Люди говорят
Общая численность населения | |
---|---|
Примерно 40 000 (по состоянию на 1890 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Нуристан , Афганистан ; Читрал , Пакистан | |
Языки | |
Нуристанские языки | |
Религия | |
Ислам (в основном), некоторые все еще исповедуют традиционный индуизм. | |
Родственные этнические группы | |
Нуристанцы , дардцы , народ ком |
Катир Катор (также пишется Кати , в и Ката ) — нуристанское племя Афганистане и Пакистане .
Этимология
[ редактировать ]Группа Катир [ка 'тɘ] или Ката Кафир была численно наиболее доминирующей группой племен Сиах-Пош (персидские «носящие черное / одетые») племен. Они владели примерно сорока селами в долине Башгула и насчитывали около 40 тысяч (1890 г.).
Верхняя часть долины Башгул в Нуристане ( Афганистан ) известна как Катиргул. он называется Лютде На языке Читрали , а — Кантози на пушту .
По словам Джорджа Скотта Робертсона, клан Катир Сиах-Пош , поселившийся в долине Катиргул, назывался Камтоз (или Камтоз ) на пушту и Лутдехчис в Читрали ( «Кафиры Гиндукуша» , стр. 71 ). Но веб-сайт американского исследователя Ричарда Стрэнда предполагает, что имя Камтоз/Камтози может относиться ко всем катирам бывшей группы Сиах-Пош , включая Рамгули и Кулам Катиров [1] .
Альтернативные названия Камтоза — Чамтози , Кантози . Несмотря на свой крайне независимый характер, кати вместе с племенем ком были данниками Мехтара Читрала . Характер этих отношений данников был непоследовательным, потому что кати и комы часто совершали набеги на территорию Читрали в поисках скота и охоты за головами. В отместку Мехтары вторглись в долину Башгул и поработили целые деревни. Во время правления Мехтара Аман-уль-Мулька отношения были официально оформлены, и кафиры стали платить ежегодную дань рабов.
Многочисленные учёные связывали имена Катир/Катор/Ката и Кам / Ком с древними камбоджасами и идентифицировали кафиров , особенно кафиров Сиах-Пош , как потомков древних. Племя Ката также проживает в Читрале и очень смешано с Читрали. В долине Ожоре (Джувара) Читрал находится популярный камень по имени Ката Бохт. Племя Ката также проживает в Ожоре, а также в другой части Читрала. Другой факт: это племя живет в Граме; грамм — нуристанское слово (индоарийского происхождения), означающее «деревня» (как «сообщество»). В древности люди считались богатыми в зависимости от владения ими животными или землей. Поскольку племя ката в Читрале считалось относительно богатым, со временем носители Читрали начали использовать ката в значении «богатый» или «большой». [ 1 ]
История
[ редактировать ]Кафиристан — горный регион Гиндукуша , который был изолированным и политически независимым до завоевания афганцами в 1896 году. Этот регион стал убежищем старой группы индоевропейских народов, вероятно, смешанной с более древним субстратом, а также убежищем. отдельной кафирской группы индоиранских языков , входящей в состав более широких дардских языков . Жители были известны как « кафиры » из-за их стойкого многобожия (тесно связанного с ведической религией), в то время как другие регионы вокруг них стали мусульманскими. Однако также предполагалось влияние названий районов Кафиристана Катвар или Катор и этнического названия Кати. Кафиры были разделены на сия-пош , состоящую из пяти подплемен, говорящих на языке катэ, в то время как остальные назывались сафед-пош, включая паруни, вайгели, вамай и ашкун. [ 2 ]
Нуристанцы/кафиры практиковали форму древнего индуизма, впитанную местными наростами. [ 3 ] Кафиры представляют собой неригведических арийцев, тождественных дашам . То, что их предки были доригведическими арийцами, можно заключить на основании лингвистических, этнологических и теологических данных. Языки Кафири/Нуристани содержат определенные фонетические особенности, которых нет в индоиранских языках . Их главным божеством является Имра, т.е. Ямараджа , который был принесен сюда дасами, поклонявшимися асурам, особенно Яме и Варуне . Их главной богиней была Дисани. Они также поклонялись Индре или Индеру. [ 4 ]
Вторжение Тимура (1398 г.)
