Эльза Кристенсен
Эльза Кристенсен | |
---|---|
Рожденный | Эльза Окснер 12 сентября 1913 г. |
Умер | 2005 г. (91–92 года) |
Занятие | Одинист |
Эльза Кристенсен (1913–2005) [ а ] был датским сторонником современного языческого религиозного движения язычества нового . Она основала языческую организацию, известную как « Содружество Одинистов» , в Соединенных Штатах, где прожила большую часть своей жизни. Идеолог Третьего Позиционизма , она поддерживала создание анархо-синдикалистского общества, состоящего из расово арийских общин.
Кристенсен родилась Эльзой Окснер в Эсбьерге , Дания, и развила свои анархо-синдикалистские симпатии, живя в Копенгагене . С этой позиции она перешла к штрассеритской национал-большевистской фракции Национал-социалистической рабочей партии Дании , которая объединила крайне правый акцент на расе с левым подходом к экономике. В 1937 году она вышла замуж за датского нацистского активиста Оге Алекса Кристенсена; однако из-за своей преданности национал-большевикам они оказались под пристальным вниманием во время немецкой оккупации Дании во время Второй мировой войны . После войны они переехали в Англию, а затем в Канаду, поселившись в Торонто в 1951 году. Переписываясь с различными крайне правыми активистами, она наткнулась на труды американского крайне правого идеолога Фрэнсиса Паркера Йоки и австралийского одиниста Александра Руда Миллса , оба из которых были огромное влияние на нее.
Кристенсен считала, что евреи контролируют западный общественно-политический истеблишмент , и чувствовала, что это предотвратит рост любого явно политического движения, направленного на распространение расового сознания среди тех, кого она считала арийцами. Вместо этого она считала, что язычество – языческая религия, которую она называла «Одинизмом» – представляет собой лучший способ распространения этого расового сознания. В 1969 году Кристенсен и ее муж основали группу под названием The Odinist Fellowship. Алекс умерла в 1971 году, и Кристенсен продолжила работу, переехав в США. В том же году она начала публиковать информационный бюллетень под названием «Одинист» , который продолжался много лет. В 1993 году она была заключена в тюрьму за контрабанду наркотиков, хотя утверждала, что ее использовали в качестве наркокурьера без ее ведома. После освобождения ее депортировали в Канаду, где она жила на острове Ванкувер в последние годы своей жизни.
Кристенсен оказал значительное влияние на расово ориентированное движение одинистов, получив в этом сообществе прозвище «Великая Мать». Ее жизнь и деятельность обсуждались в ряде академических исследований одинизма и крайне правых в Северной Америке такими учеными, как Николас Гудрик-Кларк , Маттиас Гарделл и Джеффри Каплан .
Биография
[ редактировать ]Молодость: 1913–1968 гг.
[ редактировать ]Кристенсен родилась как Эльза Ошер в 1913 году в Эсбьерге , западная Дания. [ 2 ] [ 3 ] Она стала профессиональной ткачихой и в 1933 году переехала в Копенгаген . Там она приняла анархо-синдикализм и стала последовательницей анархо-синдикалистского идеолога Кристиана Кристенсена . [ 3 ] Находясь в контакте с различными конкурирующими радикальными группами как крайне правого, так и крайне левого толка, она попала под растущее влияние штрассеровского крыла внутри Национал-социалистической рабочей партии Дании (DNSAP), группы, которая приняла нацистскую Германии. идеологию нацистской Вечеринка . [ 3 ] В 1937 году она вышла замуж за резчика по дереву и члена профсоюза Оге Алекса Кристенсена, который был старшим помощником лидера DNSAP Кея Лембке . [ 3 ] Кристенсены стали ассоциироваться со штрассеритской национал-большевистской фракцией партии, но Оге был частью фракции, свергнутой, когда Фриц Клаузен . контроль захватил [ 4 ]
После вторжения Германии в Данию в 1940 году Эльза и Оге были арестованы за участие последнего в национал-большевистских вооруженных ячейках. Кристенсен был освобожден после трехдневного допроса, но Оге был признан виновным в незаконном хранении оружия и заключен под стражу на шесть месяцев. [ 4 ] В этот момент Кристенсен убедила двоюродного брата своего отца, который был министром юстиции, в том, что Оге следует освободить. [ 4 ] После окончания Второй мировой войны пара уехала из Дании в Англию. В 1951 году они мигрировали в Канаду, где поселились в Торонто ; здесь Эльза работала в различных больницах, и это призвание она сохранила на всю жизнь. [ 5 ]
