины нижнего Инда в регионе Ладакх-Дах-Хану продолжают сохранять это название, а их язык называется брокскат . [ 2 ] [ 8 ] Они используют эндоним Минаро.
Идентичность и географическое распространение
[ редактировать ]Брокпа говорят на индоарийском языке, называемом брокскат , который является разновидностью языка шина, на котором в настоящее время говорят в регионе Гилгит . [ 9 ] (Во время британского правления стало обычным называть жителей региона Гилгит «дардами», используя древнюю номенклатуру. Таким образом, брокпа — это «дарды», живущие среди тибетских ладакхцев и народов Балти.) [ б ] Хотя эти два языка имеют схожее фонологическое развитие, Брокскат сблизился с Пурги до такой степени, что в настоящее время они взаимно понятны. [ 11 ] [ 9 ] [ 12 ]
Брокпа могли распространиться из региона Гилгит вверх по течению вдоль долины Инда, пока не достигли своей нынешней среды обитания, а именно долины нижнего Инда в Ладакхе рядом с границей с Балтистаном. [ 13 ] Временные рамки этого расширения или рассеяния неясны, но считается, что их вожди правили Халаце до 12 века, где до сих пор можно найти остатки их фортов. Их власть над этим регионом закончилась во время правления ладакских королей Лхачена Утпалы и его преемника Лхачена Наглуга . [ 14 ]
Другая группа брокпа, по-видимому, поселилась в районе Туртук в нижней части долины реки Шёк , где также можно найти остатки их форта. Похоже, они потерпели поражение от налетчиков из Балтистана и двинулись в долину Хану ниже перевала Чорбат Ла . [ 15 ]
Ученый Рохит Вохра утверждает, что брокпа можно найти по всей долине Инда от Леха , но Ачина-Танг — первая полностью деревня брокпа, однако они уже давно переняли культуру Ладакха. [ 16 ] Их основными деревнями, помимо Даха и Хану, являются Гаркон , Дарчик и Баталик . Некоторые из них живут в деревнях Силмо ( 34°37′37″N 76°19′12″E / 34.627°N 76.320°E) and Lalung (34°35′28″ с.ш. 76°17′53″ в.д. / 34,591° с.ш. 76,298° в.д. ) по маршруту в Каргил . [ 16 ] В 17 веке ручей и деревня Гуругурдо ( 34 ° 39'40 "N 76 ° 19'59" E / 34,661 ° N 76,333 ° E ) был установлен как граница между Балтистаном и Ладакхом. [ 17 ] [ 18 ] К северу отсюда расположены мусульманские деревни Брокпа, такие как Чуличан , Ганох и, возможно, Марол. [ 16 ] [ 17 ] Ганох и Марол в настоящее время находятся в управляемом Пакистаном Гилгит-Балтистане .
Число говорящих на Брокстате в 1996 году оценивалось в 3000 человек. [ 11 ]
Фестивали
[ редактировать ]Брокпа празднуют фестиваль Боно-на, который представляет собой фестиваль благодарения божествам за хороший урожай и процветание. [ 19 ]

Диета
[ редактировать ]Традиционная диета брогпа основана на продуктах местного производства, таких как ячмень и выносливая пшеница, которые чаще всего готовятся как цампа/сатту (жареная мука). Это происходит по-разному. [ нужны разъяснения ] Другие важные продукты включают картофель, редис, репу и Гур-Гур Ча, заваренный чай из черного чая, масла и соли.
Молочные продукты и продукты из птицы не едят из-за религиозных табу. Брогпа едят три раза в день: Чоалу Унис (завтрак), Беали (обед) и Рата Унис (ужин). Брогпа различаются в зависимости от количества мяса (в основном баранины), которое они едят. Экономическое положение семьи определяет потребление мяса. Только во время фестивалей и ритуалов все имеют больший доступ к баранине. [ 20 ]
Экономика и занятость
[ редактировать ]Экономика Брогпа перешла от агропастбищного хозяйства к наемному труду, а разделение труда, основанное на возрастном и гендерном расслоении, теперь устарело. На протяжении многих лет брокпа занимались преимущественно выпасом скота на высоте (от 3000 до 4500 метров) и равнинным земледелием. Переход Брогпы к частной собственности, моногамии, нуклеарным семьям, формальному образованию, наемному труду и их включению в высоко милитаризованную экономику солдатской службы и носильщиков проливает свет на сложное функционирование современности в Ладакхе. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Многим скотоводческим группам на Тибетском плато и прилегающих к нему регионах Гималаев было присвоено название Брогпа/Дрокпа. Они не обязательно связаны друг с другом.
- ^ В современном языке термин «дарды» используется для носителей дардских языков . В этом отношении Брокпа также являются «дардами». [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Индийский антиквар . Популярный Пракашан. 1905. с. 93.