[ редактировать ]По пути в Индию Тимур напал на Сия-Поша в 1398 году нашей эры после того, как получил жалобы от торгового города Андараб на набеги кафиров. Он проник в него через перевал Хавак и восстановил там старую крепость. [ 5 ] Тимур лично выступил против Катора/Катвара и послал отряд из 10 000 солдат против Сия-Поша под командованием Бурхана Аглана и приказал разрушить форт Катор/Катвар, оставленный кафирами, а дома города были сожжены. [ 6 ]
Кафиры укрылись на вершине холма, и многие из них были убиты в последовавшем столкновении. Некоторые продержались три дня, но согласились принять христианство после того, как Тимур предложил им выбор между смертью и исламом. Однако вскоре они отступили и ночью устроили засаду на мусульманских солдат. Однако они были отброшены, и несколько кафиров были убиты, а 150 взяты в плен и позже казнены. Тимур приказал своим людям «убить всех мужчин, взять в плен женщин и детей, а также разграбить и опустошить все их имущество». Его солдаты выполнили приказ, и он приказал им построить башню из черепов мертвых кафиров. Тимур выгравировал свою экспедицию на соседнем холме в месяц Рамазан. Его отряд, посланный против Сия-Поша, однако потерпел катастрофу: Аглан был разбит и бежал. Небольшой отряд из 400 человек под командованием Мухаммада Азада был послан и разбил кафиров, вернув лошадей и доспехи, потерянные Агланом. Тимур позже захватил несколько мест, хотя больше ничего не говорится, предположительно он оставил Сиях-Поша в покое. Затем он приступил к истреблению мятежных афганских племен и в сентябре 1398 года переправился через реку Синдху. [ 6 ]
Обращение в ислам (конец 19 века)
[ редактировать ]Территория между Афганистаном и Британской Индией была разграничена между 1894 и 1896 годами . Часть границы, пролегающая между Нава Коталом на окраине страны Моманд и долиной Башгал на окраине Кафиристана, была демаркирована к 1895 году в соответствии с соглашением, достигнутым 9 апреля 1895 года. [ 7 ] Согласно его автобиографии, эмир Абдур Рахман-хан вторгся в Кафиристан зимой 1895-1896 годов и захватил его за 40 дней. Колонны вторглись в него с запада через Панджшер до Куллума, сильнейшего форта региона. Колонны с севера прошли через Бадахшан , а с востока – через Асмар . Небольшая колонна также пришла с юго-запада через Лагман . Небольшое количество беженцев Кати бежало через границу на территорию Калаша, которая находилась на британской стороне. Деревни были основаны в ряде долин, включая Брумбутал в долине Бумборет и Куништ в соседней долине Калаш, однако через поколение они стали исламскими. [ 8 ] Кафиры были обращены в ислам и переселены в Лагман, в то время как этот регион был заселен солдатами-ветеранами и другими афганцами. Кафиристан был переименован в Нуристан . [ 9 ]
Народ бывшего Кафиристана был переименован в Нуристани (Просветленные) от имени собственного Нуристан (Земля Просвещения). В настоящее время они известны как Нуристанские Ката или просто Ката. [ нужна ссылка ]
Георг Моргеншерн посетил долину Бумборет в 1929 году во время полевых исследований нуристанских (кафирских) языков . Он встретил двух последних оставшихся необращенных «кафирских» священников региона, которых звали Багашай и Карейк. Багашай умер после 1935 года. [ 10 ]
Катир Кафир Примерно в 1890 году дивизия была разделена на следующие подразделения:
- Катиры долины Башгул .
- Катиры или долина Кти ,
- Кулам-Катиры страны Кулам и
- Рамгули Катиры долины Рамгуль .
- Ката Читрала: Гобор , Румбур , Бумборет. [ нужна ссылка ]
- Джана Матонгдир Катиры Ожорской долины .
См. также
[ редактировать ]- Гиндукуша Кафиры
- Ну давай же
- Ката-вари
- Катирс
- Камтоз
- Пришел
- Кафирстан
- тело
- Нуристан
- нуристанцы
- Нуристанские языки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Х. Х. Уилсон, М. Эльфинстон, Бомбейский географический справочник, Д. Уилбер, М. К. Жиллет, В. К. Фрейзер Титлер, Р. Л. Митра, Х. К. Рейчаудхури, JRAS . 1843 г., JASB 1874 г. и т. д.
- ^ CE Босворт ; Э. Ван Донзель; Бернард Льюис ; Чарльз Пеллат (ред.). Энциклопедия ислама, том IV Издательство «Брилл» . п. 409.
- ^ Ричард Ф. Стрэнд (31 декабря 2005 г.). «Сайт Ричарда Стрэнда о Нуристане: Народы и языки Нуристана» . Нуристан.инфо .
- ^ Летопись Института восточных исследований Бхандаркара, Пуна . Бхандаркарский институт восточных исследований . 2003. стр. 109–110.
- ^ Василий Бартольд (14 июля 2014 г.). Историческая география Ирана . Издательство Принстонского университета . п. 85. ИСБН 9781400853229 .
- ^ Перейти обратно: а б Р. К. Маджумдар (1951). История и культура индийского народа: Делийский султанат . Аллен и Анвин . п. 113.
- ^ Василий Бартольд (17 октября 2013 г.). Историческая география Ирана . Издательство Принстонского университета . п. 85. ИСБН 9781107662094 .
- ^ Бывший кафир рассказывает свои трагические заметки о кати-кафирах северного Башгула (Афганистан) - Макс Климбург - Восток и Запад , том 58 - № 1/4 декабря 2008 г. - стр. 391-402 - опубликовано Istituto Italiano Per I'Africa e l 'Ориенте (ИСЛАО)
- ^ Перси Сайкс (10 июля 2014 г.). История Афганистана: Тома 1 и 2, Том 1 . Рутледж. п. 195. ИСБН 9781317845874 .
- ^ Единство в разнообразии? 100 лет религиозной истории Норвегии 1898-1998 гг . Влодек Витек, С камерой в Индию, Иран и Афганистан: доступ к мультимедийным источникам исследователя, профессор доктор Моргеншерн. Архивировано 23 марта 2012 г. в Wayback Machine (1892–1975), Национальная библиотека Норвегии, Осло.
- Кафиры Гиндукуша , 1896, Джордж Скотт Робертсон
- Отчет о королевстве Коболь , Лондон, М. Эльфинстон
- Племена Гиндукуша , Краз (Австрия), 1971, Дж. Биддульф
- «Ката». Получено 4 июля 2006 г. от Ричарда Ф. Стрэнда: Нуристан, скрытая земля Гиндукуша .
Исторические конфликты и судьба племени Аль-Кате в 1400 году.