Сохраняя интерес к классовому и расовому радикализму, она установила контакты с различными крайне правыми активистами в соседних США, включая Уиллиса Карто и Джеймса К. Уорнера , последний был нью-йоркским организатором Американской нацистской партии . Ранее Уорнер пытался утвердить одинизм как религиозное крыло американского нацистского движения, но, полагая, что это провалилась, он передал Кристенсену все оставшиеся у него материалы по одинизму. [ 6 ] Именно в этом материале Кристенсен наткнулся на брошюру «Зов нашей древней нордической религии» , автором которой является австралийский одинист Александр Руд Миллс . [ 5 ] Хотя Кристенсен считала, что многие идеи Миллса находились под слишком сильным влиянием масонства , на ее взгляд, [ 5 ] на нее глубоко повлияли его идеи о возрождении поклонения древним скандинавским божествам. [ 7 ] На ее подход к пониманию таких божеств сильно повлияла юнгианская психология , полагавшая, что скандинавские божества были закодированы в коллективном бессознательном белой расы. [ 8 ]
На нее также повлияли труды крайне правого американского теоретика Фрэнсиса Паркера Йоки , в частности его работа 1962 года «Империум» , в которой он оплакивал поражение нацистской Германии и винил в этом влияние евреев в Европе и США. [ 9 ] Под влиянием Йоки Кристенсен пришел к убеждению, что арийская культура достигла своей «фазы старости», олицетворяемой идеологиями христианства , коммунизма и капитализма , верой в то, что все люди равны, и интернационалистической эрозией отдельных культур разных народов. гонки. [ 10 ] Она также прочитала Освальда Шпенглера » «Закат Запада ; [ 11 ] однако она отвергла пессимистическую точку зрения Шпенглера о том, что этот упадок был окончательным, вместо этого полагая, что арийская цивилизация может быть обновлена путем принятия новой религии - Одинизма. [ 10 ] Она считала одинизм религией, которая имела естественную и внутреннюю связь с тем, что она считала североевропейской расой, заявляя, что «первичный источник» веры был «биологическим: его происхождение находится в нашей расе, ее принципы закодированы в наши гены». [ 12 ] Она также считала, что этот одинизм должен использовать норвежские имена для божеств, а не англосаксонские или тевтонские, чтобы избежать послевоенной вражды между Англией и Германией. [ 13 ]
Содружество Одинистов: 1969–2005 гг.
[ редактировать ]«Мы, как одинисты, продолжим нашу борьбу за арийскую религию, арийскую свободу, арийскую культуру, арийское сознание и арийское самоопределение».
- Эльза Кристенсен, 1985. [ 14 ]
Кристенсен основала Содружество Одинистов в 1969 году, которое тогда базировалось в своем передвижном доме в Кристал-Ривер, Флорида . [ 15 ] Крайне правый академический специалист Джеффри Каплан назвал это «первым организационным выражением расистского одинизма в Соединенных Штатах». [ 13 ] в то время как ученый-религиовед Стефани фон Шнурбейн отметила, что Кристенсен создала свою версию одинизма как «отдельное средство для утверждения своей культурной пессимистической, антисемитской и радикальной расовой программы под религиозным покровом». [ 16 ] В 1971 году умер ее муж, после чего она стала более полно сосредоточиться на своей одинистской деятельности. [ 12 ] Она начала гастролировать по Северной Америке с целью пропаганды Одинизма. [ 12 ] а в августе 1971 года выпустила первый номер своего собственного журнала «Одинист» , который открылся лозунгом «Новые ценности из прошлого». [ 17 ] «Одинист» уделял большое внимание проблемам правых, при этом Каплан отмечал, что комментарии к правым идеям, современным новостям и антисемитским идеям были «обычным явлением» на его страницах, в то время как явные обсуждения одинистской теологии или древнескандинавских текстов были «обычным явлением». немногие и далекие друг от друга». [ 18 ] Языческая журналистка Марго Адлер считала «Одиниста» «откровенным расистом, хотя они, вероятно, предпочли бы термин « расист ». [ 19 ]
Кристенсен считала, что одинизм был идеальным инструментом для развития арийского расового сознания, выражая свое мнение, что контролируемый евреями истеблишмент не позволит ей делать это более явным образом, заявляя, что «вы не можете повторить ошибку, которую совершил Гитлер [в отношении открыто нападает на евреев] ... Все знают, что евреи правят всем проклятым миром, поэтому вы не можете бороться с их объединенной силой. Вам нужно следить за своим шагом». [ 12 ] Ряд читателей «Одиниста» написали в журнал письма, выражающие неодобрение тому, что они воспринимали как поддержку нацизма со стороны редакторов, на что Кристенсен публично ответил, что такие обвинения являются «самыми дешевыми из всех выстрелов, которые могут быть направлены против любого, кто находит что-то положительное сказать о... национал-социализме... или кто просто желает некоторой степени объективности в обращении с этим крайне оклеветанным движением». [ 20 ]