Минаро, как они себя называют
- ^ Jump up to: а б Этнолог, 15-е издание , SIL International, 2005 г. - через archive.org
- ^ Кардона и Джайн, Индоарийские языки (2007) , стр. 889.
- ^ Вохра, Этнографические заметки о буддийских дардах (1982) .
- ^ Справочник Кашмира и Ладака (1890) , стр. 238.
- ^ Дрю, Территории Джамму и Кашмир (1875) , стр. 433.
- ^ Радлофф, Диалекты Шины (1992) , примечание 8.
- ^ «Брокскат» . Этнолог . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Радлофф, Диалекты Шины (1992) , с. 99.
- ^ Коган, О возможном влиянии Дардича и Бурушаски (2019) , с. 263, сноска 1.
- ^ Jump up to: а б Кардона и Джайн, Индоарийские языки (2007) , стр. 984.
- ^ Шмидт, Рут Лейла; Каул, Виджай Кумар (1 января 1970 г.). «Сравнительный анализ словарей Шина и Кашмира» . Акта Ориенталия . 69 : 235–236, 247. doi : 10.5617/ao.7372 . ISSN 1600-0439 .
- ^ Джина, Ладакх (1996) , с. 93.
- ^ Вохра, Этнографические заметки о буддийских дардах (1982) , стр. 70.
- ^ Вохра, Рохит (1990), «Мифические знания и исторические документы из долины Нубра в Ладакхе», Восточный журнал Венгерской академии наук , 44 (1/2), Akadémiai Kiadó: 225–239, JSTOR 23658122
- ^ Jump up to: а б с Вохра, Этнографические заметки о буддийских дардах (1982) , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Бхасин, Племена Ладакха (2004) , стр. 137–138.
- ^ Вохра, Этнографические заметки о буддийских дардах (1982) , стр. 76.
- ^ «Завершается 5-дневный фестиваль Бонона в Брокпе» . ежедневный Эксельсиор . 12 октября 2016 г. Проверено 11 января 2023 г.
- ^ «Бхасин, Вина: социальные изменения, религия и медицина среди брокпа Ладакха, Этно-медицина, 2 (2): 77-102 (2008)» (PDF) .
- ^ Бхан, Мона (2013). Меры по подавлению восстания, демократия и политика идентичности в Индии . Рутледж. Глава 1: Становление Брогпа. ISBN 9781138948426 .
Библиография
[ редактировать ]- Справочник Кашмира и Ладака , Калькутта: суперинтендант государственной печати, 1890 г. - через archive.org [ мертвая ссылка ]
- Бхасин, Вина (2004). «Племена Ладакха: экология и здоровье» . В Алоке Кумар Калла; ПК Джоши (ред.). Племенное здоровье и лекарства . Концептуальное издательство. стр. 131–. ISBN 9788180691393 . OCLC 1046388551 .
- Кардона, Джордж; Джайн, Данеш (2007). Индоарийские языки . Рутледж. ISBN 978-1-135-79711-9 .
- Дрю, Фредерик (1875), Территории Джамму и Кашмир: географический отчет , Э. Стэнфорд - через archive.org
- Джина, Прем Сингх (1996), Ладакх: Земля и люди , Indus Publishing, ISBN 978-81-7387-057-6
- Коган, Антон (2019), «О возможном влиянии дардов и бурушаски на некоторые северо-западные тибетские диалекты», Journal of Language Relations , 17 (4): 263–284, doi : 10.31826/jlr-2019-173-409 (неактивно 9 июля) 2024), S2CID 215770214
{{citation}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июль 2024 г. ( ссылка ) - Радлофф, Карла Ф. (1992), «Диалекты Шины» (PDF) , Питер К. Бэкстрем; Карла Ф. Радлофф (ред.), Языки северных регионов , Социолингвистическое исследование Северного Пакистана, том. 2, Национальный институт пакистанских исследований, Университет Каид-и-Азам и Летний институт лингвистики, стр. 89–203, ISBN 969-8023-12-7
- Шмидт, Рут Лайла (2004), «Грамматическое сравнение диалектов шина» , в Анджу Саксена (редактор), Гималайские языки: прошлое и настоящее , Вальтер де Грюйтер, стр. 33–, ISBN 978-3-11-017841-8
- Вохра, Рохит (1982), «Этнографические заметки о буддийских дардах Ладакха: Брог-Па», Журнал этнологии , 107 (1): 69–94, JSTOR 25841799
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дальний Восток в словах и картинках
- «Индия, люди брокпа» . Атлас человечества . Проверено 6 марта 2022 г.
- « От кочевых племен к нацистским иконам: кем были арийцы? » . Heritage-key.com . Архивировано из оригинала 7 августа 2010 года. [ мертвая ссылка ]