люди Шина
![]() Народ шина в Каргиле | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 1 178 400, включая Кохистани, Шина [ 1 ] [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 1,146,000 (2018) [ 1 ] [ 2 ] |
![]() | 32,247 (2011) [ 3 ] |
Языки | |
Багажник Урду , служащий лингва-франка и широко понимаемый как второй язык. [ 4 ] [ 5 ] | |
Религия | |
Преимущественно: ислам [ 6 ] | |
Родственные этнические группы | |
Другие индоарийские народы |
Шина Shina ( ) : ����iyaٗ, Ṣinyaá или Гилгитис [ 7 ] Индоарийская этнолингвистическая группа [ 8 ] в основном проживают в Гилгит-Балтистане и Индус-Кохистане в Пакистане , а также в долине Драс и долине Кишенганга ( Гурез ) в северном регионе Джамму и Кашмира и Ладакхе в Индии. [ 9 ] Они говорят на индоарийском языке , называемом Шина , а их географическая область преобладания называется Шенаки.
География
[ редактировать ]В Пакистане шина, которую там также называют гилгитис, является основной этнической группой Гилгит-Балтистана, и на языке шина говорят около 600 000 человек, живущих в основном в Гилгит-Балтистане и Кохистане . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Люди, принадлежащие к общине Шина, также расселены в верхней части долины Нилум в Пакистане, а также в Драсе , на крайнем севере района Каргил в Ладакхе в Индии . [ 11 ] Выбросы языка шина, такие как носители брокската, встречаются в Ладакхе , носители языка Палула и Сави в Читрале , носители языка Ушоджо в долине Сват и носители языка Калкоти в Дире . [ 11 ] Многие жители народа шина также мигрировали в Карачи и Исламабад в поисках работы, ведения бизнеса и получения образования, и многие из них навсегда поселились в этих городах. [ 13 ]
История
[ редактировать ]Сина распространились на регион Гилгит со своей родины в Шинкари , в регионе Кохистан на реке Инд где-то примерно в 9 или 10 веке. [ 14 ] Вскоре после этого шина начали селиться в Читрале , в некоторых частях долины Нагар , а также в Балтистане и Каргиле . [ 15 ]
Народ Шина исторически практиковал индуизм . [ 16 ] [ 17 ] [ 8 ] [ 6 ] а также буддизм . [ 6 ] [ 16 ] [ 18 ] Однако и индуизм, и буддизм были признаны религией правящего и высшего класса, хотя индуизм имел больший успех среди масс. [ 19 ] Их главной особенностью было отношение к корове, которую они ненавидели и считали нечистой. [ 20 ] [ 21 ] Даже после обращения большей части этноса в ислам ортодоксальные шинины продолжали не есть говядину, не пить коровье молоко и не прикасаться к каким-либо сосудам, содержащим его, поскольку мертвая корова или молочный теленок считаются особенно нечистыми, поэтому очищение было необходимо даже если одежда коснулась его. [ 22 ] В Гилгите, Хунзе и Нагаре индуистские сины раньше практиковали сати, которое прекратилось до 1740 года нашей эры. [ 23 ] 1877 год в этом регионе стал последним годом, когда мужчины Сина подверглись индуистскому обряду кремации . [ 23 ]
Шина познакомились с исламом примерно в 12 веке. Волны обращений произошли в 14, 16 и 17 веках. К концу 19 века большинство шина были приверженцами ислама. [ 19 ] Многие касты народа шина, такие как каста ачарита, обратились в ислам в 19 веке, и теперь эту веру соблюдает большинство этнической группы. [ 24 ] Небольшое меньшинство родственных этнических групп, в основном община Брокпа , продолжают исповедовать буддизм и индуизм, хотя большинство из них являются приверженцами ислама. [ 6 ] [ 18 ]
Генетика
[ редактировать ]Мах Нур и др. (2019) обнаружили западно-евразийскую мтДНК в 89% (8/9) образцов Шина, которые включали 11,1% (по одному образцу каждый) из следующих гаплогрупп : H14a, T1a, H2a, T2, U7, U5b и HV2. При этом 11,1% (1/9) образцов принадлежали к гаплогруппе М54 южноазиатского происхождения. Полученные последовательности мтДНК Шины сравнивались с окружающими группами населения северо-запада Пакистана. Частоты гаплогрупп, филогенетическое дерево и сетевой анализ определили западно-евразийское происхождение группы Шина с близкими материнскими наследственными связями с населением Кашмира . Однако не было выявлено тесного генетического родства Шины с проживающей поблизости Хо . группой населения [ 25 ]
Фестивали
[ редактировать ]Фестиваль Шина в Чили знаменует начало посева пшеницы, как и другие праздники на Индийском субконтиненте , включая Лори и Макар Сакранти . Чили также раньше был связан с поклонением кедру . [ 26 ] Поклонение кедру распространено среди исторических индуистских общин Гималаев , от региона Гиндукуша до Химачала и Уттаракханда . Он известен как Деодар , что происходит от санскритского слова Девадару , что означает «дерево богов» и представляет собой соединение слов дева (бог) и дару (дерево, этим. дерево). Кедр также является священным в Кафиристане . [ 27 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Хасан Рахим , певец и автор песен
- Усман Вазир , международный боксер.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Шина» . Этнолог . Архивировано из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 25 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Шина, мой Кохистани» . Этнолог . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ «Аннотация силы носителей языков и родных языков - 2011» (PDF) .
