Гаспаре Муртола
Гаспаре Муртола | |
---|---|
![]() Караваджо Медуза Муртола . Картина названа в честь поэта Гаспаре Муртолы, посвятившего ей свой знаменитый мадригал Per lo scudo di Medusa (1603). | |
Рожденный | 1570 |
Умер | 1625 |
Альма-матер | Университет Генуи |
Занятия |
|
Писательская карьера | |
Язык | |
Литературное движение | |
Известные работы | Сотворение мира |
Гаспаре Муртола (англ. Итальянское произношение: [ˈɡaspare ˈmurtola] ; д. 1624 г. [1] или 1625 [2] ) — итальянский поэт и автор мадригалов . Он известен ожесточенной литературной враждой с Джамбаттистой Марино , проводимой «с сонетами , оскорблениями и выстрелами из пистолета». [3] и ссылки, которые он делает в своих стихах на произведения искусства Караваджо . Его главное произведение — священная поэма La Creazione del mondo («Сотворение мира», 1608). [4]
Биография
[ редактировать ]Гаспаре Муртола родился в Генуе и изучал литературу и право у себя на родине. [2] Он отправился в Рим в качестве секретаря Джакомо Серры, который стал кардиналом и послом Папы при императоре. Муртола сопровождал его в этом путешествии в Вену . Впоследствии, находясь в Турине , Муртола привлек внимание Карла Эммануила I, герцога Савойского , и был назначен его секретарем. [5]
Находясь при Савойском дворе, он опубликовал свои стихотворения о Сотворении мира: Della Creazione del Mondo, Poema Sacro, Giorni Sette, Canti Sedici (Венеция, 1608 г.). Марино, который тогда тоже был в Турине, высмеял новое стихотворение в сатирическом сонете. Между двумя поэтами возникла жестокая ссора. Марино продолжил свою первую атаку целым залпом сонетов, которые он назвал Муртолейде ; [6] Муртола ответил Маринидой . Наконец, когда Марино, казалось, взял верх над ситуацией, Муртола однажды поджидал своего врага на улице Турина с аркебузой . Он промахнулся по Марино, но ранил спутника Марино, фаворита герцога. За это покушение его посадили в тюрьму, но Марино великодушно добился его освобождения. Тем не менее, говорят, что Муртола замышлял изгнать Марино из Турина, и ему это удалось. Сам он вскоре уехал и провел остаток своей жизни в Риме. Рассказывают, что Павел V однажды расспросил его о нападках на Марино и получил от поэта двусмысленный ответ: «È vero, ho Fallito».
До публикации своего «Creazione» Муртола был известен как латинский поэт благодаря своему «Nutriciarum sive Naeniarum libri tres» (Венеция, 1602 г.) и как лирический поэт благодаря своему «Rime» (Венеция, 1604 г.). « Иней» разделен на несколько книг под названием: Gli Amori , Gli Occhi , Le Veneri . Стихи по большей части представляют собой мадригалы, а по вкусу и тематике часто напоминают соперника писателя Марино. Как и Марино, Муртола писал мадригалы на произведения искусства, в том числе несколько стихотворений на произведения Караваджо. В мадригале 1603 года он ответил на Караваджо Медузу словами: «Беги, ибо, если твои глаза окаменели от изумления, она превратит тебя в камень». [2]
Основные работы
[ редактировать ]- Цитра (на итальянском языке). Рим: Гульельмо Фаччиотто. 1600.
- Рифмы (на итальянском языке). Р. Меглиетти. 1604.
- Della createe del mondo, священная поэма (на итальянском языке). Венеция: Б. Пульчиани. 1608 г.
- Два выдающихся поэта Джо. Джовиани Понтани и др. и Gasparis Murtulae JC Januensis, Naeniarum, sive Nutriciarum libri Three (на латыни). Витербо: Джироламо Дичеполо. 1613
- О рыболовстве (на итальянском языке). Рим: Евангелиста Деучино. 1617.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энциклопедия итальянских литературных исследований: A – J , под редакцией Гаэтаны Марроне (Тейлор и Фрэнсис, 2007), том. 1, с. 1160; Альберт Н. Манчини, статья «Марино, Джамбаттиста» в Словаре итальянской литературы Касселла (Касселл, 1996), стр. 364.
- ^ Jump up to: а б с Фосси 2004 , с. 530.
- ^ Манчини, Словарь итальянской литературы Касселла , стр. 364.
- ^ Энциклопедия итальянских литературных исследований, с. 1160.
- ^ Франческо Фламини, История итальянской литературы (1265–1907) , перевод Эванджелин М. О'Коннор (1906), стр. 231.
- ^ В тридцать третьем «Свистке» Murtoleide Marino, комментируя способность Муртолы как поэта далеко meravigliare , вызывать удивление или изумление, включается терцет, который с тех пор широко цитируется как краткий манифест его поэтического кредо: È дель поэта иль фин ла меравилья (Parlo de l'eccellente e non del goffo): Chi non sa Far Stupir, vada alla striglia! (Цель поэта — вызвать удивление (я говорю о превосходном, а не о глупом): Пусть тот, кто не умеет удивлять, пойдет работать в конюшню!)
Библиография
[ редактировать ]- Руссо, Эмилио (2012). «МУРТОЛА, Гаспаро» . Биографический словарь итальянцев , том 77: Морлини – Натолини (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . ISBN 978-8-81200032-6 .
- Хаттон, Джеймс (1935). Греческая антология в Италии до 1800 года . Итака: Издательство Корнельского университета . стр. 347–348.
- Славинский, М. (2002). «Муртола, Гаспаре» . Оксфордский справочник итальянской литературы . Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 июня 2023 г.
- Марини, Маурицио; Махон, Денис (2004). «Караваджо, Муртола и «Отравленная хиома Медузы» ». Искусство и история 25 (49): 175–84. дои : 10.2307/1483752 . JSTOR 1483752 .
- Фосси, Глория (2004). Уффици: Искусство, история, коллекции . Джунти Редактор . ISBN 9788809036758 .