Святые и злодеи
![]() | |
Автор | Дениз Джардина |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Историческая фантастика |
Опубликовано | 1999 ( В.В. Нортон ) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
ISBN | 978-0-393-04571-0 |
Святые и злодеи — роман Дениз Джардина, вышедший в 1998 году . Это художественная биография Дитриха Бонхеффера , немецкого лютеранского пастора, который выступал против фашизма, был вовлечен в заговор с целью убийства Гитлера и в конечном итоге был повешен нацистами . «Святые и злодеи» были удостоены премии в области художественной литературы Бостонского книжного обозрения. [ 1 ] и был полуфиналистом Международной Дублинской литературной премии . [ 2 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В фильме «Святые и злодеи» воссоздана жизнь и мученичество немецкого пастора и богослова Дитриха Бонхеффера , который участвовал в заговоре с целью убийства Гитлера и был казнен в Бухенвальде на исходе Второй мировой войны .
Бонхеффер, выросший в привилегированной немецкой семье, принадлежащей к верхушке среднего класса, в начале 20-го века, является защищенным и мечтательным одиночкой, которого балует и защищает его семья. Не сумев развиться как музыкант, он обращается к теологии, первоначально как к академическому занятию, а не как к духовному призванию. Его учеба привела его в Союзную теологическую семинарию в Нью-Йорке, где он познакомился с Рейнхольдом Нибуром и общественным деятелем Майлсом Хортоном . Он дружит с афроамериканским студентом Фредом Бишопом, который знакомит его с эндемичным расизмом в Соединенных Штатах и берет его с собой в Гарлем и Аппалачи , где он воочию становится свидетелем расизма и бедности. Самым впечатляющим из этих событий является катастрофа в туннеле «Ястребиное гнездо» в 1927 году, когда сотни мужчин, в основном чернокожих, загадочным образом умирают после того, как их оторвали от очередей за хлебом, чтобы помочь рыть туннель. Бонхёффер маскируется под рабочего, фактически и символически снимая с себя все элементы самости: он должен спрятать очки, притвориться немым, потому что у него акцент, и надеть рваную одежду, чтобы вписаться в нее. Это чувство обезличивания предвещает то, что происходит. евреям в Германии по возвращении.
Бонхёффер возвращается в Германию, и вскоре после этого к власти приходят Гитлер и нацисты. нападения на евреев стали открытой государственной политикой Когда после пожара Рейхстага в 1933 году , сочинения и проповеди Бонхёффера приобретают все более антинацистский тон. Когда нацисты создали государственную церковь, он помог основать еще одно оппозиционное пастырское движение и выступил в качестве представителя этого движения на Олимпийских играх 1936 года .
Поскольку нацисты становятся все более жестокими, антисемитскими и антиинтеллектуальными, Бонхёффер чувствует себя обязанным действовать. Он устраивается на работу агентом военной разведки низшего звена в Абвере , работая с группой высокопоставленных нацистских чиновников, которые замышляют убить Гитлера. Он использует свое положение для сбора контрразведки и помощи евреям бежать из Германии. Бонхёффер борется с моральной дилеммой оправдания лишения одной жизни ради спасения других. В апреле 1943 года Бонхеффер арестован и заключен в тюрьму. Там он сталкивается с следователем Бауэром, который высмеивает его веру и является фоном для всех сомнений и моральных затруднений Бонхёффера.
Бонхеффер проводит остаток войны в тюрьме, и по мере того, как война приближается к концу, его судьба висит на волоске: спасут ли его приближающиеся союзники ? Однако его повесили в апреле 1945 года, всего за месяц до капитуляции Германии.
Фон
[ редактировать ]Джардина размышляла о Бонхёффере и его работах около 20 лет, с тех пор, как ее наставник в епископальной церкви впервые подарил ей книгу его сочинений. В романе основное внимание уделяется моральным решениям, в первую очередь приемлемости греха, если грех предотвратит большее зло. [ 3 ] Джардина погрузилась в жизнь Бонхеффера, привлеченная этой историей из-за неоднозначности ситуации. Борьба с моральными и теологическими проблемами, описанными в книге, также привела Джардину обратно в свою церковь, на путь «жить в Боге», кульминацией которого стало ее повторное рукоположение в 2007 году, когда она покинула церковь годом ранее из-за конфликтов по поводу шахтеров. права. Роман — ее первое повествование от третьего лица. В зеркальном отражении своего предыдущего романа « Штурм небес » она начала его от первого лица и выбросила первые 50 страниц, чтобы начать все сначала. Она также решила перейти от прошлого к настоящему времени в заключительных сценах книги, добавив напряжения к вопросу о том, будет ли заключенный Бонхеффер освобожден наступающими союзниками.
Название ей подсказал друг, который увидел на холодильнике Джардины следующую цитату Бонхеффера:
Сегодня снова появились святые и злодеи. Вместо однообразной серости дождливого дня мы видим черную грозовую тучу и яркую вспышку молнии. Очертания выделяются преувеличенной резкостью. Герои Шекспира ходят среди нас. Злодей и святой выходят из первобытных глубин и своим появлением разрывают адскую или божественную бездну, из которой они приходят, и позволяют нам на мгновение заглянуть в тайны, о которых мы никогда не мечтали.
