Jump to content

Мухаджир (Пакистан)

Страница расширена и защищена

Мухаджиры
Мигранты
Фотография из газеты Manchester Guardian : группа мигрантов-мусульман садится в поезд, следующий в Пакистан , в Дели на фоне раздела Индии , ок. 1947–1953 гг.
Общая численность населения
в. 15 миллионов
Регионы со значительной численностью населения
 Пакистан 14 703 744 ( перепись 2017 г. ) [1] [а]
 Bangladesh300,000[2][b]
 United Kingdom269,000[3]
 United States188,983[4]
 United Arab Emirates80,000[citation needed]
 Canada74,405[5]
 Australia69,131[6]
 Saudi Arabia53,000[7]
Languages
Religion
Islam (majority)[8]
Christianity (minority)[9]

Люди Мухаджиры (также пишутся Махаджир и Мохаджир ) ( урду : مہاجر , букв. « Иммигрант » ) — мусульманские иммигранты различных этнических групп и регионального происхождения, а также их потомки, которые мигрировали из различных регионов Индии после обретения независимости в 1947 году, чтобы поселиться в Индии. новое независимое государство Пакистан . [10] [11] В сообщество входят потомки этих иммигрантов, большинство из которых расселены в Карачи и других крупных городских центрах Пакистана. [12]

общая численность населения мухаджиров во всем мире оценивается примерно в 15 миллионов человек, причем подавляющее большинство из этого числа (14,7 миллиона) проживает в Пакистане По данным пакистанской переписи 2017 года, . Хотя официальная спорная перепись 2017 года в Карачи, где исторически проживало самое большое население страны-мухаджиров, была оспорена большинством политических партий Синда.

Этимология

The Urdu term muhājir (Urdu: مہاجر) comes from the Arabic muhājir (Arabic: مهاجر), meaning an "immigrant",[13][14][15] or "emigrant".[16] This term is associated in early Islamic history to the migration of Muslims and connotes ‘separation, migration, flight, specifically the flight of the Prophet from Mecca to Medina’.[17][18] This term was popularized in Pakistan by the 1951 census, although its earliest uses date back to Partition.[19]

Demographics

Origins

Most of the muhajirs who settled in the Sindh province of Pakistan came from the present-day Indian states of Central Provinces, Berar, Bombay, United Provinces, Haryana, Gujarat, Himachal Pradesh, Bihar and Delhi, while others were from princely states of Jammu and Kashmir, Rajasthan, Hyderabad, Baroda, Kutch, and the Rajputana Agency.[20][21][22]

Population

Muhajirs, worldwide, have a population of over 15 million.[23] Muhajirs are mostly settled in Pakistan and currently are the fifth-largest ethnic group of Pakistan, with a population of around 14.7-30 million.[24]Although the population figures of the Muhajir dominated city of Karachi, have faced many controversies mainly due to the controversial 2017 census of Pakistan. The population figure has been rejected by most major political parties of Sindh including MQM-P,[25] PSP,[26] and PPP.[27][28] Estimates of Muhajir nationalist organizations range from 22 million[29] to around 30 million.[30]

Historically, muhajirs have constituted above 7% population of West Pakistan (3.5% in Pakistan as a whole).[31]

Languages

Being a multi-linguistic group of people, the Muhajirs speak different languages natively depending on their ethnicity and ancestral history.[32][33][34] [35]

Urdu

Most Muhajirs speak Urdu, the third-largest Urdu-speaking population in the world.[23] In Sindh, those that speak Urdu as first language mostly migrated from Delhi, United Provinces, Hyderabad Deccan, Bombay, Ajmer, Bhopal, Bihar, Karnal including from other regions with other native tongues who eventually assimilated into the community amid nation building.[20] [36][37][38][39]

In Punjab, although most migrants were of East Punjab origin and Punjabi speaking, a sizable number of natively Urdu speaking communities also migrated to its urban centres mainly from Delhi, Rohtak, Hisar, Karnal, Alwar, Bharatpur, Jodhpur, Mewat and UP.[40]

Gujarati

There is a large community of Gujarati Muhajirs mainly settled in the Pakistani province of Sindh. Estimates say there are 3,500,000 speakers of the Gujarati language in Karachi.[41] Although the gujaratis speak their own language, they tend to identify with the Urdu-speakers [42] This group includes Muhammad Ali Jinnah,[43] Abdul Sattar Edhi,[44] Javed Miandad,[45] Abdul Razzak Yaqoob,[46] I. I. Chundrigar,[47][48] and Ahmed Dawood.[49]

Others

Non-Urdu speaking Muslim peoples from what is now the Republic of India, such as Marathi, Konkani,[50] 60,000 Rajasthanis[51] who speak the Marwari dialect of Rajasthani language[52] and several-thousand Malabari Muslims from Kerala in South India, are considered Muhajirs.[53] These ethno-linguistic groups are being assimilated in the Urdu-speaking community.[54]

Many dialects related to Urdu such as Khariboli, and Haryanvi (Rangari dialect) or other languages like Awadhi, Mewati, Bhojpuri and Sadri are also spoken by the Muhajirs.[55]

Geographic distribution

In Pakistan

Distribution of muhajirs in Pakistan as per 2017 census

There are an estimated 14.7 million Urdu speakers presumably mostly of Muhajir origin in Pakistan.[24] Most of them are settled in the towns and cities of Pakistan mainly those of Urban Sindh, such as Karachi, Hyderabad, Mirpur Khas and Sukkur. Muhajir pockets are also found in other metropolises of Pakistan such as Islamabad and Lahore.[56]

Percent of Urdu speakers by administrative unit
Administrative units of PakistanPopulation%
 Balochistan12,335,129 [57][58]0.81%[59]
Islamabad Capital Territory2,003,368[60]12.23%[59]
 Khyber Pakhtunkhwa35,501,964[61]0.9%[59]
 Punjab110,012,442[62]4.87%[59]
 Sindh47,854,510[63]18.2%[64]
 Pakistan232,675,212[65]7.08%[64]

In Bangladesh

A large number of Urdu-speaking Muslims from Bihar went to East Pakistan after the independence of India and Pakistan.[66] After the formation of Bangladesh in 1971, the Biharis maintained their loyalty to Pakistan and wanted to leave Bangladesh for Pakistan.[67] The majority of these people still await repatriation, however. About 178,000 have been repatriated.[68] In 2015, the Pakistani government stated that the remaining 'Stranded Pakistanis' are not its responsibility but rather the responsibility of Bangladesh.[69] Nearly 300,000 Biharis are currently settled in the urban areas of Bangladesh.[70][71][72] These muhajirs are settled mainly in Shahjahan Pur, Kamla Pur, Motijheel, Purana Pultan, Nawabpur road, Nawab Bari, Thatheri Bazar, Moulvi Bazar, Armani Tola, Islam Pur, Azim Pur, Saddar Ghat, Eskatan, Dhanmandi, Dhakeshwari, Neel Khet.[73] In 2003, these Muhajirs were granted nationality and the right to vote.[74][75]

History

Mughal Empire and British India

Shah Alam II (reigned 1759–1806) seated on a golden throne in Delhi.

The ancestors of the present day muhajirs started gaining political and cultural influence during the reign of the mughal emperor, Shah Alam II, who gave Urdu the status of literary language,[76] and replaced Persian as the language of the Muslim elite.[77][78]

Prior to the Indian Rebellion of 1857, British territories in South Asia were controlled by the East India Company.[79] The company maintained the fiction of running the territories on behalf of the Urdu-speaking Mughal empire.[80] The defeat of Mutineers in 1857 -1858 led to the abolition of the Mughal empire and the British government taking direct control of the Indian territories.[81] In the immediate aftermath of the rebellion, upper-class Muslims, the ancestors of present-day Muhajirs, were targeted by the British, as some of the leadership for the war came from this community based in areas around Delhi and what is now Uttar Pradesh; thousands of them and their families were shot, hanged, or blown away by cannons.[82] According to Mirza Ghalib, Urdu-speaking women were also targeted because the rebel soldiers sometimes disguised themselves as women.[83] This era left a great impact on the history, culture and ideologies of present-day Muhajirs, and due to the large number of muhajirs being descended from Mughals, and because of the impact of Mughals, they are sometimes referred to as "the grandchildren of Mughals".[84]

Partition of India

The photo monument depicting a couple migrating from India to Pakistan with their household stuff and cattle during the Partition of India.