В начале 1970-х годов Кристенсен вступил в контакт с Валгардом Мюрреем и Элтоном Холлом, язычниками, управлявшими родственными организациями в Аризоне , и в 1976 году их группа стала первой, получившей сертификат Odinist Fellowship. [ 21 ] В начале 1980-х годов она основала программу помощи тюрьмам в надежде привлечь заключенных к одинизму, тем самым получив юридическое признание одинизма как религии в штате Флорида. [ 22 ] В тюрьмах «Содружество Одинистов» организовывало четыре сезонных фестиваля в год, отмечавшихся сумбелем , а также посвященных дню рождения Гитлера. [ 23 ]
В 1993 году Кристенсен был арестован, предан суду и приговорен к пяти годам и четырем месяцам тюремного заключения за торговлю марихуаной и героином . [ 24 ] Она утверждала, что ехала на машине из Техаса во Флориду, чтобы оказать услугу друзьям, и не знала, что использовали ее в качестве наркокурьера . они [ 25 ] Многие одинисты и Асаструер осудили приговор и заявили, что это была политическая подстава; Мюррей учредил комитет «Свободная Эльза Кристенсен» и вместе со Стивеном МакНалленом создал фонд защиты, чтобы помочь ей. [ 25 ] Сама Кристенсен не поддержала утверждение о том, что обвинения были политически мотивированными, вместо этого обвинив свою собственную наивность в том, что ее эксплуатировали торговцы наркотиками. [ 25 ] Перед тем как попасть в тюрьму, она передала список членов Братства Одинистов МакНаллену для использования его собственной языческой организацией, Народным собранием Асатру . [ 26 ]
После отбытия наказания ее депортировали в Канаду, что вызвало у нее горечь. [ 25 ] Там Макс Хаятт , готи из группы Wodan's Kindred, связанной с Альянсом Асатру, пригласил ее жить в своем доме на острове Ванкувер , Британская Колумбия . [ 25 ] Однако после того, как всплыли личные и политические разногласия, Кристенсен покинула дом Хаятт и переехала в стоянку для автофургонов в Парксвилле , остров Ванкувер, где она жила в небольшом трейлере. [ 27 ] Несмотря на то, что она гораздо меньше участвовала в деятельности Одиника, чем раньше, [ 28 ] она приступила к попытке возродить Братство Одинистов. [ 25 ] В 1998 году она начала публикацию Midgard Page , которая выпускалась как в бумажной, так и в электронной форме, последняя из которых была размещена на веб-сайте Hyatt Wodansdaeg Press . [ 25 ] В более поздние годы она стала более умеренной в своих взглядах, поощряя культурные изменения среди арийцев, а не политические действия. [ 25 ] Это контрастировало с более радикальными взглядами новых групп, таких как «Вотансволк» , которые использовали воинственные действия для достижения социально-политических изменений. [ 25 ] Она умерла 4 мая 2005 года. [ 29 ]
Идеология
[ редактировать ]Религиовед Джефферсон Ф. Калико отметил, что Кристенсен придерживался «политического, расового язычества». [ 30 ] в то время как историк религии Маттиас Гарделл считал, что Одинизм Кристенсена представляет собой отдельную языческую тенденцию по сравнению с Асатру МакНаллена, характеризуя версию Кристенсена как «более политическую и расовую интерпретацию с заметным национал-социалистическим влиянием». [ 28 ] Он отметил, что Кристенсен рассматривал религию как средство, с помощью которого можно добиться «расового объединения и омоложения». [ 4 ] Ее подход к Одинизму был сосредоточен в основном на изучении книг, а не на духовном опыте, полученном посредством ритуалов. [ 25 ] и она отвергла утверждения других язычников о том, что их посещают антропоморфные боги, считая эти утверждения признаками безумия. [ 31 ]
Кристенсен считал, что нынешняя структура власти в обществе рухнет, и что расово-ориентированные одинисты должны быть к этому готовы. [ 14 ] Она считала, что революционная деятельность по свержению репрессивных правительств является естественным инстинктом арийцев, что отражалось «от Джефферсона до Гитлера». [ 14 ] Хотя она одобряла его отношение к расе, она считала, что примеру нацистской Германии не следует подражать из-за ее тоталитарной структуры и союза с капиталистами. [ 14 ] Вместо этого она выразила положительные комментарии относительно экономически левой политики раннего правительства Бенито Муссолини в Италии, а также штрассеритских национал-большевистских фракций внутри нацистской партии Германии. [ 14 ] Она выразила мнение, что режим Гитлера не реализовал свой «истинный потенциал» и вместо этого ему следовало сохранить свою «оригинальную, социалистическую и народную программу». [ 14 ]