- ^ «Влияние доминирующих языков на региональные языки: пример английского, урду и сина» (PDF) . Сентябрь 2020 г.
Исследователи заметили, что, как и любой живой язык, сина быстро меняется из-за контактов с урду и английским языком. В школах и колледжах Гилгит-Балтистана языком обучения является либо урду, либо английский язык от начального уровня до более высокого уровня в университетах, поэтому учащимся приходится изучать как английский, так и урду с самого начала. Более того, урду используется в качестве лингва-франка во всем регионе, поскольку люди разного языкового происхождения, такие как Бельцы, Ховар , Вахи и Брушашки, общаются друг с другом на урду. Урду также используется в торговых целях и туристами из других частей страны.
- ^ Баддрусс, Джордж; Зия, Мохаммад Амин; Дегенер, Альмут (2012). Место встречи: Особенности радио на языке шина в Гилгите, Мохаммад Амин Зия: текст, подстрочный анализ и английский перевод с глоссарием . Харрасовиц. ISBN 978-3-447-06673-0 .
Шина — индоарийский язык дардской группы, на котором говорят в нескольких диалектных группах Северного Пакистана. Разновидность языка, на котором говорят в плодородной долине реки Гилгит, известна как Гилгити Шина, поскольку наибольшее количество говорящих на нем проживает в городе Гилгит и его окрестностях. Хотя Гилгит — многокультурное и многоязычное место, язык шина используется в домах большинства жителей. Большинство говорящих используют шина в качестве разговорного языка, особенно в личных целях, в то время как урду является предпочтительным средством письма и лингва-франка, распространённым на всей территории Пакистана.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Религиозные данные переписи 2011 года: XXXIII JK-HP-ST — Зарегистрированные племена северо-западной Индии: Джамму, Кашмир и Химачал-Прадеш» . Центр политических исследований . 24 декабря 2016 года . Проверено 22 февраля 2020 г. .
Несмотря на корни этих племен в индуистской древности и сохранение этой памяти в их языке и ритуалах, все они обратились в ислам, возможно, несколько столетий назад. Из 48,4 тысяч брокпа и др., насчитанных в 2011 году, 45,1 тысяч являются мусульманами. Из остальных 3144 — буддисты и 133 — индуисты.
- ^ Минахан, Джеймс (30 мая 2002 г.). Энциклопедия народов без гражданства: этнические и национальные группы всего мира, AZ [4 тома] . АВС-КЛИО. п. 243. ИСБН 978-0-313-07696-1 .
Шины (шина), или гилгитис, — крупнейшая из нескольких отдельных этнических групп в Гилгите.
- ^ Перейти обратно: а б Гастингс, Джеймс; Селби, Джон Александр (1917). Энциклопедия религии и этики: Мунда-фригийцы . Сыновья К. Скрибнера . п. 606.
Но у шинов есть характерное для индусов отвращение к мясу молока (или даже ги, приготовленному из молока) коровы, а также избегают мяса птицы и рыбы. Прежним языком народа был санскрит, а ныне используемый диалект называется шина. Таким образом, основной элемент населения, вероятно, является индоарийским, и их праздники сохраняют многие следы индуистских верований.
- ^ Джайн, Данеш; Кардона, Джордж (26 июля 2007 г.). Индоарийские языки . Рутледж. п. 1018. ИСБН 978-1-135-79710-2 .