The Partition of India was the largest migration in human history.[85] Many Muslims migrating from India to Pakistan were killed by Hindus and Sikhs, while many Hindus and Sikhs were killed by Muslims.[86] After the independence of Pakistan, a significant number of Muslims emigrated or were out-migrated from the territory that became the Dominion of India and later the Republic of India.[87] In the aftermath of partition, a huge population exchange occurred between the two newly formed states.[87] In the riots which preceded the partition, between 200,000 and 2,000,000 people were killed in the retributive genocide.[88][89] UNHCR estimates 14 million Hindus, Sikhs, and Muslims were displaced during the partition; it was the largest mass migration in human history.[90][91][92]

First immigration wave (August–November 1947)

Muslim refugees in the Tomb of Humayun, 1947
Muslim refugees boarding a train in September 1947, similar to those involved in the massacre, with the intent of fleeing India

There were three predominant stages of Muslim migration from India to West Pakistan. The first stage lasted from August–November 1947. In this stage of migration the Muslim immigrants originated from East Punjab, Delhi, the four adjacent districts of U.P., and the princely states of Alwar and Bharatpur which are now part of the present-day Indian state of Rajasthan.[93] The violence affecting these areas during partition precipitated an exodus of Muslims from these areas to Pakistan.[93] Punjabi Muslims from East Punjab crossed to West Punjab and settled in a culturally and linguistically similar environment.[94]

The migration to Sindh was of a different nature to that in Punjab, as the migrants to Sindh were ethnically heterogenous and were linguistically different from the locals.[95] The migrants were also more educated than the native, and predominantly rural Sindhi Muslims who had been less educated and less prosperous than the former Sindhi Hindu residents, suffered as a result.[96] The migrants, who were urban, also tended to regard the local Sindhis as "backwards" and subservient to landowners.[97]

Prior to the partition, the majority of urban Sindh's population had been Hindu,[98] but after the independence of Pakistan in 1947, the majority of Sindh's Hindus migrated to India,[94] although a substantial number of Hindus did remain in Sindh.[99] 1.1 million Muslims from Uttar Pradesh, Bombay Presidency, Delhi, and Rajasthan settled in their place; half in Karachi and the rest across Sindh's other cities.[100][94] By the 1951 census, the migrants constituted 57 percent of the population of Karachi, 65 percent in Hyderabad, and 55 percent in Sukkur.[101] As Karachi was the capital of the new nation, educated urban migrants from Delhi, Uttar Pradesh, Bombay, Bihar, and Hyderabad Deccan preferred it as their site of settlement for better access to employment opportunities.[102] The migrants were compensated for their properties lost in India by being granted the evacuee property left behind by the departing Hindus.[97] A sizable community of Malayali Muslims (the Mappila), originally from Kerala in South India, also settled in Karachi.[103][104]

Second immigration wave (December 1947 – December 1971)

Duration: 10 minutes and 29 seconds.
This film contrasts the old and new India and Pakistan, with emphasis on the Bangladesh and Kashmir disputes.

Many Muslim families from India continued migrating to Pakistan throughout the 1950s and even early 1960s. This second stage (December 1947 – December 1971) of the migration was from areas in the present-day Indian states of U.P., Delhi, Gujarat, Rajasthan, Maharashtra, Madhya Pradesh, Karnataka, Telangana, Andhra Pradesh, Tamil Nadu, and Kerala. The main destination of these migrants was Karachi and the other urban centers of Sindh.[93]

In 1952, a joint passport system was introduced for travel purposes between the two countries which made it possible for Indian Muslims to legally move to Pakistan.[105] Pakistan still required educated and skilled workers to absorb into its economy at the time, due to relatively low levels of education (15.9 percent in 1961) in Pakistan.[106] As late as December 1971, the Pakistan High Commission in New Delhi was authorized to issue documents to educationally-qualified Indians to migrate to Pakistan.[107] The legal route was taken by unemployed but educated Indian Muslims seeking better fortunes, however poorer Muslims from India continued to go illegally via the Rajasthan-Sindh border until the 1965 India-Pakistan war when that route was shut.[108] After the conclusion of the 1965 war, most Muslims who wanted to go to Pakistan had to go there via the East Pakistani-India border. Once reaching Dhaka, most made their way to the final destination-Karachi.[93] However, not all managed to reach West Pakistan from East Pakistan.[93]

In 1959, the International Labour Organization (ILO) published a report stating that between the period of 1951–1956, around 650,000 Muslims from India relocated to West Pakistan.[109] However, Visaria (1969) raised doubts about the authenticity of the claims about Indian Muslim migration to Pakistan, since the 1961 Census of Pakistan did not corroborate these figures.[110] However, the 1961 Census of Pakistan did incorporate a statement suggesting that there had been a migration of 800,000 people from India to Pakistan throughout the previous decade.[111] Of those who had left for Pakistan, most never came back. The Indian Prime Minister Jawaharlal Nehru conveyed distress about the continued migration of Indian Muslims to West Pakistan:

There has...since 1950 been a movement of some Muslims from India to Western Pakistan through Jodhpur-Sindh via Khokhropar. Normally, traffic between India and West Pakistan was controlled by the permit system. But these Muslims going via Khokhropar went without permits to West Pakistan. From January 1952 to the end of September, 53,209 Muslim emigrants went via Khokhropar....Most of these probably came from the U.P. In October 1952, up to the 14th, 6,808 went by this route. After that Pakistan became much stricter on allowing entry on the introduction of the passport system. From 15 October to the end of October, 1,247 went by this route. From 1 November, 1,203 went via Khokhropar.[112]

Indian Muslim migration to West Pakistan continued unabated despite the cessation of the permit system between the two countries and the introduction of the passport system between them.[93]

Third immigration wave (1973–1990s)

The third stage, which lasted between 1973 and the 1990s, was when migration levels of Indian Muslims to Pakistan was reduced to its lowest levels since 1947.[113] Indian Muslim migration to Pakistan had declined drastically by the 1970s, a trend noticed by the Pakistani authorities. In June 1995, Pakistan's interior minister, Naseerullah Babar, informed the National Assembly that between the period of 1973–1994, as many as 800,000 visitors came from India on valid travel documents, of which only 3,393 stayed.[93] In a related trend, intermarriages between Indian and Pakistani Muslims have declined sharply. According to a November 1995 statement of Riaz Khokhar, the Pakistani High Commissioner in New Delhi, the number of cross-border marriages has declined from 40,000 a year in the 1950s and 1960s to barely 300 annually.[114]

Политика

Мухаджиры основали множество общественно-политических групп в Пакистане, таких как Движение Муттахида Кауми под руководством Альтафа Хусейна в 1984 году, Всепакистанская мусульманская лига под руководством Первеза Мушаррафа и Джамаат и Ислами под руководством Абул А'ла Маудуди . [115] [116]

Движение Халифат британской эпохи

Маулана Шаукат Али, лидер движения Халифат

В последний период существования Османской империи империя была в долгах, и община оказывала значительную финансовую поддержку для сохранения империи. [117] Члены движения, которые сейчас являются мухаджирами и жителями Западного Пенджаба, выделили деньги на сохранение Османской империи, но не смогли предотвратить ее упадок; это было самое большое политическое достижение в истории до Мухаджиров. [118] [119]

Пакистанское движение

Движение Пакистана за создание отдельного государства, состоящего из провинций с мусульманским большинством, было поддержано мусульманской элитой , говорящей на урду , и многими видными деятелями движения Алигарх . [120] [121] Оно было начато в 19 веке, когда сэр Сайед Ахмед Хан , внук Ходжи Фахруддина, визиря Акбар Шаха II , [122] изложил дело мусульманской автономии в Алигархе . [123] В первые годы своего существования мусульманская знать, такая как навабы (аристократы и землевладельцы), поддерживала эту идею, но по мере распространения идеи она получила большую поддержку среди мусульманского населения и, в частности, среди растущего среднего и высшего класса. [124]

Мусульмане начали движение под знаменем Всеиндийской мусульманской лиги , и Дели был его главным центром. Штаб-квартира Всеиндийской мусульманской лиги (партии-основателя Пакистана) с момента ее создания в 1906 году располагалась в Дакке (современная Бангладеш). Мусульманская лига получила 90 процентов зарезервированных для мусульман мест на выборах 1946 года, и ее требование о создании Пакистана получило подавляющую народную поддержку среди индийских мусульман, особенно в тех провинциях Британской Индии, таких как ЮП , где мусульмане составляли меньшинство. [125] [126] [127]

1947–1958

Мухаджиры Пакистана были в основном расселены в провинции Синд , особенно в столице провинции Карачи , где мухаджиры составляли большинство. [128] В результате их доминирования в крупных городах синдхов возникла напряженность между мухаджирами и коренными синдхами , и это стало основным фактором в формировании политики мухаджиров . [129] Мухаджиры по прибытии в Пакистан вскоре присоединились к правящей элите молодой страны, в которой доминировали пенджабцы, благодаря высокому уровню образования и городскому происхождению. [101] Они обладали необходимым опытом для управления зарождающейся бюрократией и экономикой Пакистана. [130] [128] Хотя в социальном отношении мухаджиры были вежливыми и либеральными, они встали на сторону религиозных политических партий страны, таких как Джамиат Улема-и-Пакистан (ДЮП), из-за их непринадлежности к какой-либо конкретной этнической группе. [131]

По прибытии в Пакистан мухаджиры не заявляли о себе как об отдельной этнической идентичности, будучи сами многоэтническими, но были в авангарде попыток создания исламской пакистанской идентичности. [132] Мухаджиры доминировали в бюрократии Синда в первые годы существования Пакистанского государства, во многом благодаря их более высокому уровню образования. [101] До раздела индуисты доминировали в профессиях юристов, учителей и торговцев в Синде , а вакансии, которые они оставили, были заполнены мухаджирами. [94]

Многие мухаджиры из высшего сословия имели высшее образование и опыт государственной службы, работая в британском владычестве и мусульманских княжествах . [133] [134] Из 101 мусульманина, состоящего на государственной службе в Индии , 95 решили покинуть Индию . [135] Треть этих государственных служащих были выходцами из Западного Пенджаба, а мухаджиров было столько же, сколько и пенджабцев . [94] С 1947 по 1958 год мухаджиры, говорящие на урду, имели больше рабочих мест в правительстве Пакистана , чем их доля в населении страны (3,3%). В 1951 году из 95 руководящих должностей в государственной службе 33 занимали мухаджиры, говорящие на урду , и 40 - пенджабцы . [136] Мухаджиры также имели сильную власть в экономике: 36 из 42 крупнейших частных компаний принадлежали мухаджирам, в основном из индийского штата Гуджарат . [94]