Поддерживая антитоталитарную и антикапиталистическую позицию, благоприятствующую децентрализованной общественной организации, Кристенсен отражала свои анархистские ценности. [ 32 ] Описывая свою идеальную социальную ситуацию как «племенной социализм», она представляла себе мир, в котором белые люди жили в небольших, самодостаточных «племенных» одинистских сельских коммунах, каждая из которых была автономна, и в котором частное предпринимательство было разрешено, но ресурсы и социальная сфера были разрешены. обязанности были разделены. [ 33 ] Она считала, что общества древней Северной Европы были столь же анархическими по своей природе, выражая точку зрения, что этот анархический акцент на свободе был присущ «природе» арийских людей; таким образом, ее позиция сильно отличалась от антирасистской точки зрения большинства анархистов. [ 34 ]
Кристенсен выразил мнение, что эти сообщества должны быть расово однородными и должны проявлять «расовое сознание», полагая, что в добровольном социальном порядке никто не захочет жить рядом с представителями другой расы. [ 35 ] Хотя она отрицала, что она была сторонницей превосходства белой расы , она ясно дала понять, что является белой сепаратисткой . [ 36 ] Она выступала за запрет межрасовых браков с намерением сохранить «чистоту» «арийской» расы. [ 36 ] Эта озабоченность понятиями чистоты была обычным явлением в национал-социалистической среде, проявляясь не только в расовых терминах, но и в экологических. [ 37 ] Кристенсен отвергал капитализм, потребительство и материализм, веря в необходимость экологического сознания, принципа возвращения к земле и устойчивого производства. [ 36 ]
Наследие и влияние
[ редактировать ]Историк эзотерики Николас Гудрик-Кларк описал Кристенсена как «самый публичный голос одинизма в Соединенных Штатах с начала 1970-х годов». [ 8 ] в то время как в 2003 году Гарделл заявил, что Братство Одинистов было «старейшей организацией» на языческой сцене. [ 15 ] Калико отметил, что Кристен был ответственен за распространение народного язычества в Соединенных Штатах и оказал влияние на «многих из первого поколения лидеров, которые создали истинно американское языческое движение». [ 30 ] По словам Калико, она представляла собой «мост между американской одинистской сценой и интеллектуальной линией германского völkisch движения». [ 38 ]
Кристенсен стала известна как «Великая Мать» среди расово ориентированных одинистов, и многие отдавали ей дань уважения, даже если они искали более агрессивный подход к расовым вопросам, чем тот, который она приняла. [ 4 ] С другой стороны, многие в сообществе одинистов знают ее как «Народную Мать». [ 39 ] Ряд ее идей оказали ключевое влияние на американское одинистское движение, в первую очередь ее политический и экономический «племенной социализм», ее акцент на вербовке людей через тюремное служение и ее акцент на юнгианскую архетипическую интерпретацию скандинавских божеств. [ 4 ]
Кристенсен сыграл огромную роль в формировании современного язычества в Испании, признавая в рамках одинистской ортодоксальности Испанский круг одинистов. [ 40 ] которая стала Comunidad Odinista de España-Asatru , получившая официальное признание в 2010 году, то есть полное признание и равенство с другими конфессиями, признанными испанским государством, рассматривалась ее последователями в Испании как «Материнский народ». День ее смерти является официальным днем поклонения вере Одиниста в Испании. [ 41 ] [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Аркивальеронлайн – Ригсаркивет» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 г. Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «Церковная книга, Эсбьергский приход Спасителя» . Национальный архив . Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гарделл 2003 , с. 166; Гудрик-Кларк 2003 , с. 259.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гарделл 2003 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б с Гарделл 2003 , с. 167.
- ^ Гарделл 2003 , с. 167; Гудрик-Кларк 2003 , с. 259.
- ^ Гарделл 2003 , стр. 167–168.
- ^ Jump up to: а б Гудрик-Кларк 2003 , с. 261.
- ^ Каплан и Вайнберг 1998 , с. 106; Каплан 2000 , с. 46; Гарделл 2003 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б Гарделл 2003 , с. 170.
- ^ Каплан 1996 , с. 195; Каплан 2000 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д Гарделл 2003 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б Каплан 2000 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гарделл 2003 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Гарделл 2003 , с. 165.