- ^ Минахан, Джеймс (30 мая 2002 г.). Энциклопедия народов без гражданства: этнические и национальные группы всего мира, AZ [4 тома] . АВС-КЛИО. п. 243. ИСБН 978-0-313-07696-1 .
Шины (шина), или гилгитис, — крупнейшая из нескольких отдельных этнических групп в Гилгите.
- ^ Перейти обратно: а б с Саксена, Андзю; Борин, Ларс (22 августа 2008 г.). Малоизвестные языки Южной Азии: статус и политика, тематические исследования и применение информационных технологий . Вальтер де Грюйтер. п. 137. ИСБН 978-3-11-019778-5 .
Шина — индоарийский язык дардской группы, на котором говорят в Каракоруме и западных Гималаях: Гилгите, Хунзе, долине Астор, долинах Тангир-Дарел, Чиласе и Инде Кохистане, а также в верховьях долины Нилам и Драс. . Останцы Шина встречаются в Ладакхе (Брокскат), Читрале (Палула и Сави), Свате (Ушодзё; Башир 2003: 878) и Дире (Калкоти).
- ^ «Шина» . Этнолог . Архивировано из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 25 июня 2019 г.
- ^ «Влияние доминирующих языков на региональные языки: пример английского, урду и сина» (PDF) . Сентябрь 2020.
- ^ Николаус, Питер (2015). «Остатки древних верований среди шин в округе Гилгит и Западном Ладакхе» . Иран и Кавказ . 19 (3): 201–264. дои : 10.1163/1573384X-20150302 . ISSN 1609-8498 . JSTOR 43899199 .
Кажется совершенно очевидным, что Шин распространился на север от Шинкари, Земли Шин, которая была определена как регион Кохистан на реке Инд. Однако родина Шина (старый регион Шинкари), должно быть, охватывала также части нынешней дивизии Гилгит, в частности район Диамер. Пока еще не определен период, в течение которого произошло это завоевание. Однако по обоснованному предположению это могло бы быть отнесено где-то к 9-му и 10-му веку.
- ^ Николаус, Питер (2015). «Остатки древних верований среди шин в округе Гилгит и Западном Ладакхе» . Иран и Кавказ . 19 (3): 201–264. дои : 10.1163/1573384X-20150302 . ISSN 1609-8498 . JSTOR 43899199 .
Из своей новой крепости, в Гилгите и прилегающих долинах, Шин продолжали продвигаться дальше на запад (районы Читрала), север (нижняя долина Хунза) и юго-восток. Самая дальняя юго-восточная экспансия достигла реки Ганокс в Балтистане и региона Пуриг в Ладакхе.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Биддульф (1880). Племена индусов куша . Калькутта: Управление суперинтенданта государственной печати. С. 39, 115.
В Нагере есть каста Шото, которой больше нигде нет; они работают с кожей и стоят ниже Домов, которые забирают у них дочерей, не отдавая взамен... подобно шинам, они пришли с юга, чтобы поселиться в этих долинах. Названия многих правил и ряда мест не только в долинах Инда и Гилгита, но и в долине Читрал указывают на индуистское происхождение. Среди названий мест можно упомянуть Сео (Шива или Махадео), Шограм (деревня Шивы), Шогоур (священник Шивы) и Свами ... некоторая форма индуизма была привнесена шинами в долину Гилгит, и, чтобы в большей или меньшей степени, где бы ни распространялась их власть. В долинах, где прежние жители превосходили их численностью, результатом, несомненно, была смесь буддизма и индуизма, привитая к существующей в стране форме поклонения демонам.
- ^ О'Лири, Клэр Ф.; Ренш, Кэлвин Росс; Декер, Сандра Дж. (1992). Социолингвистическое исследование Северного Пакистана: языки читрала . Национальный институт пакистанских исследований при Университете Каид-и-Азам.
Пхалура раньше были индуистами, как и Шин. Он назвал территорию вокруг Чиласа, к югу от Гилгита, Дангаристаном и обсудил, как термин Дангарик применяется к людям, говорящим на языке сина.
- ^ Перейти обратно: а б Хаттауэй, Пол (2004). Народы буддийского мира . Библиотека Уильяма Кэри. п. 46. ИСБН 9780878083619 .