Постепенно, по мере того как образование стало более распространенным, синдхи и пуштуны , а также другие этнические группы начали занимать свою долю в бюрократии. [137] Но даже к началу 1960-х годов 34,5 процента государственных служащих Пакистана составляли те, кто не родился на территории, включавшей Пакистан в 1947 году. Большинство из них родились в Соединенных провинциях . [94]

1958–1970

27 октября 1958 года генерал Аюб Хан устроил переворот и ввел военное положение на всей территории Пакистана. [138] Ко времени установления первого военного режима Пакистана (Аюб Хан, 1958 г.) мухаджиры уже начали терять свое влияние в правящей элите, особенно после того, как он сменил федеральную столицу Карачи на Исламабад. [98] [139] [140] Аюб постепенно начал втягивать немухаджиров в основные сферы экономики и политики, а также полностью вытеснять мухаджиров из правящей элиты. [141] Это заставило мухаджиров начать агитацию против диктатуры Аюба с начала 1960-х годов. [141] Отношения еще больше ухудшились, когда система квот, возрожденная и расширенная конституцией 1962 года, увеличила количество мест в профессиональных колледжах для студентов из отсталых районов, что было анафемой для грамотных мухаджиров из среднего класса. [142]

Процент мухаджиров на государственной службе снизился, а процент остальных увеличился. На президентских выборах 1965 года Мусульманская лига раскололась на две фракции: Мусульманская лига (Фатима Джинна) поддержала Фатиму Джинну , младшую сестру Мухаммеда Али Джинны, в то время как Мусульманская лига Конвента поддержала генерала Аюб Хана. [143] Мухаджиры в это время поддержали Мусульманскую лигу Фатимы Джинны против Аюб-хана. [144] Соперничество достигло пика после фальсификаций на президентских выборах 1965 года и послевыборного триумфального марша Гохара Аюб Хана, сына генерала Аюб Хана, спровоцировавших этнические столкновения между пуштунами и мухаджирами в Карачи 4 января 1965 года. [141]

Четыре года спустя, 24 марта 1969 года, президент Аюб Хан направил письмо генералу Яхья Хану , предложив ему разобраться с напряженной политической ситуацией в Пакистане. [145] 26 марта 1969 года генерал Яхья выступил по национальному телевидению и объявил в стране военное положение. [146] Впоследствии Яхья отменил Конституцию 1962 года , распустил парламент и уволил президента Аюба . гражданских чиновников [147]

1970–1977

7 На всеобщих выборах в Пакистане декабря 1970 года победила Народная лига . [148] Мухаджиры проголосовали за Джамаат-и-Ислами Пакистан и Джамиат Улема-и-Пакистан . [136] [149] Эта народная поддержка этих партий привела к тому, что этнические мухаджиры получили все шесть мест в НС в Карачи и Хайдарабаде и 18 мест в ПА в Карачи и Хайдарабаде . [150] Мухаджиры окончательно потеряли свое место в правящей элите, но они по-прежнему оставались экономической силой, с которой нужно было считаться (особенно в городском Синде). [128] Когда Зульфикар Али Бхутто стал главой государства в декабре 1971 года, мухаджиры опасались, что они будут еще больше оттеснены на второй план, на этот раз из-за экономического и политического возрождения синдхов при Бхутто . [128] Начиная с 1970-х годов и позже, Бхутто реализовала в Синде ряд мер, которые население, говорящее на урду, рассматривало как посягательство на их политические и экономические права, а также культурную самобытность. [140]

Пакистанской народной партии Правительство национализировало финансовую отрасль, образовательные учреждения и промышленность. [151] Национализация образовательных, финансовых учреждений и промышленности Пакистана в 1972 году премьер-министром Зульфикаром Али Бхутто из Народной партии Пакистана сильнее всего повлияла на мухаджиров, поскольку их образовательные учреждения, торговля и промышленность были национализированы без какой-либо компенсации. [152] Впоследствии система квот, введенная Лиакатом Али Ханом , которая позволяла мухаджирам занимать государственные должности, была отменена Зульфикаром Али Бхутто, запрещающим им занимать государственные должности и другие государственные учреждения, путем введения разделения квот между городскими и сельскими районами на государственных должностях. [153] Эта политика также включала принудительный выход на пенсию, увольнение или понижение в должности более 1000 офицеров, говорящих на урду. [140]

В 1972 году языковые беспорядки вспыхнули между синдхами и мухаджирами после принятия законопроекта «Обучение, продвижение и использование языка синдхи» в июле 1972 года Ассамблеей Синда ; который объявил синдхи единственным официальным языком Синда. [154] Из-за столкновений премьер-министр Зульфикар Али Бхутто пошел на компромисс и объявил, что урду и синдхи будут официальными языками Синда. [155] Этот шаг расстроил мухаджиров, поскольку они не говорили на языке синдхи. [137]

1977–1988

На всеобщих выборах в Пакистане 1977 года « Джамаат-и-Ислами Пакистан» и «Джамиат Улема-и-Пакистан» объединились в коалицию под названием « Пакистанский национальный альянс» . [156] Поскольку мухаджиры голосовали в основном за Пакистанский национальный альянс , [98] они с энтузиазмом участвовали в правом движении 1977 года против режима Бхутто , которое было вызвано предполагаемой фальсификацией выборов со стороны Пакистанской народной партии . [157] [158] Движение , которые сталкивались с государственными силами и политическими противниками в было особенно сильным среди представителей среднего и низшего среднего класса Карачи смертельных перестрелках и разрушали государственные заводы. [159] [137] 5 июля 1977 года начальник штаба армии генерал Мухаммад Зия-уль-Хак возглавил государственный переворот против Бхутто и ввел военное положение из-за растущих волнений в стране. [160] [161] [162] Через год после переворота Зии , которая считала , «Джамаат и Ислами» начала терять поддержку недавно основанной APMSO что «Джамат Ислами» и «Джамиат Улема Пакистан» «играют мухаджиров ложно». [163] APMSO создала несколько ячеек боевиков, таких как «Черные тигры» и «Надим коммандос» , для противодействия тяжеловооруженному отряду «Гром» Ислами Джамиат-и-Талаба . [164] 18 марта 1984 года старшие члены APMSO основали Движение Мохаджиров Кауми (MQM) — этническую партию мухаджиров, которая должна была выступать в качестве старшего партнера APMSO . [165] 8 августа 1986 года, в день, который партия до сих пор отмечает как момент, когда ДМК вышло на передний план как политическая сила, Альтаф Хусейн собрал тысячи мухаджиров на митинг в парке Ништар , где он объявил мухаджиров пятой субнациональностью в Пакистане. . [166] Через год после митинга в парке Ништар ДМК победило на выборах в местные органы власти в Карачи и Хайдарабаде . [166]

1988–2016

Массовый протест мухаджиров в пользу ДМК

После всеобщих выборов 1988 года ДМК, крупнейшая националистическая партия мухаджиров, существовавшая в то время (с более чем 100 000 партийных работников), [167] стала третьей по величине политической партией Пакистана в союзе с ПНП. [168] Разногласия возникли между ПНП и ДМК после того, как десятки людей были убиты в собрании ДМК синдхскими националистами, и альянс распался в результате последовавшего насилия. [169] Вместо этого ДМК оказало поддержку партии Наваза Шарифа Ислами Джамхури Иттихад . [169] В июне 1992 года была начата масштабная « Операция зачистки » с целью избавить город от терроризма, но ДМК подвергся выборочному нападению. [170] Политические офисы партии были закрыты, поскольку десятки ее работников были убиты в результате внесудебных убийств и перестрелок. [170] вынуждает переместить свои офисы в Лондон . [171] были проведены вторые репрессии против ДМК После завершения операции ДМК возобновило свое возвращение, и во время пребывания в должности премьер-министра Беназир Бхутто , в результате которых многие связанные с партией были убиты. [172] После в 1999 военного переворота Первеза Мушаррафа г. [173] ДМК решительно поддерживал Первеза Мушаррафа до его отставки в 2008 году. [174] Даже после падения Мушаррафа от власти ДМК продолжало доминировать в политике мухаджиров до 2016 года, когда оно распалось на четыре фракции и распалось. [175]

2016 – настоящее время

В условиях раскола ДМК, ПТИ лидера-популиста Имрана Хана начала доминировать в политике Карачи, имея многонациональную базу поддержки из всех слоев общества, включая мухаджиров, в основном из высшего среднего и среднего класса, в то время как мухаджиры из низшего среднего класса обратились к Техрику. -e-Labbaik Пакистан . [176] Несмотря на жесткую оппозицию со стороны ПНП и ТЛП , PTI удалось добиться массового голосования во время всеобщих выборов в Пакистане в 2018 году , хотя и с более низкой явкой избирателей. [177] Но в 2023 году, после слияния фракций ДМК, ДМК вернулось в политику мухаджиров. В 2023 году бойкот выборов в местные органы власти Карачи, проведенный MQM-P, привел к очень низкой явке избирателей. [178]