- ^ Шнурбейн 2016 , с. 58.
- ^ Каплан 2000 , с. 47; Гарделл 2003 , с. 171.
- ^ Каплан 1996 , с. 226.
- ^ Адлер 2006 , с. 289.
- ^ Гарделл 2003 , стр. 171–172.
- ^ Гарделл 2003 , с. 261; Шнурбейн 2016 , с. 72.
- ^ Каплан 2000 , с. 47; Гарделл 2003 , с. 175; Гудрик-Кларк 2003 , с. 261; Шнурбейн 2016 , с. 73.
- ^ Гарделл 2003 , с. 176; Гудрик-Кларк 2003 , с. 261.
- ^ Каплан 2000 , с. 48; Гарделл 2003 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гарделл 2003 , с. 176.
- ^ Каплан 2000 , с. 48.
- ^ Гарделл 2003 , стр. 166, 176.
- ^ Jump up to: а б Гарделл 2003 , с. 152.
- ^ Осред 2005 .
- ^ Jump up to: а б Калико 2018 , с. 85.
- ^ Гарделл 2003 , с. 157.
- ^ Гарделл 2003 , стр. 172–173.
- ^ Гарделл 2003 , стр. 173, 175.
- ^ Гарделл 2003 , с. 173.
- ^ Гарделл 2003 , стр. 173–174.
- ^ Jump up to: а б с Гарделл 2003 , с. 174.
- ^ Гарделл 2003 , с. 175.
- ^ Калико 2018 , с. 136.
- ^ Радгли 2006 , с. 309; Калико 2018 , с. 84.
- ^ http: //www.religionobservatory.en/upload/99/41/CastillaMancha.pdf . Архивировано 4 марта 2016 г. на странице Wayback Machine.311 Religion.en. Религиозные меньшинства в Кастилии-Ла-Манче
- ^ «Письмо Эльзы Чистенсен испанскому кружку одинистов» . Архивировано из оригинала 29 июня 2016 г. Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ ссылка на Эльзу Кристенсен. Архивировано 24 октября 2015 г. в Wayback Machine.
Источники
[ редактировать ]- Адлер, Марго (2006) [1979]. Рисуя луну: ведьмы, друиды, богопоклонники и другие язычники в Америке (переработанное издание). Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-303819-1 .
- Калико, Джефферсон Ф. (2018). Быть викингом: язычество в современной Америке . Шеффилд: Равноденствие. ISBN 978-1-78179-223-0 .
- Гарделл, Матиас (2003). Боги крови: языческое возрождение и белый сепаратизм . Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-3071-4 .
- Гудрик-Кларк, Николас (2003). Черное солнце: арийские культы, эзотерический нацизм и политика идентичности . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-3155-0 .
- Каплан, Джеффри (1996). «Реконструкция асатру и традиций одинизма». В Льюисе, Джеймсе Р. (ред.). Магическая религия и современное колдовство . Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка. стр. 193–236. ISBN 978-0-7914-2890-0 .
- Каплан, Джеффри (2000). «Эльза Кристенсен». Энциклопедия власти белых: справочник по радикальным расистским правым . Джеффри Каплан (редактор). Лэнхэм: АльтаМира Пресс. стр. 46–48. ISBN 978-0-7425-0340-3 .
- Каплан, Джеффри; Вайнберг, Леонард (1998). Появление евро-американских радикальных правых . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-2564-8 .
- Осред (2005). «Слава народной матери! Эльза Кристенсен (1913–2005)» . Одинический обряд в Австралии . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- Радгли, Ричард (2006). Языческое воскресение: сила зла или будущее западной духовности? . Лондон: Век. ISBN 978-0-7126-8096-7 .
- Шнурбейн, Стефани фон (2016). Скандинавское возрождение: трансформации германского неоязычества . Лейден: Брилл. ISBN 978-1-60846-737-2 .
- 1913 рождений
- смертей в 2005 г.
- Приверженцы германского неоязычества
- Датские нацисты
- Датские теоретики заговора
- Датские современные язычники
- Датские неонацисты осуждены за преступления
- Датчане, заключенные в тюрьму за границей
- Женщины-религиозные лидеры
- Крайне правые современные язычники
- Основатели современных языческих движений
- Национал-большевики
- Национальные синдикалисты
- Люди, осужденные за преступления, связанные с наркотиками
- Людей депортировали из США
- Люди из Кристал-Ривер, Флорида
- Люди из Эсбьерга
- Заключенные и задержанные федерального правительства США
- Третья позиция