- ^ Перейти обратно: а б Николаус, Питер (2015). «Остатки древних верований среди шин в округе Гилгит и Западном Ладакхе» . Иран и Кавказ . 19 (3): 201–264. дои : 10.1163/1573384X-20150302 . ISSN 1609-8498 . JSTOR 43899199 .
- ^ Военный отчет и справочник Агентства Гилгит и независимых территорий Тангир и Дарел . Правительственная монотипия. 1909. с. 16.
Их главной особенностью является их отношение к корове, которую они считают нечистой. Они никогда не будут есть говядину, пить коровье молоко и не прикасаться к сосудам, содержащим его.
- ^ Бакши, С.Р. (1997). Кашмир сквозь века (5 томов) . Саруп и сыновья. п. 131. ИСБН 978-81-85431-71-0 .
Дрю замечает, что они относятся к корове с отвращением. Они не будут пить коровье молоко и не будут жечь коровий навоз, универсальное топливо Востока, и в чистой деревне Шин никто не будет есть птиц и не прикасаться к ней.
- ^ Глоссарий племен и каст Пенджаба и Северо-Западной пограничной провинции: Л.-З. Atlantic Publishers & Dist. 1997. с. 406. ИСБН 978-81-85297-70-5 .
Самой примечательной чертой Шинов является их отношение к корове, на что Дрю впервые обратил внимание. Несмотря на их обращение в ислам, это чувство все еще сохраняется в Нагаре, Гилгите, Асторе и долине Инда над Бунджи. В той долине под Астором это чувство угасло, но в упомянутых местах ортодоксальные шины не будут есть говядину, пить молоко и прикасаться к сосуду с ним. Сосущий теленок или любая часть мертвого животного особенно нечисты, поэтому очищение необходимо, даже если одежда случайно коснется его.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Биддульф (1880). Племена индусов куша . Калькутта: Управление суперинтенданта государственной печати. п. 114.
Женские урны легко отличить по множеству деревянных веретенообразных завитков, перемешанных с костями. ... в Гилгите, Горе, Хунзе и Нагере раньше практиковали этот сутти. Мертвеца в его лучшей одежде и с перепоясанным на нем оружием поместили на костер, а когда огонь разгорелся, женщина, облаченная в свои драгоценности и самую богатую одежду, прыгнула в пламя. Сожжение умерших прекратилось более шестидесяти лет назад. ... в 1877 году очень старый человек из Дареля возмутил своих соседей, призвав своих сыновей к себе на смертном одре и после того, как ему принесли его оружие и ценности, пожелав, чтобы их сожгли вместе с ними после смерти ... Он и Известно, что человек из Гора, умерший двадцать лет назад, всегда отказывался подвергаться обрезанию или называть себя мусульманином. Вероятно, они были самыми последними индусами в Дангаристане.
- ^ Шмидт, Рут Лейла; Кохистани, Развал (2008). Грамматика языка шина Инда Кохистана . Издательство Отто Харрасовица. п. 11. ISBN 9783447056762 .
Сами ачарита рассказали Стрэнду, что они живут в Ашрете «примерно восемь из девятисот лет как племя шина... Мы все еще живем на этой родине, и наш язык - шина. Мы - одно целое». люди из Чиласа, мы родом из Чиласа». ... Биддульф упоминает, что многие мусульмане-шины носили фамилию «Синг». Это также имя правящего класса, а более ранняя форма симха является частым элементом в колофонах Гилгитских рукописей (датируемых, вероятно, не позднее 9 века нашей эры). Бота/бота, по-видимому, является родственником Боти. По словам Стрэнда, обращение в ислам среди ачаритов произошло между 1820 и 1840 годами нашей эры.
- ^ Мумтаз, Мах Нур; Ихсан, Халима; Азиз, Шахид; «Хизбалла»; Африди, Сахиб Гюль; Шамс, Сулейман; Хан, Асифулла (2019). «Генетический состав популяции шина из Гилгит-Балтистана, Пакистан, на основе анализа мтДНК» . Митохондриальная ДНК Часть B. 4 (2): 3802–3808. дои : 10.1080/23802359.2019.1682474 . ПМЦ 7710323 . ПМИД 33366198 .
- ^ Создание границы. Пятилетний опыт и приключения в Гилгите. Алджернон Джордж Арнольд Дюран. Страница 210.
- ^ Создание границы. Пятилетний опыт и приключения в Гилгите. Алджернон Джордж Арнольд Дюран. Страница 209.