Общество

Экономический статус

Исследование, проведенное Университетом Карачи в 2023 году , показало, что 9% мухаджиров принадлежали к высшему классу, 17% - к верхушке среднего класса, 52% - к среднему классу, 13% - к низшему среднему классу и 9% - к низшему классу. [179] Исследование, проведенное в 2019 году Медицинским центром последипломного образования Джинны, показало, что женщины-мухаджиры имеют самый высокий уровень занятости и ежемесячный доход среди всех основных этнических групп Пакистана. [180] А согласно переписи населения Пакистана 1951 года, менее 15 процентов мухаджиров были неквалифицированными рабочими, почти 61 процент были отнесены к квалифицированным рабочим и более 5 процентов имели профессиональное и управленческое образование. [181] По населенным пунктам 68,4% мухаджиров проживали в запланированных районах, а 88,9% имели доступ к основным коммунальным услугам. [182] Они добились большого успеха в финансовых учреждениях и основали большинство банковских учреждений Пакистана, включая Государственный банк Пакистана . [183] Хабиб Банк Лимитед , [184] Юнайтед Банк Лимитед , [185] и Банк АЛЬ-Хабиб . [186]

Спорт

До 1970-х годов Карачи был историческим центром подготовки игроков в крикет и хоккеистов для национальной сборной Пакистана по крикету и хоккейной сборной . Некоторые из известных игроков в крикет из мухаджиров той эпохи включают Джаведа Миандада среди многих других . [187] [188]

Здоровье и генетика

В этнических группах Пакистана наименьшая распространенность метаболического синдрома отмечена у мухаджиров (32,5%). [189] Генное разнообразие мухаджиров составляет 0,6081, что на 0,001 меньше, чем в среднем по Пакистану (0,6091). [190] Общая распространенность протеинурии у детей-мухаджиров 3,6%. [191]

Известные люди

Культура

Культура мухаджиров — это культура, которая мигрировала в основном из Северной Индии после обретения Пакистаном независимости в 1947 году, как правило, в Карачи. [192] Культура мухаджиров относится к пакистанскому варианту индо-исламской культуры и является частью культуры города Карачи в Пакистане. [193] [194]

Кухня

Хайдарабади бирьяни

Кухня мухаджиров относится к кухне народа мухаджиров и включает в себя как индийскую , так и пакистанскую кухню и в основном встречается в пакистанском городе Карачи . [195] Мухаджиры, прибыв в Карачи, возродили свою старую культуру, [196] включая многочисленные десерты, пикантные блюда и напитки. и Наследие Великих Моголов индоиранское наследие сыграло важную роль в создании их кухни, и поэтому по сравнению с другими пакистанскими кухнями кухня мухаджиров имеет тенденцию использовать королевскую кухню, характерную для старых королевских династий ныне несуществующих государств древней Индии. Большинство дастархаванов (обеденных столов) включают чапати , рис , дал , овощное и мясное карри . Специальные блюда включают бирьяни , [197] Корма , кофта , сикх кабаб , нихари , халим , Наргиси кофтай , рогани наан , наан , шир-хурма (десерт) и чай (сладкий чай с молоком) связаны с кухней мухаджиров. [198] [ нужен лучший источник ]

Традиционное платье

Традиционная одежда мухаджиров — это традиционная одежда, которую носят мусульмане Северной Индии , и она имеет как мусульманское , так и южноазиатское влияние. носят как мужчины, так и женщины-мусульмане Шальвар камиз . [199] Мужчины также носят шервани , и считается, что в Пакистан его завезли мухаджиры. [200] Женщины-мухаджиры (в основном из Северной Индии ) носят сари , [201] Это несшитый кусок тканой ткани, надеваемый на тело как халат . [202] Гарару имитировать также носили женщины-мухаджиры, что возникло в результате попытки навабов британское вечернее платье. [203]

Фестивали

Мухаджиры отмечают множество фестивалей, включая религиозные, политические, этнические и национальные фестивали . Исламские праздники, которые отмечают мухаджиры, включают Ид-аль-Фитр , Ид-аль-Адха и Ашура . [204] Политические торжества включают День основания ДМК , [205] Годовщина смерти Азима Ахмада Тарика . [206] и День основания APMSO . [207] Мухаджиры отмечают День культуры мухаджиров как этнический и культурный праздник. [208]

Современные проблемы

Преследование мухаджиров варьируется от массовых убийств , дискриминации , насильственных исчезновений , пыток до политических репрессий и подавления свободы слова . Представитель MEMRI заявил, что мухаджиры «сталкивались с дискриминацией и нападениями в ходе языковых конфликтов с участием местных жителей, говорящих на синдхи, в то время как в Исламабаде , федеральной столице, мухаджиры сталкиваются с дискриминацией на государственных должностях». [15] Попытки решить подобные проблемы, такие как требование создания отдельной провинции в Пакистане, неоднократно отвергались властями Пакистана . [209]

См. также

Примечания

  1. ^ 7,08% населения Пакистана
  2. ^ 0,18% населения Бангладеш.

