Государственная железная дорога герцогства Брансуик
Государственная железная дорога герцогства Брауншвейг ( Herzoglich Braunschweigische Staatseisenbahn ) была первой государственной железной дорогой в Германии . Первый участок железнодорожной линии Брауншвейг-Бад-Гарцбург между Брауншвейгом и Вольфенбюттелем открылся 1 декабря 1838 года.
Открытие
[ редактировать ]Строительство линии в основном было делом рук предпринимателя Филиппа Августа фон Амсберга, тайного советника герцога Вильгельма Брауншвейгского . Амсберг исследовал транспортное сообщение из не имеющего выхода к морю герцогства Брауншвейгского с ганзейскими городами Гамбургом , Бременом и Любеком и признал, что транспортировка древесины и горнодобывающей продукции из поместий герцогства в горном хребте Гарц в морские гавани не была конкурентоспособной. И наоборот, продукция из морских гаваней, как правило, транспортировалась по реке Эльбе в Магдебург в прусской провинции Саксония , но не в Брауншвейг. В 1824 году он предложил в меморандуме план строительства железнодорожного сообщения от Брауншвейга через Ганноверское королевство до городов Гамбурга и Бремена. Эти идеи были обнародованы в 1832 году, но потерпели крах от немецкого секционализма ( Kleinstaaterei ).
В 1835 году Амсберг снова рассмотрел план строительства восточной железной дороги от Брауншвейга через Хельмштедт до Магдебурга. От этого плана отказались в пользу более позднего маршрута через Ошерслебен , чтобы образовать там соединение с прусской линией Магдебург-Хальберштадт . первая паровая железнодорожная линия в Германии — Баварская железная дорога Людвига открылась В том же году между Нюрнбергом и Фюртом . По инициативе Амсберга министерство земли Брауншвейг наконец приняло решение построить железнодорожную линию от Брауншвейга на юг до Вольфенбюттеля и эксклава Бад-Гарцбург (до 1892 года: Нойштадт ) – железную дорогу Брауншвейг-Бад-Гарцбург – и тем самым упредить намерение ганноверского правительства построить восточную железную дорогу через Хальберштадт до Магдебурга в обход Брауншвейга на юге.
1 августа 1837 года началось строительство первого участка от Брауншвейга в южном направлении, а 30 ноября 1838 года маршрут был открыт герцогом Вильгельмом, едущим на поезде в Вольфенбюттель, буксируемом локомотивом Бленкинсоп . Открытая для движения на следующий день, это была первая государственная железная дорога Германии и четвертая железнодорожная линия, построенная в Германской Конфедерации . 31 октября 1841 года было завершено строительство линии на Бад-Гарцбург через Вененбург . Вокзал Вененбург, открытый в 1840 году на территории Ганновера, сегодня является старейшим действующим железнодорожным вокзалом Германии. Подъем отсюда до края хребта Гарц первоначально осуществлялся на лошадях, но к 1843 году на этом участке была введена паровая перевозка с использованием трех локомотивов , построенных в Англии . Эти двигатели были первыми шестисцепными локомотивами в Германии.
В 1850 году Филипп-Август фон Амсберг стал главой железнодорожного и почтового отдела герцогства в Брауншвейге.
Развитие сети
[ редактировать ]- 10 июля 1843 года была открыта восточная ветка Вольфенбюттель-Ошерслебен через Йерксхайм и Шёнинген с соединением с прусскими железными дорогами, которыми управляет Магдебург-Хальберштадтская железнодорожная компания , и дальнейшим сообщением с Берлином и Лейпцигом, а также с браншвейгским эксклавом Бланкенбург .
- Западная линия Брансуик-Пайне была открыта 19 мая 1844 года с соединением с Королевскими ганноверскими государственными железными дорогами после того, как наконец было достигнуто соглашение с сопротивляющимся Эрнестом Августом, королем Ганновера .
- Ветка Брауншвейгской Южной железной дороги от Бёрсума до Ганноверской Южной железной дороги в Крайенсене была построена в 1853 году и открыта в 1856 году.
- В 1858 году Хельмштедт буроугольный район был соединен с Йерксхаймом железной дорогой Йерксхайм-Хельмштедт .
- Еще одна ветка от Вененбурга до Гослара открылась в 1866 году; поскольку эта линия полностью проходила через территорию Ганновера, она была построена Ганноверской государственной железной дорогой, но сначала эксплуатировалась Брауншвейгской государственной железной дорогой.
- Когда в октябре 1865 года открылось юго-западное сообщение от Крайенсена до Хольцминдена и Хёкстера с линиями Королевской Вестфальской железнодорожной компании был установлен сквозной маршрут , через Альтенбекен в Рейнско-Вестфальский промышленный район .
- С завершением строительства железной дороги Йерксхайм-Бёрссум областью дальний сквозной маршрут в 1868 году был проложен между Магдебургом и Рурской в обход Ганновера и Брауншвейга, что представляло особый интерес для Пруссии . На смену главной магистрали с востока на запад пришла железная дорога Берлин-Лерте ( Lehrter Bahn ), открытая в 1871 году.
Захват государства Пруссия
[ редактировать ]После аннексии Ганновера Пруссией в 1866 году Брауншвейгские линии были полностью окружены прусскими государственными железными дорогами . В 1869 году Амсберг с тяжелым сердцем заключил сделку о продаже Брауншвейгской государственной железной дороги Пруссии. Герцогство Брауншвейгское в то время накопило большие долги, возникшие в основном из-за расширения железной дороги.
В марте 1870 года, с 1 января 1869 года, Брансуикские государственные железные дороги были переданы частному железнодорожному концерну Brunswick Railway Company. Амсбергу не удалось увидеть, как прусское государство скупило акции этой компании между 1879 и 1882 годами, управляло ею в рамках Прусских государственных железных дорог и подчинило ее в 1886 году королевскому железнодорожному подразделению ( Eisenbahndirektion ) Магдебурга.
Литература
[ редактировать ]- Борн, Эрхард (редактор), Пионеры железнодорожной отрасли , Дармштадт: Карл Рериг Верлаг.
- Нойбауэр, Юрген / Салевский, Дитер (1988): 150 лет 1-й немецкой государственной железной дороги Брауншвейг-Вольфенбюттель. Брауншвейг: Йох. Издательство Мейер. ISBN 3-926701-05-6 .