Роберт Берени

Роберт Берень (18 марта 1887 — 10 сентября 1953) — венгерский художник , представитель авангардной группы, известной как «Восьмерка», которая привнесла кубизм и экспрессионизм в венгерское искусство в начале двадцатого века, перед Первой мировой войной . В молодости он учился и выставлялся в Париже, а также считался одним из венгерских фовистов .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Роберт Береньи родился в Будапеште в 1887 году. В 17-летнем возрасте он в 1904 году несколько месяцев учился у художника Тивадара Земплени , а затем перешел учиться в Академию Жюлиана в Париже . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Находясь там, на Берени особенно повлияла сила искусства Поля Сезанна . Он также перенял некоторые варианты использования цвета движения фовистов и выставлялся в Осеннем салоне вместе с французскими художниками-фовистами. [ 4 ] [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]Берени наиболее известен своей формой экспрессионизма и кубизма , которую он разработал совместно с авангардной группой, известной как «Восемь» , первая совместная выставка которых состоялась в Будапеште в 1909 году. В их число входили лидер Карой Кернсток , Лайош Тиханьи , Бела . Чобель , Дежё Цигани , Одон Марфи , Дежё Орбан и Берталан Пор . Он привнес в них французское влияние со времени своего пребывания в Париже.
На следующей выставке в 1911 году группа была названа А Нёлчак , или «Восемь». По сути, они сформировали ядро модернистских экспериментов, а также были частью радикальных интеллектуальных течений в музыке и литературе. Самая важная работа Берени этого раннего периода - портрет композитора Белы Бартока (1913). В том же году он также написал «Сцену».
В 1919 году Берени участвовал в художественной жизни недолгой Венгерской Демократической Республики и был руководителем отдела живописи Художественного управления. После падения республики в том же году Берень эмигрировал в Берлин вместе со многими другими венгерскими художниками и писателями. Он жил и работал там несколько лет, продолжая заниматься кубизмом и экспрессионизмом. Он не возвращался в Венгрию до 1926 года.
После 1934 года он работал в Зебегень , недалеко от излучины Дуная на севере Венгрии. В 1936 году он был удостоен премии Синниеи .
В последний год Второй мировой войны ателье Берени было разрушено вместе со многими его работами. После войны, при коммунистическом правительстве, он стал преподавателем в нынешнем Венгерском университете изящных искусств в Будапеште. Он умер в 1953 году.
С конца двадцатого века и политических изменений в Восточной Европе возобновился интерес к ранним модернистским художникам Венгрии. Представленные ниже экспонаты посвящены Берени и другим участникам «Восьмерки», а две приурочены к столетнему юбилею их первой выставки под этим названием в 1911 году.
Заново открытая работа
[ редактировать ]Картина Берени под названием « Спящая дама с черной вазой» , местонахождение которой было неизвестно с 1928 года, была случайно обнаружена в 2009 году историком искусства Гергели Барки после просмотра американского фильма 1999 года «Стюарт Литтл» со своей дочерью, где эта картина использовалась в качестве реквизит. Помощник художника-постановщика купила картину по дешевке в калифорнийском антикварном магазине для использования в фильме и хранила ее у себя дома после окончания съемок. Картина была продана на аукционе в Будапеште 13 декабря 2014 года за 229 500 евро. [ 6 ]
Экспонаты
[ редактировать ]- 1991–1992, «Стоя во время бури: венгерский авангард 1908–1930 годов» , Художественный музей Санта-Барбары, Санта-Барбара, Калифорния. [ 7 ]
- 2006, Венгерские фовисты из Парижа в Надьбанью, 1904–1914 , 21 марта – 30 июля 2006 г., Венгерская национальная галерея. [ 4 ]
- 2010, «Восемь: столетняя выставка», 10 декабря 2010 г. - 27 марта 2011 г., Музей Януса Паннониуса, Печ. [ 8 ]
- 2012, Восьмёрка. «Венгерское шоссе в современном мире» , 12 сентября – 2 декабря 2012 г., Bank Austria Kunstforum, Вена , сотрудничество с Музеем изящных искусств и Magyar Nemzeti Galéria, Будапешт. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Будапештплакат» . Архивировано из оригинала 12 октября 2016 года . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Бенезит Берени
- ^ Grove Art Online, Берень
- ^ Jump up to: а б Венгерские фовисты от Парижа до Надьбаньи, 1904–1914: выставка в Венгерской национальной галерее, 21 марта — 30 июля 2006 г. , Кристина Пассут и Дьёрдь Соч, Лоранд Беречки, 2006 г.
- ^ Клемент, Рассел Т. (25 мая 1994 г.). Les Fauves: Справочник . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780313283338 – через Google Книги.
- ^ Холман, Джордин (1 декабря 2014 г.). «На фоне «Стюарта Литтла» обнаружен пропавший шедевр » . Эстрадный журнал .
- ^ Стоя во время шторма: Венгерский авангард 1908-1930 годов , Венгерские исследования , Том. 19, № 1-2, 1994 г., по состоянию на 2 февраля 2013 г.
- ↑ «Восемь: столетняя выставка», Музей Януса Паннониуса, Печ, каталог 10 декабря 2010 г. - 27 марта 2011 г., Печ: JPM, 2011. с. 544. ISBN 9639873241
- ^ Бекс, Арт-форум: Восемь. «Дорога Венгрии к современности» , 2012 г., Bank Austria Kunstforum, по состоянию на 29 января 2013 г.
Внешние ссылки и источники
[ редактировать ]- «Роберт Берени» , Изобразительное искусство Венгрии.