Ссылки

  1. ^ Хаснайн, Халид (19 мая 2021 г.). «Население Пакистана составляет 207,68 млн человек, свидетельствуют результаты переписи 2017 года» . РАССВЕТ.КОМ . Архивировано из оригинала 17 октября 2022 года . Проверено 12 ноября 2022 г.
  2. ^ «Бангладеш: говорящие на урду «бихари» ищут признания, уважения и прав» . Международный республиканский институт . 4 февраля 2021 г. Проверено 26 сентября 2022 г.
  3. ^ «Перепись 2011 года — Управление национальной статистики» . www.ons.gov.uk. ​Проверено 15 октября 2022 г.
  4. ^ Наджам, Адиль (2006). Портрет дающего сообщества: филантропия пакистано-американской диаспоры . Гарвардский университет. Глобальная инициатива равенства. Кембридж, Массачусетс: Инициатива глобального равенства, Азиатский центр, Гарвардский университет. ISBN  0-674-02366-8 . OCLC   44648966 .
  5. ^ Правительство Канады, Статистическое управление Канады (8 февраля 2017 г.). «Профиль переписи населения, перепись 2016 года — Канада [страна] и Канада [страна]» . www12.statcan.gc.ca . Проверено 15 октября 2022 г.
  6. ^ «Узнайте, сколько людей говорят на урду в вашем пригороде» . Язык SBS . Проверено 2 января 2023 г.
  7. ^ «Статистика населения Саудовской Аравии (KSA) [Инфографика]» . 20 апреля 2022 г.
  8. ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | Информационный отчет EASO о стране происхождения. Обзор страны Пакистана» . Рефмир . Проверено 3 января 2023 г.
  9. ^ «Пакистанские христиане в поисках новой родины» . 22 января 2014 г.
  10. ^ Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление. 1992. с. 264.
  11. ^ «Не называйте меня «мохаджиром» » . tribune.com.pk . 11 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 17 июня 2015 года . Проверено 17 июня 2015 г.
  12. ^ «Ответ на исследование PAK32916» (PDF) . www.refworld.org . 20 февраля 2008 г.
  13. ^ «Слово на урду مہاجر — мохаджир, что в английском языке означает иммигрант» . УрдуПойнт . Проверено 21 ноября 2022 г.
  14. ^ «ДМК отметит «черный день» в связи с комментарием Хуршид Шаха о «Мухаджире»» . Рассвет. 26 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 г. Проверено 27 апреля 2015 г. Прочтите 5-й абзац
  15. ^ Jump up to: а б «Мухаджиры в Пакистане» . Европейская информационная сеть о странах происхождения . 5 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
  16. ^ «Мухаджир - Значение имени Мухаджир, происхождение Мухаджира и астрология» . www.babynamescube.com . Проверено 5 января 2023 г.
  17. ^ «Хиджра | История, определение и значение | Британника» . www.britanica.com . Проверено 2 января 2023 г.
  18. ^ «Коранический взгляд на иммигрантов: миграция Пророка Мухаммеда и ее последствия для нашего современного общества | Журнал библейских рассуждений» . 24 октября 2013 года . Проверено 21 ноября 2022 г.
  19. ^ Лоран, Гайер (9 марта 2008 г.). «Международные прогнозы или обходные пути в сторону местных? Дипломатия идентичности сикхов (Индия) и мохаджиров (Пакистан)». Международное обозрение социологии (на французском языке). 18 (1) – через SocINDEX.
  20. ^ Jump up to: а б Махапатра, Б.П. (1989). Конституционные языки . Издательство Университета Лаваля . ISBN  978-2-7637-7186-1 .
  21. ^ Айджазуддин Ахмад (2009). География Южноазиатского субконтинента: критический подход . Концептуальное издательство. стр. 76–. ISBN  978-81-8069-568-1 .
  22. ^ Бхавнани, Нандита. «Нежелательные беженцы: индусы-синди в Индии и мухаджиры в Синде». Южная Азия: Журнал исследований Южной Азии 39.4 (2016): 790-804.
  23. ^ Jump up to: а б Карл Скутч (7 ноября 2013 г.). Энциклопедия меньшинств мира . Тейлор и Фрэнсис. стр. 2234–. ISBN  978-1-135-19395-9 .
  24. ^ Jump up to: а б «Пакистан» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление, 2 ноября 2022 г., заархивировано из оригинала 15 января 2023 г. , получено 13 ноября 2022 г.
  25. ^ Корреспондент редакции газеты (24 января 2023 г.). «Объединенное ДМК-П проводит первый съезд рабочих» . Рассвет . Проверено 25 января 2023 г.
  26. ^ «Мустафа Камаль оспаривает результаты переписи населения 2017 года в ЮК» . Ежедневная газета Пакистана Global . 25 апреля 2018 года . Проверено 20 ноября 2022 г.
  27. ^ Гори, Хабиб Хан (3 ноября 2017 г.). «Ассамблея Синда отказывается признать результаты переписи населения» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 20 ноября 2022 г.
  28. ^ «Не примут данные переписи населения 2017 года, согласуйте MQM-P, PPP после встречи» . Нация . 31 декабря 2020 г. Проверено 20 ноября 2022 г.
  29. ^ Шах, Сайед Мехтаб (17 ноября 1997 г.). «Этническая напряженность в Синде и их возможное решение». Современная Южная Азия . 6 (3): 259. дои : 10.1080/09584939708719820 . ISSN   0958-4935 .
  30. ^ «Синдхи и мохаджиры» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2022 г. . Проверено 26 сентября 2022 г.
  31. ^ «Пакистанцы требуют, чтобы их правительство признало бенгали официальным языком, 1947-1952 | Глобальная база данных ненасильственных действий» . nvdatabase.swarthmore.edu . Проверено 15 февраля 2023 г.
  32. ^ Стэнли Дж. Тамбия (3 января 1997 г.). Выравнивание масс, этнонационалистические конфликты и коллективное насилие в Южной Азии . Издательство Калифорнийского университета. п. 183. ИСБН  9780520918191 .
  33. ^ Хуршид Камаль Азиз (1993). Пакистанский историк . Мичиганский университет.
  34. ^ Мохаммад Кадир (2006). Пакистан – Социальные и культурные трансформации в мусульманской стране . Тейлор и Фрэнсис. п. 73. ИСБН  9781134186174 .
  35. ^ Оскар Веркаайк, Народ мигрантов: этническая принадлежность, государство и религия в Карачи , Амстердам: VU University Press, 1994.
  36. ^ Клэр Александер; Джойя Чаттерджи; Анну Жале (6 ноября 2015 г.). Бенгальская диаспора: переосмысление мусульманской миграции . Рутледж. стр. 96–. ISBN  978-1-317-33593-1 .
  37. ^ «Мухаджиры в исторической перспективе» . Нация . 7 ноября 2014 года . Проверено 9 июля 2024 г.
  38. ^ Гош, Папия (21 марта 2014 г.). Раздел и южноазиатская диаспора: расширение субконтинента . Рутледж. ISBN  978-1-317-80966-1 .
  39. ^ MyPluralist (18 декабря 2022 г.). «Как доминирование мухаджиров, говорящих на урду, сформировало Пакистан» . МойПлюралист . Проверено 9 июля 2024 г.
  40. ^ «Парадокс мохаджиризма» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 9 июля 2024 г.
  41. ^ Рехман, Зия (18 августа 2015 г.). «Благодаря горстке подписчиков две газеты едва поддерживают жизнь гуджарати в Карачи» . www.thenews.com.pk . Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Проверено 15 октября 2022 г.
  42. ^ Ливен 2011 , с. 310.
  43. ^ Уолш, Джудит Э. (2017). Краткая история Индии . Издательство информационной базы. п. 173. ИСБН  978-1-4381-0825-4 . сын купца среднего класса из мусульманской общины ходжи, мигрировавшего в Синд из Гуджарата.
  44. ^ Бун, Джон (13 июля 2016 г.). «Некролог Абдула Саттара Эдхи» . Хранитель . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 7 декабря 2020 г.
  45. ^ Самиуддин, Усама (6 декабря 2017 г.). «Джавед Миандад и поиски иззата Пакистаном» . ESPNcricinfo . Архивировано из оригинала 11 февраля 2022 года . Проверено 25 ноября 2022 г.
  46. ^ Репортер редакции газеты (22 февраля 2014 г.). «Умер основатель ARY Group» . РАССВЕТ.КОМ . Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 года . Проверено 25 ноября 2022 г.
  47. ^ Биографическая энциклопедия Пакистана . Институт биографических исследований, Пакистан. 1960.
  48. ^ Горадия, Прафулл (2003). Незавершенная повестка дня Мусульманской лиги . Нью-Дели: современный Targett. п. 53. ИСБН  9788175253766 . Джинна хотел, чтобы все немусульмане мигрировали в Индию, а все мусульмане заселили Пакистан. Книга — история этой несбывшейся мечты. В то время как западное крыло, особенно в Пакистане, занималось этнической чисткой, Индия не смогла поощрить хиджрат.
  49. ^ Батливала 1995 , с. 16.
  50. ^ Парача, Надим Ф. (26 сентября 2014 г.). «Визуальный Карачи: от Парижа Азии до Города огней и ада на Земле» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 6 ноября 2022 г.
  51. ^ Справочник Западного Пакистана: бывшая провинция Синд, включая штат Хайрпур . Ячейка справочника, Налоговое управление. 1968.
  52. ^ Масика, Колин (1991), Индоарийские языки , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  978-0-521-29944-2 .
  53. ^ Г-н Нараян Свами (5 октября 2005 г.). «Где когда-то правили малайцы и обновления» . Ежедневные новости и анализ . Проверено 10 февраля 2014 г.
  54. ^ «Политические и этнические баталии превращают Карачи в Бейрут южноазиатского «Полумесяца» . Merinews.com. Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 года . Проверено 24 ноября 2012 года .
  55. ^ Стэнли Дж. Тамбия (3 января 1997 г.). Выравнивание масс, этнонационалистические конфликты и коллективное насилие в Южной Азии . Издательство Калифорнийского университета. п. 183. ИСБН  9780520918191 .
  56. ^ Заиди, С. Акбар (1991). «Синдхи против Мохаджиров в Пакистане: противоречие, конфликт, компромисс». Экономический и политический еженедельник . 26 (20): 1295–1302. ISSN   0012-9976 . JSTOR   4398031 .