— Дитрих Бонхёффер, Этика
Джардина также использовал строки из Моцарта , Месса до минор чтобы обрамить сагу о Бонхёффере и скатывание Германии к нацизму и войне. Примечания к музыке помогли ей сосредоточиться на персонаже офицера СС Алоиса Бауэра, любителя музыки, который является двойником Дитриха и представляет собой смесь настоящих следователей Бонхёффера. Признавая легкую авторскую месть, Джардина дала Бауэр ту же фамилию, что и рецензент New York Times, который дал ее книге «Штурм небес» единственную заметную отрицательную рецензию. Другой персонаж, придуманный Джардиной, — Фред Бишоп, чернокожий священник, обучающийся у Бонхёффера в Союзной теологической семинарии Нью-Йорка . Бонхёффер навещает его в Чарльстоне , родном городе Джардины. Джардина писал о прошлом в Аппалачах горнодобывающих войн и использовал это катастрофическое событие как предзнаменование еще более катастрофического Холокоста . [ 4 ]
Прием
[ редактировать ]Отзывы о «Святых и грешниках» были в основном положительными.
Согласно Kirkus Reviews , «Джардина... превосходит саму себя в этом мощном воссоздании жизни и мученичества немецкого пастора и богослова Дитриха Бонхеффера... Большой роман во всех смыслах этого слова и триумфальное изображение одного из подлинные герои века». [ 5 ] Газета Newsday сообщает: «История, захватывающая сама по себе, рассказана увлекательно, с вниманием к значительным деталям, сильным чувством горькой иронии жизни и сильным чувством непосредственности. Персонажи, особенно сам Бонхеффер, реалистичны и сложны. Джардина также прекрасно передает настроение того времени, которое она изображает».
В положительном обзоре Publishers Weekly отмечается : «В серии впечатляющих сцен, воплощенных в жизнь благодаря безошибочному выбору деталей... Джардина превосходно владеет своей панорамной историей». Однако, пишущий для New York Times , Пол Бауманн менее впечатлен. Хотя он признает глубокое знание Джардиной исторических и богословских источников, он заключает: «Несмотря на амбициозные намерения, «Святые и злодеи» представляют собой скорее предсказуемую инсценировку фактов, чем оригинальное переосмысление жизни. Пафос истории Бонхёффера все же лучше всего передан. в своих неуловимых сочинениях». [ 6 ] The Tennessean : «Эта история очень важна. Бонхеффер, нарисованный Джардиной, — сложный персонаж». [ 7 ]
Сьюзан Осборн в своем обзоре Washington Post признает, что «сила Джардины заключается в ее способности показать, как исторические детали создают индивидуальность». Однако рецензия менее похвальна в отношении ее воссоздания жизни Бонхёффера на основе биографических источников, утверждая, что такая работа «представляет собой акт воображения, требующий искусной способности театрализовать изображаемого человека и его мир. К сожалению, эта способность не очень очевидна. здесь книга состоит в основном из статичных доктринальных и моральных бесед между Бонхеффером и другими, в результате чего персонажи звучат в лучшем случае как марионетки, читающие политические памфлеты или философские трактаты; как персонажи фильма о войне второго класса». Она заключает: «То, что в противном случае могло бы стать провокационным и многогранным психологическим портретом христианского пацифиста, ставшего заговорщиком, в конечном итоге представляет собой разочаровывающе скучный рассказ». [ 8 ]
Другие не согласны; в обзоре Lexington Herald-Leader утверждается, что «Джардина создает вымышленный рассказ о Бонхеффере, который выходит за рамки обычного «исторического романа», поскольку становится драматическим размышлением о смысле его жизни. Джардина вдыхает новую жизнь в Бонхеффера. Он больше не является первозданным икона его обожаемых поклонников, Джардина снова делает его заслуживающим доверия, хотя и исключительным человеком». Газета Philadelphia Inquirer пишет: «Джардине... удается наполнить фактическую биографию Бонхёффера тонкими и подробными человеческими штрихами – тем более «правдоподобными», поскольку они основаны на тщательных исследованиях». The Chattanooga Times : «Святые и злодеи» изображают ментальное и физическое приключение одного человека. Это трактат о бесчеловечности человека по отношению к человеку и мужестве одного человека, который поднялся над такими ужасами и в процессе обнаружил, что его собственная вера укрепилась».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дениз Джардина» . www.fantasticfiction.com . Проверено 07.11.2020 .
- ^ «Лонглист 2000 года – Международная литературная премия Дублина» . Проверено 07.11.2020 .
- ^ ХАЙД, ДЖИН (15 августа 1998 г.). «РОМАН О БОНХЕФФЕРЕ РАССМАТРИВАЕТ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА» . Гринсборо Новости и отчеты . Проверено 07.11.2020 .
- ^ «Дениз Джардина: История горного дела в Западной Вирджинии и Второй мировой войне» . www.publishersweekly.com . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ СВЯТЫЕ И ЗЛОДЕИ | Обзоры Киркуса .
- ^ «Песня палача» . Movies2.nytimes.com . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ «Житель Теннесси из Нэшвилла, штат Теннесси, 17 мая 1998 года · Страница 151» . Газеты.com . 17 мая 1998 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Осборн, Сьюзен (16 апреля 1998 г.). «Мораль, теология и Холокост» . Вашингтон Пост . Проверено 6 ноября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Широкий охват спасения: христианский универсализм в романах Дениз Джардина , Уильям Джоллифф, Университет Джорджа Фокса, 2016 г.