  57. ^ «РЕЗУЛЬТАТЫ РАЙОННОЙ ПЕРЕПИСИ 2017 ГОДА» (PDF) . pbscensus.gov.pk. Архивировано из оригинала (PDF) 29 августа 2017 года.
  58. ^ «С 1998 по 2011 год население Пакистана увеличилось на 46,9%» . Таймс оф Индия . 29 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 29 января 2016 г.
  59. ^ Jump up to: а б с д Киани, Халик (28 мая 2018 г.). «ТПП откладывает утверждение результатов переписи до выборов» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 3 января 2023 г.
  60. ^ «Мудрость региона в области ИКТ, 2017» (PDF) . www.pbs.gov.pk.
  61. ^ «КП Район мудрый 2017» (PDF) .
  62. ^ Перепись 2017 года. Архивировано 15 октября 2017 года в Wayback Machine.
  63. ^ «Население округа Синд в 2017 году» (PDF) . www.pbs.gov.pk. ​Проверено 3 января 2023 г.
  64. ^ Jump up to: а б «ОСОБЕННОСТИ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ ИТОГОВ ПЕРЕПИСИ 2017 ГОДА» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 августа 2021 года . Проверено 20 мая 2021 г.
  65. ^ «Население Пакистана (2023 г.) — Worldometer» . www.worldometers.info . Проверено 3 января 2023 г.
  66. ^ «Забытые бихарцы в Восточном Пакистане» . Ежедневные Таймс . 25 декабря 2020 г. Проверено 9 ноября 2022 г.
  67. ^ Чоудхури, Афсан (18 декабря 2010 г.). «Бихарис в 1971 году: использован и оставлен пакистанской армией» . Проверено 9 ноября 2022 г.
  68. ^ Райнер Хофманн; Уго Карузо (2011). Права меньшинств в Южной Азии . Питер Лэнг. стр. 101–. ISBN  978-3-631-60916-3 .
  69. ^ «Пакистанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в Бангладеш, не являются ответственностью Пакистана, - сообщает FO» . «Экспресс Трибьюн» . 30 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2015 г. . Проверено 26 апреля 2015 г.
  70. ^ « «Застрявшие пакистанцы», живущие в лагерях в Бангладеш – в фотографиях» . Хранитель . 11 августа 2014 г. ISSN   0261-3077 . Проверено 2 января 2023 г.
  71. ^ Жафрело, Кристоф (15 августа 2015 г.). Пакистанский парадокс: нестабильность и устойчивость . Издательство Оксфордского университета. п. 104. ИСБН  978-0-19-061330-3 .
  72. ^ Бангладеш: Бихари без гражданства хватаются за резолюцию и их права - Международные беженцы. Архивировано 21 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  73. ^ Хан, энгр Имтиаз Алам (15 декабря 2019 г.). «ИСТОРИЯ: ПАДЕНИЕ ДАККИ ОТ ГЛАЗ БИХАРИ» . РАССВЕТ.КОМ . Архивировано из оригинала 2 января 2023 года . Проверено 2 января 2023 г.
  74. ^ Рахман, Валиур (6 мая 2003 г.). «Голосуй за «застрявших пакистанцев» » . Би-би-си . Архивировано из оригинала 8 ноября 2022 года . Проверено 16 января 2023 г.
  75. ^ Линч, Морин (23 марта 2006 г.). «Бангладеш: Бихари без гражданства добиваются принятия резолюции и их права» . Архивировано из оригинала 18 июля 2006 года . Проверено 16 января 2023 г.
  76. ^ «14. Долгая история литературной культуры урду» , «Литературные культуры в истории» , University of California Press, стр. 29, 2019, ISBN  978-0-19-565201-7
  77. ^ «14. Долгая история литературной культуры урду, Часть 1: Наименование и размещение литературной культуры» , «Литературные культуры в истории» , University of California Press, стр. 805–863, 2019, doi : 10.1525/9780520926738-019 , ISBN  978-0-520-92673-8 , S2CID   226765648 , получено 18 января 2023 г.
  78. ^ Мэтьюз, Дэвид (20 июля 2005 г.). «Урду» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 18 января 2023 г.
  79. ^ Робинс, Ник (2012), «Скрытая сила», Корпорация, изменившая мир , Как Ост-Индская компания сформировала современную транснациональную компанию, Pluto Press, стр. 171–198, doi : 10.2307/j.ctt183pcr6.16 , ISBN  978-0-7453-3195-9 , JSTOR   j.ctt183pcr6.16
  80. ^ Эриксон, Эмили (21 июля 2014 г.). Между монополией и свободной торговлей: Английская Ост-Индская компания, 1600–1757 гг . Princeton.edu . ISBN  9780691159065 . Проверено 3 июня 2022 г.
  81. ^ Наяр, Прамод К., изд. (2007). Читатель Penguin 1857 . Нью-Дели: Книги Пингвина. п. 19. ISBN  9780143101994 .
  82. ^ П. Дж. Маршалл, изд. (1996). Кембридж иллюстрировал историю Британской империи . Кембридж [Англия]: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-43211-1 . OCLC   32388316 .
  83. ^ Наяр, Прамод К. (2007). Великое восстание, Индия, 1857 год . Нью-Дели: Книги Пингвина. ISBN  9780143102380 .
  84. ^ «Мухаджиры и ДМК: внуки могущественной Империи Великих Моголов» . Пакистанская оборона . 5 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 18 января 2023 г. Проверено 18 января 2023 г.
  85. ^ «Какая была самая крупная миграция в истории?» . Мировой Атлас . 4 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 4 января 2023 года . Проверено 4 января 2023 г.
  86. ^ Ясмин Хан (4 июля 2017 г.). Великий раздел: создание Индии и Пакистана, новое издание . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300233643 .
  87. ^ Jump up to: а б «Когда мусульмане уехали из Пакистана в Индию» . Новый Индийский экспресс (Мнение). Архивировано из оригинала 5 сентября 2018 года . Проверено 19 августа 2017 г.
  88. ^ Пол Р. Брасс (2003). «Раскол Индии и карательный геноцид в Пенджабе, 1946–47: средства, методы и цели» (PDF) . Журнал исследований геноцида . п. 75 (5(1), 71–101). Архивировано (PDF) из оригинала 14 апреля 2015 года . Проверено 16 августа 2014 г.
  89. ^ «Международные отношения (политика) ХХ века :: Южная Азия» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 26 апреля 2015 года . Проверено 16 августа 2014 г.
  90. ^ «Разрыв в Южной Азии» (PDF) . УВКБ ООН. Архивировано (PDF) из оригинала 11 марта 2016 г. Проверено 16 августа 2014 г.
  91. ^ Криспин Бейтс (3 марта 2011 г.). «Скрытая история раздела и его наследие» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 10 апреля 2015 года . Проверено 16 августа 2014 г.
  92. ^ Басу, Таня (15 августа 2014 г.). «Угасающая память о разделе Южной Азии» . Атлантика . Архивировано из оригинала 19 марта 2017 года . Проверено 16 августа 2014 г.
  93. ^ Jump up to: а б с д и ж г Халиди, Омар (осень 1998 г.). «От потока к ручью: миграция индийских мусульман в Пакистан, 1947–97». Исламские исследования . 37 (3). Институт исламских исследований, Международный исламский университет, Исламабад: 339–52. JSTOR   20837002 .
  94. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кристоф Жаффрело (16 июня 2016 г.). Пакистанский парадокс: нестабильность и устойчивость . Издательство Random House India Pvt. Ограничено. стр. 100–. ISBN  978-81-8400-707-7 .
  95. ^ Содхар, Касим; Панхвар, Бушра. «Миграция в Синд: влияние на политическую экономию и демографию Синда» (PDF) .
  96. ^ Мехтаб Али Шах (15 ноября 1997 г.). Внешняя политика Пакистана: этническое влияние на дипломатию 1971–1994 гг . ИБ Таурис. стр. 47–. ISBN  978-1-86064-169-5 .
  97. ^ Jump up to: а б Гьянеш Кудайся; Тан Тай Юн (март 2004 г.). Последствия раздела Южной Азии . Рутледж. стр. 229–. ISBN  978-1-134-44048-1 .
  98. ^ Jump up to: а б с Камала Висвесваран (6 мая 2011 г.). Перспективы современной Южной Азии: читатель по культуре, истории и репрезентации . Джон Уайли и сыновья. стр. 96–. ISBN  978-1-4051-0062-5 .
  99. ^ Марк-Энтони Фальзон (2004). Космополитические связи: диаспора синдхов, 1860–2000 гг . БРИЛЛ. стр. 6–. ISBN  90-04-14008-5 .
  100. ^ Джавид Рехман (13 апреля 2000 г.). Слабые стороны международной защиты прав меньшинств . Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 215–. ISBN  90-411-1350-9 .
  101. ^ Jump up to: а б с Тай Ён Тан ; Гьянеш Кудайся (2000). Последствия раздела Южной Азии . Рутледж. п. 235 . ISBN  0-415-17297-7 . Сама провинция Синд стала центром иммиграции мухаджиров: 57 процентов населения Карачи [мухаджиры]… [Они] «были более образованы, чем коренное мусульманское население провинции»… Было неизбежно, что возникло чувство между двумя сообществами будет развиваться конкуренция и враждебность. Когда мухаджиры заявили о своем присутствии на государственной службе, местные синдхи начали чувствовать угрозу... В первые годы существования Пакистана мухаджиры доминировали в коммерческом, административном секторе и секторе услуг провинции... современные и урбанизированные мухаджиры. .. быстро зарекомендовали себя.
  102. ^ «Краткая история Карачи» . Лента новостей . Проверено 21 ноября 2022 г.
  103. ^ «Где когда-то правили малайцы» . ДНК Индии . Проверено 12 ноября 2022 г.
  104. ^ Делаж, Р., 2014. Мусульманские касты в Индии. Архивировано 31 августа 2017 года в Wayback Machine . Индия: идеи книг.
  105. ^ «Знаете ли вы, что раньше у Индии и Пакистана был общий паспорт? Вот как его можно было получить» . СовокУх . 2 июля 2021 г. Проверено 9 ноября 2022 г.
  106. ^ «Изменения в уровнях образования в Пакистане: 1951-1961 - PIDE - Пакистанский институт экономики развития - -» . pide.org.pk/ . Проверено 21 ноября 2022 г.
  107. ^ Халиди 1998 , с. 345.
  108. ^ «Молитва мухаджира» . Таймс оф Индия . 22 июля 2001 года . Проверено 21 ноября 2022 г.
  109. ^ Халиди 1998 , с. 344.
  110. ^ Визариа, Правин М. (1 августа 1969 г.). «Миграция между Индией и Пакистаном, 1951–61» . Демография . 6 (3): 323–334. дои : 10.2307/2060400 . ISSN   0070-3370 . JSTOR   2060400 . ПМИД   21331852 . S2CID   23272586 .
  111. ^ Мехтаб Карим. «Влияние миграции, социально-экономического статуса и демографической политики на репродуктивное поведение» (PDF) . Азиатский исследовательский центр. Рабочий документ 4. Архивировано из оригинала (PDF) 27 января 2016 года . Проверено 15 января 2016 г.
  112. ^ Халиди 1998 , с. 343.
  113. ^ Халиди 1998 , с. 340.
  114. ^ Райт, Теодор (1993). «Внутрипровинциальные браки и национальная интеграция в Пакистане». Современная Южная Азия – через JSTOR.
  115. ^ Коэн, Стивен П. (2011), «Пакистан: прибытие и отъезд», Будущее Пакистана , Институт Брукингса, стр. 22. Заведомо светское Движение Муттахида Кауми (ДМК)...
  116. ^ Лион, Питер (2008), «Мохаджир Кауми Махаз», Конфликт между Индией и Пакистаном: энциклопедия , ABC-CLIO, стр. 115. Несмотря на свою этническую политику, ДМК утверждает, что является единственной значимой политической силой в Пакистане, открыто выступающей за светские ценности.
  117. ^ Ашраф, Мэриленд Умар (30 апреля 2020 г.). «Помощь Общества Красного Полумесяца Индийского субконтинента Османскому государству во время Балканской войны в 1912 году» . Время Наследия . Проверено 6 ноября 2022 г.
  118. ^ Движение Халифат в Индии, 1919–1924 гг. (PDF) .
  119. ^ Мридула Мукерджи (8 сентября 2004 г.). Крестьяне в ненасильственной революции в Индии: практика и теория . Публикации SAGE, Индия, 2004. ISBN.  8132102894 .
  120. ^ «Централизованное государство и этническое недовольство | Политическая экономия | thenews.com.pk» . www.thenews.com.pk . Проверено 2 февраля 2023 г.
  121. ^ Бурки, Шахид Джавед (1999) [Впервые опубликовано в 1986 году]. Пакистан: пятьдесят лет государственности (3-е изд.). Боулдер, Колорадо: Westview Press. п. 4. ISBN  978-0-8133-3621-3 . Университет, который [сэр Сайид] основал в городе Алигарх... не только обеспечил пакистанскому движению руководство, но позже также предоставил новой стране Пакистан первую правящую элиту... Колледж Алигарха сделал возможным Мусульмане открыли для себя новую политическую идентичность. Быть мусульманином приобрело политическую коннотацию – коннотацию, которая должна была неумолимо привести эту индийскую мусульманскую общину к принятию «теории двух наций».
  122. ^ Грэм, Джордж Фаркуар (1885). Жизнь и творчество Саеда Ахмед Хана . Черное дерево. п. 2.
  123. ^ Мондал, Пуджа (4 января 2014 г.). «Сэр Сайед Ахмед Хан и движение Алигарх» . Ваша библиотека статей . Архивировано из оригинала 2 мая 2015 года . Проверено 2 января 2023 г.
  124. ^ Джон Р. Маклейн (июль 1965 г.). «Решение о разделе Бенгалии в 1905 году». Обзор экономической и социальной истории Индии . 2 (3): 221–237. дои : 10.1177/001946466400200302 . S2CID   145706327 .
  125. ^ Профессор М. Азам Чаудхари, История пакистанского движения, стр. 368. Братья Абдулла, Урду Базар Лахор.
  126. ^ Дхулипала, Венкат (2015). Создание новой Медины: государственная власть, ислам и поиск Пакистана в позднеколониальной Северной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 496. ISBN   978-1-316-25838-5 . «Идея Пакистана, возможно, имела свою долю двусмысленности, но ее игнорирование как смутного эмоционального символа вряд ли проливает свет на причины того, почему она получила такую ​​подавляющую поддержку среди индийских мусульман, особенно в «провинциях меньшинств» Британской Индии, таких как как ВВЕРХ"
  127. ^ Мохиуддин, Ясмин Нияз (2007). Пакистан: Справочник по глобальным исследованиям . АВС-КЛИО. п. 70. ИСБН  978-1-85109-801-9 . На выборах 1946 года Мусульманская лига получила 90 процентов мест в законодательных органах, отведенных мусульманам. Именно власть крупных заминдаров в Пенджабе и Синде, стоящих за кандидатами Мусульманской лиги, а также мощная кампания среди бедных крестьян Бенгалии по экономическим вопросам сельской задолженности и отмены заминдари привели к этой массовой убедительной победе (Алави 2002, 14). ). Даже Конгресс, который всегда отрицал претензии Лиги на то, что она является единственным истинным представителем индийских мусульман, был вынужден признать истинность этого утверждения. Выборы 1946 года, по сути, были плебисцитом среди мусульман Пакистана.
  128. ^ Jump up to: а б с д Надим Ф. Парача (20 апреля 2014 г.). «Эволюция политики и идентичности Мохаджиров» . рассвет.com . Архивировано из оригинала 17 июня 2015 года . Проверено 17 июня 2015 г.
  129. ^ «Синдхи и мохаджиры» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 года . Проверено 10 ноября 2022 г.
  130. ^ «Кто такие мохаджиры и почему они воюют с пуштунами? — eNotes.com» . электронные заметки . Проверено 11 августа 2022 г.
  131. ^ Камала Висвесваран (6 мая 2011 г.). Перспективы современной Южной Азии: читатель по культуре, истории и репрезентации . Джон Уайли и сыновья. стр. 97–. ISBN  978-1-4051-0062-5 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2017 года . Проверено 24 марта 2018 г.
  132. ^ Калим Бахадур (1998). Демократия в Пакистане: кризисы и конфликты . Публикации Хар-Ананда. стр. 292–. ISBN  978-81-241-0083-7 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2017 года . Проверено 8 апреля 2017 г.
  133. ^ Ханиф, Сиддики (4 февраля 2010 г.). «Внутриэтнические разногласия в этнических движениях: рост политики идентичности мохаджиров в Пакистане после 1971 года». Азиатская национальность . 11 (1): 25–41. дои : 10.1080/14631360903506752 . S2CID   144719100 .
  134. ^ Закария, Рафик (2004). Человек, который разделил Индию: взгляд на лидерство Джинны и его последствия, с новой главой о лидерстве Мушаррафа «Сделай или умри» . Популярный Пракашан. ISBN  978-81-7991-145-7 .
  135. ^ «Мусульманское представительство на государственной службе Индии» . «Экспресс Трибьюн» . 25 января 2014 года . Проверено 25 ноября 2022 г.
  136. ^ Jump up to: а б Сарин, Сушант; Шах, Крити М. «Мохаджиры: идентичность и политика в многоэтническом Пакистане» . ОРФ . Проверено 6 августа 2022 г.
  137. ^ Jump up to: а б с Вина Кукрея (24 февраля 2003 г.). Современный Пакистан: политические процессы, конфликты и кризисы . Публикации SAGE. стр. 145–. ISBN  978-0-7619-9683-5 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2017 года . Проверено 8 апреля 2017 г.
  138. ^ Акил Шах (2014). Армия и демократия: военная политика в Пакистане . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-72893-6 .
  139. ^ Карен Исаксен Леонард (январь 2007 г.). Поиск дома: индийский Хайдарабад за рубежом . Издательство Стэнфордского университета. стр. 37–. ISBN  978-0-8047-5442-2 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2017 года . Проверено 8 апреля 2017 г.
  140. ^ Jump up to: а б с «Мохаджиры: идентичность и политика в многоэтническом Пакистане» . ОРФ . Проверено 28 января 2023 г.
  141. ^ Jump up to: а б с Вина Кукрея (24 февраля 2003 г.). Современный Пакистан: политические процессы, конфликты и кризисы . Публикации SAGE. стр. 144–. ISBN  978-0-7619-9683-5 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2017 года . Проверено 8 апреля 2017 г.
  142. ^ Рехман, Дж (24 июля 1994 г.). «Самоопределение, государственное строительство и мухаджиры: международно-правовая перспектива роли индийских беженцев-мусульман в конституционном развитии Пакистана». Современная Южная Азия . 3 (2): 111–129. doi : 10.1080/09584939408719734 – через академический поиск.
  143. ^ Парача, Надим Ф. (26 января 2017 г.). «Мусульманская лига: фракционная история» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 10 ноября 2022 г.
  144. ^ «Президентские выборы | Выборы состоялись 2 января 1965 года» . История Пакистана . 25 октября 2013 года . Проверено 21 ноября 2022 г.
  145. ^ «Пакистан – АЮБ ХАН» . www.countrystudies.us . Проверено 5 октября 2020 г.
  146. ^ Акбар, МК (1 января 1997 г.). Пакистан от Джинны до Шарифа . Публикации Миттала. п. 48. ИСБН  978-81-7099-674-3 .
  147. ^ Омар, Имтиаз (2002). Чрезвычайные полномочия и суды в Индии и Пакистане . Англия: KLUWER LAW INTERNATIONAL. ISBN  904111775X . Архивировано из оригинала 3 июня 2016 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
  148. ^ Бакстер, Крейг (1971). «Пакистанские голоса - 1970». Азиатский опрос . 11 (3): 197–218. дои : 10.2307/3024655 . ISSN   0004-4687 . JSTOR   3024655 .
  149. ^ Бакстер 1971 .
  150. ^ Бакстер 1971 , с. 214.
  151. ^ Фаразманд, Али (1996). Управление государственными предприятиями: международные примеры . Издательская группа Гринвуд. ISBN  978-0-313-28025-2 .
  152. ^ Риазуддин, Риаз. «Пакистан: Оценка финансового сектора (1990–2000 гг.)» . Департамент экономических исследований Государственного банка Пакистана . Государственный банк Пакистана. Архивировано из оригинала 18 мая 2014 года . Проверено 2 июня 2012 г.
  153. ^ Мемон, Насир (2 октября 2016 г.). «Спор о квотах» . Новости ПК . Проверено 12 августа 2022 г.
  154. ^ «Беспорядки 1972 года были языковой проблемой - Матрука Синд» . Проверено 10 ноября 2022 г.
  155. ^ InpaperMagazine, От (6 октября 2012 г.). «Лист из истории: Языковое безумие в Синде» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 10 ноября 2022 г.
  156. ^ «Всеобщие выборы 1977 года | Вторые всеобщие выборы в истории Пакистана» . История Пакистана . 1 июня 2003 года . Проверено 10 ноября 2022 г.
  157. ^ Парача, Надим Фарук (25 марта 2022 г.). «Процветающие повстанцы: любопытный роман между либералами, придерживающимися образа жизни, и правыми популистами в Южной Азии» . The Friday Times — Ная Даур . Проверено 10 ноября 2022 г.
  158. ^ Times, Уильям Бордерс, специально для Нью-Йорка (21 апреля 1977 г.). «Протесты против пакистанского режима фактически парализовали порт Карачи» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 10 ноября 2022 г.
  159. ^ «20 марта 1977 года, сорок лет назад: беспорядки в Карачи» . Индийский экспресс . 20 марта 2017 года . Проверено 11 февраля 2023 г.
  160. ^ Хаккани, Хусейн (2005). Пакистан: между мечетью и военными; §От Исламской Республики к Исламскому Государству . США: Фонд Карнеги за международный мир (июль 2005 г.). стр. 395 страниц. ISBN  978-0-87003-214-1 .
  161. ^ «Судебное убийство З.А. Бхутто» . Ежедневные Таймс . 4 апреля 2018 года . Проверено 11 августа 2022 г.
  162. ^ Дэниел, Кэрол (2 февраля 2022 г.). «Почему Зия ввел военное положение? (Правильный ответ)» . Юридическая информация в Пакистане . Проверено 11 августа 2022 г.
  163. ^ Парача, Надим Ф. (21 мая 2009 г.). «MQM: От бунта к искуплению» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 4 февраля 2023 г.
  164. ^ Парача, Надим Ф. (21 июля 2011 г.). «Воинствующий либерал» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 4 февраля 2023 г.
  165. ^ Парача, Надим Ф. (23 августа 2012 г.). «Рожденный бежать: подъем и выравнивание APMSO» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 4 февраля 2023 г.
  166. ^ Jump up to: а б Пешимам, Джебран (18 марта 2009 г.). «25 лет MQM: критический анализ» . Новости. Архивировано из оригинала 6 августа 2009 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
  167. ^ Корреспондент редакции газеты (7 декабря 2017 г.). «25-го числа MIT отметит «День культуры Мохаджиров»» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 28 января 2023 г.
  168. ^ Шухат, Аиша (17 февраля 2022 г.). «Движение мухаджиров: политический и социальный аспект» . Современная дипломатия . Проверено 9 августа 2022 г.
  169. ^ Jump up to: а б Dawn.com (25 мая 2013 г.). «Хронология: история MQM» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 9 ноября 2022 г.
  170. ^ Jump up to: а б Хуррам, Шахджахан (18 марта 2015 г.). «Краткий взгляд на историю MQM» . АРЬСКИЕ НОВОСТИ . Проверено 9 ноября 2022 г.
  171. ^ «MQM планирует переместить секретариат в Дубай» . РАССВЕТ.КОМ . 5 сентября 2010 г. Проверено 15 января 2023 г.
  172. ^ «Кровавая баня в Карачи: Мохаджиры против пуштунов» . Редифф . 20 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 17 июня 2015 г. Проверено 17 июня 2015 г.
  173. ^ «Пакистан: Шиит возглавляет суннитскую армию» . Блог Times of India . 17 января 2023 г. Проверено 25 января 2023 г.
  174. ^ мигрировать (21 января 2008 г.). «Фарид Закария из Newsweek цитирует опрос IRI Пакистан» . Международный республиканский институт . Проверено 5 января 2023 г.
  175. ^ Чандран, Суба (22 августа 2018 г.). «Падение MQM» . Пакистанский читатель .
  176. ^ Парача, Надим Ф. (30 января 2022 г.). «УГОЛ КУРИЛЬЩИКА: ГОТОВ КАЧИ К ПЕРЕМЕНАМ?» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 29 января 2023 г.
  177. ^ Заиди, Сайед Шехерияр Раза (25 января 2023 г.). « Проблема Мохаджиров » . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 29 января 2023 г.
  178. ^ Парача, Надим Ф. (22 января 2023 г.). «УГОЛОК КУРИЛЬЩИКА: КОГДА ОПРОС Идет наперекосяк» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 29 января 2023 г.
  179. ^ Наббо, Хаббо (6 февраля 2023 г.). «Социально-экономическое положение мухаджиров (2023 г.)» . Скрибд . Проверено 6 февраля 2023 г.
  180. ^ Ахсан, Махнор; Тадж, Арса; Махр, Халил; Аслам, Батул; Мубашир, Сайма (2022). «Рак молочной железы среди разных этнических групп (исследование одного учреждения)» . Медицинский журнал Вооруженных сил Пакистана . 72 (2): 594–598. дои : 10.51253/pafmj.v72i2.3578 . ISSN   0030-9648 . S2CID   254387050 .
  181. ^ Ливен 2011 , с. 311.
  182. ^ Сиддики, Фархан Ханиф (9 апреля 2009 г.). «Дискриминация - это то, что делают из нее этнические группы: субъективное восприятие периферии среди мохаджиров Пакистана». Нации и национализм . 25 (2): 697–717. дои : 10.1111/нана.12460 . S2CID   149902887 .
  183. ^ «SBP создаст кафедру Захида Хусейна: высшее образование» . РАССВЕТ.КОМ . 9 ноября 2001 года . Проверено 27 января 2023 г.
  184. ^ «История» . www.hbl.com . Проверено 21 июня 2016 г.
  185. ^ «Ага Хасан Абеди скончался» . Служба Dawn Wire. 9 августа 1995 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2006 года . Проверено 15 января 2017 г.
  186. ^ «История» . Дом Хабиба . Проверено 27 января 2023 г.
  187. ^ Парача, Надим Ф. (19 сентября 2013 г.). «Пакистанский крикет: классовая, этническая и сектантская история» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 29 января 2023 г.
  188. ^ Парача, Надим Ф. (11 апреля 2021 г.). «УГОЛ КУРИЛЬЩИКА: ПАКИСТАНСКИЙ СВЕРЧИК И ЕГО ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 29 января 2023 г.
  189. ^ Фараз, датчанин Алви. «Этнические различия метаболического синдрома среди выходцев из Южной Азии в Пакистане». Пакистанский журнал медицинских наук . 27 (3).
  190. ^ Нужат, Акрам; Фаруки, А; Шакил, Р. (4 марта 2014 г.). «Стратегия выборки «варимакс» на основе модели для гетерогенной совокупности». Анналы биологии человека . 41 (2): 116–126 – через академический поиск.
  191. ^ Джафар, Тазин Х; Леви, Эндрю С; Шмид, Кристофер Х; Портман, Рональд; Хан, Абдул Каюм; Анас, Раббани; Хан, Иктидар; Хэтчер, Хуанита; Чатурведи, Ниш (25 октября 2005 г.). «Протеинурия у детей Южной Азии: распространенность и детерминанты». Детская нефрология . 20 (10): 1458–1465. дои : 10.1007/s00467-005-1923-8 . ISSN   0931-041X . ПМИД   15947988 . S2CID   28880508 – через академический поиск.
  192. ^ Бхутто, Салима (24 декабря 2021 г.). «Что такое День культуры мухаджиров?» . ММ Новости ТВ . Проверено 2 января 2023 г.
  193. ^ Сарин, Крити М. Шах и Сушант. «Мохаджиры: идентичность и политика в многоэтническом Пакистане» . ОРФ . Проверено 5 сентября 2020 г.
  194. ^ «Достопримечательности Карачи» . ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ в электронной газете . Проверено 20 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  195. ^ Тарик, Минахил (8 декабря 2014 г.). «Различные культуры Пакистана: МУХАДЖИРСКАЯ КУХНЯ» . Различные культуры Пакистана . Проверено 4 августа 2022 г.
  196. ^ Сен, Мадхурима (24 марта 2019 г.). «Ностальгия по книге Интизара Хусейна «Море впереди»: мухаджиры как диаспорическая община» . Исследовательские ворота . Проверено 9 февраля 2023 г. [ мертвая ссылка ]
  197. ^ «Дебаты о еде в Пакистане: команда Бирьяни против команды Пулао, кто победит?» . www.gulfnews.com . Проверено 2 января 2023 г.
  198. ^ Фалах, Гульзар (2 мая 2021 г.). «Бириани, рыба Лахори, пулао… Пакистанская кухня и ее присутствие в ОАЭ» . Новости Персидского залива . Архивировано из оригинала 12 июля 2022 года . Проверено 13 февраля 2023 г.
  199. ^ Рака Шоме (2014). Диана и не только: белая женственность, национальная идентичность и современная медиакультура . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  9780252096686 .
  200. ^ Нираали Шах (2021). Индийский этикет: взгляд на культуру Индии . Идея Пресс. ISBN  9781638865544 .
  201. ^ Буланже, Шанталь (1997). Сари: иллюстрированный путеводитель по индийскому искусству драпировки . Шакти Пресс Интернешнл. п. 55. ИСБН  9780966149616 .
  202. ^ Джермсаватди, Промсак (1979). Тайское искусство с индийским влиянием . Публикации Абхинава. ISBN  9788170170907 .
  203. ^ Господин Невилл (1884 г.). Лакхнау Омнибус . п. 177.
  204. ^ «Фестивали Карачи - Ежегодные мероприятия в Карачи» . www.karachi.com . Проверено 9 августа 2022 г.
  205. ^ «Освещение в английских газетах: 32-й день основания Mqm» . www.mqm.org . Проверено 9 августа 2022 г.
  206. ^ «Сегодня 18-я годовщина смерти Азима Ахмада Тарика» . Новости Дуни . Проверено 9 августа 2022 г.
  207. ^ «Г-н Альтаф Хусейн поздравляет всех своих верных товарищей и нацию с 43-м днем ​​основания APMSO» . www.mqm.org . Проверено 9 августа 2022 г.
  208. ^ «Отпразднован День культуры мухаджиров» . «Экспресс Трибьюн» . 24 декабря 2021 г. Проверено 9 августа 2022 г.
  209. ^ «Альтаф критикует дискриминацию синдхов, говорящих на урду, и требует отдельной провинции» . «Экспресс Трибьюн» . 3 января 2014 года. Архивировано из оригинала 3 апреля 2016 года . Проверено 5 января 2023 г.

Источники

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a27bfa92d369c160e18c69030d3fdafe__1722196800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/fe/a27bfa92d369c160e18c69030d3fdafe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muhajir (Pakistan) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)